г. Кызыл 01 июня 2022 года. | Дело № А69-288/22 |
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2022 года. Полный текст решения изготовлен 01 июня 2022 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Ондар Ч.Ч., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куулар А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" (ул. КОЛХОЗНАЯ, д. 2, г. КЫЗЫЛ, Республика Тыва, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию – Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла (дата регистрации: 26.11.2008, ИНН <***>, адрес: 667000, <...>), третьи лица ООО УК «Столица» (г. Кызыл), Мэрия г. Кызыла Республики Тыва, Муниципальное унитарное предприятие "Аварийно-ремонтная служба города Кызыла"
о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению за жилое помещение, находящееся по адресу <...> за период с 24.02.2021 по 05.07.2021 в размере 12 029,91 руб., пени в размере 1 458,06 руб., а также пени начисленные на сумму задолженности 12 029,91 руб., исходя 1/130 учетной ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации действующей на дату фактического исполнения денежного обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с 25.01.2022 по день фактического погашения долга,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, действующей на основании доверенности от 02.08.2021;
от ответчика: не явились;
от ООО УК «Столица»: не явились;
от Мэрия г. Кызыла: не явились,
от МУП "АРС г. Кызыла": не явились,
установил:
Акционерного общество "Кызылская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Муниципальному образованию – Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению за жилое помещение, находящееся по адресу <...> за период с 24.02.2021 по 05.07.2021 в размере 12 029,91 руб., пени в размере 1 458,06 руб., а также пени начисленные на сумму задолженности 12 029,91 руб., исходя 1/130 учетной ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации действующей на дату фактического исполнения денежного обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с 25.01.2022 по день фактического погашения долга.
В судебное заседание ответчик и третьи лица не явились.
Арбитражный суд определил слушание дела провести в соответствии со статьями 123, ч.3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу:
Истцом предъявлено к оплате стоимость поставленной тепловой энергии и горячего водоснабжения за жилое помещение по адресу <...>.
Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу <...> в спорный период находились в муниципальной собственности муниципального образования городской округ г. Кызыл Республики Тыва.
Право собственности муниципального образования на указанное жилое помещение подтверждается представленным в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно представленному расчету в данное жилое помещение осуществлена поставка тепловой энергии и горячей воды за период с 24.02.2021 по 05.07.2021 в размере 12 029,91 рублей.
Расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения определен истцом исходя из площади помещения по нормативам потребления коммунальной услуги.
Согласно представленному расчету задолженность ответчика перед АО "Кызылская ТЭЦ" за спорный период составляет 12 029,91 рублей.
АО "Кызылская ТЭЦ" направило в адрес ответчика претензию с требованием оплатить имеющуюся задолженность.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги до заселения этих помещений (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
Как следует из материалов дела, спорные жилое помещение в многоквартирном доме в спорный период находились в собственности муниципального образования г. Кызыл.
Указанное жилое помещение в установленном порядке не заселено, что сторонами дела не опровергается, как и факт нахождения указанного объекта в муниципальной собственности в спорный период.
Согласно представленному истцом расчету, в указанный период АО "Кызылская ТЭЦ" осуществило теплоснабжение и горячее водоснабжение вышеуказанной квартиры на сумму 12 029,91рублей, что подтверждается материалами дела.
Поскольку обязательство по оплате принятой в спорный период за жилое помещение по адресу <...> тепловой энергии ответчиком не исполнено, требования истца о взыскании задолженности в размере 12 029,91 рублей подлежат удовлетворению.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.
Ответчик иск не оспорил, отзыв на иск не представил. Кроме того, ответчиком в материалы дела не представлены доказательства оплаты спорной задолженности в адрес управляющей организации.
Суд отмечает, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", с 01.01.2017 вступили в силу изменения в Правила N 354.
В силу пункта 6 Правил N 354 (в новой редакции) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац 3 пункта 6).
Положения абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 в новой редакции, вступившей в законную силу с 01.01.2017, обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения.
Отсутствие письменного договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления тепловой энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора (пункт 3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Доказательств того, что между истцом и Муниципальным унитарным предприятием "Аварийно-ремонтная служба города Кызыла" сложились фактические договорные отношения по снабжению коммунальным ресурсом как между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в материалы дела не представлено. Напротив, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что именно истец в спорный период являлся исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного многоквартирного дома, находящегося в управлении Муниципального унитарного предприятия "Аварийно-ремонтная служба города Кызыла".
Ответчик не представил доказательств, опровергающих сведения истца об объеме и качестве поставляемой энергии, равно как и доказательств оплаты.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 1, 12 Устава Городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 05.05.2005 N 50 город Кызыл являясь самостоятельным муниципальным образованием Республики Тыва владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 2 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 28.03.2006 N 145 город Кызыл самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом. От имени Города права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Уставом Города и настоящим положением.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, собственником спорного жилого помещения является не конкретный орган местного самоуправления, а муниципальное образование.
В соответствии со статьей 49 Устава Городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 05.05.2005 N 50 Мэрия г. Кызыла, пунктом 2.1 Положения о мэрии города Кызыла является исполнительно-распорядительным органом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Согласно статье 5 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 28.03.2006 N 145 мэрия города осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом через свои структурные подразделения.
Статьей 6 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 28.03.2006 N 145 предусмотрено, что от имени Города управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла.
Решением Хурала представителей г. Кызыла от 17.04.2019 N 36 утверждено Положения о Департаменте экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла.
В соответствии с пунктом 1.1. Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла (далее - Департамент экономики) является отраслевым структурным органом мэрии г. Кызыла созданным для осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения муниципальным имуществом.
При этом согласно пункту 1.7 указанного Положения Департамент экономики не является правообладателем муниципальной собственности города Кызыла.
В пунктах 2.1.2 названного Положения установлено, что Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла осуществляет от имени городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью города.
Согласно пунктам 2.2.6, 2.2.7 указанного Положения основными задачами Департамента экономики является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; защита прав и интересов городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в сфере имущественных и жилищных правоотношений.
В пункте 3 Положения предусмотрены полномочия Департамента экономики, в том числе полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности (3.3.37), обеспечению защиты имущественных прав собственника - Городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - муниципального имущества при ведении дел во всех судебных инстанциях (3.3.47).
В соответствии с пунктом 1.8 Положения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Департамент экономики является получателем средств местного бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" согласно смете расходов.
Решением Хурала представителей города Кызыла от 30.06.2021 N 160 "О внесении изменений в отдельные решения Хурала представителей города Кызыла" внесены изменения в Положение о Департаменте экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла путем его переименования, а именно с Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла на Департамент экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла.
Таким образом, задолженность за поставленный ресурс подлежит взысканию с муниципального образования - городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" в лице Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла.
Взыскиваемая истцом сумма задолженности является расходными обязательствами муниципального образования Городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством, а именно главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения, исполнение которых установлено статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 19 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам органов местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о взыскании с муниципального образования - Городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" в лице Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла задолженности за период с 24.02.2021 по 05.07.2021 в размере 12 029,91 рублей.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 11.03.2021 по 24.03.2022 в размере 1 458,06 рублей, а также пени начисленную на сумму задолженности 12 029,91 руб., исходя 1/130 учетной ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации действующей на дату фактического исполнения денежного обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с 25.01.2022 по день фактического погашения долга.
Расчет неустойки судом проверен, признан арифметически верным, ответчиком не оспорен.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Государственная пошлина по делу не взыскивается на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167 – 171, 176 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования – Городской округ "Город Кызыл Республики Тыва в лице Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла (дата регистрации: 26.11.2008, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 667000, <...>) в пользу Акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации 26.02.2007, адрес: <...>) задолженность за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению за жилое помещение, находящееся по адресу <...> за период с 24.02.2021 по 05.07.2021 в размере 12 029,91 рублей, пени в размере 1 458,06 рублей, а также пени начисленные на сумму задолженности 12 029,91 рублей, исходя 1/130 учетной ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации действующей на дату фактического исполнения денежного обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с 25.01.2022 по день фактического погашения долга.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Ч.Ч. Ондар