ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-9970/16 от 06.03.2017 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

  300041, Россия, <...>

тел./факс <***>;

e-mail: a68.info@arbitr.ru;

http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-9970/2016

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2017г.

Решение в полном объеме изготовлено 09 марта 2017г.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

Судьи Андреевой Е.В.

протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Щербакова К.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «ВМК Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Главному управлению администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору

о взыскании задолженности в размере 726 314 руб. 78 коп., пени в размере 180 283 руб. 24 коп., всего 906 598 руб. 02 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 21 132 руб.

при участии в заседании:

От истца – ФИО1, представитель по доверенности от 28.02.2017г. №51;

От ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 23.12.2015г. №б/н;

От третьего лица – не явился, извещен (увед.№30099107207567).

УСТАНОВИЛ:

ООО «ВМК Строй» обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу о взыскании задолженности в размере 726 314 руб. 78 коп., пени в размере 180 283 руб. 24 коп., всего 906 598 руб. 02 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 21 132 руб.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил отзыв на исковое заявление, контррасчет пени. Согласно позиции ответчика оплата осуществляется из средств бюджета Тульской области, главным распорядителем бюджетных средств является Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, которая осуществляет перечисление денежных средств в случае надлежащего выполнения работ подрядной организацией. 18.08.2015г. в ходе комиссионного обследования установлено, что работы выполнены ненадлежащим образом, а именно: бортовые камни не закреплены (сметой при установке бортовых камней должен применяться бетон тяжелый, класс В15 (позиция №10 локального сметного расчета)). Однако бортовые камни установлены на песчаное основание и шлаковую мучку, бетон в результате обследования не установлен; часть покрытия тротуарной плитки деформирована, имеет значительное разрушение и провалы. Также обследование объекта состоялось 11.09.2015г., в результате которого установлено, что по периметру территории памятника обрушилась плитка и бордюрный камень, плохо закреплена мемориальная плита с надписями, а также частично повреждена краска на постаменте. Эти же нарушения были выявлены в результате обследования, состоявшегося 16.11.2015г. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации. Результат работ, не пригодный для использования по назначению, то есть не имеющий для заказчика потребительской ценности, не является качественным. Согласно п.7 Технического задания, являющегося приложением 1 к муниципальному контракту, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП, предъявляемым к работам соответствующего рода. Считает, что выполненные подрядчиком работы не соответствуют требованиям о качестве, предъявляемым к работам соответствующего рода. Некачественно выполненные работы препятствуют нормальной эксплуатации объекта, делают ее невозможной.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление. Согласно позиции третьего лица муниципальный контракт от 15.08.2014г. №0366200035614004386-0625942-02 заключен в рамках проекта «Народный бюджет» в 2014г. С 06.05.2014г. на основании п.9 постановления правительства Тульской области от 01.10.2013г. №521 «Об утверждении Положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области» (далее - постановление №521) Инспекция является главным распорядителем средств бюджета Тульской области, предоставляемых в виде субсидий муниципальным образованиям Тульской области. Финансирование мероприятий проекта осуществляется за счет средств: бюджета Тульской области; местных бюджетов; населения муниципального образования Тульской области; юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в денежной форме в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Средства бюджета Тульской области на реализацию проекта предоставляются в форме субсидий муниципальным образованиям Тульской области. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения в порядке, установленном постановлением правительства Тульской области от 06.02.2014г. №50 «О предоставлении и распределении субсидий из бюджета Тульской области местным бюджетам» (далее - постановление №50). В соответствии с п.5 ст.242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов. Денежные средства, направляемые Инспекцией на счета администрации МО Ленинский район, Главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу для исполнения обязательств перед кредиторами по проекту «Народный бюджет-2014» в размере остатка субсидии из бюджета Тульской области, не были использованы администрацией МО Ленинский район, Главным управлением администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу в 2014, 2015гг. и на основании п.5 ст.242 БК РФ возвращены в доход бюджета Тульской области в новом финансовом году согласно заявке на возврат №2 от 13.01.2016г. В целях проверки целевого использования средств бюджета Тульской области сотрудниками Инспекции до конца декабря 2014г. по заявкам управления администрации города Тулы по работе с территорией «Хрущевское» (правопредшественника Главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу) неоднократно осуществлялись выезды на указанный объект. Однако, с заменой материалов, непредставлением необходимого пакета документов, в том числе документов подтверждающих качество используемых материалов и выполненных работ, Инспекцией принято решение о приостановлении финансирования данных работ до представления необходимой документации. До настоящего времени документов, подтверждающих качество примененных материалов и стоимость выполненных работ, в Инспекцию не представлено. Кроме того, Главным управлением администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу не заявлена потребность на новый финансовый год в указанных денежных средствах, в связи с чем продолжение субсидирования данного проекта невозможно.

Спор рассмотрен в порядке ст.156 АПК РФ.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Между обществом с ограниченной ответственностью ООО «ВМК Строй» (истец, подрядчик) и управлением администрации города Тулы по работе с территорией «Хрущевское», правопредшественником Главного управления по Зареченскому территориальному округу администрации г. Тулы (ответчик, заказчик) заключен муниципальный контракт от 15.08.2014г. №0366200035614004386-0625942-02 на выполнение работ по ремонту памятника воинам, погибшим в годы ВОВ в д. Барсуки, МО Хрущево (далее - контакт).

В соответствии с п.3.1 контракта в редакции дополнительного соглашения №1 к контракту, стоимость работ по контракту составляет 1 375 000 руб. 16 коп.

Пунктом 6.2 контракта предусмотрен порядок сдачи и приемки работ, в соответствии с которым сдача выполненных работ оформляется актом приемки выполненных работ (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Сдача всех выполненных работ оформляется актом приемки законченных работ по ремонту объекта.

Согласно п.3.5 контракта оплата фактически выполненных работ производится на основании актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3 в течение 60 календарных дней с момента подписания справки о выполненных работах по форме КС-3.

Окончательный расчет производится в течение 60 календарных дней, исчисляемых со следующего дня с момента подписания сторонами акта о приемке объекта в эксплуатацию (п.3.8 контракта).

01.09.2014г. ответчик принял работы, выполненные истцом, подписав акты о приемке выполненных работ формы КС-2 на суммы: 1 093 910,16 руб., 95 814,78 руб., 81 735,15 руб., всего на сумму 1 271 460,09 руб., а также справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на указанные суммы.

11.12.2014г. ответчик произвел частичную оплату выполненных работ в размере 128 000 руб. и 307 200,32 руб., всего на сумму 435 200,32 руб.

31.12.2014г. ответчик произвел частичную оплату выполненных работ в размере 109 944,99 руб.

Всего ответчик оплатил выполненные истцом работы на общую сумму 545 145,31 руб.

Задолженность ответчика за выполненные истцом и принятые ответчиком работы составляет 726 314,78 руб. (1 271 460,09 руб. - 545 145,31 руб.), что, кроме актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справок о выполненных работах формы КС-3, подтверждается подписанным сторонами актом сверки взаимных расчетов.

29.10.2015г. между истцом и ответчиком подписан акт приемки выполненных работ по контракту.

Однако, в нарушение пунктов 1.1, 3.5, 3.8, 5.3.4 контракта, положений ст.ст.309, 310, 702, 709, 711, 753, 763 Гражданского кодекса РФ, ответчиком не исполнено обязательство по оплате принятых по контракту работ на сумму 726 314,78 руб.

Пунктом 8.2 контракта предусмотрена ответственность заказчика за просрочку исполнения обязательств по контракту в виде начисления неустойки (пеней) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы, начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Согласно п.3.5 контракта обязательство по оплате ответчик должен был исполнить в течение 60 календарных дней с момента подписания справки о выполненных работах по форме КС-3. Справки по форме КС-3 были подписаны сторонами 01.09.2014г., соответственно обязательство по оплате ответчик должен был исполнить не позднее 30.10.2014г. Неустойка (пени) начисляется с 31.10.2014г. по 13.10.2016г. В соответствии с пунктами 3.5, 3.8, 8.2 контракта, положениями ст.ст.330, 331 Гражданского кодекса РФ за просрочку исполнения обязательства по оплате ответчик обязан оплатить истцу неустойку (пени) в размере 180 283,24 руб.

16.10.2015г. истец вручил ответчику под роспись претензию от 15.10.2015г. исх. №15/2-10-2015 об оплате задолженности. Поскольку претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд установил:

15.08.2014г. между управлением администрации города Тулы по работе с территорией «Хрущевское» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ВМК Строй» (подрядчик) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства Российской Федерации и Тульской области, на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (номер закупки 0366200035514004386) заключен муниципальный контракт № 0366200035614004386-0625942-02 на выполнение работ по ремонту памятника воинам погибшим в годы ВОВ в д. Барсуки, МО Хрущёво (далее - контракт).

В соответствии с решением Тульской городской Думы от 15.10.2014г. №2/25 «О реорганизации управлений администрации города Тулы по работе с территориями и ликвидации территориального управления администрации города Тулы по Ленинскому району» управление администрации города Тулы по работе с территорией «Хрущевское» реорганизовано путем присоединения к территориальному управлению администрации города Тулы по Зареченскому району.

В соответствии с решением Тульской городской Думы от 15.10.2014г. №2/27 территориальное управление администрации города Тулы по Зареченскому району переименовано в Главное управление администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу.

Согласно ч.1 ст.57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч.4 ст.57 ГК РФ).

В ч.2 ст.58 ГК РФ предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

В п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.

Правопреемство означает замену выбывшей стороны в материальном гражданском правоотношении; при материальном правопреемстве к правопреемнику переходит весь объем прав и обязанностей правопредшественника в целом.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРЮЛ усматривается, что 04.03.2015г. управление администрации города Тулы по работе с территорией «Хрущевское» было реорганизовано в форме присоединения к территориальному управлению администрации города Тулы по Зареченскому району, которое в свою очередь переименовано в Главное управление администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу.

При таких обстоятельствах, Главное управление администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу является универсальным правопреемником управления администрации города Тулы по работе с территорией «Хрущевское».

Согласно п.1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту памятника воинам погибшим в годы ВОВ в д. Барсуки, МО Хрущёво (далее - объект), в соответствии с условиями контракта, Техническим заданием (Приложение № 1), утвержденной локальной сметой (Приложение № 2), являющимися неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее в установленном контрактом порядке.

В соответствии с пп.3.1, 3.3 контракта цена работ по контракту составляет 1 280 000 руб. 16 коп., в том числе НДС 18%, является твердой, неизменной в течение всего срока действия контракта. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объемов работ, качества выполняемых работ и иных условий исполнения контракта. Заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов объем выполняемых работ, предусмотренных контрактом при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.

В связи с увеличением потребности в работах по контракту в соответствии с п.11.2 контракта сторонами подписано дополнительное соглашение №1 к контракту №0366200035614004386-0625942-01 от 15.08.2014г. об увеличении цены контракта на 95 000 руб., абзац 3 пункта 3.1 контракта изложен в следующей редакции: «Цена работ по контракту составляет 1 375 000 руб. 16 коп., в том числе НДС 18%.».

Согласно п.3.4 контракта заказчик осуществляет финансирование работ по контракту за счет средств бюджета муниципального образования Хрущевское Ленинского района (в т.ч. средства местного бюджета и межбюджетные трансферты из бюджета Тульской области в рамках проекта «Народный бюджет»).

Оплата фактически выполненных работ по контракту производится путем перечисления заказчиком на расчетный счет подрядчика денежных средств по контракту на основании актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3 в течение 60 календарных дней с момента подписания справки о выполненных работах по форме КС-3 в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Сумма очередного платежа, причитающегося подрядчику, определяется как сумма произведений принятых заказчиком фактических объемов подрядных работ на соответствующую стоимость единицы объема подрядных работ, установленную с учетом коэффициента понижения по результатам аукциона, за вычетом суммы удержаний, которые могут быть произведены заказчиком в соответствии с условиями контракта.

Оплата непредвиденных работ и затрат производится при необходимости выполнения дополнительных работ, на основании сметы, согласованной с заказчиком. В случае предоставления подрядчиком сметы не в полном объеме, неиспользованная сумма затрат остается в распоряжении заказчика, и подрядчику не выплачивается.

Окончательный расчет производится в течение 60 календарных дней, исчисляемых со следующего дня с момента подписания сторонами акта о приемке объекта в эксплуатацию. Расчеты заказчика с подрядчиком производятся по безналичному расчету в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году (пп.3.5 - 3.9 контракта).

Сроки выполнения работ согласованы сторонами в п.4.1 контракта: начало работ - с момента заключения контракта, окончание – не позднее 01.09.2014г.

В силу пп.16.1, 16.2 контракта контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств подрядчика.

На основании пп.5.3.1, 5.3.4 контракта заказчик обязан произвести приемку выполненных работ по форме КС-2 (акт приемки выполненных работ) и форме КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат), в порядке, предусмотренном в разделе 6 контракта и осуществить оплату подрядчику принятых выполненных работ в соответствии с разделом 3 контракта.

Порядок сдачи-приемки выполненных работ урегулирован сторонами в разделе 6 контракта, согласно пп.6.2, 6.5 которого сдача выполненных работ по объекту оформляется актом приемки выполненных работ (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Сдача всех выполненных работ по объекту оформляется актом приемки законченных работ по ремонту объекта. Заказчик вправе отказаться от приемки результатов выполненных по контракту работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования ремонтируемого объекта по назначению и не могут быть устранены подрядчиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.8.1 контракта).

Пунктом 8.2 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

По акту о приемке выполненных работ №1 от 01.09.2014г., справке о стоимости выполненных работ и затрат №2 от 01.09.2014г., составленными за период с 15.08.2014г. по 01.09.2014г. подрядчик передал заказчику результат выполненных работ на сумму 1 093 910,16 руб.

По акту о приемке выполненных работ №1 от 01.09.2014г., справке о стоимости выполненных работ и затрат №2 от 01.09.2014г., составленными за период с 15.08.2014г. по 01.09.2014г. подрядчик передал заказчику результат выполненных работ на сумму 95 814,78 руб.

По акту о приемке выполненных работ №1 от 01.09.2014г., справке о стоимости выполненных работ и затрат №2 от 01.09.2014г., составленными за период с 15.08.2014г. по 01.09.2014г. подрядчик передал заказчику результат выполненных работ на сумму 81 735,15 руб.

Акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат подписаны подрядчиком и заказчиком без замечаний и разногласий по объему, стоимости и качеству выполненных работ, скреплены печатями сторон.

Заказчик выплатил подрядчику задолженность в общем размере 545 145,31 руб., а именно: 11.12.2014г. - 128 000 руб. и 307 200,32 руб., 31.12.2014г. - 109 944,99 руб.

Неоплаченными остались выполненные работы по контракту на сумму 726 314,78 руб.

Между сторонами составлен акт сверки взаимных расчетов за 1 квартал 2016г., согласно которому ответчиком признана задолженность перед истцом в размере 726 314,78 руб. по контракту №0366200035614004386-0625942-01 от 15.08.2014г.

16.10.2015г. истец обратился к ответчику с претензией от 15.10.2015г. исх. №15/2-10-2015 об оплате задолженности в размере 726 314,78 руб. в срок до 22.10.2015г. Получение ответчиком претензии 16.10.2015г. подтверждается соответствующей отметкой на претензии. Поскольку претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, истец обратился с требованием о взыскании задолженности в арбитражный суд.

Кроме того, на основании п.8.2 контракта за период с 31.10.2014г. по 13.10.2016г. истец просит взыскать с ответчика пени в размере 180 283,24 руб.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из муниципального контракта №0366200035614004386-0625942-01 от 15.08.2014г., к возникшему спору подлежат применению общие нормы обязательственного права и положения главы 37 ГК РФ, а также Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ).

Согласно ст.309 ГК РФ обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст.310 ГК РФ).

На основании п.8 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В силу ч.2 ст.763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

К подрядным работам для государственных (муниципальных) нужд применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда (ч.2 ст.702 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п.1 ст.708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ст.740 ГК РФ).

На основании п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Пунктом 1 ст.746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В силу ч.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (ст.ст.711 и 746 ГК РФ).

Согласно чч.1, 2 ст.720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Частью 1 и 2 ст.753 ГК РФ предусмотрено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда. В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.

Применительно к ч.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (ч.6 ст.753 ГК РФ).

Из анализа указанных норм следует, что по договору подряда подрядчик обязан выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику. Определяющим элементом подрядных правоотношений является результат выполненных работ, который должен быть оплачен заказчиком. Оплата выполненных работ является безусловной встречной обязанностью заказчика, не зависящей от фактического наличия у него денежных средств, либо от источника поступления денежных средств. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Документом, удостоверяющим выполнение подрядчиком работ и их приемку заказчиком, является акт приема-сдачи работ. Заказчик вправе полностью отказаться от оплаты выполненных работ при установлении факта исключения возможности использования результата этих работ.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком не были исполнены обязательства по оплате выполненных истцом работ по заключенному контракту на сумму 726 314,78 руб.

Согласно п.12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012г. №62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» к документам, устанавливающим денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, либо подтверждающим задолженность по договору (например, по договору займа, кредитному договору, договору энергоснабжения, договору на оказание услуг связи, договору аренды, договору на коммунальное обслуживание), относятся документы, содержащие письменное подтверждение ответчиком наличия у него задолженности перед истцом (например, в ответе на претензию, в подписанном сторонами акте сверки расчетов, представленной налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в случае, если исчисленная сумма налога, сведения о которой указаны в этой декларации, не уплачена в установленный срок).

В п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №43 разъяснено, что к действиям, свидетельствующим о признании долга, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, если из такого изменения следует, что должник признает наличие долга, либо просьба должника о соответствующем изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа); сверка взаимных расчетов согласно акту сверки, подписанному уполномоченным лицом.

Согласно акту сверки взаимных расчетов за 1 квартал 2016г., составленному между сторонами, ответчиком признана задолженность в размере 726 314,78 руб. по контракту №0366200035614004386-0625942-01 от 15.08.2014г. Кроме того, названная задолженность подтверждается представленными в материалы дела первичными актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, подписанными сторонами без замечаний и разногласий по объему, стоимости и качеству выполненных работ, подписи сторон скреплены печатями организаций.

Суд считает, что приемка ответчиком работ, выполненных истцом, подтверждает факт надлежащего исполнения последним своих обязательств по контракту, а также то, что результат этих работ имеет для ответчика потребительскую ценность.

Доказательства надлежащего исполнения обязательства по своевременной оплате принятых работ и отсутствии долга перед истцом на момент вынесения решения суда ответчиком не представлены.

В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Поскольку факт выполнения работ истцом для ответчика подтвержден материалами дела, суд считает, что требование о взыскании задолженности в сумме 726 314,78 руб. подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что выполненные истцом работы не соответствуют требованиям о качестве, предъявляемым к работам соответствующего рода, что препятствует нормальной эксплуатации объекта, делает ее невозможной, отклоняются судом как не подтвержденные надлежащими доказательствами. В соответствии с ч.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (ч.6 ст.753 ГК РФ).

Таким образом, заказчик вправе полностью отказаться от оплаты выполненных работ при установлении факта исключения возможности использования результата этих работ. Доказательства наличия неустранимых недостатков в выполненной работе суду не представлены. В случае наличия дефектов или недостатков в выполненной работе, влияющих на ее качество, ответчик не лишен возможности реализовывать права в рамках гарантийных обязательств подрядчика, предусмотренных главой 7 контракта.

Доводы третьего лица об отсутствии финансового обеспечения исполнения контракта суд считает несостоятельными, поскольку оплата выполненных работ является безусловной встречной обязанностью заказчика, не зависящей от фактического наличия у него денежных средств, либо от источника поступления денежных средств.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате выполненных работ истец просит взыскать пени в размере 180 283,24 руб. за период с 31.10.2014г. по 13.10.2016г. на основании п.8.2 контракта.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем взыскания неустойки.

Статьей 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ч.1 ст.330 ГК РФ).

Пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016г. №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – постановление №7) разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

По смыслу ст.ст.329, 330 ГК РФ пеня является разновидностью неустойки, носит длящийся характер и представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый день (или иной период) просрочки и по общему правилу определяется в процентном соотношении к сумме просроченного платежа. При этом, расчет пени производится за каждый день просрочки исполнения стороной обязательства.

Пунктом 8.2 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Согласно указанному условию контракта размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016г.) даны разъяснения по вопросу о том, на какой момент определяется размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию на основании судебного решения законной неустойки. При добровольной уплате неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Вместе с тем по смыслу закона, закрепляющего механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

Факт нарушения срока оплаты выполненных работ подтверждается материалами дела, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца договорной неустойки в размере 180 283,24 руб. Судом расчет неустойки проверен, признан верным. Контррасчет ответчика не принимается судом, поскольку он противоречит действующему законодательству.

О снижении размера неустойки согласно ст.333 ГК РФ ответчик не просил. Правовых оснований для уменьшения размера неустойки не имеется.

Требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 180 283,24 руб. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в соответствии со ст.330 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 132 руб., уплаченной по платежному поручению от 02.12.2016г. №406, относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу.

Кроме того, истцом представлено платежное поручение от 19.10.2016г. №35484 об оплате государственной пошлины в размере 21 132 руб., плательщиком в котором значится акционерное общество «Военно-мемориальная компания», в назначении платежа указано – госпошлина за подачу иска от АО «ВМК». Истцом по делу является ООО «ВМК Строй».

В п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного, акционерному обществу «Военно-мемориальная компания» надлежит возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 21 132 руб., уплаченную по платежному поручению от 19.10.2016г. №35484.

Руководствуясь ст.ст.104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «ВМК Строй» удовлетворить полностью.

Взыскать с Главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу в пользу ООО «ВМК Строй» задолженность в размере 726 314 руб. 78 коп., пени в размере 180 283 руб. 24 коп., всего 906 598 руб. 02 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 132 руб.

Возвратить акционерному обществу «Военно-мемориальная компания» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 21 132 руб., уплаченную платежным поручением от 19.10.2016г. №35484.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Е.В.Андреева