ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-28702/2011 от 13.12.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-28702/2011

16 декабря 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2011 г. Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Насырова А.Р.,

с участием:

от заявителя   – ФИО1, по доверенности №01-12/606 от 11.03.2011 г., представитель,

от ответчика   – не явился, извещен,

от лица, ведущего протокол судебного заседания – секретарь судебного заседания Зинкевич И.В.,

рассмотрев по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению   Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел), РТ, г.Набережные Челны к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, РТ, г.Набережные Челны о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел), РТ, г.Набережные Челны (далее заявитель) обратилось в суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, РТ, г.Набережные Челны (далее ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Просил суд привлечь ответчика к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика в порядке, предусмотренном ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как усматривается из материалов дела, заявителем на основании распоряжения от 02.11.2011 г. №299-р, была проведена проверка индивидуального предпринимателя на предмет осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в ходе которой выявлены нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией):

ИП ФИО2 не ведёт учет и контроль за режимом труда и отдыха водителей, не составляет локальный нормативный акт (график работы (сменности) водителей). Табель учета рабочего времени водителей, определяющий продолжительность нормы рабочего времени водителей за учетный период (месяц) отсутствует. При проверки путевой документации (путевых листов) было выявлено не соблюдение нормы рабочего времени водителей. Не соблюдается еженедельный непрерывный отдых водителей. Так, при норме не более 40 часов в неделю, водители (без учета перерыва для отдыха и питания) отработали без выходных: ФИО3 с 26.10.11г. по 04.11.11г. - 10 дней подряд 118 час. 30 мин.; ФИО4 с 24.10.11г. по 29.10.11г. -6 дней подряд 70 час.50 минут, с 1.11.11г. по 10.11.11г. - 10 дней подряд 119 час.25 мин.; ФИО5 с 28.10.11г. по 04.11.11г .- 8 дней подряд 100 час 05 мин.

Продолжительность ежедневного отдыха водителей не соблюдается. Так, водитель ФИО3 отработал: согласно путевого листа №610 от 21.10.11г. начало рабочей смены в 5 час.00мин. закончилась в 20 час.30 мин. следовательно, следующая смена должна начаться не ранее чем в 8 час. 30 мин. следующего дня, однако согласно путевого листа № 640 от 22.10.11г. рабочая смена водителя ФИО3 началась в 5 час. 00 мин., через 8 час.30 мин. после окончания предыдущей. Межсменный отдых водителя сокращен на 3 час. 30мин.; 27 и 28 октября 2011г. согласно путевых листов № 790 и № 820 водитель ФИО3 начинал рабочую смену в 5 час.00 мин. и закончил в 20 час. 00 мин. Межсменный отдых водителя, в эти дни, был сокращен на 3 час.00 мин.; согласно путевого листа № 850 от 29.10.11г. водитель ФИО3 начал рабочую смену в 5 час.00 мин., закончил в 22 час.30мин. следовательно, следующая смена должна начаться в 10 час. 30 мин. следующего дня, однако согласно путевого листа №880 от 30.10.11г. рабочая смена водителя ФИО3 началась в 6 час. 10 мин., через 7 час. 40 мин. после окончания предыдущей. Межсменный отдых водителя сокращен на 4 час.20 мин.

ФИО6 согласно путевого листа №255 от 09.10.11г. начал рабочую смену в 5 час. 00 мин., закончил в 20 час. 00 мин. следовательно, следующая смена должна начаться не ранее чем в 8 час. 00 мин. следующего дня, однако согласно путевого листа №315 от 10.10.11г. рабочая смена водителя ФИО6 началась в 5 час.55 мин., через 9 час.55 мин. после окончания предыдущей. Межсменный отдых водителя сокращен на 2 час.05 мин. 10.10.11г. согласно путевого листа №315, рапорта гос. инспектора ОГТО и РАС и объяснительной водителя ФИО6, он отработал на линии свыше 14 часов - нарушены ч.1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. № 196-ФЗ; п.2.2 и п.2.3.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2; п.2.3.6 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15 и п.4 р.1, п.13 р.2, п.25 и п.26 р.3 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15.

По данному факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении №002048 от 17.11.2011 г. Действия ответчика квалифицированы по ч.3 ст.14.1КоАП РФ.

Руководствуясь ст.23.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что дело подлежит рассмотрению по существу в порядке, предусмотренном ст.123 АПК РФ, с учетом требований ч.1 ст.205 АПК РФ, а заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 31.12.2005 г.) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (несвязанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с пп. б и пп. в п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров и соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
 "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

На основании п.2.2 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (далее Положение) к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.

В соответствии с пунктом 2.3.3 данного Положения контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Как указано в пункте 4 раздела 1 Приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. (пункт 13 раздела 2 Положения).

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. (пункт 25 раздела 3 Положения).

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. (пункт 26 раздела 3 Положения).

Материалами дела подтвержден факт осуществления ответчиком деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности.

Поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, и не оспаривается самим ответчиком, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений судом не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Судом установлено, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2011 г. по делу № А65-3824/2011, от 11.10.2011 г. по делу № А65-21145/2011.

Таким образом, имеет место неоднократного совершения однородного административного правонарушения, за совершение которых ответчик уже подвергался административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ.
  Данное обстоятельство арбитражный суд учитывает в качестве отягчающего ответственность в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает правомерным назначить штраф в размере 4000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: совхоз «Буревестник» Чистопольского района Татарской АССР, зарегистрированного по адресу: <...>, внесенного в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за основным государственным регистрационным №304165034200812 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 4000 рублей.

Реквизиты на оплату штрафа:

Получатель УФК по РТ (УГАДН по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), счет получателя 40101810800000010001 ГРКЦ НБ Республики Татарстан г. Казань, БИК 049205001, КПП 166001001, ИНН <***>, ОКАТО 92401000000, КБК 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья А.Р. Насыров