АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-3102/2016
24 июня 2016 г.
Судья Арбитражного суда Томской области И.Н. Сенникова,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (г. Томск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – ФИО1, арбитражный управляющий) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 29.04.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 24.05.2016 и 13.06.2016 для представления соответствующих доказательств и пояснений.
Согласно положениям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В обоснование заявленного требования Управление Росреестра по Томской области в заявлении указало на нарушение арбитражным управляющим ФИО1 требований п.п. 1, 7 ст. 12, п.п. 1, 4 ст. 13, п. 4 ст. 20.3, п. 1 ст. 128 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Возможность применения положения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствует. В представленных возражениях на отзыв Управление Росреестра по Томской области также указало, что для решения вопросов, связанных с применением установленных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сроков, при отсутствии специальных правил их исчисления, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Применительно к нарушению, указанному в пункте 3 заявления, выражающегося в нарушении срока размещения сведений о признании должника (банкротом) и утверждении конкурсного управляющего, установленного п. 1 ст. 128 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В представленном отзыве ФИО1 указал, что указанные в пункте 1 нарушения, связанные с нарушением сроков направления в Управление Росреестра по Томской области уведомлений о проведении собраний кредиторов признаются арбитражным управляющим. В рамках конкурсного производства в отношении ООО «Управление энергоснабжения», ООО «Асинонефтепродукт» и ИП ФИО2 сообщения о проведении собраний кредиторов создавались и оплачивались в установленные законом сроки. Сведения об открытии конкурсного производства в отношении ООО «Асинонефтепродукт» и утверждении конкурсного управляющего направлены и оплачены в первый рабочий день 05.05.2015, то есть в установленные законом сроки. Арбитражный управляющий действовал добросовестно и разумно в отношении как должников так и его кредиторов. При осуществлении деятельности арбитражного управляющего в процедурах конкурсного производства и исполнения обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, ФИО1 не нарушались и не нарушаются права и законные интересы конкурсных кредиторов и общества, не наносились и не наносятся убытки конкурсным кредиторам, уполномоченному органу и самому должнику. Совершенное правонарушение отвечает признакам малозначительности, в связи с чем просил освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.01.2015 по делу № А67-3339/2014 ООО «Управление энергоснабжения» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.04.2015 по делу № А67-5813/2014 индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - ИП ФИО2) признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее открыто конкурсное производство, и.о. конкурсного управляющего утвержден ФИО1 Определением Арбитражного суда Томской области от 02.06.2015 по данному делу конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Определением Арбитражного суда Томской области от 15.09.2015 по делу № А67-4166/2015 в отношении ООО «Центр «НАШ ДОМ» введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим назначен ФИО1
Определением Арбитражного суда Томской области от 06.08.2015 по делу № А67-4558/2015 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 (далее - ИП ФИО3) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим назначен ФИО1
Решением Арбитражного суда Томской области от 19.03.2015 по делу № А67-471/2015 ООО «Асинонефтепродукт» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Томской области от 22.04.2015 по данному делу конкурсным управляющим утвержден ФИО1
28.01.2016 главным специалистом - экспертом отдела правового обеспечения, контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области ФИО4, по результатам рассмотрения поступивших уведомлений о проведении собраний кредиторов и информации, размещенной на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, составлен акт непосредственного обнаружения события административного правонарушения, а также вынесено определение № 2 о возбуждении в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования в отношении ФИО1 составлен протокол от 25.04.2016 № 00057016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в котором зафиксировано неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), а именно нарушение п.п. 1, 7 ст. 12, п.п. 1, 4 ст. 13, п. 4 ст. 20.3, п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 128 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выразившееся в нарушении срока направления в уполномоченный орган уведомлений о проведении собраний кредиторов должников ИП ФИО2, ООО «Управление энергоснабжения», ООО «Центр НАШ ДОМ», ИП ФИО3, ООО «Асинонефтепродукт»; в нарушении срока размещения в ЕФРСБ сведений о проведении собраний кредиторов, назначенных: на 13.07.2015, 09.10.2015, 12.01.2016 в рамках проведения конкурсного производства ООО «Управление энергоснабжения»; назначенных на 08.07.2015, 08.10.2015, 12.01.2016 в рамках проведения конкурсного производства ИП ФИО2; назначенных на 22.07.2015, 15.10.2015, 22.01.2016 в рамках проведения конкурсного производства ООО «Асинонефтепродукт»; в нарушении срока размещения сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в отношении ООО «Асинонефтепродукт», об утверждении конкурсного управляющего в ЕФРСБ и в газете «КоммерсантЪ».
В порядке ст. 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением Росреестра по Томской области в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ, действующей с 29.12.2015) установлена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
ФИО1, утвержденный судебными актами арбитражного суда конкурсным управляющим ООО «Управление энергоснабжения», ООО «Асинонефтепродукт», ИП ФИО2, временным управляющим ООО «Центр «НАШ ДОМ», ИП ФИО3, является субъектом правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, состоит, в частности, в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба, которая Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56, при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании.
Следовательно, в силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56, Управление Росреестра по Томской области вправе участвовать в собраниях кредиторов без права голоса, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным постановлением Правительством Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что надлежащим уведомлением о проведении собрания кредиторов признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно материалам дела, собрание кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО2 было назначено на 12.01.2016. Уведомление Управлению Росреестра по Томской области о времени и месте проведения собрания кредиторов было направлено конкурсным управляющим ФИО1 посредством электронной связи 11.01.2016 (при установленном сроке направления не позднее 27.12.2015 с учетом выбранного способа уведомления), то есть с нарушением установленного пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срока.
Собрание кредиторов ООО «Управление энергоснабжения» было назначено на 12.01.2016. Уведомление Управлению Росреестра по Томской области о времени и месте проведения собрания кредиторов было направлено конкурсным управляющим ФИО1 посредством электронной связи 11.01.2016 (при установленном сроке направления не позднее 27.12.2015 с учетом выбранного способа уведомления), то есть с нарушением установленного пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срока.
Собрание кредиторов ООО «Центр «НАШ ДОМ» было назначено на 19.01.2016. Уведомление Управлению Росреестра по Томской области о времени и месте проведения собрания кредиторов было направлено временным управляющим ФИО1 посредством электронной связи 15.01.2016 (при установленном сроке направления не позднее 12.01.2016 с учетом выбранного способа уведомления), то есть с нарушением установленного пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срока.
Собрание кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО3 было назначено на 21.01.2016. Уведомление Управлению Росреестра по Томской области о времени и месте проведения собрания кредиторов было направлено временным управляющим ФИО1 посредством электронной связи 18.01.2016 (при установленном сроке направления не позднее 14.01.2016 с учетом выбранного способа уведомления), то есть с нарушением установленного пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срока.
Собрание кредиторов ООО «Асинонефтепродукт» было назначено на 22.01.2016. Уведомление Управлению Росреестра по Томской области о времени и месте проведения собрания кредиторов было направлено конкурсным управляющим ФИО1 посредством электронной связи 18.01.2016 (при установленном сроке направления не позднее 15.01.2016 с учетом выбранного способа уведомления), то есть с нарушением установленного пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срока.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО1 нарушены положения п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13, п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части надлежащего уведомления Управления Росреестра по Томской области о проведении собраний кредиторов по вышеуказанным процедурам банкротства.
В представленном отзыве ФИО1 факт нарушения сроков направления уведомлений в адрес Управления Росреестра по Томской области признал.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пунктов 2 и 4 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении собраний кредиторов, о проведении которых не уведомлены кредиторы по состоянию на 1 января 2014 года.
Абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
В силу п. 6 ст. 21 Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются в отношении собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после 1 января 2014 года.
Положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применительно к срокам, установленным в днях, предусматривают различные варианты их исчисления: в днях, календарных днях и рабочих днях. При этом случаи, когда срок подлежит исчислению именно в календарных или рабочих днях прямо предусмотрен в соответствующих нормах закона. Относительно же сроков, указанных в днях без уточнения применительно к тому, являются ли эти дни рабочими или календарными, арбитражный суд считает, что данные нормы подлежат буквальному толкованию и срок следует исчислять в конкретном количестве дней, следующих подряд, то есть в календарных днях.
Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов, не указывая, являются ли эти дни календарными или рабочими. Исходя из буквального толкования данной нормы, данный срок подлежит исчислению в конкретном количестве дней, следующих подряд, то есть в календарных днях, что подтверждается многочисленной судебной практикой.
Согласно материалам дела в рамках проведения процедуры банкротства - конкурное производство ООО «Управление энергоснабжения» конкурсным управляющим ФИО1 назначались и проводились собрания кредиторов должника. При этом по собраниям кредиторов, состоявшимся 13.07.2015, 09.10.2015, 12.01.2016, при размещении сообщений в ЕФРСБ о проведении собрания кредиторов, а также сообщений о результатах проведения собраний кредиторов, конкурсным управляющим нарушены сроки размещения указанных сообщений.
В частности, сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 13.07.2015, размещено в ЕФРСБ 01.07.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 29.06.2015; сообщение о результатах указанного собрания размещено 22.07.2015, тогда как должно быть размещено не позднее 20.07.2015.
Сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 09.10.2016, размещено в ЕФРСБ 29.09.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 25.09.2015; сообщение о результатах указанного собрания в ЕФРСБ не размещено.
Сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 12.01.2016, размещено в ЕФРСБ 31.12.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 29.12.2015.
В рамках проведения процедуры банкротства - конкурное производство ИП ФИО2 конкурсным управляющим ФИО1 назначались и проводились собрания кредиторов должника. При этом по собраниям кредиторов, состоявшимся 08.07.2015, 08.10.2015, 12.01.2016, при размещении сообщений в ЕФРСБ о проведении собрания кредиторов, а также о результатах проведения собраний кредиторов, конкурсным управляющим нарушены сроки размещения указанных сообщений.
Так, сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 08.07.2015, размещено в ЕФРСБ 26.06.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 24.06.2015; сообщение о результатах указанного собрания размещено 16.07.2015, тогда как должно быть размещено не позднее 15.07.2015.
Сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 08.10.2015, размещено в ЕФРСБ 29.09.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 24.09.2015; сообщение о результатах указанного собрания размещено 02.11.2015, тогда как должно быть размещено не позднее 15.10.2015.
Сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 12.01.2016, размещено в ЕФРСБ 31.12.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 29.12.2015.
В рамках проведения процедуры банкротства - конкурное производство ООО «Асинонефтепродукт» конкурсным управляющим ФИО1 назначались и проводились собрания кредиторов должника. При этом, по собраниям кредиторов, состоявшимся 22.07.2015, 15.10.2015, 22.01.2016, при размещении сообщений в ЕФРСБ о проведении собрания кредиторов, а также о результатах проведения собраний кредиторов, конкурсным управляющим нарушены сроки размещения указанных сообщений.
В частности, сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 22.07.2015, размещено в ЕФРСБ 10.07.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 08.07.2015; сообщение о результатах указанного собрания размещено 31.07.2015, тогда как должно быть размещено не позднее 29.07.2015.
Сообщение о собрании кредиторов, назначенном на 22.10.2015, размещено в ЕФРСБ 15.10.2015, тогда как должно было быть размещено не позднее 08.10.2015; сообщение о результатах указанного собрания размещено 02.11.2015, тогда как должно быть размещено не позднее 29.10.2015.
Сообщение о результатах собрания кредиторов, состоявшегося 22.01.2016, размещено 01.02.2016, тогда как должно быть размещено не позднее 29.01.2016. Согласно ответу начальника отдела документирования по ЕФРСБ от 28.01.2016 № 1Б3719 по состоянию на 28.01.2016 сообщение создано, но не оплачено, в связи с чем, не доступно для публичного просмотра. На дату составления протокола установлено, что сообщение размещено 01.02.2016, с нарушением срока, установленного п. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Относительно вменяемых нарушений, выразившихся в нарушении сроков размещения сведений о результатах проведения собраний кредиторов ООО «Управление энергоснабжение» и ИП ФИО2, состоявшихся 12.01.2016, арбитражный суд отмечает следующее.
Из положений абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения.
Поскольку законодательство о несостоятельности (банкротстве) является составной частью гражданского законодательства, то для решения вопросов, связанных с исчислением установленных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сроков, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, срок, установленный абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подлежит исчислению со следующего дня после наступления события, которым определено его начало, то есть со дня, следующего за датой проведения собрания кредиторов.
Поскольку собрания кредиторов ООО «Управление энергоснабжение» и ИП ФИО2 были проведены 12.01.2016, то пять рабочих дней, установленных для размещения сведений о решениях, принятых на данных собраниях, подлежат исчислению с 13.01.2016 и истекают 19.01.2016. Как следует из материалов дела, сообщения о результатах собраний кредиторов ООО «Управление энергоснабжения» и ИП ФИО2, размещены в ЕФРСБ 19.01.2016, то есть в установленный законом срок. В связи с этим, оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по данным обстоятельствам арбитражным судом не усматривается.
Доводы Управления Росреестра по Томской области о том, что дата собрания входит в установленный пятидневный срок, с учетом изложенного выше, подлежат отклонению как необоснованные. Указание в абзаце 10 пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» словосочетания «с даты его проведения» не может быть признано особенностью, установленной законодательством о банкротстве для исчисления указанного срока, а является указанием на определенное событие, с наступлением которого определено начало течение срока. Аналогичный подход применен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 12130/09.
Доводы арбитражного управляющего ФИО1 о соблюдении установленных законом сроков размещения в ЕФРСБ сведений о проведении собрания кредиторов и о результатах проведенного собрания подлежат отклонению как необоснованные.
В частности, по мнению арбитражного управляющего ФИО1, срок для размещения указанных сведений не нарушен, поскольку сообщения созданы и оплачены в рамках установленных сроков.
Вместе с тем, из положений п. 4 ст. 13, ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что обязанность арбитражного управляющего заключается в принятии необходимых мер по непосредственному включению соответствующих сведений на сайте ЕФРСБ, с целью соблюдения прав лиц на получение таких сведений в установленные законом сроки.
Следовательно, конкурсному управляющему должника необходимо было принять меры по своевременному включению сообщения о проведении собрания кредиторов в установленные законом сроки, с учетом времени, в том числе на выставление счета, его оплаты и публикации текста сообщения.
При этом порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ, перечень сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, сроки внесения сведений в ЕФРСБ, сведения, подлежащие опубликованию в ЕФРСБ, требования к порядку размещения сведений ЕФРСБ, содержатся в Приказе Минэкономразвития от 05.04.2013 № 178 (далее – Приказ № 178).
В соответствии с пунктом 2.3 Приказа № 178 для целей внесения (включения) сведений в информационный ресурс пользователями, обязанными в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» включать сведения в Реестр сведений о банкротстве, Оператор обеспечивает формирование учетной записи пользователя в срок не позднее трех рабочих дней с даты его обращения.
Это касается, в том числе, и опубликования сообщений о проведении собраний кредиторов и сообщений о результатах собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 2.7 Приказа № 178 Оператор обеспечивает формирование счета за внесение (включение), размещение в сети «Интернет» сведений с указанием номера электронного сообщения, присваиваемого информационной системой в автоматическом режиме и подлежащего включению в платежный документ, в случае, если внесение (включение) сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит оплате. В счете за внесение (включение) сведений в информационный ресурс Агентством Оператор указывает суммы, подлежащие оплате в отношении каждой кредитной организации.
В связи с вышеизложенным, конкурсный управляющий обязан учитывать, что оператор обеспечивает внесение сведений в информационный ресурс и их размещение в сети не позднее одного рабочего дня после поступления оплаты в случае, если размещение сведений осуществляется за плату (п. 2.6 Приказа № 178), и своевременно включать и оплачивать сообщения на сайте ЕФРСБ.
При этом датой включения информации в ЕФРСБ является не дата внесения арбитражным управляющим сведений в систему оператора реестра для публикации в ЕФРСБ, а дата непосредственной публикации этих сведений в ЕФРСБ. Поскольку денежные средства поступают на счет получателя в течение трех банковских дней, это обстоятельство должно быть учтено арбитражным управляющим, ибо соответствующая информация должна быть доступна для заинтересованных лиц именно за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов и в течение 5 рабочих дней с даты проведения собрания.
Действуя добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов, ФИО1 должен был предусмотреть указанные обстоятельства и заранее совершить действия по формированию сообщения и оплате счета за публикацию сообщений в ЕФРСБ с целью своевременного включения необходимых сведений в ЕФРСБ.
Из вышеизложенного следует, что обязанности, предусмотренные п. 4 ст. 13, п. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не были исполнены арбитражным управляющим ФИО1 надлежащим образом, что свидетельствует о нарушении им положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Из пункта 3 протокола об административном правонарушении от 25.04.2016 № 00057016 следует, что арбитражному управляющему ФИО1 также вменяется нарушение требований статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выразившееся в нарушении срока опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении ООО «Асинонефтепродукт», об утверждении конкурсного управляющего в ЕФРСБ и в газете «Коммерсантъ».
В представленных возражениях на отзыв Управление Росреестра по Томской области указало, что по указанному эпизоду срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату вынесения решения) постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Применительно к рассматриваемому эпизоду (нарушение установленного срока опубликования сведения) датой его совершения будет являться последняя дата, установленная для исполнения обязанности по публикации.
С учетом даты утверждения конкурсного управляющего должника ООО «Асинонефтепродукт» (22.04.2015), конкурсный управляющий ФИО1 должен был опубликовать сведения о введении в отношении ООО «Асинонефтепродукт» процедуры банкротства – конкурсное производство и утверждении конкурсного управляющего до 02.05.2015. Следовательно, датой совершения вменяемого эпизода является 02.05.2015.
Положениями статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения, было установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом положений части 1 статьи 1.7 КоАП РФ при исчислении срока давности подлежит применению редакция ст. 4.5 КоАП РФ, действовавшая на момент совершения правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения правонарушения, который на момент вынесения настоящего решения истек.
Следовательно, оснований для привлечения ФИО1 по факту нарушения сроков, установленных п. 1 ст. 128 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не имеется.
В тоже время, представленными материалами подтверждено, что арбитражным управляющим ФИО1 не исполнены обязанности, установленные п. 7 ст. 12, п. 4 ст. 13, п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», что зафиксировано в п. п. 1 и 2 протокола об административном правонарушении.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ФИО1, осуществляя деятельность в сфере банкротства, не мог не осознавать противоправный характер своих действий (бездействия) и не предвидеть их последствия, т.е. действовал виновно.
Таким образом, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, подтверждены материалами дела; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Содержание протокола об административном правонарушении № 00057016 от 25.04.2016 соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол составлен управомоченным должностным лицом Управления Росреестра по Томской области (под. 10, п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) в отсутствие арбитражного управляющего ФИО1, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, носящих существенный характер, не установлено.
В ходе рассмотрения настоящего дела конкурсным управляющим не приведено и арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Допущенные конкурсным управляющим нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая характер допущенных нарушений конкурсным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), арбитражный суд не усматривает в данном случае оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ к числу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4. 6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно п. 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Томской области от 29.09.2015 по делу № А67-5682/2015 арбитражный управляющий ФИО1 был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Данное обстоятельство в силу статьи 3.4 КоАП РФ исключает возможность применения наказания в виде предупреждения, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является отягчающим административную ответственность. Поскольку факт привлечения ранее к административной ответственности имел место до вступления в силу новой редакции статьи 14.13 КоАП РФ, с учетом положений части 1 статьи 1.7 КоАП РФ не имеется оснований для квалификации правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд считает необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде штрафа в размере 26 000 руб.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель штрафа: УФК по Томской области (Управление Росреестра по ТО); ИНН <***>; КПП 701701001; код ОКТМО 69701000; счет получателя 40101810900000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области, БИК 046902001; КБК 321 116 700 100 160 001 40; Наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за фиктивное или преднамеренное банкротство, за совершение неправомерных действий при банкротстве; Условный идентификационный номер (<***>): 321 000 000 000 001 85622.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь арбитражного управляющего ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Томск Томской области, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня принятия.
Судья И.Н. Сенникова