ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-9599/12 от 28.02.2013 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

  Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 февраля 2013 г.

г.Тверь

Дело № А66-9599/2012

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Перкиной В.В., судей Балакина Ю.П., Басовой О.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Соколом Д.И., при участии представителей: заявителя – не явился, извещен, ответчика – не явился, извещен, третьих лиц –ФИО1 по доверенности (Правительство Тверской области), ФИО2 по удостоверению (Прокуратура Тверской области), ФИО3 по доверенности (ООО «Тверьтепло»), ФИО4 по доверенности (от УФНС), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «1-ый пер. Красной Слободы, д.3 (II пусковой комплекс)», г.Тверь,

к Администрации города Твери, г.Тверь

Третьи лица: Правительство Тверской области, г.Тверь

Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г.Тверь

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Твери, г.Тверь

Министерство финансов Тверской области, г.Тверь

Департамент финансов Администрации г.Твери, г.Тверь

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, г.Тверь

Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, г.Тверь

Общество с ограниченной ответственностью «Тверьтепло»,г.Тверь

при участии Прокуратуры Тверской области, г.Тверь

о признании Постановления Администрации города Твери от 24.05.2012 №944 «Об утверждении порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан» недействующим в связи с его несоответствием Федеральному закону от 06.10.2010 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Налоговому Кодексу Российской Федерации, и о взыскании расходов по уплате государственной пошлины с Администрации города Твери,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «1-ый пер. Красной Слободы, д.3 (II пусковой комплекс)» (далее – заявитель, ТСЖ) обратилось с заявлением к Администрации города Твери (далее – ответчик, Администрация) о признании Постановления Администрации города Твери от 24.05.2012 №944 недействующим.

Третьи лица: Правительство Тверской области, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Твери при участии Прокуратуры Тверской области.

Определениями суда от 4.10.2012 и от 13.12.2012 года к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Министерство финансов Тверской области, Департамент финансов Администрации г.Твери, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области и общество с ограниченной ответственностью «Тверьтепло».

Заявитель в судебном заседании от 31.10.2012 года уточнил свои требования, просит: признать Постановление Администрации города Твери от 24.05.2012 №944 «Об утверждении порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан» недействующим в связи с его несоответствием Федеральному закону от 06.10.2010 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Налоговому Кодексу Российской Федерации, а также отнести расходы по уплате государственной пошлины на Администрацию города Твери (ОГРН <***>, зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области 19.07.2006 г.).

Данные уточнения приняты судом, в порядке ст. 49 АПК РФ.

Заявитель в заседание 28.02.2013 года не явился, надлежаще извещен.

В силу ст. 123,156 АПК РФ спор рассматривается без его участия.

Ответчик требования не признал, представил отзыв (л.д.91-92), считает, что оспариваемый акт издан в соответствии с положениями бюджетного кодекса (ст.78), гражданского кодекса и не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как предоставление субсидий осуществляется на основании заявлений организаций-исполнителей коммунальных услуг.

В заседание 28.02.2013 года не явился, надлежаще извещен.

В силу ст. 123,156 АПК РФ спор рассматривается без его участия.

Правительство Тверской области представило отзыв (л.д.137), считает, что требования не подлежат удовлетворению, так как оспариваемый акт утратил юридическую силу и не порождает правовых последствий для заявителя.

Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области не согласно с доводами заявителя, представило отзыв (л.д.160). Считает, что права и законные интересы заявителя обжалуемый акт не нарушает.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Твери не согласен с заявлением согласно представленного отзыва.

Министерство финансов Тверской области представило отзыв (л.д.90), указало, что установление тарифов к его полномочиям не относится.

Департамент финансов Администрации г.Твери представил отзыв (л.д.93), полагает, что требования не подлежат удовлетворению.

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области представило письменный отзыв и заявило ходатайство о рассмотрении спора без его участия, которое принято судом (л.д.146-147). В отзыве указало, что обжалуемое постановление №944 с 01.01.2013 года утратило силу, в связи с истечением срока его действия.

Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области представило отзыв (л.д.138-140). Свою позицию обосновало ст. 110 ЖК РФ, ст.249, ст. 250, п.2 ст. 251, п.1,2 ст. 346.14, ст. 346.15 НК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Тверьтепло» представило отзыв, где указало, что обжалуемое постановление №944 с 01.01.2013 года утратило силу (ст. 145-146).

Прокуратура Тверской области возражает против удовлетворения требований заявителя, по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.144-145). Свою позицию обосновала п. 1 ст. 29, ч.1 ст. 192, ч.3 ст. 191 АПК РФ, Закон Тверской области от 28.12.2011 №92-ЗО, ст. 15, 65, 78, 85, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 №2-П, Постановлением Правительства Тверской области от 01.02.2012 №30-пп.

Из материалов дела следует, что 24.05.2012 издано Постановление Администрации города Твери №944 (л.д.16-23) «Об утверждении порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан». Данный нормативный акт опубликован в газете «Муниципальные вести» от 25.05.2012 №24.

Постановлением от 8.06.2012 №1011 (л.д.24) в оспариваемый нормативный акт внесены поправки.

ТСЖ, считая, что вышеуказанный нормативный акт противоречит нормам тарифного и жилищного законодательства, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении спора суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 13 гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с Законом Тверской области от 28.12.2011 № 92-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов бюджету города Твери в 2012 году была выделена дотация на сбалансированность местных бюджетов.

Согласно положениям статей 15, 65, 85 Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации бюджеты муниципальных образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, обусловленных установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного само­управления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счёт средств соответствующих бюджетов.

18.07.2012 ТСЖ «1-ый пер. Красной слободы, д. 3» и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Твери (далее -Департамент ЖКХ) заключено соглашение о предоставлении субсидии № 136 (л.д.67-72).

В соответствии с Законом Тверской области от 28.12.2011 № 92-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов бюджету города Твери в 2012 году была выделена дотация на сбалансированность местных бюджетов.

Исходя из ст. 15 Бюджетного кодекса бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Расходные обязательства соответствующего муниципального образования должны быть исполнены, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, в очередном финансовом году за счёт средств соответствующих бюджетов.

Статьёй 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что расходные обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт местных бюджетов (за исключением средств, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Таким образом, предоставляемые в соответствии с Законом Тверской области от 28.12.2011 № 92-30 из бюджета Тверской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Тверской области дотации на сбалансированность местных бюджетов, подлежат использованию соответствующими муниципальными образованиями Тверской области для исполнения расходных обязательств.

Исходя из норм бюджетного законодательства (статьи 14, 15, 65, 139 Бюджетного кодекса РФ), финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается. Данная позиция также отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 №2-П.

Постановлением Правительства Тверской области от 01.02.2012 № 30-пп «О порядке предоставления второй части дотаций на сбалансированность местных бюджетов на 2012 год» определено, что средства дотации могут быть направлены только на исполнение первоочередных расходных обяза­тельств муниципалитетов в части обеспечения на их территориях надёжного и бесперебойного оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению жилищного фонда.

В связи с тем, что дотации носят целевое назначение, то решением Тверской городской Думы от 17.02.2012 № 14 «О внесении изменений и дополнений в решение Тверской городской Думы от 27.12.2011 № 417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» данные средства направлены на предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию разницы между тарифами, установленными Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставлен­ные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учётом предельных максимальных индексов размера платы граждан.

В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федера­ции и Положением о бюджетном процессе в городе Твери, утверждённым решением Тверской городской Думы от 21.06.2011 № 179 постановлением Администрации города Твери от 24.05.2012 № 944 утверждён Порядок пре­доставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными РЭК для теплоснабжающих организаций и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учётом предельных максимальных индексов размера платы граждан, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации - Тверской области.

Как отмечалось ранее, заявитель заключил соглашение с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города о предоставлении субсидии № 136. Следует отметить, что по состоянию на 31.10.2012 Департаментом ЖКХ заключено 307 соглашений о предоставлении субсидий ТСЖ, ЖСК, управляющим организациям города Твери.

Таким образом, суд считает доводы заявителя о том, что в отсутствие
 Закона Тверской области средства на компенсацию межтарифной разницы
 должны поступать непосредственно из бюджета субъекта Российской
 Федерации напрямую теплоснабжающим организациям, а не через местный
 бюджет, а также не исполнителям коммунальных услуг, считает
 несостоятельными. Суд отклоняет данные доводы, в связи с тем, что
 выделение средств из бюджета Тверской области городу Твери денежных
 средств на компенсацию межтарифной разницы, предусмотрено Законом
 Тверской области от 28.12.2011 № 92-30 и постановлением Правительства
 Тверской области от 01.02.2012, кроме того данный порядок не противоречит
 бюджетному законодательству Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п.5 оспариваемого Постановления, оно распространяет свое действие с 01.01.2012 по 31.12.2012. То есть, на данный момент Постановление утратило свою силу.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответству­ет требованиям законодательства и не нарушает имущественных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, требования ТСЖ не подлежат удовлетворению, государственная пошлина остается на заявителе.

Руководствуясь статьями 110, 176, 191-196 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Товарищества собственников жилья «1-ый пер. Красной Слободы, д.3 (II пусковой комплекс)» ( <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании Постановления Администрации города Твери от 24.05.2012 №944 «Об утверждении порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан» недействующим отказать.

Признать Постановление Администрации города Твери от 24.05.2012 №944 «Об утверждении порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан» соответствующим Федеральному закону от 06.10.2010 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Налоговому Кодексу Российской Федерации

Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий судья В.В.Перкина

Судьи О.А. Басова

Ю.П. Балакин