АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-11577/2016
14 сентября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2017 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Максимовой Н.Я., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добрыниным И.Н., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску
ООО «Тюмгеоресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ГКУ ТО «Управление капитального строительства (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным (недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016г,признании незаконным (недействительным) уведомления об отказе от исполнения государственного контракта
встречному иску
ГКУ ТО «Управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ООО «Тюмгеоресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании возвратить переданную проектную документацию,
при участии в судебном заседании:
от ООО «Тюмгеоресурс» – ФИО1 по доверенности от 17.08.2016;
от ГКУ ТО «УКС» – ФИО2 по доверенности от 30.12.2016 №127;
от эксперта – ФИО3 на основании паспорта;
установил:
ООО «Тюмгеоресурс» заявлен иск к ГКУ ТО «Управление капитального строительства» (ГКУ ТО «УКС») о признании незаконным (недействительным) одностороннего отказа от исполнения государственного контракта № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016, признании незаконным (недействительным) уведомления об отказе от исполнения государственного контракта.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 06.12.2016 судом принято к производству встречное исковое заявление ГКУ ТО «Управление капитального строительства к ООО «Тюмгеоресурс» об обязании ООО «Тюмгеоресурс» вернуть ГКУ ТО «УКС» переданную для исполнения государственного контракта от 18.11.2015 №0167200003415004516-13-П/15 на выполнение подрядных работ по строительству объекта для государственных нужд: «Музейный комплекс г. Тюмень (2,3,4 этапы)», (2,3 этапы), находящегося по адресу: <...> следующую проектную документацию:
1) Рабочий проект. Наружные сети электроснабжения КЛ-10 кВ (шифр:611-04-00-ЭС, ЭС.С) - 1шт., - схема сети электроснабжения КЛ-10 кВ - 1 шт.;
2) Спецификация. Электроснабжение корпусов М, П, В, Ф1, Ф2, X (шифр:611-04-00-ЭС, ЭС.С) - 1шт.;
3) Альбом 3. Архитектурно - строительные решения. БРТП-блочный распределительный пункт, совмещенный с блочной комплектной трансформаторной Подстанцией 2 БКТП - 1000 (1250) кВА - 1шт.;
4) Рабочая документация. Архитектурно - строительные решения. Крепление труб газопровода к стенам и парапету. Корректировка чертежей газовой крышной котельной. Шифр - 611-11-АС - 1 шт.;
5) Рабочий проект. Генплан и инженерные сети (шифр: 611-07-00-ГП, НВК, НВК.С);
6) Рабочий проект. Наружные сети водоснабжения и канализации. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-07-00-НВК, НВК.С);
7) Электроснабжение. Наружное освещение (шифр: 611-07-00-ЭС);
8) Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-04-00-ЭС);
9) Рабочий проект. Книга I. Пояснительная записка. Наружное газоснабжение. Чертежи. Спецификация оборудования (шифр: 577.06).
ООО «Тюмгеоресурс» представлен отзыв с возражениями против удовлетворения встречного иска по основаниям того, что ГКУ ТО «УКС» не представило доказательств, позволяющих установить, что ГКУ ТО «УКС» принадлежит право собственности на истребуемую документацию, тогда как доказывание данного обстоятельства является обязанностью истца по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационному иску).
По ходатайству ООО «Тюмгеоресурс» производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, который вынесен по делу А70-10731/2016 по иску ООО «Тюмгеоресурс» к ГКУ ТО «Управление капитального строительства» о расторжении государственного контракта № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016, встречному иску ГКУ ТО «Управление капитального строительства» к ООО «Тюмгеоресурс» о взыскании неустойки.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2016 в удовлетворении первоначальных исковых требований ООО «Тюмгеоресурс» к ГКУ ТО «Управление капитального строительства» отказано; встречные исковые требования удовлетворены: с ООО «Тюмгеоресурс» в пользу ГКУ ТО «УКС» взыскано 6 362 рубля 97 копеек неустойки.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2017 производство по делу возобновлено.
21.12.2016 ООО «Тюмгеоресурс» заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет установления возможности выполнения ООО «Тюмгеоресурс» обязательств по государственному контракту № 0167200003416002167-132/16пр – работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учет объекта: «Музейный комплекс г.Тюмень (2,3,4 этапы)», 2 этап, в соответствии с техническим заданием (Приложение №1 к контракту).
30.12.2016 в материалы дела от ООО «ООО «Тюмгеоресурс» предоставлена следующая документация:
1) Рабочий проект. Наружные сети электроснабжения КЛ-10 кВ (шифр: 611-04-00-ЭС, ЭС.С) - 1шт. Схема сети электроснабжения КЛ-10 кВ - 1 экз.;
2) Спецификация. Электроснабжение корпусов М, П, В, Ф1, Ф2, X (шифр: 611-04-00-ЭС, ЭС.С) – 1 экз.;
3) Альбом 3. Архитектурно - строительные решения. БРТП-блочный распределительный пункт, совмещенный с блочной комплектной трансформаторной Подстанцией 2 БКТП - 1000 (1250) кВА – 1 экз.;
4) Рабочая документация. Архитектурно - строительные решения. Крепление труб газопровода к стенам и парапету. Корректировка чертежей газовой крышной котельной. Шифр - 611-11-АС - 1 экз.;
5) Рабочий проект. Генплан и инженерные сети (шифр: 611-07-00-ГП, НВК, НВК.С);
6) Рабочий проект. Наружные сети водоснабжения и канализации. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-07-00-НВК, НВК.С) - 1 экз.;
7) Электроснабжение. Наружное освещение (шифр: 611-07-00-ЭС);
8) Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-04-00-ЭС) - 1 экз.;
9) Рабочий проект. Книга I. Пояснительная записка. Наружное газоснабжение. Чертежи. Спецификация оборудования (шифр: 577.06).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2017 судом назначена экспертиза; проведение экспертизы поручено ООО «ОРТ-сервис», эксперту ФИО4 Производство по делу приостановлено.
От ГКУ ТО «УКС» поступило сообщение, о том что ООО «ОРТ-сервис» является исполнителем работ, что препятствует возможности проведения данной организацией экспертизы.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2017 производство по делу возобновлено.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
В силу абзаца первого ст. 7 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.
Поскольку ООО «ОРТ-Сервис» выполнило и сдало ГКУ ТО «УКС» работы, которые являлись предметом государственного контракта № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016, ООО «ОРТ-Сервис» не может являться экспертом по настоящему делу ввиду несоблюдения принципа независимости.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2017 по вышеуказанным обстоятельствам судом назначена экспертиза в ином экспертном учреждении; проведение экспертизы в срок до 25 июня 2017 года поручено Торгово-промышленной палате Тюменской области, экспертам ФИО5, ФИО3.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли на основании нижеперечисленных документов выполнение ООО «Тюмгеоресурс» обязательств по государственному контракту № 0167200003416002167 -132/16пр - работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учет объекта: «Музейный комплекс г.Тюмень (2,3,4 этапы)», 2 этап, в соответствии с техническим заданием (Приложение №1 к контракту):
- Рабочий проект .Книга №1 .Наружное газоснабжение, Пояснительная записка. Чертежи. Спецификация оборудования. Шифр 577.06;
- Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации Шифр: 611-04-00-ЭС;
- Электроснабжение корпусов. Шифр 611-04-00-ЭС,ЭС.С;
- БРТП. Альбом 3. Архитектурно-строительные решения;
- Рабочая документация. Архитектурно-строительные решения 611-11-АС;
- Рабочий проект. Раздел. Генплан и инженерные сети
- Рабочий проект. Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме по всему комплексу КЛ-10 кВ. Спецификация расчет токов КЗ и РЗ;
- Электроснабжение. Наружное освещение. Шифр 611-07-00-ЭС.
2. Имелась ли у подрядной организации возможность приступить к выполнению работ, необходимых для изготовления технических планов по объекту, до передачи ей проектной документации?
3. Является ли факт наличия/отсутствия проектной документации по объекту препятствием к началу выполнения кадастровых работ в целях изготовления технических планов?
4. Имелась ли в проектной документации информация, необходимая для изготовления технических планов в соответствии с приказами Минэкономразвития России «Об утверждении форм технических планов», технического плана здания с требованиями к их подготовке в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.11.11 №693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»?
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2017 производство по делу приостановлено.
19.05.2017 письмом Арбитражного суда Тюменской области в адрес Торгово-промышленной палаты Тюменской области направлены следующие документы для проведения экспертизы:
1. Государственный контракт (копия) № 0167200003416002167-132/16пр от 23.05.2016;
2. Рабочая документация архитектурно-строительные решения 611-11-АС;
3. Альбом 3 архитектурно-строительные решения;
4. Альбом электроснабжения корпусов М,П,В,Ф1,Ф2, X спецификация;
5. Рабочий проект музейный комплекс в г. Тюмени (корректировка) шифр 611;
6. Альбом электроснабжение наружное освещение;
7. Рабочий проект музейный комплекс в г. Тюмени (корректировка) 611-04-00-ЭС,ЭС.С;
8. Рабочий проект музейный комплекс в г. Тюмени (корректировка) шифр 611;
9. Рабочий проект Книга I Наружное газоснабжение. Пояснительная записка. Чертежи. Шифр 577.06;
9. Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации. Шифр 611-04-00-ЭС.
07.08.2017 от Торгово-промышленной палаты Тюменской области поступило экспертное заключение №042-05.3-0042 от 17.07.2017 по настоящем делу.
Сопроводительным письмом за исх.№ 3127/17 от 04.08.2017 Торгово-промышленная палата Тюменской области возвратила:
- Рабочий проект. Книга I. Пояснительная записка. Наружное газоснабжение. Пояснительная записка. Чертежи (ГСН, ГСВ, ТМ, АС, ОВ, АГСВ, ОПС, ЭС) спецификация оборудования;
- Альбом. Электроснабжение корпусов М, П, В, Ф1, Ф2, X;
- Альбом. Электроснабжения. Наружное освещение;
- Альбом 3. Архитектурно-строительные решения;
- Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации;
- Рабочий проект. Раздел. Генплан и инженерные сети;
- Рабочий проект. Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме ко всему комплексу КЛ-10 кВ. Спецификация. Расчет токов КЗ и РЗ.
- Рабочий проект. Раздел. Наружные сети водоснабжения и канализации. Чертежи. Спецификации.
- Дополнительные чертежи от 11.11г. Крепление труб газопровода к стенам и парапету. Корректировка чертежей газовой крышной котельной. Рабочая документация. Архитектурные решения;
- Переписка.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2017 производство по делу возобновлено.
В ходе судебного заседания представитель ООО «Тюмгеоресурс» ФИО1 подтвердил, что документация, возвращенная Торгово-промышленной палатой Тюменской области, была им получена.
В судебном заседании проведён опрос эксперта ФИО3, которая пояснила, что натурный осмотр можно было провести только по наземным и надземным объектам, тогда как натурное обследование подземных работ без проектной и исполнительной документации не возможно; эксперт также пояснила, что для постановки на кадастровый учет не достаточно было представленных документов, тогда как изготовить технические планы было возможно.
В связи с тем, что представитель ООО «Тюмгеоресурс» отказался от ходатайства о назначении повторной экспертизы, суд определил прекратить производство по указанному ходатайству.
Явившиеся в судебное заседание представители сторон дали пояснения. Представитель ООО «Тюмгеоресурс» на первоначальном иске наставил, против встречного иска возражал; представитель ГКУ ТО «УКС» на встречном иске настаивали, в первоначальном иске просил отказать.
В материалы дела приобщен отзыв на первоначальный иск, отзыв на встречный иск, а также дополнительные пояснения.
В соответствии со ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В порядке императивных норм ст.ст. 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители лиц, участвующих в деле, реализовали права на заявление ходатайств, неразрешенных ходатайств не имелось; представили доказательства, приняли участие в их исследовании; представили и изложили арбитражному суду свои доводы, дали объяснения.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ГКУ ТО «УКС» (заказчик) и ООО «Тюмгеоресурс» (исполнитель) был заключен государственный контракт от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учет объекта: «Музейный комплекс» г. Тюмень (2, 3, 4 этапы), 2 этап, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить для заказчика кадастровые работы по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учет объекта: «Музейный комплекс г. Тюмень (2,3,4 этапы), 2 этап», в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему контракту), передать документы, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (п. 1.1 контракта).
Цена работ по контракту составляет 85 986 рублей 16 копеек, НДС не облагается. Цена контракта включает в себя все налоги, затраты, издержки и иные расходы, связанные с его исполнение (п. 2.1 контракта).
Срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 контракта, определен с даты заключения контракта, то есть с 23.05.2016, и в течении 60 дней, то есть до 23.07.2016 (п. 3.1 контракта).
Сдача результата работ исполнителем и приемка его заказчиком оформляется актом сдачи-приемки работ, подписанным обеими сторонами. Работы считаются принятыми с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (п. 4.1. контракта). По окончании работ исполнитель обязан предоставить Заказчику все исполненное по контракту с актом сдачи-приемки работ (пункт 4.2 контракта).
08.06.2016 письмо №45 исполнитель просил заказчика для исполнения обязательств по контракту представить какую-либо документацию по всем объектам, указанным в техническом задании к контракту (разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, проектную документацию на объекты, технические паспорты на объекты).
24.06.2016 письмом от № 3321/16 заказчик направил в адрес исполнителя следующие документы:
1) Рабочий проект. Наружные сети электроснабжения КЛ-10 кВ (шифр: 611-04-00-ЭС, ЭС.С) - 1шт. Схема сети электроснабжения КЛ-10 кВ;
2) Спецификация. Электроснабжение корпусов М, П, В, Ф1, Ф2, X (шифр: 611-04-00-ЭС, ЭС.С);
3) Альбом 3. Архитектурно - строительные решения. БРТП-блочный распределительный пункт, совмещенный с блочной комплектной трансформаторной Подстанцией 2 БКТП - 1000 (1250) кВА;
4) Рабочая документация. Архитектурно - строительные решения. Крепление труб газопровода к стенам и парапету. Корректировка чертежей газовой крышной котельной. Шифр - 611-11-АС;
5) Рабочий проект. Генплан и инженерные сети (шифр: 611-07-00-ГП, НВК, НВК.С);
6) Рабочий проект. Наружные сети водоснабжения и канализации. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-07-00-НВК, НВК.С);
7) Электроснабжение. Наружное освещение (шифр: 611-07-00-ЭС);
8) Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-04-00-ЭС);
9) Рабочий проект. Книга I. Пояснительная записка. Наружное газоснабжение. Чертежи. Спецификация оборудования (шифр: 577.06).
Кроме того, в п. 10 письма от 24.06.2016 № 3321/16 указано на то, что поэтажные планы направлены электронной почтой 03.06.2016 в 9:40.
27.06.2016 письмом за №50 исполнитель сообщил заказчику, что представленная последним документация не содержит идентифицирующей информации по объектам, согласно Приложению № 1 к контракту, на основании которой кадастровыми инженерами исполнителя могла бы быть внесена информация в разделах характеристики сооружений, зданий, помещений Межевого плана согласно действующему законодательству.
12.07.2016 письмом за №3648/16 заказчик сообщил исполнителю, что письмом от 24.06.2016 № 3321/16 вся необходимая проектная документация была направлена в адрес исполнителя, а подготовка межевого плана контрактом не предусмотрена; в дополнение исполнителю выслана топографическая съёмка КЛ 10 кВ, КЛ 0,4 кВ (ул.Елецкая-Свердлова-Советская); а также съёмки скрытых сооружений, коммуникаций (исполнительная съемка водопровода; исполнительная съемка телефонной канализации; исполнительная съемка водопровода, теплотрассы; исполнительная съемка ливневой канализации; исполнительная съемка канализации, водопровода; исполнительная съемка сети газоснабжения).
31.08.2016 письмом за №4622/16 заказчик уведомил исполнителя об одностороннем расторжении государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр по основаниям полного невыполнения работ и допущенной просрочки исполнителя.
ООО «Тюмгеоресурс» полагает, что одностороннее расторжения государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр является незаконным (недействительным), в связи с чем, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
По наличию согласованного срока, наличию условия, позволяющего определить конкретный вид работы, при отсутствии оснований считать предмет лексически обобщенным, указанный договор обладает всеми необходимыми признаками договора подряда, регулируемыми нормами параграфа 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также соответсвующими положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) с учетом субъектного состава и предмета контракта.
Вторая часть предмета государственного контракта в виде постановки на кадастровый учет предполагала оказание услуг, не связанных с кадастровыми работами или договором подряда.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 5.1.3 контракта заказчик принял на себя обязательство передать исполнителю все исходные документы, необходимые для выполнения работ по контракту с сопроводительным письмом, с обязательным указанием перечня передаваемых документов и даты их передачи.
Заказчик свои обязательства выполнил, необходимую документацию передал, однако, исполнитель считает её недостаточной для надлежащего выполнения работ.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт передачи исходной документации для выполнения работ, равно как и факт просрочки исполнителем выполнения работ и невозможность расторжения государственного контракта по соглашению сторон, не подлежит доказыванию поскольку был установлен вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2016 по делу №А70-10731/2016 об отказе в удовлетворении требований ООО «Тюмгеоресурс» к ГКУ ТО «УКС» о расторжении государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр и удовлетворении встречных требований ГКУ ТО «УКС» к ООО «Тюмгеоресурс» о взыскании 6 362 рублей 97 копеек неустойки за просрочку исполнения обязательств.
Как следует из положений ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьями 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Право предъявления неустойки по существу гражданско-правовых отношений сторон не может является безусловным и поставлено в прямую зависимость от надлежащего исполнения обязательств самим исполнителем.
Значимое место в гражданском законодательстве отведено вопросам обязательственного права, как базиса возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляют: сделки, не противоречащие закону; административные акты, предусмотренные законом, в том числе государственная регистрация прав на имущество; решения собраний в случаях, предусмотренных законом; судебные решения, устанавливающие правоотношения; создание продукта интеллектуальной деятельности; приобретение имущества на законном основании; неосновательное обогащение; причинение вреда другому лицу; иные действия граждан и юридических лиц; предусмотренные законодательством события.
ООО «Тюмгеоресурс» должно быть известно, что взысканная решением суда неустойка является достаточным свидетельством неисполнения основных обязательств по государственному контракту.
Правовая норма, изложенная в абзаце втором п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации не является дефиницией вины в гражданском праве, но буквально разъясняет лишь одну из возможностей признания лица невиновным в случае совершения им определенных действий поименованных в указанной норме права.
Само отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Состав гражданского правонарушения был установлен в деле №А70-10731/2016, что явилось основанием для взыскания неустойки и удовлетворения встречных требований ГКУ ТО «УКС» к ООО «Тюмгеоресурс» о взыскании 6 362 рублей 97 копеек неустойки.
Однако, наряду с составом гражданско-правового деликта, законодательство устанавливает виды обязательств, из которых может возникнуть правонарушение.
Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Вместе с тем, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разъяснениям, приведенными в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», установлено, что должник вправе представить доказательства того, что кредитор действовал недобросовестно и/или неразумно и, заключая замещающую сделку, умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению (п. 1 ст. 404 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, должник вправе представлять доказательства чрезмерного несоответствия цены замещающей сделки текущей цене, определяемой на момент ее заключения по правилам п. 2 ст. 393.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для разрешения обстоятельств просрочки самого кредитора (ГКУ ТО «УКС») судом была назначена экспертиза по делу с целью установления возможности выполнения работ по государственному контракту с учетом переданной заказчиком документации.
Согласно экспертному заключению Торгово-промышленной палаты Тюменской области №042-05.3-0042 от 17.07.2017, в ответ на первый вопрос о возможности выполнения работ по государственному контракту на основании представленных ГКУ ТО «УКС» документов, эксперт ответил, что для осуществления постановки объектов на кадастровый учет не достаточно предоставления лишь технических планов, изготовленных на основании проектной документации; одновременно с техническим планом должно быть предоставлено разрешение на ввод объектов в эксплуатацию.
За исключением, если объектом кадастровых работ является объект капитального строительства вспомогательного назначения (п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Для осуществления кадастрового учета объект капитального строительства вспомогательного назначения необходимо предоставить технический план, подготовленный на основании проектной документации.
Проектная документация, переданная подрядной организации в виде альбомов чертежей марок ГС, ГП, АС, ЭС предназначена для производства строительно-монтажных работ, то есть является рабочей документацией; рабочая документация не содержит описания объекта строительства и пояснительных записок, необходимых для выполнения работ по составлению технических планов.
Однако, необходимую информацию по характеристикам объекта недвижимости можно было извлечь при детальном изучении переданной рабочей документации и определении недостающих сведений натурным обследованием.
Кроме того, эксперт указывает, что обязанность кадастрового инженера принять все доступные меры по получению проектной документации и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Законом о кадастре (Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») в предшествующей редакции не была предусмотрена.
В отношении ответа на первый вопрос эксперт в ходе судебного заседания дополнительно пояснил, что для постановки на кадастровый учет не достаточно было представленных документов, тогда как изготовить технические планы было возможно.
Указанные пояснения эксперта полностью совпадают с ответом на первый вопрос, приведенным в экспертном заключении, а также нижеследующим.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению на разрешение на строительство прилагаются перечисленные в указанном пункте документы, тогда как технический план не входит в перечень документов, требуемых для получения разрешения на строительство.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Из приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должна предшествовать выдача разрешения на строительство.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К таким документам, в числе прочих, отнесен технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, для ввода объекта в эксплуатацию требуется технический план объекта капитального строительства.
Вместе с тем, для постановки на кадастровый учет, среди прочего, требовалось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое не могло быть получено без изготовления технического плана объекта капитального строительства.
Письмом от 15.07.2016 №3740/16 заказчик направил исполнителю копию специального разрешения на строительство №261-05 от 28.10.2005, а также иными вышеуказанными письмами документацию необходимую для проведения кадастровых работ по изготовлению технических планов.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции до 01.01.2017 были установлены правила и нормы, связанные с государственной регистрацией прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, а также отношения по государственной регистрации ограничений (обременений) вещных прав на недвижимое имущество, в том числе посредством сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды.
Предшествующими действиями в отношении регистрации прав на объекты недвижимого имущества, земельных участков, их кадастрового учета является получение разрешительной документации, само по себе строительство, а также последующий ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции на момент заключения контракта (23.05.2016) и в действующей редакции, кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В соответствии с п. 3 ч. 1 с. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), одним из необходимых документов для кадастрового учета являлся технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно п. 4 ст. 21 действующего Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
В силу п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в действующей редакции, в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При этом, объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в ст. 33 настоящего Федерального закона, представлять документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в действующей редакции).
В силу п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в действующей редакции, в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Аналогичные положения к указанной актуальной редакции п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» содержались и в прежней редакции пункта 2 указанной статьи.
ООО «Тюмгеоресурс», осуществляя деятельность на профессиональной основе не могло не знать, что исполнение второй части предмета государственного контракта в виде постановки объекта на кадастровый учёт объективно не было возможно только на основании технических планов.
На указанное обстоятельство также сослался эксперт в своем заключении.
Таким образом, вторая часть предмета спорного государственного контракта предполагала лишь оказание услуг по постановке объекта не кадастровый учет, никакой кадастровой деятельности или требований к специальным познаниям вторая часть предмета государственного контракта не содержала, но лишь предполагала оказание услуг по постановке объекта на кадастровый учет.
Указанное полностью совпадает с объяснениями представителя ГКУ ТО «УКС» и положениями п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, сам по себе результат выполненной работы в виде постановки на кадастровый учет не являлся самоцелью предмета контракта.
В связи с вышеуказанным, судом установлено, что ООО «Тюмгеоресурс» ошибочно толкует условия государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр.
Согласно экспертному заключению Торгово-промышленной палаты Тюменской области №042-05.3-0042 от 17.07.2017, в ответ на второй вопрос о возможности подрядной организации приступить к выполнению работ, необходимых для изготовления технических планов по объекту, до передачи ей проектной документации, эксперт ответил, что у подрядной организации отсутствовала возможность изготовить технические планы по объекту, до передачи ей проектной документации, однако, имелась возможность приступить к натурному обследованию объекта.
Суд отклоняет первую часть ответа на первый вопрос эксперта, поскольку 12.07.2016 письмом за №3648/16, а также письмом от 24.06.2016 № 3321/16 вся необходимая документация была направлена в адрес исполнителя, а подготовка межевого плана контрактом не предусмотрена; в дополнение исполнителю выслана топографическая съёмка КЛ 10 кВ, КЛ 0,4 кВ (ул.Елецкая-Свердлова-Советская); а также съёмки скрытых сооружений, коммуникаций (исполнительная съемка водопровода; исполнительная съемка телефонной канализации; исполнительная съемка водопровода, теплотрассы; исполнительная съемка ливневой канализации; исполнительная съемка канализации, водопровода; исполнительная съемка сети газоснабжения).
Согласно п. 1 ст. 21 действующего Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьёй 24 действующего Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определены основные требования к техническому плану.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» утверждены требования к формам технических планов, их подготовке, составе сведений.
Ранее, требования к техническим планам были установлены недействующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (вместе с «Требованиями к подготовке технического плана здания»).
ООО «Тюмгеоресурс» не доказало ни одним относимым и допустимым доказательством, что проведение кадастровых работ в виде подготовки технических планов было невозможно по представленной документации, тем более, с учётом съёмки скрытых сооружений, коммуникаций.
Исследовав переписку сторон, суд установил, что ООО «Тюмгеоресурс» не сослалось ни на одно конкретное нарушение в переданной документации, которое бы препятствовало выполнению работ и которое бы можно было проверить на обоснованность.
В ответ на третий вопрос о наличии препятствия вопрос к началу выполнения кадастровых работ в целях изготовления технических планов в виде отсутствия проектной документации по объекту, эксперт ответил, что необходимую информацию по характеристикам объекта недвижимости можно было извлечь при детальном изучении переданной рабочей документации и определении недостающих сведений натурным обследованием.
В ответ на четвертый вопрос о наличии достаточных сведений в переданной документации для подготовки технических планов в соответствии с приказами Минэкономразвития России «Об утверждении форм технических планов», технического плана здания с требованиями к их подготовке в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.11.11 №693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке», эксперт дал ответ о том, что в предоставленной рабочей документации содержится не вся информация, необходимая для изготовления технических планов в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.09.2010 № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» и Приказом Минэкономразвития России от 23.11.11 №693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке». А именно отсутствуют технико-экономические показатели и описание основных технических решений по объекту. Однако, необходимую информацию по характеристикам объекта недвижимости можно было извлечь при детальном изучении переданной рабочей документации и определении недостающих сведений натурным обследованием.
Суд отклоняет первую часть ответа эксперта по четвертому вопросу в силу того, что технико-экономические показатели и описание основных технических решений не являются составной частью технического плана по требованиям действовавшего в том момент Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (вместе с «Требованиями к подготовке технического плана здания»).
Согласно п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Понятия рабочая документация законом не установлено.
В силу п. 4.1 «ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», а также Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определено общее содержание проектной документации в строительстве, её состав и требования к оформлению.
Частью 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К таким документам, в числе прочих, отнесено разрешение на строительство (пункт 3) и заключение государственной экспертизы проекта (пункт 9).
ООО «Тюмгеоресурс» правом на государственную экспертизу проектной документации не обладает, давать оценку наличия недостатков в указанной документации не может.
В силу п. 4.2 «ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», рабочая документация представляет собой передаваемые заказчику рабочие чертежи, объединенные в основные комплекты рабочих чертежей по маркам. Марки основных комплектов рабочих чертежей приведены в таблице Б.1; прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
Существо настоящего спора не состоит в выяснении того, какая именно была передана документация исполнителю: проектная или рабочая, поскольку вторая часть предмета государственного контракта не предполагала выполнение работ (оказание услуг) по вводу объекта в эксплуатацию для чего требуется проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, но предполагала выполнение работ (оказание услуг) по завершающей стадии процесса – постановке на кадастровый учёт уже после ввода объекта в эксплуатацию.
Ни одни из положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), либо действующего Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не было предусмотрено ограничение по постановке на кадастровый учет по наличию (отсутствию) проектной или рабочей документации.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 с. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), одним из необходимых документов для кадастрового учета являлся технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Таким образом, для реализации второй части предмета государственного контракта ООО «Тюмгеоресурс» обязано было первым этапом изготовить технические планы.
Никаких препятствий к изготовлению технических планов судом не установлено.
Более того, по имеющимся в материалах дела документам, представленным ГКУ ТО «УКС», предмет государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр в виде изготовления технических планов был исполнен ООО «ОРТ-Сервис».
Судом установлено, что ООО «ОРТ-Сервис» в рамках заключенного государственного контракта №297/16пр от 14.11.2016 приняло на себя обязательства по заданию ГКУ ТО «УКС» выполнить кадастровые работы по изготовлению технических планов без постановки на кадастровый учет объекта: «Музейный комплекс г. Тюмень (1, 2, 3, 4 этапы)» 2 этап в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), передать документы, подготовленные в результате выполнения этих работ.
Актом приёма передачи от 12.12.2016 по государственному контракту № 297/16пр от 14.11.2016 ООО «ОРТ-Сервис» сдало, а ГКУ ТО «УКС» приняло выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов.
Кроме указанного, ООО «ОРТ-Сервис» в рамках заключенного государственного контракта №305/16пр от 17.11.2016 приняло на себя обязательства по заданию ГКУ ТО «УКС» выполнить кадастровые работы по изготовлению технических планов по объекту: «Музейный комплекс, г. Тюмень (1, 2, 3, 4 этапы)» 2 этап (линейные сооружения) в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), передать документы, подготовленные в результате выполнения этих работ.
Актом приёма передачи от 09.12.2016 по государственному контракту №305/16пр от 17.11.2016 ООО «ОРТ-Сервис» сдало, а ГКУ ТО «УКС» приняло выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов.
В свою очередь, предметом государственного контракта № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016 являлось выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: «Музейный комплекс г. Тюмень (2,3,4 этапы)», 2 этап, в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), передать документы, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы; место выполнения работ: г. Тюмень, объект строительства «Музейный комплекс г. Тюмень (2,3,4 этапы)».
При этом, объем выполняемых работ, указанный в техническом задании к государственному контракту № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016 полностью совпадает с объемом работ по государственному контракту № 297/16пр от 14.11.2016 и №305/16пр от 17.11.2016, указанным в приложениям к ним.
Таким образом, ООО «ОРТ-Сервис» выполнило работы, которые были предусмотрены государственным контрактом № 01672000034160002167-132/16пр от 23.05.2016, законность отказа заказчика от которого является предметом рассмотрения в настоящем деле.
На основании изложенного, с учетом выводов эксперта, материалов дела, требований законодательства, отсутствия доводов ООО «Тюмгеоресурс» о наличии конкретных препятствий к выполнению кадастровых работ, суд приходит к выводу о достаточности переданной документации.
Установив отсутствие оснований, установленных п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые бы свидетельствовали о просрочке самого заказчика, равно как и отсутствие доказательств недобросовестного поведения заказчика, суд не может признать требования ООО «Тюмгеоресурс» в части просрочки заказчика обоснованными.
Расторжение государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 7.3 контракта).
В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п.п. 8 и 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
По правилам п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2016 по делу № А70-10731/2016 уже был установлен факт невыполнения обязательства.
В настоящем деле доказательств просрочки заказчика не установлено, препятствий к выполнению работ не выявлено.
Таким образом, суд признает факт отсутствия какого-либо выполнения работ по государственному контракту достаточным основанием для его одностороннего расторжения.
В указанном контексте и при отсутствии просрочки заказчика, право на одностороннее расторжение договора является безусловным правом заказчика, представленным ему законом.
По смыслу положений правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Заключая государственный контракт, ООО «Тюмгеоресурс» обязано было самостоятельно оценить все риски, связанные с его выполнением, однако, не предприняло никаких мер к началу выполнения работ.
Поскольку односторонний отказ заказчика от государственного контракта от 23.05.2016 № 0167200003416002167-132/16пр является законным, первоначальные требования удовлетворению не подлежат.
Во встречных требованиях, ГКУ ТО «УКС» просит обязать ООО «Тюмгеоресурс» возвратить переданную документацию.
Согласно ст. 714 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда.
В силу ст. 728 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда заказчик на основании пункта 2 статьи 715 или пункта 3 статьи 723 настоящего Кодекса расторгает договор подряда, подрядчик обязан возвратить предоставленные заказчиком материалы, оборудование, переданную для переработки (обработки) вещь и иное имущество либо передать их указанному заказчиком лицу, а если это оказалось невозможным, - возместить стоимость материалов, оборудования и иного имущества.
Суд отклоняет доводы ООО «Тюмгеоресурс» о том, что ГКУ ТО «УКС» не является собственником указанной документации, поскольку встречные исковые требования не состоят в истребовании имущества из чужого незаконного владения, но основаны на понуждении исполнителя возвратить переданную ему документацию.
В нарушение положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств возврата документов от ООО «Тюмгеоресурс» в пользу ГКУ ТО «УКС» не представлено.
На основании изложенного требования по встречному иску подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении первоначально заявленных требований отказать.
Встречное исковое заявление удовлетворить. Обязать ООО «Тюмгеоресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) передать ГКУ ТО «Управление капитального строительства (ОГРН <***>, ИНН <***>) проектную документацию:
1) Рабочий проект. Наружные сети электроснабжения КЛ-10 кВ (шифр:611-04-00-ЭС, ЭС.С) - 1шт., - схема сети электроснабжения КЛ-10 кВ - 1 шт.;
2) Спецификация. Электроснабжение корпусов М, П, В, Ф1, Ф2, X (шифр:611-04-00-ЭС, ЭС.С) - 1шт.;
3) Альбом 3. Архитектурно - строительные решения. БРТП-блочный распределительный пункт, совмещенный с блочной комплектной трансформаторной Подстанцией 2 БКТП - 1000 (1250) кВА - 1шт.;
4) Рабочая документация. Архитектурно - строительные решения. Крепление труб газопровода к стенам и парапету. Корректировка чертежей газовой крышной котельной. Шифр - 611-11-АС - 1 шт.;
5) Рабочий проект. Генплан и инженерные сети (шифр: 611-07-00-ГП, НВК, НВК.С);
6) Рабочий проект. Наружные сети водоснабжения и канализации. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-07-00-НВК, НВК.С);
7) Электроснабжение. Наружное освещение (шифр: 611-07-00-ЭС);
8) Наружные сети электроснабжения по постоянной схеме. Чертежи. Спецификации (шифр: 611-04-00-ЭС);
9) Рабочий проект. Книга I. Пояснительная записка. Наружное газоснабжение. Чертежи. Спецификация оборудования (шифр: 577.06) в 10 дневный срок со дня изготовления решения в полном объеме.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Максимова Н.Я.