ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-14478/04 от 25.03.2009 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«17» июля 2009 года                   г. Тверь                       Дело № А66 -14478/2004

Резолютивная часть объявлена 25.03.2009г.

Арбитражный суд Тверской области в составе: судьи Рощупкина В.А.,  арбитражных заседателей Глухова Н.А. и Галкиной Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алехиной Ц.В., при участии представителей: от истца –  Никишиной Г.В. – юриста, ответчика - Березовской Т.Г. – главного специалиста правового управления, третьего лица – ГМУ «ДЕЗ» - Степина В.В. – директора,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Тверьоблгаз», г. Тверь,

к ответчику Муниципальному образованию «Город Тверь» в лице Финансового управления администрации города Твери, г. Тверь,

с участием третьих лиц: Городского муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание», г. Тверь и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, г. Тверь,

о  взыскании 5 184 617 руб. 72 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Тверьоблгаз», г Тверь (далее - «истец») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Муниципальному образованию «Город Тверь» в лице Финансового управления администрации г. Твери о взыскании за счет казны МО «Город Тверь» 5 194 390 руб. 72 коп. задолженности по оплате природного газа, поставленного в период с января по сентябрь 2002 года муниципальному жилищному фонду г.Твери в целях газоснабжения населения.

В дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика было привлечено Городское муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание», г. Тверь (далее – «ГМУ «ДЕЗ»).

Определением от 04.03.2005г. судом было удовлетворено ходатайство ответчика о рассмотрении настоящего дела с участием арбитражных заседателей. К рассмотрению дела были привлечены арбитражные заседатели Доботолова В.В. и Алиев Р.О.

Определением от 06.06.2005г. Арбитражный суд Тверской области приостановил производство по делу №А66-14478/2004.

В связи с истечением срока полномочий арбитражных заседателей Доботоловой В.В. и Алиева Р.О., 17.06.2008г. истцом и ответчиком были представлены кандидатуры новых арбитражных заседателей: Четверкиной Алены Георгиевны и Овсянникова Николая Евгеньевича, которые были привлечены судом к рассмотрению дела.

Определением от 27.08.2008г. суд возобновил производство по делу №А66-14478/2004, удовлетворил ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до суммы 5 184 617 руб. 72 коп., привлек в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, г. Тверь (далее – «Департамент управления имуществом»).

Определением от 02.03.2009г. в связи с истечением срока полномочий арбитражного заседателя (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2009г. №9 «О прекращении полномочий арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации») Овсянникова Н.Е., суд произвел замену арбитражного заседателя - Овсянникова Н.Е. на представленную истцом кандидатуру арбитражного заседателя - Галкиной Галины Васильевны и привлек Галкину Галину Васильевну к рассмотрению настоящего дела в качестве арбитражного заседателя. Также данным определением суд произвел замену арбитражного заседателя - Четверкиной Алены Георгиевны на представленную ответчиком кандидатуру арбитражного заседателя - Глухова Николая Александровича и привлек Глухова Николая Александровича к рассмотрению настоящего дела в качестве арбитражного заседателя.

Департамент управления имуществом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще (ст. ст. 121-123 АПК РФ). Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя данного лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Ответчик заявил ходатайство в порядке ст. 66 АПК РФ о запросе у ОАО «Тверьоблгаз» следующих сведений:

- суммы понесенных ОАО «Тверьоблгаз» в спорный период убытков в связи с реализацией льгот согласно федеральному законодательству о ветеранах, о статусе седей, о социальной защите инвалидов в РФ, о реабилитации жертв политических репрессий, государственных пособиях гражданам, имеющих детей, о донорстве, о милиции, о статусе военнослужащих, с указанием суммы возмещенных средств в адрес ОАО «Тверьоблгаз» в связи с данными выпадающими доходами;

- суммы понесенных ОАО «Тверьоблгаз» в спорный период убытков в связи с предоставлением гражданам субсидий в установленном законодательством порядке, с указанием суммы возмещенных средств в связи с данными выпадающими доходами.

Истец также высказал возражение относительно удовлетворения заявленного ответчиком ходатайства, так как оно не имеет отношение к рассматриваемому спору. Запрашиваемые суммы уже были подтверждены.

Третье лицо, заявленное ответчиком ходатайство, поддержало.

Суд определил: на основании ст. 66 АПК РФ в удовлетворении заявленного ответчиком ходатайства об истребовании доказательств у ОАО «Тверьоблгаз» отказать, поскольку ответчик не представил суду доказательств того, что самостоятельно их истребовал у ОАО «Тверьоблгаз» и ему было отказано. Кроме того, исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, представление доказательств в обоснование заявленного требования является правом и обязанностью истца, который и несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме, с учетом представленных пояснений (т. 9 л.д. 43-50). Истец в обоснование иска сослался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2006г. по делу №А66-1559/2004, имеющее преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Ответчик иск оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (№46-юр от 03.03.2005г. (т. 2, л.д. 2 – 5) и дополнении к нему (№ 27/3064 от 16.12.2008г. (т. 9, л.д. 5 – 7), в том числе: жилой фонд города Твери, потребляющий газ, не является муниципальной собственностью. Непосредственными потребителями газа в многоквартирных домах являются граждане, проживающие в них, независимо от оснований владения квартирой: права собственности или договора найма. Именно они получают и используют газ, поставленный в жилые дома, а не муниципальное образование. Главой города Твери были приняты постановления о внесении изменений в постановления Главы города о приеме в муниципальную собственность жилых домов (т. 4). Дата основной массы этих постановлений - февраль 2002 года. Учитывая изложенное, жилищный фонд,указанный в Перечне муниципального жилищного фонда, представленном ГМУ «ДЕЗ» в ПТП «Тверьмежрайгаз» при расчетах за природный газ в 2001 год, а также в Перечне муниципального жилищного фонда, представленного ГМУ «ДЕЗ» в ПТП «Тверьмежрайгаз при расчетах за природный газ в 2002 году, подписанный заместителем генерального директора по работе с потребителями ОАО «Тверьоблгаз» - не является в полной мере жилищным фондом, находящимся исключительно в муниципальной собственности.  Согласно письму ГМУ «ДЕЗ» (от 15.12.2008. № 29) - организации, фактически осуществлявшей в спорный период начисление, сбор и перечисление средств граждан по услуге «газоснабжение», представил реестр платежных поручений о перечисленных денежных средствах в адрес ОАО «Тверьоблгаз» за поставленный природный газ с января по сентябрь 2002 год, копии выписок по счету ГМУ «ДЕЗ», представленных ОАО «Тверской городской банк». По данным сведениям, в адрес ОАО «Тверьоблгаз» перечислено 11 805 489 руб. 84 коп. как плата населения за природный газ за период с января по 30 сентября 2002 года. В соответствии с реестром платежных поручений Управлением по социальной защите населения города Твери в адрес ОАО «Тверьоблгаз» перечислены денежные средства за предоставленные населению льготы по законодательству РФ в спорный период в сумме 106 441 руб. Согласно документам, представленным в Управление по социальной защите населения города Твери Территориальным отделом социальной защиты населения города Твери в 2006 году по платежному поручению № 3739 от 31.10.2006. ОАО «Тверьоблгаз» возмещены выпадающие доходы от реализации ФЗ «О ветеранах», образовавшиеся в спорный период - с января по сентябрь 2002 года в сумме 2 636 695 руб. 76 коп.  Согласно письму ООО «ЕРКЦ» от 20.11.2008. № 1037 и представленным документам в адрес Финансового управления в адрес ОАО «Тверьоблгаз» перечислено средства, собранные с населения в октябре 2002 года, за спорный период в сумме 109811 руб.47 коп. В соответствии с «расчетом Финансового управления администрации города Твери в целом по городу», сумма средств за потребленный населением природный газ составила 14 101507 руб. 17 коп. Согласно приложенным к отзыву документам в адрес ОАО «Тверьоблгаз» перечислены средства за использование населением природного газа в спорный период в сумме 14 658 438 руб. 07 коп. Учитывая вышеизложенное, ответчик просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо - ГМУ «ДЕЗ» пояснило по иску, согласно отзывам на исковое заявление (т. 1 , л.д. 143 – 144 и № 26 от 15.10.2008г., т. 8, л.д. 23), следующее: согласно постановления Главы администрации г. Твери № 1430 от 14.06.2000г. и распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации г. Твери № 459 от 14.06.2000г. муниципальный жилищный фонд был снят с баланса МУП ПЖРЭУ районов г. Твери и передан на баланс ГМУ «ДЕЗ». Согласно постановления Главы администрации г. Твери № 2387 от 26.10.2001г. муниципальный жилищный фонд с 15.11.2001г. был снят с баланса ГМУ «ДЕЗ» и передан непосредственно в казну муниципального образования г. Тверь. Нахождение на балансе имущества или его использование не может являться основанием для возникновения вещного права на это имущество у его правообладателя. ГМУ «ДЕЗ»  не являлся покупателем коммунальной услуги по газоснабжению для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде в исковой период, это выходит за пределы его правоспособности. На основании вышеизложенного и согласно уставным видам деятельности ГМУ «ДЕЗ» в исковой период осуществляло только начисление, сбор и перечисление в адрес ОАО «Тверьоблгаз» денежных средств с населения г. Твери за потребленный им газ. Все денежные средства, начисленные и собранные с населения в исковой период ГМУ «ДЕЗ» были перечислены в полном объеме в адрес ОАО «Тверьоблгаз». ОАО «Тверьоблгаз» действительно осуществлял газоснабжение для нужд жителей (нанимателей и собственников жилья) проживающих в многоквартирных жилых домах г. Твери в период с января по октябрь 2002 года. Согласно представленному акту сверки между ОАО «Тверьоблгаз» и ГМУ «ДЕЗ» по состоянию на 01.10.2004г. сумма начисленных денежных средств к оплате жителям за газ и перечисленная ОАО «Тверьоблгаз» составляет разницу следующих выпадающих доходов в виде: льгот, представленных гражданам в соответствии с действующим законодательством; задолженности населения. В период с 2006 по 2008 г. Управлением соцзащиты администрации г. Твери производилось возмещение льгот организациям осуществляющим предоставление жилищно-коммунальных услуг населению г. Твери. Одной из таких организаций является ОАО «Тверьоблгаз». На основании вышеизложенного, все обязательства ГМУ «ДЕЗ»  перед ОАО «Тверьоблгаз» по начислению, сбору и перечислению денежных средств в исковой период выполнены полностью.

Третье лицо - Департамент управления имуществом пояснило по иску, согласно отзывам на исковое заявление (б/н от 15.10.2008г., т. 7 , л.д. 92 и б/н от 27.01.2009г., т. 9, л.д. 127 – 128), следующее: жилой фонд города Твери не является в полном объеме муниципальным; в период с 2001 года происходила передача муниципального жилого фонда от ГМУ «ДЕЗ» в казну муниципального образования, однако, передавался жилой фонд – по квартирно (в связи с тем, что с 1991 года идет приватизация жилого фонда гражданами).

Исходя из материалов дела, суд установил следующее:

ОАО «Тверьоблгаз» в период с января по сентябрь 2002 года без оформления с кем-либо договора осуществляло через присоединенные сети поставку природного газа населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде города Твери.

Ранее в рамках реформы коммунального хозяйства было создано городское муниципальное учреждение «Тверская дирекция единого заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание», г. Тверь (ГМУ «ДЕЗ»), которому на основании постановления Главы города Твери от 31.05.2000г. №1430,  с учетом изменений внесенных постановлением №1580 от 20.06.2000г. и распоряжения Комитета по управлению имуществом города Твери от 14.06.2000г. №459, весь муниципальный жилищный фонд города Твери, ранее находившийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий ПЖРЭУ районов города, передан в 2000 году в оперативное управление, о чем свидетельствуют, в том числе: перечни актов приема – передачи, подписанные  ГМУ «ДЕЗ».

Постановлением Главы администрации г. Твери от 26.10.2001г. №2387 постановление Главы администрации г. Твери от 31.05.2000г. №1430 «О передаче жилого фонда в оперативное управление ГМУ «ДЕЗ» признано утратившим силу и с 16.11.2001 весь городской жилищный фонд, переданный ранее ГМУ «ДЕЗ», включён в состав казны муниципального образования «Город Тверь», что подтверждается актами приема-передачи от 15.11.2001г. №№1-4.

В настоящее время МП ПЖРЭУ Московского района г. Твери, г. Тверь; МП ПЖРЭУ Центрального района г. Твери, г. Тверь; МП ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери, г. Тверь  и МП ПЖРЭУ Заволжского района г. Твери, г. Тверь, и ГМУ «ДЕЗ №1 г. Твери», г. Тверь признаны банкротами.

Поскольку природный газ, поставленный истцом в муниципальные объекты жилья г. Твери в период с января по сентябрь 2002 года, полностью оплачен не был, в связи с чем, образовалась задолженность по его оплате в сумме 5 184 617 руб. 72 коп. (с учетом уточнений), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 64, ст. ст. 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии ее смыслом закона отсутствие договорных документов между организацией, чьи потребляющие установки присоединены к газопроводу, и газораспределительной организацией не освобождают потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии. При этом оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии. В силу же ст. 548 ГК РФ предусмотренные вышеуказанными юридическими нормами правила применяются и к отношениям по снабжению газом.

Материалами дела надлежаще подтверждается, что в период с января по сентябрь 2002 года истец безостановочно осуществлял газоснабжение муниципального жилищного фонда г. Твери по своим сетям, к которым присоединены энергопринимающие устройства муниципальных жилых домов (внутридомовое газовое оборудование), а объекты муниципального жилья продолжали отбор газа без оформления договора газоснабжения. Ответчик и третье лицо не оспаривают факт поставки в спорные жилые дома в заявленный период природного газа.

При таких обстоятельствах, надлежащими ответчиками по делу (абонентами) являются лица, в ведении которых в спорный период находились энергопринимающие устройства (внутридомовое газовое оборудование).

Согласно пункта 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Иное установлено пунктом 2 статьи 8 ГК РФ, в силу которого права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.

Таким образом, моментом возникновения права оперативного управления недвижимым имуществом следует считать момент его государственной регистрации.

Исходя из положений статьи 2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права оперативного управления муниципальным жилищным фондом города Твери за ГМУ «ДЕЗ» в установленном законодательством порядке, в связи, с чем у ГМУ «ДЕЗ» не возникло право оперативного управления на переданный ему жилой фонд в 2000 году.

Постановлением Главы администрации г. Твери от 26.10.2001г. №2387  (пункт 4.2) Комитету по управлению имуществом города Твери (в настоящее время департамент управления имуществом) совместно с Департаментом ЖКХ, ГМУ «ДЕЗ», муниципальными предприятиями ПЖРЭУ районов города предписано в срок до 25.11.2001г. провести ревизию постановлений Главы города о передаче жилищного фонда в хозяйственное ведение муниципальных предприятий. В случае отсутствия регистрации права хозяйственного ведения на объекты жилищного фонда - подготовить проект постановления Главы города о признании соответствующих постановлений утратившими силу; в случае наличия зарегистрированного права хозяйственного ведения на объекты жилищного фонда - провести работу по передаче вышеуказанных объектов из хозяйственного ведения муниципальных предприятий ПЖРЭУ районов города в муниципальную казну города Твери и внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности.

В настоящее время МП ПЖРЭУ Московского района г. Твери, г. Тверь; МП ПЖРЭУ Центрального района г. Твери, г. Тверь; МП ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери, г. Тверь и МП ПЖРЭУ Заволжского района г. Твери, г. Тверь, и ГМУ «ДЕЗ №1 г. Твери», г. Тверь признаны банкротами.

При рассмотрении Арбитражным судом Тверской области дела №А66-1559/2004, был исследован вопрос о государственной регистрации права хозяйственного ведения на жилищный фонд г. Твери, ранее находившийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий ПЖРЭУ Московского, Центрального, Заволжского и Пролетарского районов города Твери и ГМУ «ДЕЗ №1».

При этом судом установлено, что в основной массе жилые дома не были зарегистрированы за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения в связи с их передачей им до вступления в законную силу ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и создания соответствующих регистрирующего органа в г. Твери. Те незначительные сведения о регистрации данного права, которые представлены суду, были выполнены в 1996-1999 годах (до создания соответствующих регистрирующего органа г. Твери) Тверской городской регистрационной палатой.

На основании постановления Главы города Твери от 28.04.2000г. № 1198 и распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Твери №357 от 10.05.2000г. от ГМУ «ДЕЗ №1 г. Твери», г. Тверь (правопреемника МП «УМО») согласно приложения №1 к постановлению Главы города Твери от 28.04.2000г. № 1198 были изъяты и переданы ПЖРЭУ районов 20 жилых домов, которые в последующем согласно постановления Главы города Твери от 31.05.2000г. № 1430 и распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Твери №459 от 14.06.2000г. были изъяты у ПЖРЭУ и переданы ГМУ «ДЕЗ» и далее в казну МО г. Тверь.

Согласно распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Твери №459 от 14.06.2000г., вынесенного во исполнение постановления Главы города Твери от 31.05.2000г. № 1430, жилой фонд, указанный в приложениях к нему, в том числе спорный изымался у муниципальных предприятий ПЖРЭУ Московского, Центрального, Заволжского и Пролетарского районов города Твери на основании обращений руководителей муниципальных унитарных предприятий – ПЖРЭУ районов г. Твери (исх. №581 от 01.06. 2000г., исх. б/н от 08.06.2000г., исх. №518/7 от 08.06.2000г., исх. №490 от 19.05.2000г.) об отказе от имущества (жилых домов). Данный факт подтвержден представителем Департамента управления имуществом (правопреемника КУИ г. Твери) в судебном заседании при рассмотрении дела №А66-1559/2004. На запрос суда при рассмотрении дела №А66-1559/2004 данные отказы не были представлены Департаментом управления имущество, в связи, с тем, что на данный момент они отсутствуют.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что КУИ г. Твери изъял (ст.ст. 125, 215, 235 и 299 ГК РФ) у данных предприятий муниципальное имущество – жилые дома с последующей передаче ГМУ «ДЕЗ» и далее в казну МО г. Тверь.

Данные обстоятельства так же подтверждаются: перечнями актов приема – передачи жилых домов от ПЖРЭУ районов к ГМУ «ДЕЗ» за 2000 год, подписанными ГМУ «ДЕЗ» (представленными в связи с большим объемом данных актов - более 2000 штук, не оспоренные Департаментом); постановлением Главы администрации г. Твери от 26.10.2001г. №2387 о признании утратившим силу постановления Главы администрации г. Твери от 31.05.2000г. №1430 «О передаче жилого фонда в оперативное управление ГМУ «ДЕЗ», которым предписывалось ГМУ «ДЕЗ» в срок до 26.10.2001г. снять с баланса объекты жилого фонда, необоснованно учтенные в качестве основных средств  и в срок до 25.11.2001г. передать муниципальный жилой фонд в муниципальную казну г. Твери, а Комитету по управлению имуществом г. Твери учесть в муниципальной казне объекты жилищного фонда, снятые с баланса ГМУ «ДЕЗ». В связи с чем, весь муниципальный жилой фонд г. Твери, был передан ГМУ «ДЕЗ» в казну г. Твери - Комитету по управлению имуществом г. Твери, а последним принят по актам приема-передачи от 15.11.2001г. №№1-4.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2006г. по делу №А66-1559/2004, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела (т. 7 л.д. 1-21). По делу №А66-1559/2004 рассматривался аналогичный спор между теми же лицами о взыскании задолженности по оплате природного газа, отпущенного в жилые дома в 2001 году.

Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу положений п. 2 ст. 69 АПК РФ данный судебный акт имеет преюдициальное значение, то есть обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2006г. по делу №А66-1559/2004, не доказываются вновь при рассмотрении данного дела.

С учетом изложенного, в период с января по сентябрь 2002 года спорный жилой фонд, в который поставлялся газ, находился в муниципальной собственности МО г. Тверь, в казне МО г. Тверь и не был закреплен за муниципальными предприятиями (т. 7 л.д. 36-74), в связи, с чем соответственно энергопринимающие устройства (внутридомовое газовое оборудование) расположенные в данных домах, присоединенные к сетям истца, так же принадлежат МО г. Тверь, следовательно, МО г. Тверь является надлежащим ответчиком по данному иску. Перечень жилого фонда г. Твери за 2002 год (т. 7 л.д. 36-73) аналогичен перечню, фигурирующему в деле №А66-1559/2004, в котором рассматривался аналогичный спор о взыскании задолженности по оплате природного газа, отпущенного в жилые дома в 2001 году (т. 6 л.д. 113-150).

Ссылка Департамента управления имуществом и ответчика на то, что Главой г. Твери были изданы постановления о внесении изменений в ранее вынесенные постановления о принятии жилых домов в муниципальную собственность г. Твери (т.2 л.д. 145 -158, т. 5 л.д. 1-77), является несостоятельной по следующим основаниям.

Департаментом управления имуществом и ответчиком не представлено суду в порядке ст. ст. 65, 67, 68 АПК РФ доказательств передачи (акты приема-передачи) обратно муниципальным предприятиям - ПЖРЭУ, изъятого в 2000 году жилого фонда и переданного в 2001 году в казну МО г. Тверь, а так же надлежащего исполнения постановления Главы администрации г. Твери от 26.10.2001г. №2387 (пункт 4.2) с регистрацией изменений в установленном порядке.

С произведенным истцом расчётом цены иска на сумму 5 184 617 руб. 72 коп., суд считает возможным согласиться. К взысканию предъявлены суммы, не превышающие тех, что обозначены ГМУ «ДЕЗ», организацией осуществляющей сбор платежей с населения за газ в период с января по сентябрь 2002 года, в акте сверки по состоянию на 01.10.2002г. (т. 1 л.д. 13) (из расчета: начислено 14 631 990 руб. 01 коп. (14 641 727 руб. 01 коп. (сумма начислений по данным ГМУ «ДЕЗ» - акт сверки) – 9 737 руб. (за спорный период начисления по дому №14 по ул. Калинина – т. 7 л.д. 33) – 9 447 336 руб. 29 коп. (сумма оплаты)). Кроме того, данный расчет подтверждается: документами об оплате задолженности за спорный период (т. 1 л.д. 14-34, т. 4 л.д. 9-24); информацией о начислениях и собранных денежных средствах в период с января по сентябрь 2008 года (т. 2 л.д. 1, 17, т. 4 л.д. 8), актами сверки (т. 4 л.д. 6, 134, т. 9 л.д. 2).

Вопреки требованиям ст. ст. 65, 67, 68 АПК РФ, ответчик и третье лицо не представили надлежащих доказательств, опровергающих данные о количестве и стоимости поставленного газа, подлежащего оплате.

Доводы ответчика и ГМУ «ДЕЗ» (т. 8 л.д. 62-65, т. 9 л.д. 5-7) о том, что спорная сумма задолженности погашена, в том числе: путем возмещения льгот истцу, являются несостоятельными, по следующим основаниям:

Истец в представленных контррасчете и письменных пояснениях с документами (т. 9 л.д. 18-19, 43-126) дал пояснения по правомерности отнесения произведенной оплаты, а так же возмещения предоставленных льгот.

Рассмотрев данные пояснения, сопоставив их с платежными документами и назначением платежа в них, выписками банка, справками банка, договорами и другими документами, имеющимися в материалах дела, представленными в обоснование своих возражений истцом на доводы ответчика и третьего лица, суд, считает возможным согласиться с отнесением произведенной оплаты истцом.

Так истцом правомерно не учтена в счет погашения спорной задолженности оплата с иным назначением платежа в суммах: 2 300 657 руб. (за услуги по транспортировке газа по договору №52-4-0087 от 08.12.2000г. за МУП «Тверьгортеплоэнерго»); 44 343 руб. 64 коп. (за сжиженный газ); 58 634 руб. 82 коп. (за ПЖРЭУ Заволжского района г. Твери – т. 9 л.д. 39-40); 1 355 руб. (за сжиженный газ); 5 408 руб. (возмещение льгот по расчетам с гражданами, ведущими расчеты по индивидуальным расчетным книжкам); 93 618 руб. (возмещение льгот по договору №16 от 12.03.2002г.), так же не поступившая на счет истца в сумме 285 063 руб. 15 коп. (ст. 316 ГК РФ).

При этом, истцом так же были правомерно учтены как оплата платежи в сумме 272 801 руб. 24 коп. согласно расчета истца.

Ссылку ответчика и ГМУ «ДЕЗ» на представленный акт сверки от 27.09.2006г., подтверждающий задолженность в сумме 4 142 870 руб. 12 коп. за предоставленные населению льготы по закону «О ветеранах» за период 2001-2004 г.г. перед ОАО «Тверьоблгаз» и погашение платежным поручением № 3739 от 31.10.2006. ОАО «Тверьоблгаз» выпадающих доходов от реализации ФЗ «О ветеранах», образовавшиеся в период с января по сентябрь 2002 года, в сумме 2 636 695 руб. 76 коп., является несостоятельной, так как ответчик и ГМУ «ДЕЗ» не представили надлежащих доказательств необходимости отнесения суммы 2 636 695 руб. 76 коп. в оплату спорной задолженности.

Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери (далее – ТОСЗН) на определение Арбитражного суда Тверской области от 15 октября 2008 года по настоящему делу пояснил (исх. №1427 от 06.11.2008г. т. 8 л.д. 39-43) следующее:

ТОСЗН образован с 01 апреля 2005 года. ТОСЗН не является правопреемником каких-либо организаций или учреждений, в том числе и МУ «Город Тверь». На основании акта передачи кредиторской задолженности по возмещению выпадающих доходов от реализации законодательства о льготах от Управления социальной защиты населения г. Твери от 8 июня 2005 года, ТОСЗН была передана кредиторская задолженность только ФЗ РФ «О ветеранах» за 2001 -2004 годы(по состоянию на 01 января 2005 года). Задолженность передавалась одной суммой без разбивки по годам и месяцам. Из расшифровки, прилагающейся к акту усматривается, что по ОАО «Тверьоблгаз» передана кредиторская задолженность по ФЗ РФ «О ветеранах» за 2001-2004 г. в сумме 4 142 870 руб. 12 коп. 27.09.2006г. между ТОСЗН и ОАО «Тверьоблгаз» проведена сверка кредиторской задолженности по ФЗ РФ «О ветеранах» за 2001-2004г. Актом сверки от 27.09.2006г. обеими сторонами подтверждена задолженность в сумме 4142870 руб.12 коп.Из них по муниципальному жилому фонду - 1202747 руб. 27 коп. и по частному сектору - 2940122 руб. 85 коп. Кредиторская задолженность в сумме 4142870 руб.12 коп.перед ОАО «Тверьоблгаз» погашенаТОСЗН 31 октября 2006 года платежным поручением № 3739 от 31.10.2006г. По состоянию на 06 ноября 2008 года у ТОСЗН не имеется кредиторских задолженностей перед ОАО «Тверьоблгаз».

Факт того, что именно ГМУ «ДЕЗ», а не истец получал денежные средства от Управления социальной защиты населения г. Твери в возмещение льгот, предоставленных гражданам в спорный период, надлежаще подтверждается: платежными поручениями №344 от 05.04.2002г., №364 от 05.04.2002г., №96 от 20.04.2002г., №427 от 17.06.2002г., №983 от 25.07.2002г., №913 от 17.07.2002г., №808 от 26.09.2002г., №699 от 18.09.2002г., №649 от 13.09.2002г., №3936 от 08.10.2002г., письмом Управления социальной защиты населения Администрации г. Твери №341-44 от 09.10.2002г. (т. 7 л.д. 94), сведениями о финансировании расходов по предоставлению льгот ветеранам и инвалидам и фактических расходах за 2002 год, подписанные Управлением социальной защиты населения Администрации г. Твери (т.9 л.д. 67), абзацами 4 и 10 п. 2 Постановления Главы администрации города Твери №489 от 22.02.2001г. «О финансировании в 2001 году текущих расходов по реализации Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О пособиях гражданам, имеющих детей» и других социально значимых законов» в редакции Постановления Главы города №565 от 05.03.2001г.

Кроме того, из расшифровки, прилагающейся к акту передачи кредиторской задолженности по возмещению выпадающих доходов от реализации законодательства о льготах от Управления социальной защиты населения г. Твери от 08 июня 2005 года, следует, что ТОСЗН была передана кредиторская задолженность по ФЗ РФ «О ветеранах» за 2001 -2004 годы (по состоянию на 01 января 2005 года) одной суммой без разбивки по годам и месяцам не только по истцу, но и по ГМУ «ДЕЗ» 20 270 926 руб. 60 коп., которое в спорный осуществляло начисление и сбор платежей за природный газ с населения г. Твери. Доказательств не получения данной суммы от ТОСЗН третье лицо суду не представило.

ОАО «Тверьоблгаз» обращалось к ГМУ «ДЕЗ» с предложением предоставить сведения о количестве граждан, имеющих право на пользование льготой по оплате коммунальных услуг, с разбивкой по законам, по видам газопотребления и т.д. за спорный период, на что ГМУ «ДЕЗ», уполномоченное собственником на ведение расчетов с населением, ответил отказом и запрашиваемые сведения не были предоставлены (письмо ГМУ «ДЕЗ» № 726 от 27.04.2001г.).

Как следует из материалов дела, Управление социальной защите населения г. Твери в 2002 году осуществляло возмещение ОАО «Тверьоблгаз» выпадающих доходов от предоставления льгот гражданам, осуществляющим расчеты с ОАО «Тверьоблгаз» на основании заключенных договоров, а именно  по договору №16 от 12 марта 2002 года (расчеты с гражданами по индивидуальным расчетным книжкам, сроком действия с 03.01.2002г.) и проживающим в муниципальном жилищном фонде и ведущим расчеты через ООО «ЕРКЦ» (с октября 2002г.) по договору № 41 от 05.12.2002г. (сроком действия с 01.10.2002г.).

Так задолженность, отраженная в акте от 27.09.2006г., как пояснил истец, складывалась в результате сверки расчетов в рамках договорных отношений ОАО «Тверьоблгаз» и Управления по социальной защите населения г. Твери из следующих сумм: 2 940 122 руб. 85 коп. - частный сектор, в отношении граждан проживающих в собственных жилых домах и ведущих расчеты за природный газ по индивидуальным расчетным книжкам (договор № 16 от 12.03.2002г.) и 1 202 747 руб. 27 коп. - муниципальный жилой фонд, т.е. задолженность, сложившаяся в рамках действия агентского договора ОАО «Тверьоблгаз» и ООО «ЕРКЦ» (договор №41 от 05.12.2002г.).

Из анализа расшифровки задолженности по возмещению истцу льгот по услуге «газоснабжения», предоставленных гражданам по ФЗ «О ветеранах» (приложение к письму Управления социальной защите населения г. Твери №20-86и от 24.02.2009г., т. 10 л.д. 9-10), следует, что деление (учет) предоставленных льгот по жилому фонду на частный и муниципальный возникло только в 2003 году; задолженность по компенсации льгот за 2002 год составляет сумму с учетом частичного возмещения 4235 тыс. руб.

Как следует из представленных истцом искового заявления о взыскании 3 640254 руб. 94 коп. и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2003г. по делу №А66-5444-03 за счет казны Тверской области в пользу истца были взысканы убытки от предоставления льгот гражданам по ФЗ «О ветеранах» в сумме 3 608 024 руб. 31 коп. за 2002 год (договор №16 от 12.03.2002г. между истцом и Управлением социальной защите населения г. Твери  по абонентским книжкам), включающие в себя все суммы указанные в расшифровке задолженности по возмещению истцу льгот по услуге «газоснабжения», предоставленных гражданам по ФЗ «О ветеранах» (приложение к письму Управления социальной защите населения г. Твери №20-86и от 24.02.2009г., т. 10 л.д. 9-10), как задолженность за период с января по сентябрь 2002 года (т. 9 л.д. 117-121).

Кроме того, решением Арбитражного суда Тверской области от 04.11.2003г. по делу №А66-5107-03, за счет казны Тверской области в пользу истца были взысканы убытки от предоставления льгот гражданам по ФЗ «О ветеранах» в сумме 468 958 руб. 17 коп. за период с октября по декабрь 2002 года (договор №41 от 05.12.2002г.) (т. 9. л.д. 125-126).

Данные решения были исполнены, что подтверждается инкассовыми поручениями №8 от 28.01.2004г. и №70 от 08.12.2003г., отметкой на исполнительных листах №009369 от 05.12.2003г. и №010869 от 27.01.2004г. (т. 10 л.д. 11-12, 15-16).

Таким образом, на момент передачи Управлением социальной защите населения г. Твери  ТОСЗН кредиторской задолженности по возмещению выпадающих доходов от реализации законодательства о льготах от Управления социальной защиты населения г. Твери (акт от 8 июня 2005 года), кредиторская задолженность по возмещению льгот по ФЗ «О ветеранах» за период с января по сентябрь 2002 года перед истцом отсутствовала, в связи, с чем не могла быть оплачена платежным поручением №3739 от 31.10.2006г.

Принимая во внимании указанное, доводы ответчика и третьего лица в части погашения спорной задолженности являются несостоятельными.

Ответчик не представил в порядке ст. 65 АПК РФ суду доказательств погашения спорной задолженности за указанный период. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Следовательно, с учетом изложенного, ответчик – МО г. Тверь, как собственник спорных жилых домов и энергопринимающих устройств (внутридомовое газовое оборудование)  должен в соответствии со ст. ст. 8, 210, 307, 308, 309, 314, 486, 539. 541, 544, 548 ГК РФ, оплатить стоимость природного газа, отпущенного в период с января по сентябрь 2002 года истцом в муниципальный жилищной фонд г. Твери в сумме 5 184 617 руб. 72 коп.

По правилам ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением иска суд относит на ответчика госпошлину по делу в сумме 37 423 руб. 09 коп.,  которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку данная госпошлина уплачена истцом платежным поручением №1974 от 22.12.2004г. Госпошлина в сумме 148 руб. 86 коп. на основании ст. ст. 333.22 и 333.40 НК РФ, подлежит возврату истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 121-123, 156, 163, 167-171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального образования «Город Тверь» за счет средств казны Муниципального образования «Город Тверь» в лице Финансового управления Администрации г. Твери, г. Тверь в пользу Открытого акционерного общества «Тверьоблгаз», г. Тверь 5 184 617 руб. 72 коп. основного долга и 37 423 руб. 09 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст. 319 АПК РФ после вступления решения в законную силу.

Выдать Открытому акционерному обществу «Тверьоблгаз», г. Тверь справку на возврат из федерального бюджета РФ государственной пошлины в сумме 148 руб. 86 коп., оплаченной по платежному поручению №1974 от 22.12.2004г.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа г. Санкт- Петербург в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий судья                                                      В.А.Рощупкин

Арбитражные заседатели:                                                            Н.А.Глухов

     Г.В.Галкина