ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3931/11 от 24.10.2011 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-3931/2011

24.10.2011 дата объявления резолютивной части

28.10.2011 дата изготовления в полном объеме

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи Афанасьевой Е.В.,

при ведении протокола заседания секретарем Чащиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области ОГРН 1097017011409

к Федеральному бюджетному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Томской области ОГРН 1027000863251, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области,

о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 70:06:0100027:0702,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Администрация Каргасокского района Томской области, Открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной нефтяной компании, Администрация Томской области,

при участии в заседании:

от заявителя – А.А. Ширяева по доверенности от 11.01.2011, сл.уд.,

от ФБУ «ЗКП» по Томской области – Р.А. Валиулина по доверенности от 01.08.2011, пасп.,

от Управления Росреестра по Томской области – Н.Б. Михайлова по доверенности от 26.04.2011, сл.уд.,

от Администрации Каргасокского района Томской области – без участия,

от ОАО «Томскнефть» - М.А. Лысых по доверенности от 01.08.2011, пасп., Е.С. Бондаренко по доверенности от 22.10.2011, пасп.,

от Администрации Томской области – Т.В. Татарчук по доверенности от 09.09.2011, сл.уд.

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Федеральному бюджетному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Томской области о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 70:06:0100027:0702. В дальнейшем к участию в деле в качестве второго ответчика (государственного органа, к которому предъявлен требования), было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Администрация Каргасокского района Томской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представителя в заседание не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. На основании ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в данном заседании в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Требования заявителя мотивированы тем, что в соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Поскольку в силу закона собственником лесного фонда является Российская Федерация, уполномоченным органом по обращению с заявлением о проведении кадастрового учета земельного участка из земель лесного фонда является представитель собственника. Согласно ст.9 Земельного кодекса от 25.10.2001 №136-Ф3 в редакции от 30.06.2003 Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Таким образом, орган местного самоуправления не имел полномочий по распоряжению участком лесного фонда. Следовательно, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 был проведен несмотря на наличие основания для отказа в проведении учета, поскольку с заявкой обратилось ненадлежащее лицо. Кроме того, в соответствии со ст.69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Поскольку Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, то землеустройство земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 было проведено неуполномоченным лицом. Орган местного самоуправления (администрация Каргасокского района) является неуполномоченным субъектом по предоставлению участков лесного зонда в аренду. Соответственно, постановка участка лесного фонда на кадастровый учет на основании Постановления администрации Каргасокского района от 11.12.2003 №509 и договора аренды №ТО-06-386 была произведена незаконно.Незаконная постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 нарушает - права собственника лесного фонда в лице Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда Васюганского лесничества, в частности препятствует образованию других земельных участков, что подтверждено представленными документами. О создании препятствий в экономической деятельности свидетельствует обращение ОАО «Томскнефть» ВНК, в котором указано, что незаконная постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером :06:0100027:0702 не позволяет провести кадастровые работы в Васюганском лесничестве. Заявитель настаивает на том, что срок обращения в суд соблюден, поскольку об оспариваемых действиях ему стало известно только из письма ОАО « Томскнефть» ВНК.

Возражения ФБУ «ЗКП» по Томской области против требований мотивированы тем, что основания для проведения учета имелись, порядок учета был соблюден. Оспариваемые истцом правоотношения по ГКУ возникли в период осуществления государственной функции по ГКУ земельного участка, расположенного на землях лесного фонда по адресу: Каргасокский район, с площадью 7 209 450 кв.м., с кадастровым № 70:06:0100027:0702 в соответствии со ст. 10 федерального закона от № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» уполномоченным кадастровым органом - Управлением Роснедвижимости по Томской области.Осуществление ГКУ произведено в период действия Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22- ФЗ. В связи с преобразованиями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства регулирование правоотношений по управлению лесным хозяйством России в разные периоды времени проходило на основании принимаемых в каждый период времени новых нормативно-правовых актов. Федеральная служба лесного хозяйства России приказом от 15.04.1998г. № 58 «Об утверждении Общего положения об органе управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации», зарегистрированным в Минюсте РФ 25.05.1998 № 1526, разработанного с учетом требований ст. 53 Лесного кодекса РФ 1997, ввела в действие указанное Положение, согласно которому орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно или через лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства России, орган управления лесным хозяйством, в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории соответствующего субъекта РФ, подготавливает в установленном порядке представления органу государственной власти субъекта РФ о передаче участков лесного фонда в аренду и безвозмездное пользование, организует и проводит в установленном порядке лесные конкурсы и аукционы, представляет органу государственной власти субъекта РФ необходимые материалы об участках лесного фонда и лесных ресурсах. Предоставление участка лесного фонда кадастровый номер 70:06:010002:0702 проходило с соблюдением процедуры образования, межевания и предоставления с участием соответствующего учреждения Рослесхоза, которое в соответствии с законодательством, действующим тот период времени, было наделено полномочиями по управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства, в т.ч. по организации в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, по предоставлению участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, по заключению соответствующих договоров. Заявка о проведении учетных кадастровых действий по форме и содержанию полностью соответствовала «Требованиям к оформлению заявок по постановке земельных участков на ГКУ», утвержденных приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115. Оформленное землеустроительной организацией ООО «ЗапСибГеоКадастр» и представленное заявителем в соответствии со ст. 19 Закона о кадастре Описание земельного участка по форме и содержанию соответствовало установленным приказом Росземкадастра от 2.10.2002 № П/327 требования. ФГУ «ЗКП» по Томской области, как учреждение, только обеспечивающее технологически исполнение государственной функции по государственному кадастровому учету, полномочиями по оспариванию действий органов власти по предоставлению земельных участков не наделено. Для государственной регистрации права собственности РФ на участок лесного фонда, расположенный по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганский лесхоз, квартал 1-1461 (Васюганское, Черталинское, Майское лесничества) площадью 2965522 га представление документов, содержащих описание местоположения и границ земельного участка в соответствии с федеральным законом от 2.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» не требовалось в соответствии с федеральным законом от 27.07.1998г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав и сделок с ним», т.к. допускалось поквартальное описание участков лесного фонда в виде поквартальных ведомостей, что позволяет говорить о том, что местоположение, границы и площадь земельного участка площадью 2965522 га, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганский лесхоз, квартал 1-1461 (Васюганское, Черталинское, Майское лесничества) декларативные, ориентировочные, т.е. не установленные с нормативной точностью в соответствии с Законом о кадастре. Кроме того, ответчик настаивает на том, что заявителем не подтверждено нарушение прав и законных интересов Российской Федерации, а утверждение заявителя о том, что «незаконная постановка на ГКУ земельного участка с кадастровым номером 70:06:010002:0702 нарушает права собственника лесного фонда в лице РФ на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда Васюганского лесничества» не основано на законе.Изъятие и предоставление земельных участков из земель лесного фонда для строительства объектов промышленности, линейных и иных сооружений регулировалось Земельным и Лесным кодексами, а также нормативными правовыми актами РФ, в частности постановлением Правительства РФ о порядке перевода лесных земель в нелесные от 19.09.1997г. № 1200 и письмом Федеральной службы лесного хозяйства России о 1.04.1999 № ФШ-1-8-3/118 и Правительства РФ от 8.04.1999 № ГК-01-11448.Вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности предоставления земельного участка лесного фонда для строительства объектов энергообеспечения Каргасокского района постановлением администрацией Каргасокского района от 11.12.2003 № 509 «О предоставлении земельного участка ОАО «Томскнефть - ВНК на землях лесного фонда».

В соответствии с уставом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области, утвержденным руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 21.12.2001, зарегистрированным Томской регистрационной палатой 15.01.2002 № 284439н/13178, учреждение создано на основании приказа Госкомитета РФ по земельной политике от 16.05.2001 № 103 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 «Об утверждении положения о Федеральной службе земельного кадастра России и с учетом приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 26.09.2001 № П/166 (п.1.1 Устава).Основной задачей учреждения является осуществление на территории Томской области исполнительских функций по ведению государственного земельного кадастра, возложенных на Росземкадастр ( п.2.1 Устава), во исполнение указанной функции учреждение осуществляет следующие функции: - ГКУ земельных участков (п.2.2 Устава).Приказом от 03.09.2001г. № 40 утверждено Положение о Каргасокском районном филиале ФГУ «ЗКП» по Томской области, согласно п.2.1. которого «основной целью деятельности филиала является осуществление деятельности по ведению ГЗК на территории кадастрового района «Каргасокский» (п.2.1 Устава), а «филиал осуществляет следующие виды деятельности: ведение ГЗК на территории кадастрового района «Каргасокский», включая ГКУ земельных участков...» (2.2 Устава).

Управление Росреестра по Томской области против требований заявителя возражает. Возражения данного органа мотивированы тем, что до передачи полномочий, на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 (09 сентября 2004 года) ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области осуществляла государственный кадастровый учет в соответствии с Уставом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области, Приказом Росземкадастра от 26.09.2001 N П/166 "Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра". Также Управление Росреестра по Томской области настаивает на том, что Постановление главы Администрации Каргасокского района «О предоставлении земельного участка ОАО «Томскнефть» ВНК под размещение объекта «ВЛ ПО кВ ПС «Двуреченская» - ПС «Катыльгинская», ПС 110/35/6 «Двуреченская» на землях лесного фонда» от 11.12.2003 №509 было принято на основании ходатайства ОАО «Томскнефть» ВНК, с учетом исполнения пункта 3 данного Постановления, а именно, после утверждения его Администрацией Томской области и соответствующего перевода лесных земель в нелесные. В соответствии со ст. 47 Лесного кодекса РФ от 22.01.1997 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся: - принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; - перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах второй и третьей групп. На основании Распоряжения Администрации Томской области от 15.04.2004 №31-р-з «О переводе лесных земель в нелесные земли с целью предоставления их на правах аренды ОАО «Томскнефть» ВНК «ВЛ 110кВ ПС «Двуреченская» - ПС «Катыльгинская», ПС 110/35/6 кВ «Двуренческая» в Каргасокском районе» в соответствии со ст. 47, 63 Лесного кодекса РФ и по представлению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Томской области от 10.03.2004 №637/05 был осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, с целью предоставления их на правах аренды ОАО «Томскнефть» ВНК для строительства объекта. В соответствии с ч.1, 2 постановления Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда" перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, может осуществляться либо для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда, либо с изъятием земель и исключением их из состава лесного фонда. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, о плате за перевод лесных земель в нелесные и размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда. В соответствии с разделом 3 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утв. Приказом Рослесхоза от 29.03.1994 N 69 порядок рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятии нелесных земель в лесах II и III группы следующий: Юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением в орган исполнительной власти района. При достаточной обоснованности заявления по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос о предоставлении земельного участка, условиях его изъятия и платы. Администрация района (города) рассматривает материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимает постановление. Далее, Указанное Постановление вместе с землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ принимает постановление о переводе лесных земель в нелесные, а также изъятии нелесных земель или дает обоснованный отказ.Таким образом, порядок принятия решения о предоставлении земельного участка ОАО «Томскнефть» ВНК в аренду под размещение объекта не был нарушен. Порядок и процедура постановки земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 на государственный кадастровый учет проведены ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области в соответствии с действующим Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре.

Администрация Каргасокского района считает требования ТУ ФАУГИ необоснованными. По мнению данного третьего лица в заявлении о признании незаконными действий заявитель при цитировании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» упустил из вида возможность органов местного самоуправления быть заявителем при проведении государственного кадастрового учета. Статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 г. устанавливала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. По состоянию на 2003-2004 годы Администрация Каргасокского района не располагала сведениями об отнесении в установленном порядке к федеральной собственности территории, на которой расположен спорный земельный участок. В связи с этим его формирование, постановка на государственный кадастровый учет и распоряжение им осуществлялось в общем порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.В дальнейшем, как того требовала ч. 2 ст. 19 Закона «О государственном земельном кадастре» это постановление и договор аренды земельного участка №ТО-06-385 были представлены в Роснедвижимость для постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет. В связи с этим действия уполномоченного органа по постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет являются законными.

Также Администрация Каргасокского района не может согласиться с мнением заявителя о том, что им соблюден установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий, решений органов государственной власти (их должностных лиц).Полагает при этом, что и органы по управлению имуществом и органы Роснедвижимости действовали (действуют) от имени одного субъекта права - Российской Федерации. В связи с этим Российской Федерации как субъекту права было известно о нарушении его прав с 18.08.2004 (даты утверждения землеустроительного дела в отношении спорного земельного участка и постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет). С этого момента следует исчислять трехмесячный срок обжалования указанных действий государственных органов. Тот факт, что о нарушении прав Российской Федерации, совершенных одним из ее представителей (Роснедвижимость), не было известно другому представителю (ТУ ФАУГИ (ФАУФИ), не имеет правового значения и не может приниматься в расчет при исчислении срока обжалования.

ОАО «Томскнефть» ВНК поддерживает заявленные требования об оспаривании действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель лесного фонда, поддерживает доводы заявителя в полном объеме, а также доводы, изложенные в отзыве. В отзыве указано, что оспариваемые действия по проведению государственного кадастрового учета были осуществлены ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области 9 сентября 2004 года – в день выдачи ОАО «Томскнефть» ВНК кадастрового плана №06/04-691 на земельный участок с кадастровым номером 70:06:0100027:0702. Между тем, на указанную дату полномочиями по проведению государственного кадастрового учета был наделен только один государственный орган - Роснедвижимость. При этом довод ответчиков по настоящему делу о том, что Роснедвижимость осуществляла исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра через специально созданное Федеральное бюджетное учреждению «Кадастровая палата» по Томской области не подтвержден материалами дела и опровергается нормами действующего в спорный период законодательства. В частности, официальное наделение ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области полномочием по проведению государственного кадастрового учета было осуществлено на основании приказа Росреестра №П/93 от 11.03.2010 (на что указано и непосредственно в отзыве ФБУ). При этом Управлением Росреестра по Томской области указано, что до этого времени ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области осуществляло государственный кадастровый учет в соответствии с Уставом. Однако необходимо отметить, что соответствующий Устав был утвержден только 18.01.2005, т.е. уже после совершения оспариваемых действий. Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что на дату 09.09.04 ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области обладала полномочиями по проведению государственного кадастрового учета, а руководитель его Каргасокского филиала Бурметьева Е.В. - правом на подписание соответствующего Кадастрового плана. С учетом изложенного, совершение 09.09.2004 Каргасокским филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата по Томской области» действий по проведению государственного кадастрового учета и выдаче Кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 являются незаконными - как совершенные в отсутствие предусмотренных законом и подтвержденных надлежащими документами полномочий.

Администрация Томской области поддерживает доводы отзыва на заявление. В отзыве на заявление данного третьего лица сообщается, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года). В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса в состав земель лесного фонда входили лесные земли и нелесные земли. К участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью; и участки нелесных земель. К участкам лесного фонда и правам пользования ими применялись положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено указанным Кодексом (статья 9 Лесного кодекса). Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 15.04.2004) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулировались гражданским законодательством, если иное не было предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 106 Земельного кодекса порядок использования и охраны земель лесного фонда регулировался указанным Кодексом и лесным законодательством.

Согласно статье 47 Лесного кодекса к полномочиям субъектов Российской
 Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства
 лесов относились: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с указанным Кодексом; перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах второй и третьей групп. В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом в лесах второй и третьей групп осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливался Правительством Российской Федерации. Такой порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» в пункте 1 которого также было закреплено, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах второй и третьей групп осуществлялось органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России. Кроме того, в указанный период времени действовало Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденное Приказом Рослесхоза от 29.03.1994 № 69. Согласно указанному Положению (пункты 7, 8, 12,13) юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращались с заявлением в орган исполнительной власти района. При достаточной обоснованности заявления по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляли подготовку землеустроительного дела. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решался вопрос о предоставлении земельного участка, условиях его изъятия и платы. Администрация района (города) рассматривала материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимала постановление. Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направлялось органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимал постановление о переводе лесных земель в нелесные, а также изъятии нелесных земель или давал обоснованный отказ.

В соответствии со статей 31 Лесного кодекса по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Аренда участков лесного фонда регулировалась указанным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Согласно статье 34 Лесного кодекса участки лесного фонда предоставлялись в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливались территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.На основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории. Виды лесопользования были определены в статье 80 Лесного кодекса. Кроме того, в указанный период времени действовало постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда», пункты 2, 3, 7, 8 которого содержали аналогичные положения. При этом относительно процедуры заключения договора аренды необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находились в федеральной собственности.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.

Как следует из материалов дела, 10.12.2003 на основании ст. 19 Лесного кодекса от 29.01.1997 № 22-ФЗ на участок лесного фонда по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганский лесхоз, квартал 1-1461 (Васюганское, Черталинское, Майское лесничества), площадью 2 965 522 га в лесах первой, третьей группы было зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации (запись регистрации от 10.12.2003 №70-01/4п-70/2003-178), о чем выдано свидетельство от 10.12.2003 (т.1 л.18).

Постановлением Администрации Каргасокского района от 11.12.2003 №509 ОАО «Томскнефть» ВНК в аренду на пять лет был предоставлен земельный участок из земель тесного фонда Васюганского и Черталинского лесничества Васюганского лесхоза общей площадью 721,415 га под объект «ВЛ ПО кВ ПС «Двуреченская» - ПС «Катыльгинская». Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 был зарегистрирован, о чем была внесена запись в ЕГРП от 27.09.2004 №70-01/6-6/2004-1047, в настоящее время срок аренды истек, запись регистрации аренды земельного участка в ЕГРП отсутствует, что следует из представленной выписки из ЕГРП.

До регистрации договора аренды ОАО «Томскнефть» ВНК в ФГУ ЗКП по Каргасокскому району 01.09.2004 была подана заявка о постановке на государственный кадастровый учета земельного участка, выдаче кадастрового плана, которая зарегистрирована за № 06/04-767 (дата подачи и номер указаны на самой заявке – т.1 л.92). с заявкой был представлен ряд документов.

По данной заявке ФГУ ЗКП по Каргасокскому району в лицу руководителя Каргасокского филиала Бурметьевой Е.В. был выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 09.09.2004 № 06/04-691 (т.1 л.48). В данной кадастровом плане указан земельный участок с кадастровым номером 70:06:0100027:0702 площадью 7 209 450 кв.м., наименование участка землевладение (землепользование), местоположение р.Каргасокский, назначение под объект «ВЛ 110кВ ПС «Двуреченская» - ПС «Катыльгинская»». В кадастровом плане земельного участка указано, что весь участок составляют земли лесного фонда.

Признание незаконными действий органа кадастрового учета по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 70:06:0100027:0702, совершенных 09.09.2004, является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, представленные сторонами, заслушав объяснения представителей, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Во время совершения оспариваемых действий 09.09.2004 отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений регулировались нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

В статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" было определены понятия:

государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);

государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера;

земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами

В статье 7 указанного закона было определено, что государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков (п.1). Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме (п.3).

Согласно статье 16 данного закона кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В деле имеется кадастровый план земельного участка из земель лесного фонда от 09.09.2004, что указывает на совершение органом кадастрового учета действий по постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Как следует из материалов дела, постановка участка на государственный кадастровый учет с выдачей кадастрового плана (выписки из государственного земельного кадастра) от 09.09.2004 была произведена на основании заявки ОАО «Томскнефть» ВНК от 01.09.2004. Между тем, основания для совершения органом кадастрового учета действий по постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка, всю площадь которого, как указано в кадастровом плане, составляют земли лесного фонда, по заявке ОАО «Томскнефть» ВНК от 01.09.2004 не подтверждены.

Так, порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков на момент совершения оспариваемых действий регулировался положениями статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Данной статьей было предусмотрено, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов (пункты 2, 5).

Таким образом, основанием для осуществления действий по проведению государственного кадастрового учета земельных участков для органа кадастрового учета являлись заявки, которые могли быть поданы ограниченным кругом лиц, а именно: органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица.

Материалами дела не подтверждено, что проведение государственного кадастрового учета земельного участка из земель лесного фонда площадью 7 209 450 кв.м., которому был присвоен кадастровый номер 70:06:0100027:0702, было произведено на основании заявки какого-либо из указанных субъектов.

В самой заявке указано, что с нею обращается ОАО «Томскнефть» ВНК, никаких сведений о том, что данное общество действует от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления либо от имени правообладателя земельного участка в заявке и представленных документах не имеется, как и не имеется в материалах кадастрового дела обращений органов государственной власти или органов местного самоуправления о проведении государственного кадастрового учета земельного участка. В обоснование полномочий данного общества на обращение с заявкой кадастровая палата в ходе рассмотрения дела ссылалась на то, что общество являлось уполномоченным правообладателем земельного участка лицом, полномочия следовали из постановления Администрации Каргасокского района от 11.12.2003 № 509 о предоставлении земельного участка в аренду данному обществу сроком на пять лет. При этом вывод о том, что ОАО «Томскнефть» ВНК было уполномочено на подачу заявки о постановке земельного участка на кадастровый учет кадастровая палата делает исходя из п.2 постановления от 11.12.2003 № 509. Между тем, в п.2 постановления указано, что ОАО «Томскнефть» ВНК необходимо заключить договор аренды земельного участка с администрацией района, обеспечить государственную регистрацию права на земельный участок, по окончании работ, срока аренды или минованию надобности провести рекультивацию земель и сдать их в установленном порядке, при этом сведений о возможности обращения с заявкой о проведении кадастрового учета в постановлении нет. Указание на необходимость обеспечить государственную регистрацию права на земельный участок само по себе не свидетельствует о наделении общества полномочиями по обращению от своего имени с заявкой о проведении государственного кадастрового учета. Учитывая, что законодательством определена компетенция соответствующих органов данное указание предполагает только, что общество должно обратиться в уполномоченные органы и организации для инициирования совершения ими действий, необходимых в конечном итоге для государственной регистрации права. В постановлении вообще нет никаких указаний на то, что само общество наделяется какими-либо полномочиями от имени органа местного самоуправления, сам же орган с заявкой не обращался.

Кроме того, из статьи 19 указанного закона не следует, что с заявкой могут обратиться лица, уполномоченные органами местного самоуправления, в данной статье имеются указания только на то, что обратиться в заявкой могут либо органы, либо заинтересованные правообладатели, либо уполномоченные правообладателями лица.

Уполномоченным правообладателем лицом на подачу заявки на постановке земельного участка на государственный кадастровый учет общество не являлось.

На момент обращения общества с заявкой правообладателем земель лесного фонда, включенных в состав поставленного на учет земельного участка, являлась Российская Федерация. Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 15.04.2004) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулировались гражданским законодательством, если иное не было предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд. В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса в состав земель лесного фонда входили лесные земли и нелесные земли. К участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью; и участки нелесных земель. К участкам лесного фонда и правам пользования ими применялись положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено указанным Кодексом (статья 9 Лесного кодекса).

У участвующих в деле лиц имеется спор по поводу того какой именно орган (орган по управлению имуществом либо орган по управлению лесами) был уполномочен от имени Российской Федерации осуществлять полномочия собственника в части постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, что, однако, не влияет на результат рассмотрения данного дела, поскольку ни одним из органов общество такими полномочиями не наделялось.

При этом само общество правообладателем земельного участка на тот момент не являлось, поскольку регистрация договора аренды земельного участка была произведена уже после совершения оспариваемых действий. Учитывая, что исходя из срока аренды государственная регистрация являлась обязательной, оснований считать общество правообладателем земельного участка до осуществления таковой не имеется.

Кроме этого, для проведения кадастрового учета с заявкой в орган должны быть представлены правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"). Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены (пункт 3).

Порядок подготовки и требования к содержанию этих документов для целей внесения сведений в государственный земельный кадастр были установлены в Приказе Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". В соответствии с данным подзаконным актом документ о межевании земельного участка составлялся в виде описания земельного участка, включающего: - титульный лист; - чертеж земельных участков; - описание границ; - сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков); - приложение.

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре в рамках процедуры государственного кадастрового учета обязанность по представлению документов о межевании земельного участка возлагалась на заинтересованного правообладателя.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в действовавшей в тот момент редакции) межевание представляло собой установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана).

Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, предусматривалось, что при проведении землеустроительных работ должны обеспечиваться законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями, в связи с чем препятствием для их проведения считалось отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.

Поскольку собственник земельного участка, в отношении которого проводится межевание, всегда относится к числу лиц, чьи права при межевании затрагиваются, то неизвещение его о межевании должно было повлечь отказ во внесении в государственный земельный кадастр сведений об измененной площади и границах участка, полученных по результатам подобного межевания.

При наличии сведений о том, что всю площадь участка составляют земли лесного фонда для органа кадастрового учета был очевиден тот факт, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Поэтому Российская Федерация в лице ее уполномоченного органа являлась заинтересованным правообладателем, подразумеваемым в статье 19 Закона о земельном кадастре, хотя и являлась собственником участка, в отношении которого проводилось межевание, а не смежных с ним участков.

Между тем, в представленных заявкой документах имеется описание земельного участка, подписанное только организацией, выполнявшей работы, и ОАО «Томскнефть» ВНК, а также комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Каргасокского района. Землеустроительное дело (т.1 л.137) также содержит данные об утверждении комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Каргасокского района. Сведения об участии органов Российской Федерации в проведении межевания, об извещении таких органов о проведении межевания в документах землеустроительного дела отсутствуют. Лесхоз же, как орган по управлению лесами, участвовал в составлении только акта технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда (т.1 л.143), содержащем данные о таких характеристиках лесного участка, как состав насаждения, класс, полнота, запас (м.куб.), о группе лесов и другие данные, характеризующие лесной участок, а акте указано также согласие лесхоза на занятие земель под строительство, аренду и перевоз лесных земель в нелесные, вместе с тем, конкретных сведений о границах земельного участка в данном акте не содержится.

Установление и согласование границ проводилось в данном случае в акте установления и согласования границ земельного участка, утв. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Каргасокского района (т.2 л.14). В данном акте и содержится подробное описание границ земельного участка, указано, что границы земельного участка закреплены в натуре, заинтересованными сторонами о сохранности границ объявлено, представителями заинтересованных собственников, владельцев, пользователей при отводе земельного участка не заявлено возникшего спора по границам. При этом в акте указано, что межевание выполнено при участии собственников, владельцев, пользователей земельных участков и их представителей: Черталинское лесничество Васюганского лесхоза, ОАО «Томскнефть» ВНК (со стороны данных лиц акт, между тем, не был подписан). Однако, в данном акте нет никаких сведений об участии правообладателя земельного участка Российской Федерации в лице уполномоченного органа в установлении и согласовании границ в рамках межевания земельного участка.

При таких обстоятельствах у органа проведения кадастрового учета не было оснований осуществлять его на основании указанной заявки документов о межевании, не соответствующих установленным законом требованиям.

Также у органа кадастрового учета не имелось оснований полагать, что внесение в государственный земельный кадастр сведений, связанных с образованием и постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка, не затрагивает интересов собственника этого участка и может быть произведено без его уведомления.

Учитывая изложенное требования заявлены уполномоченным Российской Федерацией органом по управлению имуществом обоснованно, действия по проведению государственного кадастрового учета закону не соответствовали, при этом данные действия создают препятствия для уполномоченного Российской Федерацией органа (заявителя по делу) в реализации полномочий собственника по образованию земельных участков из состава принадлежащих Российской Федерации земель лесного фонда.

При рассмотрении дела судом учтено толкование указанных выше норм о проведении действий по государственному кадастровому учету, практика применения которых определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 марта 2011 г. N 14765/10.

При этом ссылки кадастровой палаты на то, что собственником могло быть принято решение о преобразовании данного земельного участка, о том, что он может совершить необходимые ему действия по образованию земельных участков не свидетельствуют о нарушении прав собственника, который в результате незаконных действий по постановке на кадастровый учет земельного участка для реализации своих прав на образование земельных участков из состава принадлежащих ему земель лесного фонда вынужден предпринимать дополнительные действия.

Данные обстоятельства свидетельствуют как о нарушении требований закона, так и о нарушении прав и законных интересов заявителя, что является основанием для удовлетворения требований.

В оспариваемый период в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществлялось уполномоченным кадастровым органом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» Управлением Роснедвижимости по Томской области, правопреемником которого является Управление Росреестра по Томской области. При этом Кадастровая палата по Томской области осуществляла государственный кадастровый учет в соответствии с Уставом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области, Приказом Росземкадастра от 26.09.2001 N П/166 "Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра", выполняя при этом исполнительские функции. Таким образом, для осуществления действий по проведению государственного кадастрового учета требовалось взаимодействие указанных органа и учреждения, которое и имело место, поскольку землеустроительное дело было утверждено комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.07.2004 № 1024-о территориальные органы упраздненных, реорганизованных и иных федеральных органов исполнительной власти подчинены преобразованным и образованным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с передачей им функций упраздненных и реорганизованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости - территориальные органы Росземкадастра). В связи с этим требований правомерно предъявлены и к Управлению Росреестра по Томской области и к ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст.162 АПК РФ и оценивая их во взаимосвязи и в совокупности с учетом положений ст.71 АПК РФ суд приходит к выводу о том, оснований для совершения оспариваемых действий не имелось, при этом они нарушают права собственника земель, в связи с чем подлежат признанию незаконными.

В ходе рассмотрения дела заявлены также доводы, касающиеся издания Администрацией Каргасокского района постановления от 11.12.2003 № 509 о предоставлении земельного участка в аренду ОАО «Томскнефть» ВНК, о полномочиях участвующих в деле органов. Данные доводы суд считает возможным оценить только в той мере, в какой это необходимо для установления имеющих значение для рассмотрения данного дела обстоятельств, имея при этом ввиду, что само по себе законность издания имеющихся в деле актов органа местного самоуправления, а также органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации к предмету требований не относится.

Ссылки Администрации Каргасокского района о том, что по состоянию на 2003-2004 годы Администрация Каргасокского района не располагала сведениями об отнесении в установленном порядке к федеральной собственности территории, на которой расположен спорный земельный участок, судом отклоняются. К моменту издания постановления от 11.12.2003 право собственности Российской Федерации на леса первой, третьей группы площадью 2 965 522 га в Каргасокском районе, Васюганский лесхоз, квартал 1-1461 (Васюганское, Черталинское, Майское лесничества) уже было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство от 10.12.2003. Кроме того, в самом постановлении от 11.12.2003 речь идет именно о земельном участке на землях лесного фонда, которые в силу прямого указания действовавшего в тот момент Лесного кодекса РФ относились к собственности Российской Федерации.

В рассматриваемый период все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса в состав земель лесного фонда входили лесные земли и нелесные земли. К участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью; и участки нелесных земель. К участкам лесного фонда и правам пользования ими применялись положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено указанным Кодексом (статья 9 Лесного кодекса).

В статье 19 Лесного кодекса РФ было установлено, что лесной фонд находится в федеральной собственности. Однако, полномочия Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов также определялись Лесным кодексом РФ, а именно статьей 46 данного кодекса, которой было предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в указанной области относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).

В абзаце 4 статьи 47 Лесного кодекса РФ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) в числе полномочий субъекта Российской Федерации оговорено полномочие на участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При этом согласно статье 47 Лесного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов прямо отнесено:

- принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с указанным Кодексом;

- перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах второй и третьей групп.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П положения о лесном фонде, содержащиеся в частях первой и второй статьи 19, абзаце четвертом статьи 46 и абзаце четвертом статьи 47 Лесного кодекса Российской Федерации, были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации.

В данном постановлении Конституционным судом указано, что устанавливая в статьях 19,46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере правоотношений, объектом которых является лесной фонд, участки лесного фонда, права пользования ими, федеральный законодатель исходил из того, что лесной фонд находится в федеральной собственности и что полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов определяются и разграничиваются на основе положений статей 72 (пункты "в","г","д" и "к" части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации.

В статье 49 Лесного кодекса РФ было предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом в лесах второй и третьей групп осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливался Правительством Российской Федерации. Такой порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» в пункте 1 которого также было закреплено, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах второй и третьей групп осуществлялось органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.

Кроме того, в указанный период времени действовало Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденное Приказом Рослесхоза от 29.03.1994 № 69. Согласно указанному Положению (пункты 7, 8, 12,13) юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращались с заявлением в орган исполнительной власти района. При достаточной обоснованности заявления по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляли подготовку землеустроительного дела. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решался вопрос о предоставлении земельного участка, условиях его изъятия и платы. Администрация района (города) рассматривала материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимала постановление. Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направлялось органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимал постановление о переводе лесных земель в нелесные, а также изъятии нелесных земель или давал обоснованный отказ.

Из представленного в дело постановления Администрации Каргсокского района от 11.12.2003 № 509 следует, что в нем, наряду с указанием на предоставление земельного участка в аренду по результатам рассмотрения ходатайства ОАО «Томскнефть» ВНК и заинтересованных ведомств, содержится обращение к Администрации Томской области об утверждении данного постановления и о переводе лесных земель в нелесные.

В дальнейшем Администрацией Томской области было принято распоряжение от 15.04.2004 № 31-р-з о переводе лесных земель в нелесные, при этом указано, что такой перевод осуществляется в соответствии со статьями 47, 63 Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 № 1200 и по представлению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Томской области. В распоряжении Администрации Томской области от 15.04.2004 № 31-р-з также четко указано, что перевод осуществляется именно с целью предоставления земель на правах аренды ОАО «Томскнефть» ВНК для строительства объекта, данному обществу также указано произвести плату за перевод лесных земель в нелесные, по окончании работ, срока аренды или минованию надобности провести рекультивацию нарушенных земель и возвратить их в установленном порядке.

Таким образом, из совокупности представленных материалов следует, что указанным в статье ст.47 Лесного кодекса РФ органом было выражено его решение о предоставлении земель из лесного фонда в аренду третьему лицу ОАО «Томскнефть» ВНК. Оценка же законности самого договора аренды участка лесного фонда и его государственной регистрации, произведенной 27.09.2004, в рамках настоящего дела осуществляться не должна, к предмету требований она не относится.

Оценивая доводы участвующие в деле лиц о пропуске срока обращения в суд с заявлением, суд приходит к выводу о том, что такой срок не пропущен. Доказательств того, что уполномоченному по управлению государственным имуществом органу ранее было известно о совершении оспариваемых действий, участвующими в деле лицами не указано, ссылки на то, что об этом было известно органам Роснедвижимости не могут быть приняты во внимание, учитывая разную компетенцию данных органов. Из представленных документов не следует, что ранее органу уполномоченному осуществлять функции по управлению государственным имуществом было известно именно о совершении действий по постановке на государственный кадастровый учет 09.09.2004 спорного земельного участка.

В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в случае удовлетворения требований в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Учитывая положения ч.5 ст.201 АПК РФ и то, что по указанным государственным органом мотивам оснований для отказа в согласовании нормативов не было, признавая оспариваемые действия незаконными суд считает необходимым обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 70:06:0100027:0702, поставленного на государственный кадастровый учет по заявке ОАО «Томскнефть» ВНК, зарегистрированной ФГУ ЗКП по Каргасокскому району 01.09.2004 за № 06/04-767. Данный способ устранения нарушений прав и законных интересов заявителя соответствует предмету требований, поскольку порядок и общие правила ведения государственного кадастрового учета определены, то более подробного указания в данном случае не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 175, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 70:06:0100027:0702, совершенные 09.09.2004, проверенные на соответствие Лесному кодексу РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ, Земельному кодексу РФ от 25.01.2011 № 136-ФЗ, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», признать незаконными.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 70:06:0100027:0702, поставленного на государственный кадастровый учет по заявке ОАО «Томскнефть» ВНК, зарегистрированной ФГУ ЗКП по Каргасокскому району 01.09.2004 за № 06/04-767.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья Е.В. Афанасьева