Арбитражный суд Тульской области
300041, Россия, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-2167/2020
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2020 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Чубаровой Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак по международной регистрации № 1223248 и на товарный знак» по международной регистрации № 1223406 в размере 5 000 000 руб., об обязании прекратить использовать обозначение при оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957; обязании прекратить использовать обозначение в объявлениях, на вывесках, в рекламе, в предложениях об оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957,
при участии в заседании:
от Компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.) – ФИО2 доверенности, диплом, ФИО3 по доверенности, диплом,
ИП ФИО1 – не явилась, извещена,
УСТАНОВИЛ:
Компания «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V., истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИП ФИО1, ответчик), в котором просит:
- обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить использование обозначения при оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957;
- обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить использование обозначения в объявлениях, на вывесках, в рекламе, в предложениях об оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957;
- взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак по международной регистрации №1223248 и на товарный знак «» по международной регистрации № 1223406 в размере 5 000 000 руб.
17.07.2020 от Компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.) поступило ходатайство об изменении предмета иска, согласно которому истец просит:
- запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать обозначения «», «RIXOS», «RIXXOS», «rixxos.ru», «rixxos.tula» и иные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и/или товарным знаком «» по международной регистрации № 1223406 при оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957;
- запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать обозначения «», «RIXOS», «RIXXOS», «rixxos.ru», «rixxos.tula» и иные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и/или товарным знаком «» по международной регистрации № 1223406 в предложениях об оказании услуг, в объявлениях, на вывесках, в рекламе, на документации, в сети «Интернет», в том числе в доменном имени, для обозначения услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957;
- взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.) (адрес: Ньёвэзэйдс Фоорбургвал 104, 1012 SG, Амстердам, Нидерланды) компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и на товарный знак « » по международной регистрации № 1223406 в размере 5.000.000,00 (Пять миллионов) руб.
Уточнение принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что компания «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.), надлежащим образом зарегистрированная в соответствии с законодательством Нидерландов, является обладателем исключительного права на следующие товарные знаки:
- товарный знак по международной регистрации № 1223248, зарегистрированный, в том числе, на территории Российской Федерации, действующий до 26.06.2024, дата регистрации (возникновения исключительного права) 26.06.2014, представляет собой словесное обозначение «RIXOS», выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита;
- товарный знак по международной регистрации № 1223406, зарегистрированный, в том числе, на территории Российской Федерации, действующий до 14.05.2024, дата регистрации (возникновения исключительного права) 14.05.2014, представляет собой комбинированное обозначение «».
Исключительное право истца на товарные знаки подтверждается распечатками из электронной базы данных Всемирной организации интеллектуальной собственности, размещенной в сети Интернет на сайте https://www3.wipo.int/madriaVmonitor/en/, и охраняется в Российской Федерации в соответствии с нормами Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадридский протокол), ратифицированного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1996 № 1503. Согласно статье 1479 ГК РФ исключительное право истца на указанные товарные знаки действует на территории Российской Федерации без дополнительной регистрации.
Товарные знаки зарегистрированы, в том числе в отношении услуг 43 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957 в действовавшей на момент подачи заявок редакции, а именно: услуги по обеспечению едой и напитками.
RIXOS представляет собой бренд сети гостиниц, основанный в 2000 году, с 25 отелями и курортами в Египте, Казахстане, Швейцарии, Турции, Хорватии, ОАЭ, а также в России. Информация о расположении гостиниц и курортов RIXOS доступна на Интернет-сайте истца www.rixos.com. Истец оказывает услуги по обеспечению едой и напитками с использованием товарных знаков в сети своих гостиниц, в том числе в отеле «RIXOS Красная Поляна Сочи» в Российской Федерации.
В результате длительной и добросовестной деятельности истца на российском и международном рынке товарные знаки истца стали известны российскому потребителю. С товарными знаками истца потребитель связывает определенные ожидания в отношении качества индивидуализированных этими товарными знаками услуг.
Истцу стало известно, что в кафе-кальянной, находящейся по адресу <...> этаж, (далее - кафе-кальянная) ответчик оказывает услуги по обеспечению едой и напитками. При этом ответчик незаконно использует обозначение «», сходное до степени смешения с товарными знаками истца «RIXOS» и «», путем его размещения на вывеске при входе в кафе-кальянную, на заднем фоне сцены кафе-кальянной, на щитах с изображением коммерческого обозначения кафе-кальянной, в каталоге меню, а также на документах - чеках.
Истец сообщил о факте нарушения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; 12.04.2019 прокуратурой Советского района г. Тулы была осуществлена проверка соблюдения ответчиком законодательства об интеллектуальной собственности, в результате которой был выявлен факт незаконного использования обозначения «RIXOS», без разрешения правообладателя. 23.04.2019 по факту незаконного использования обозначения «RIXOS» прокурором Советского района г. Тулы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2019 по делу № А68-5194/2019 по заявлению прокурора ИП ФИО1 была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ. Указанное решение обжаловано не было, и вступило в законную силу.
23.08.2019 истец направил ответчику претензию исх. № 1890086, в которой потребовал прекратить нарушение, уничтожить вывески, каталоги меню и иные изделия, на которых использованы обозначения, сходные с товарными знаками, а также выплатить истцу компенсацию в размере 5 000 000 рублей за нарушение исключительных прав на товарные знаки. Претензия оставлена ответчиком без ответа, требования не удовлетворены.
От ответчика отзыв на исковое заявление не поступал.
В порядке статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Арбитражный суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
В соответствии со статьей 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В силу пункта 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Незаконное размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, этикетках, упаковках товаров, в силу пункта 1 статьи 1515 Кодекса, свидетельствует об их контрафактности.
Как указано в пункте 156 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 10), способы использования товарного знака, входящие в состав исключительного права в силу положений пунктов 1 и 2 статьи 1484 ГК РФ, не ограничиваются лишь изготовлением товаров с размещением на них этого товарного знака.
Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже).
Из пункта 157 названного Постановления следует, что с учетом пункта 1 статьи 1477 и статьи 1484 ГК РФ использованием товарного знака признается его использование для целей индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 162 Постановления № 10, для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется, исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
В пункте 55 Постановления № 10 указано, что при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав судам следует учитывать, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения (статья 55 ГПК РФ, статья 64 АПК РФ). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети «Интернет».
В силу положений статей 65, 66, 71 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте.
Как следует из представленных материалов, компания «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.), является обладателем исключительного права на следующие товарные знаки:
- товарный знак по международной регистрации № 1223248, зарегистрированный, в том числе, на территории Российской Федерации, действующий до 26.06.2024, дата регистрации (возникновения исключительного права) 26.06.2014, представляет собой словесное обозначение «RIXOS», выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита;
- товарный знак по международной регистрации № 1223406, зарегистрированный, в том числе, на территории Российской Федерации, действующий до 14.05.2024, дата регистрации (возникновения исключительного права) 14.05.2014, представляет собой комбинированное обозначение«».
В соответствии со статьей 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Исключительное право истца на товарные знаки подтверждается распечатками из электронной базы данных Всемирной организации интеллектуальной собственности, размещенной в сети Интернет на сайте https://www3.wipo.int/madriaVmonitor/en/, и охраняется в Российской Федерации в соответствии с нормами Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадридский протокол), ратифицированного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1996 № 1503.
Согласно статье 1479 ГК РФ исключительное право истца на указанные товарные знаки действует на территории Российской Федерации без дополнительной регистрации.
Товарные знаки зарегистрированы, в том числе в отношении услуг 43 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957 в действовавшей на момент подачи заявок редакции, а именно: услуги по обеспечению едой и напитками.
RIXOS представляет собой бренд сети гостиниц, основанный в 2000 г., с 25 отелями и курортами в Египте, Казахстане, Швейцарии, Турции, Хорватии, ОАЭ, а также в России. Информация о расположении гостиниц и курортов RIXOS доступна на Интернет-сайте Истца www.rixos.com (Приложение 3). Истец оказывает услуги по обеспечению едой и напитками с использованием Товарных знаков в сети своих гостиниц, в том числе в отеле «RJXOS Красная Поляна Сочи» в Российской Федерации.
Указанные товарные знаки стали известны российскому потребителю в результате деятельности истца на российском и международном рынке. С товарными знаками истца потребитель связывает определенные ожидания в отношении качества индивидуализированных этими товарными знаками услуг.
Как следует из представленных материалов, в кафе-кальянной, находящейся по адресу <...> этаж, ответчик оказывает услуги по обеспечению едой и напитками. При этом ответчик использует обозначение «» путем его размещения на вывеске при входе в кафе-кальянную, на заднем фоне сцены кафе-кальянной, на щитах с изображением коммерческого обозначения кафе-кальянной, в каталоге меню, а также на документах - чеках.
Обозначение, используемое ответчиком, сходно до степени смешения с товарными знаками истца «RIXOS» и «».
При сравнении обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков истца, и обозначения, используемого ответчиком, суд руководствовался правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 482 (далее - Правила ТЗ) в соответствии с которыми:
Пункт 41. Обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Пункт 42. Словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Пункт 43. Изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Пункт 44. Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Обозначение «RIXOS», зарегистрированное в качестве товарного знака по международной регистрации № 1223248, представляет собой словесное обозначение, выполненное буквами латинского алфавита, обычным шрифтом.
Обозначение «», зарегистрированное в качестве товарного знака по международной регистрации № 1223406, является комбинированным, состоящим из словесного элемента «RIXOS», занимающего доминирующее положение, в котором буква «X» выполнена шрифтом большего размера, а также из изобразительного элемента, расположенного над буквой «X», выполненного в виде короны, при этом всё изображение выполнено желто-зеленым цветом.
Обозначение «», используемое ответчиком, является комбинированным обозначением и состоит из словесного элемента «RIXOS», выполненного буквами латинского алфавита, а также изобразительных элементов, расположенных над буквой «X», выполненных в виде короны и двух завитков, расположенных справа и слева от короны.
Сходство до степени смешения товарного знака «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и комбинированного обозначения «» обуславливается использованием одного и того же словесного элемента «RIXOS» (графическое и звуковое сходство), который полностью входит в обозначение «» занимает в нем доминирующее положение и является сильным элементом.
Сходство до степени смешения товарного знака «» по международной регистрации № 1223406 и комбинированного обозначения «» обуславливается наличием следующих сходных элементов:
- словесный элемент «RIXOS», выполненный буквами латинского алфавита, занимающий доминирующее положение, в котором буква «X» выполнена шрифтом большего размера (графическое и звуковое сходство);
- изобразительный элемент, расположенных над буквой «Х», выполненный в виде короны;
- желто-зеленый цвет, используемый в обоих обозначениях.
Обозначение «», используемое ответчиком, сходно до степени смешения с товарным знаком истца «» по международной регистрации № 1223406, так как ассоциируется с ним в целом по общему зрительному впечатлению, несмотря на их отдельные отличия.
Товарные знаки истца зарегистрированы, в том числе для услуг 43 класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), введенной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957, а именно: услуги по обеспечению едой и напитками. Данный факт подтверждается распечаткой из электронной базы данных Всемирной организации интеллектуальной собственности, размещенной в сети интернет на сайте https://www3.wipo.int/madrid/monitor/en/.
Ответчик использует обозначение «» в отношении идентичных услуг, а именно: услуги по обеспечению едой и напитками. Указанные услуги ответчика и услуги 43 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки истца, являются идентичными и относятся к 43 классу МКТУ.
Истец сообщил о факте нарушения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. 12.04.2019 прокуратурой Советского района г. Тулы, с целью проверки доводов, изложенных в сообщении истца, была осуществлена проверка соблюдения ответчиком законодательства об интеллектуальной собственности, в результате которой был выявлен факт незаконного использования обозначения «RIXOS», без разрешения правообладателя. 23.04.2019 по факту незаконного использования обозначения «RIXOS» прокурором Советского района г. Тулы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, в ее присутствии.
В объяснении индивидуальный предприниматель ФИО1 факт правонарушения подтвердила, вину в его совершении признала.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2019 по делу № А68-5194/2019 ИП ФИО1 была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ. Указанное решение обжаловано не было и вступило в законную силу.
Использование ответчиком обозначения «» в отношении идентичных услуг, а именно: услуги по обеспечению едой и напитками подтверждается решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2019 по делу № А68-5194/2019, протоколом нотариального обеспечения доказательств от 12.02.2019, чеками от 12.02.2019, распечатками сайта rixxos.ru, аккаунта elina_di_ и аккаунта rixxos.tula в социальной сети Инстаграм в сети Интернет.
Истец, являющийся правообладателем товарных знаков, не давал ответчику согласия на использование товарных знаков на территории Российской Федерации. Истец не заключал с ответчиком лицензионных договоров об использовании Товарных знаков.
После вступления решения суда от 10.06.2019 по делу № А68-5194/2019 в законную силу ответчик продолжил нарушение исключительных прав истца на товарные знаки, а именно для индивидуализации услуг по обеспечению едой и напитками в кафе-кальянной, что подтверждается распечатками (скриншотами) страниц сайта rixxos.ru, аккаунта elina_di_ и аккаунта rixxos.tula в социальной сети Инстаграм в сети Интернет, сделанными истцом 22.08.2019.
Аккаунт elina_di_ принадлежит ответчику, о чем свидетельствует информация, размещенная в этом аккаунте. В аккаунте имеются фотографии его владельца - ФИО1, а также указано, что этот аккаунт принадлежит «Той самой основательнице @rixxos.tula». Аккаунт содержит рекламу кафе-кальянной, с указанием адреса и телефона, а именно: «Rixos, расположенный в самом центре динамичного района города... Жду всех в своём @rixos.tula Демонстрации, 22 (6 этаж) +7(919)071-06-61». Указанный адрес и телефон совпадают с адресом и телефоном, указанными на сайте кафе-кальянной rixxos.ru.
На сайте кафе-кальянной rixxos.ru рекламируются и предлагаются к продаже услуги по обеспечению едой и напитками с полным меню, в котором представлены как еда, так и напитки. Указанные услуги рекламируются и предлагаются к продаже с использованием обозначения «», сходного до степени смешения с товарными знаками истца.
Как указано выше аккаунт elina_di_ в сети Инстаграм также содержит ссылку @rixxos.tula. Пройдя по указанной ссылке, потребитель попадает на аккаунт rixxos.tula в сети Инстаграм. В указанном аккаунте размещена следующая информация:
- размещено обозначение «», сходное до степени смешения с товарными знаками истца,
- имеется ссылка на сайт кафе-кальянной rixxos.ru,
- размещена реклама различных мероприятий, проводимых в кафе-кальянной, в том числе, реклама фуршета с надписью «24 Августа приглашаем Вас на празднование нашего первого Дня Рождения. Команда RIXXOS ждет Вас... <...> этаж +7 (919) 071-06-61 Бронь столов на сайте «rixxos.ru», реклама шоу, проводимого 31 декабря, с указанием цены за один билет - 3999 р. и надписью «САЛАТ/ГОРЯЧЕЕ/НАПИТКИ/НЕОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОБКОВОГО СБОРА/ ДЕСЕРТ/ТОРТ/2 КАЛЬЯНА НА СТОЛ НА ФРУКТАХ»,
- размещена реклама бизнес-ланча (салат, сэндвич, десерт, напиток) за 299RUB,
- предлагается забронировать стол по адресу <...> этаж,
- размещено меню напитков (смузи, лимонады, коктейли) с указанием стоимости,
- размещены фотографии меню кафе-кальянной с изображением «»,
- размещены фотографии помещения кафе-кальянной, в котором на стенах размещены изображения «».
Ответчик также самостоятельно предоставил Арбитражному суду Тульской области распечатки из сети Интернет, которые подтверждают, что ответчик использует в сети Интернет обозначения. сходные до степени смешения с товарными знаками истца для предложения услуг по обеспечению едой и напитками (распечатки имеются в материалах дела).
В ходе рассмотрения дела настоящего дела 28.09.2020 истец в социальной сети Инстаграм в сети Интернет ввел в строке поиска название аккаунта «rixxos.tula», на который ранее ссылался истец в исковом заявлении как на доказательство нарушения ответчиком исключительного права истца на товарные знаки. В настоящее время аккаунт продолжает действовать, на страницах аккаунта по-прежнему используются обозначения «Rixxos» и «», сходные до степени смешения с товарным знаком Истца «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и товарным знаком истца международной регистрации № 1223406.
На указанный аккаунт также можно пройти, если в строке поиска в социальной сети Инстаграм в сети Интернет ввести адрес кафе-кальянной, принадлежащей ответчику - <...>, что подтверждает связь аккаунта и кафе-кальянной ответчика. В указанном аккаунте «rixxos.tula» при нажатии слова «Подробнее» появляется ссылка на сайт http://rix71.ru. На указанном сайте продолжают предлагаться услуги кафе-кальянной ответчика по обеспечению едой и напитками.
Указанные факты подтверждают, что ответчик продолжает использовать указанные выше обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком истца по международной регистрации № 1223248 и товарным знаком истца по международной регистрации № 1223406, для предложения услуг по обеспечению едой и напитками, однородных услугам, в отношении которых зарегистрированы вышеуказанные товарные знаки истца.
Изложенные факты подтверждаются распечаткой (скриншотами) из сети Интернет. В соответствии с пунктом 55 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.01.2019 № 10 скриншоты являются допустимыми доказательствами.
Таким образом, факт нарушения ответчиком исключительных прав истца путем использования товарных знаков является доказанным, и это нарушение продолжалось.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.
Как установлено пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Согласно пункту 3 статьи 1515 ГК РФ лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
Как следует из пункта 57 Постановления № 10, в случае нарушения исключительного права правообладатель вправе осуществлять защиту нарушенного права любым из способов, перечисленных в статье 12 и пункте 1 статьи 1252 ГК РФ, в том числе путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право, в частности о запрете конкретному исполнителю исполнять те или иные произведения.
Требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ может быть предъявлено не только к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, но и к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.
Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если противоправное поведение конкретного лица еще не завершено или имеется угроза нарушения права. Так, не подлежит удовлетворению требование о запрете предложения к продаже или о запрете продажи контрафактного товара, если такой принадлежавший ответчику товар им уже продан. Требования об общем запрете конкретному лицу на будущее использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (например, о запрете размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет») также не подлежат удовлетворению. Такой запрет установлен непосредственно законом (абзац третий пункта 1 статьи 1229 ГК РФ).
Как следует из пункта 61 Постановления № 10, заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 статьи 131, абзац восьмой статьи 132 ГПК РФ, пункт 7 части 2 статьи 125 АПК РФ), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления № 10, рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 1252).
По требованиям о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей суд определяет сумму компенсации исходя из представленных сторонами доказательств не выше заявленного истцом требования.
Суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации и принимает решение (статья 196 ГПК РФ, статья 168 АПК РФ), учитывая, что истец представляет доказательства, обосновывающие размер компенсации (абзац пятый статьи 132, пункт 1 части 1 статьи 149 ГПК РФ, пункт 3 части 1 статьи 126 АПК РФ), а ответчик вправе оспорить как факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации (пункты 2 и 3 части 2 статьи 149 ГПК РФ, пункт 3 части 5 статьи 131 АПК РФ).
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Первоначально истец требовал компенсацию в размере 5 000 000 руб. за нарушение исключительных прав на два товарных знака, то есть по 2 500 000 руб. за каждый товарный знак.
Впоследствии истец сам просит суд считать действия ответчика по нарушению исключительных прав истца на два товарных знака одним нарушением, сославшись на пункт 33 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2015, из которого следует, что, если защищаемые товарные знаки фактически являются группой (серией) знаков одного правообладателя, зависимых друг от друга, связанных между собой наличием одного и того же доминирующего словесного или изобразительного элемента, имеющих фонетическое и семантическое сходство, а также несущественные графические отличия, не изменяющие сущность товарных знаков, то нарушение прав на несколько таких товарных знаков представляет собой одно нарушение.
Истец просит по-прежнему просит взыскать с ИП ФИО1 компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак по международной регистрации №1223248 и на товарный знак помеждународной регистрации № 1223406 в размере 5 000 000 руб., указав при этом, что «RIXOS» представляет собой бренд сети гостиниц, основанный в 2000 г., с 27 отелями и курортами в Египте, Казахстане, Швейцарии, Турции, Хорватии, ОАЭ, а также в России. Информация о расположении гостиниц и курортов RIXOS доступна на Интернет-сайте истца www.rixos.com. В результате того, что истец в течение продолжительного срока широко использовал свои товарные знаки для индивидуализации услуг предоставления временного проживания, а также обеспечения едой и напитками, товарные знаки истца завоевали широкую известность и признание.
Отель Rixos Красная Поляна Сочи стал победителем в номинации «Лучший горнолыжный отель в России» в 2016 - 2019 годах по версии World Ski Awards; имеет три награждения по версии World Luxury Hotel в номинациях «Самый роскошный горный отель в Европе», «Самый роскошный СПА-отель в Северной Европе», а также «Самый роскошный семейный отель в Северной Европе» в 2017 - 2019 годах; World Spa Awards три года подряд (2017 - 2019 годы) присваивает отелю награду в номинации «Лучший СПА-курорт в России»; отель Rixos Красная Поляна вошел в финалисты премии Russian Hospitality Awards в 2015 - 2017 годах; отель занял пятое место в списке Лучших отелей России в 2017 году по версии Travelers Choice 2017 от турсервиса TripAdvisor; Российская национальная туристическая премия Звезда Броневика в 2016 году отдана отелю Rixos Красная Поляна в номинации «Лучший отель для зимнего отдыха в России». Отелю Rixos Красная Поляна Сочи присвоена категория «пять звезд».
Суд учитывает данные факты.
На взгляд истца, ущерб, нанесенный незаконным использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками истца, значительно выше 5 000 000 руб. с учетом высокой стоимости брэнда «RIXOS» (доход сети отелей за 2017 г. составил 375 млн. долл. США по данным отчетности Истца, опубликованным компанией Аккор Глобал Девелопмент в брошюре «Почему инвестировать в RIXOS», режим доступа URL: https://group.accor.coin/-/media/Corporate/Hotel-development/PDF-for-pages/Rixos/2018/S2/Why-invest-in-ixosEN.pdf).
Истец ссылается на судебную практику (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 № 304-ЭС19-11911 по делу № 03-15367/2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 № 15АП-5160/2019 по делу № А32-33515/2018, размер взыскиваемой компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки составил в одном деле 2 000 000 руб., в другом деле - 1 800 000 руб.).
Представитель истца ФИО2 во время сбора доказательств нарушения исключительных прав истца на товарные знаки посетила кафе-кальянную и приобрела там еду и напитки. С позиции рядового потребителя, по мнению ФИО2, качество еды, проданной ей в кафе-кальянной, значительно ниже качества еды, обычно предлагаемой в отелях категории пять звезд в России. Предлагая еду такого низкого качества и используя при этом обозначение «», сходное до степени смешения с товарными знаками истца, ответчик наносит вред деловой репутации истца в сфере услуг по обеспечению едой и напитками.
Таким образом, имущественные потери правообладателя напрямую связаны с высокой вероятностью снижения стоимости бренда «RIXOS», одного из узнаваемых брендов не только в России, но и в ряде других стран, популярных у российского потребителя.
Обстоятельством, определяющим размер компенсации, является тот факт, что спорные товарные знаки использовались (размещались) без согласия правообладателя непосредственно ответчиком.
При определении размера компенсации суд учитывает также то обстоятельство, после принятия решения Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2019 по делу № А68-5194/2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ, ИП ФИО1 продолжала в своей деятельности незаконно использовать указанные выше товарные знаки. Такое использование продолжалось и в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, нарушение продолжалось длительное время (более года).
Использование обозначения «» для индивидуализации услуг по обеспечению едой и напитками с нарушением исключительных прав истца является существенной частью деятельности ответчика, так как это основной вид услуг, предоставляемых в кафе-кальянной истца. Доход ответчик извлекает в основном из незаконной деятельности, используя репутацию истца и причиняя ей ущерб.
Ответчик данные факты не оспорил, отзыв или возражения не представил.
С учетом изложенных обстоятельств суд в рамках настоящего дела приходит к выводу о том, что обоснованным будет являться размер компенсации, подлежащей взысканию с ответчика за незаконное использование товарного знака, в размере 1 200 000 руб.
Компенсация в таком размере будет соответствовать принципам разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Не взыскивая с ответчика компенсацию в заявленном размере (5 000 000 руб.), суд одновременно учитывает, что спорные товарные знаки использовались в деятельности только в кафе-кальянной, а не отеля.
С учетом того, нарушение противоправное поведение ответчика не завершено, а также имеется угроза нарушения права, подлежат удовлетворению требования истца в части запрета ИП ФИО1 использовать обозначения «», «RIXOS», «RIXXOS», «rixxos.ru», «rixxos.tula» и иные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и товарным знаком «» по международной регистрации № 1223406 при оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, а также в предложениях об оказании услуг, в объявлениях, на вывесках, в рекламе, на документации, в сети «Интернет», в том числе в доменном имени, для обозначения услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг.
Кроме того, с ИП ФИО1 подлежит взысканию компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак «RIXOS» по международной регистрации №1223248 и на товарный знак «» по международной регистрации №1223406 в размере 1 200 000 руб.
В удовлетворении остальной части требования о взыскании компенсации следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 16 520 руб. (чек-ордер №6 от 05.03.2020) относятся на ответчика и подлежит взысканию в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям.
Истцом по чеку-ордеру №6 от 05.03.2020 уплачена государственная пошлина в размере 60 000 руб.: за два неимущественных требования по 6 000 руб. и за имущественное требование о взыскании 5 000 000 руб. - 48 000 руб.
Фактически истцом заявлено не два неимущественных требования, а одно (разделенное на два). Истцу на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб., уплаченная как за второе неимущественное требование.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины за неимущественное требование в размере 6 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, расходы по уплате государственной пошлины за имущественное требование подлежит взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям - в размере 11 520 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины в остальной части относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (RixosHospitalityB.V.) удовлетворить частично.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать обозначения «», «RIXOS», «RIXXOS», «rixxos.ru», «rixxos.tula» и иные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и товарным знаком «» по международной регистрации № 1223406 при оказании услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг, а также в предложениях об оказании услуг, в объявлениях, на вывесках, в рекламе, на документации, в сети «Интернет», в том числе в доменном имени, для обозначения услуг по обеспечению едой и напитками, относящихся к 43 классу Международной классификации товаров и услуг.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (Rixos Hospitality B.V.) компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак «RIXOS» по международной регистрации № 1223248 и на товарный знак «» по международной регистрации № 1223406 в размере 1 200 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 520 руб.
Возвратить Компании «Риксос Хоспителити Б.В.» (RixosHospitalityB.V.) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины в остальной части отнести на Компанию «Риксос Хоспителити Б.В.» (RixosHospitalityB.V.).
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Н.И. Чубарова