ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-4957/18 от 29.11.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 декабря 2018 года

г.Тверь

Дело № А66-4957/2018

Резолютивная часть объявлена 29 ноября 2018 г.

Арбитражный суд Тверской области в составе: судьи Кольцовой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановым П.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области, д. Булатово с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица – 13.01.2006)

к ответчику Фермерскому хозяйству «Малая Русь», д. Леушино с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица – 23.02.1994),

при участии третьих лиц: Администрации Кашинского района, г. Кашин Тверской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г. Тверь, ФИО1, д. Бигичево Богородицкого района Тульской области, ФИО2, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО3, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО4, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО5, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО6, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО7, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО8, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО9, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО10, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО11, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО12, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО13, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО14, г. Москва, ФИО15, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО16, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО17, д. Леушино Кашинского района Тверской области

неимущественный спор,

при участии представителей: от истца – ФИО18, от ответчика – ФИО19, от третьих лиц – ФИО12, ФИО3, ФИО9, ФИО11, ФИО4,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области, д. Булатово с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Фермерскому хозяйству «Малая Русь», д. Леушино с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (далее – ответчик) с требованием признать за Администрацией Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области право собственности на следующее имущество – жилые помещения, расположенные по адресу:

1. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

2. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 1;

3. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

4. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

5. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>.

Определением от 09 июля 2018 суд, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г. Тверь.

Определением от 19 сентября 2018 суд, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, д. Бигичево Богородицкого района Тульской области, ФИО2, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО3, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО4, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО5, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО6, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО7, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО8, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО9, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО10, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО11, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО12, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО13, д. Леушино Кашинского района Тверской области.

Определением от 23 октября 2018 суд, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО14, г. Москва, ФИО15, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО16, д. Леушино Кашинского района Тверской области, ФИО17, д. Леушино Кашинского района Тверской области.

Несмотря на надлежащее извещение о времени и месте слушания дела (ст. ст. 121-123 АПК РФ), иные третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных третьих лиц.

В настоящем судебном заседании представитель истца представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела, а также заявил письменное ходатайство об уточнении исковых требований, что не противоречит требованиям ст. 49 АПК РФ и принято судом.

С учетом принятых судом уточнений рассмотрению подлежат следующие исковые требования:

Признать право муниципальной собственности муниципального образования Булатовское сельское поселение д. Булатово с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица – 13.01.2006) на следующее имущество – жилые помещения, расположенные по адресу:

1. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

2. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 1;

3. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

4. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

5. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>.

Дополнительно истец пояснил, что является надлежащим истцом по делу, сведений о ликвидации его как юридического лица нет, представил сведения из ЕГРЮЛ полученные по состоянию на 28.11.2018 г.

Представитель ответчика представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела, в том числе встречный иск, без приложений, указав в последующем, что доводы, изложенные в основании встречного иска следует считать как заявленные им против удовлетворения основного иска возражения, по иску возражал, по заявленному истцом уточнению возражал, пояснил, что истец находится в стадии ликвидации, Булатовское сельское поселение ликвидировано, представил Закон Тверской области от 07.04.2018 N 16-ЗО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Кашинский район", путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области".

Представитель истца по доводам ответчика возражал, полагает, что передача жилого фонда была незаконна, спорные помещения расположены на территории Булатовского сельского поселения, относятся к жилищному фонду социального использования.

Представитель ответчика по доводам истца возражал, с 1999 г. владеет спорными помещениями, является налогоплательщиком, нес расходы по содержанию данного имущества, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с измененными истцом исковыми требованиями, ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку истец о нарушении своих прав узнал еще в 2005 г., указал, что признаки правопреемства имеются.

Представитель истца по ходатайству о пропуске срока исковой давности возражал, против удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания возражал.

Третьи лица по доводам ответчика возражали, пояснили, что содержали имущество за счет собственных средств, о том, что имущество было в 1999 г. передано ответчику не знали, по ходатайству об отложении судебного заседания возражали.

 Суд протокольным определением отказал ответчику в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.

Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, оценив обстоятельства дела, с учетом положений части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расценил данные действия ответчика как злоупотребление своим процессуальным правом, направленным на затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного решения.

Из имеющихся в материалах дела документов судом установлено следующее:

На территории Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области в д. Леушино расположены жилые дома, которые в настоящее время находятся на балансе Фермерского хозяйства «Малая Русь».

Спорные жилые помещения не являются собственностью ни муниципального образования городское поселение – город Кашин Кашинского района Тверской области, ни муниципального образования «Кашинский район», ни муниципального образования «Булатовское сельское поселение», что подтверждается выписками из реестров муниципальной собственности.

Сведений о регистрации права собственности на спорные жилые помещения в ЕГРП не имеется.

 Спорные жилые дома были построены хозспособом колхозом «Победа» в 1974 г., были введены в эксплуатацию Актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от декабря 1989 г., утвержденного Решением исполнительного комитета Кашинского районного Совета народных депутатов № 39-6 от 29.12.1989 г. об утверждении актов приемки в эксплуатацию жилых домов в колхозах и совхозах Кашинского района.

08 февраля 1992 г. колхоз «Победа» ликвидирован. Факт ликвидации колхоза «Победа» подтверждается Выпиской из протокола № 1 заседания общего собрания членов колхоза «Победа» от 08.02.1992 (справка Архивного отдела администрации Кашинского района Тверской области исх. № 151 от 08.02.2018 г.).

Факт организации АОЗТ «Большая Медведица» подтверждается Постановлением главы администрации города Кашина и Кашинского района № 71-9 от 27.03.1992 г., Уставом АОЗТ «Большая Медведица», утвержденным 20.02.1992 г.

До ликвидации колхоз «Победа» передал спорные жилые дома АОЗТ «Большая Медведица». Факт передачи жилого фонда колхозом «Победа» АОЗТ «Большая Медведица» подтверждается актом на передачу жилого фонда от 20.03.1992 г.

Протоколом общего собрания акционеров от 25.01.1999 г. АОЗТ «Большая Медведица» утвердило акты передачи имущества, принадлежащего АОЗТ «Большая Медведица» фермерскому хозяйству «Малая Русь», спорное имущество было передано фермерскому хозяйству по акту от 21.01.1999 г. передачи основных средств /жилой фонд/ с баланса АОЗТ «Большая Медведица» фермерскому хозяйству «Малая Русь».

30 августа 2002 г. решением арбитражного суда Тверской области АОЗТ «Большая Медведица» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство (дело № 4867(2002)) .

30 мая 2005 г. конкурсное производство в отношении АОЗТ «Большая Медведица» прекращено и 18 июня 2005 г. АОЗТ «Большая Медведица» ликвидировано. 18 июня 2005 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации АОЗТ «Большая Медведица».

Администрация Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области считает, что право собственности на спорные жилые помещения должно быть признано за муниципальным образованием Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области по следующим основаниям:

Согласно статье 99 ГК РСФСР 1964 года, статье 36 Закона СССР от 26.05.1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР», статье 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», колхозы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).

Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР"  была установлена обязанность колхозов и совхозов в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусматривалось, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты.

В соответствии с Положением о реорганизации и приватизации предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года N 708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда могло быть принято одно из следующих решений: а) передача в муниципальную собственность; б) передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации и соответствующим решением Советов народных депутатов; в) включение в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза.

Из анализа вышеприведённых норм следует, что колхозы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). При этом  при реорганизации колхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим законодательством: оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации, передачи в муниципальную собственность, передачи или продажи гражданам, занимающим жилые помещения.

Ни одно из предусмотренных законом решений о судьбе жилищного фонда в д. Леушино ни колхозом «Победа», ни АОЗТ «Большая Медведица» не принималось. В нарушение действующего законодательства после ликвидации колхоза «Победа» в 1992 году жилой фонд в д. Леушино Булатовского сельского поселения Кашинского района был передан в собственность АОЗТ «Большая Медведица», далее спорные жилые помещения при ликвидации АОЗТ «Большая Медведица» в муниципальную собственность не передавались, АОЗТ «Большая Медведица» также с нарушениями передало жилой фонд фермерскому хозяйству «Малая Русь».

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Постановлением Правительства № 724 от 17.07.1995 г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность», были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций. В перечень таких объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность также были включены объекты обобществленного жилищного фонда.

Передачу фермерским хозяйствам жилищного фонда законодательство не предусматривало.

Акт передачи основных средств (жилой фонд) с баланса АОЗТ «Большая Медведица» фермерскому хозяйству «Малая Русь» от 21.01.1999 года, подписанный и.о. председателя АОЗТ «Большая Медведица» ФИО20, главным бухгалтером ФИО2, главой фермерского хозяйства «Малая Русь» ФИО19, согласно которому переданы 25 домов в д. Леушино Кашинского района Тверской области противоречит законодательству, действовавшему на момент принятия решения о передаче жилого фонда, в связи с чем указанный акт является незаконным.

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица, в силу положений абзаца 4 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Таким образом, Администрация Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области считает, что именно за ней должно быть признано право собственности на спорные жилые помещения, так как фермерскому хозяйству имущество было передано незаконно и именно муниципальному образованию, на территории которого находится имущество, оно должно быть передано в собственность.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Проанализировав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 64, ст. ст. 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.

Предъявление иска о признании права собственности имеет процессуальную цель юридической формализации своего права на спорную вещь и условиями его предъявления являются наличие объекта, на который заявляется требование о признании права собственности; неопределенность статуса вещи, относительно которой идет спор; наличие у истца правового интереса в связи с данной вещью. Истцом по иску о признании права собственности должен быть собственник индивидуально-определенной вещи как владеющий, так и не владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности, а необходимым условием удовлетворения иска - подтверждение истцом своих прав на имущество.

В силу статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 названной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Пунктом 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что Законом о банкротстве предусмотрен особый способ приобретения права собственности муниципальным образованием - принятие жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность в порядке, установленном законом, в том числе статьей 132 Закона о банкротстве. При этом передача жилого фонда производится без каких-либо дополнительных условий. Обязанности передачи жилого фонда корреспондирует безусловная обязанность муниципального образования принять соответствующий объект в муниципальную собственность.

Исходя из положений ст. 14, ч. 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», жилищный фонд социального использования должен находится в собственности поселения, на территории которого он расположен.

Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из положений статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. К жилищному фонду относится и специализированный жилищный фонд.

Закон о банкротстве не определяет понятия «жилищный фонд социального использования». В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным фондом социального использования является совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилого фондом. Следовательно, в муниципальную собственность в соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве подлежат передаче не любые жилые помещения, а только те, которые являются объектом договора социального найма.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ.

Таким образом, объектами имущества, подлежащими передаче конкурсным управляющим в муниципальную собственность, являются жилые помещения в многоквартирных домах и в общежитиях, в которых проживают граждане, пользующиеся такими помещениями на основании договоров социального найма.

По сообщению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав в отношении спорных объектов отсутствуют.

Материалы дела не содержат доказательств того, что спорные объекты не относятся к жилищному фонду социального использования.

Напротив, представленными ответчиком и истцом в настоящем судебном заседании договорами найма жилого помещения подтверждают передачу спорных объектов гражданам.

При таких обстоятельствах, в силу закона конкурсный управляющий обязан был передать жилищный фонд в муниципальную собственность.

Таким образом, исключение названных объектов из конкурсной массы и передача их, в силу прямого предписания закона, муниципальным образованиям является допустимым ограничением имущественных прав должника, которое осуществляется в целях защиты прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Из указанных норм следует, что жилищный фонд социального использования, не приватизированный гражданами, должен быть передан конкурсным управляющим должника в муниципальную собственность, в данном случае - муниципальному образованию Булатовское сельское поселение.

Истцом в качестве документа, подтверждающего право собственности колхоза «Победа» Кашинского района был представлен Акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта (восемь 2-х квартирных жилых домов) от 29.12.1989 г., который в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», являлся документом, подтверждающим создание объекта недвижимости и его принятие (признание) государственной приемочной комиссией.

Пунктами 1, 2 указанного Постановления предусматривалось предъявление к приемке государственным приемочным комиссиям подрядчиком совместно с заказчиком законченных строительством объектов, в том числе жилых домов, общежитий, зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, независимо от их ведомственной принадлежности, а также всех объектов жилищно-гражданского назначения, которые построены на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", которым в срок до 01.01.1993 предписано провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 724 "О передаче объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" предусматривалась возможность передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, жилого фонда в муниципальную собственность. Такая передача осуществлялась в добровольном порядке. Однако, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, жилищный фонд колхоза «Победа» Кашинского района при его реорганизации в муниципальную собственность не передавался.

Как следует из материалов дела, АОЗТ «Большая Медведица» создано на базе реорганизации колхоза «Победа» и зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.1992 г.

Документом, подтверждающим основание перехода права на жилой фонд в порядке правопреемства от колхоза «Победа» Кашинского района к АОЗТ «Большая Медведица» при реорганизации колхоза «Победа» является акт на передачу жилого фонда от 20.03.1992 г. (л.д. 47, т. 1).

Протоколом общего собрания акционеров от 25.01.1999 г. АОЗТ «Большая Медведица» утвердило акты передачи имущества, принадлежащего АОЗТ «Большая Медведица» фермерскому хозяйству «Малая Русь», спорное имущество было передано фермерскому хозяйству по акту от 21.01.1999 г. передачи основных средств /жилой фонд/ с баланса АОЗТ «Большая Медведица» фермерскому хозяйству «Малая Русь».

Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве) (пункт 6 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку АОЗТ «Большая Медведица» решением арбитражного суда от 30.05.2005 по делу № 4867 (2002) ликвидировано в связи с признанием его несостоятельным (банкротом), права и обязанности ликвидированного юридического лица прекращены без перехода в порядке правопреемства к другим лицам (части 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку ответчик доказательств того, что именно он является правопреемником АОЗТ «Большая Медведица» не представил, соответственно передача основных средств с баланса АОЗТ «Большая Медведица» Фермерскому хозяйству «Малая Русь» является незаконной.

Довод ответчика о том, что Администрация Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области является ненадлежащим истцом по делу, а Булатовское сельское поселение ликвидировано, судом отклоняется.

Согласно статьи 1 Закона Тверской области от 7 апреля 2018 г. N 16-ЗО
"О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Кашинский район", путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законыТверскойобласти" муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования "Кашинский район": городское поселение - город Кашин, Барыковское сельское поселение, Булатовское сельское поселение, Верхнетроицкое сельское поселение, Давыдовское сельское поселение, Карабузинское сельское поселение, Пестриковское сельское поселение, Письяковское сельское поселение, Славковское сельское поселение, Уницкое сельское поселение, Фарафоновское сельское поселение, Шепелевское сельское поселение преобразованы путем объединения в Кашинский городской округ Тверской области (далее также - вновь образованное муниципальное образование, вновь образованное муниципальное образование Кашинский городской округ, Кашинский городской округ).

Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования "Кашинский район": городское поселение - город Кашин, Барыковское сельское поселение, Булатовское сельское поселение, Верхнетроицкое сельское поселение, Давыдовское сельское поселение, Карабузинское сельское поселение, Пестриковское сельское поселение, Письяковское сельское поселение, Славковское сельское поселение, Уницкое сельское поселение, Фарафоновское сельское поселение, Шепелевское сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области "Кашинский район", утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования. Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего закона.

 Согласно статьи 2 вышеуказанного закона до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Кашинский городской округ вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления Кашинского района, городского поселения - город Кашин, Барыковского сельского поселения, Булатовского сельского поселения, Верхнетроицкого сельского поселения, Давыдовского сельского поселения, Карабузинского сельского поселения, Пестриковского сельского поселения, Письяковского сельского поселения, Славковского сельского поселения, Уницкого сельского поселения, Фарафоновского сельского поселения, Шепелевского сельского поселения, которые на день создания вновь образованного муниципального образования Кашинский городской округ осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Согласно официальным сведениям из ЕГРЮЛ о юридическом лице по состоянию на дату вынесения решения, сведений о прекращении деятельности Администрации Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области не содержится, так же как и не содержатся сведения о регистрации вновь возникшего юридического лица, что также подтверждено истцом в судебном заседании.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям отклонены судом как несостоятельные.

Иск о признании права собственности на помещение, если оно не выбывало из владения истца, следует рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения.

К иску о признании права собственности на такое имущество применима статья 208 ГК РФ, согласно которой на требования собственника об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения, исковая давность не распространяется.

Согласно пояснениям представителей сторон и третьих лиц данным в судебных заседаниях, спорные объекты представляют собой двухквартирные жилые дома с отдельными самостоятельными выходами.

Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Таким образом, двухквартирный дом является многоквартирным домом.

Действующее законодательство РФ не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.

Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

В силу положений подпункта 1 части 4 статьи 37 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Таким образом, спорные дома не являются индивидуальными жилыми домами, в отношении которых возможен раздел и образование общей долевой собственности.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что истец надлежащим образом доказал основания возникновения права муниципальной собственности на следующее имущество – жилые помещения, расположенные по адресу:

1. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

2. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 1;

3. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

4. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

5. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Судебные расходы подлежат отнесению на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ, как на сторону, не в пользу которой вынесен судебный акт.

Руководствуясь статьями 49, 65, 71, 121-123, 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования Булатовское сельское поселение д. Булатово с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица – 13.01.2006) на следующее имущество – жилые помещения, расположенные по адресу:

1. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

2. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 1;

3. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

4. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>. кв. 2;

5. Тверская область, Кашинский район, Булатовское сельское поселение, <...>.

Взыскать с Фермерского хозяйства «Малая Русь», д. Леушино с/п. Булатовское Кашинского района Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации юридического лица – 23.02.1994) в доход федерального бюджета 6 000 руб. 00 коп. госпошлины.

Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения в законную силу в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                      М.С. Кольцова