АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-12531/2022
16 сентября 2022 года
резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2022 года
решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2022 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Система» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 13.04.2021, адрес: 127030, <...>, э/п 2/I, ком. 15 офис 40)
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, <...>, <...>)
об оспаривании постановления №285 по делу об административном правонарушении от 17.05.2022,
потерпевший по делу об административном правонарушении ФИО1,
при ведении протокола секретарем Климовой Е.И.,
при участии:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 23.12.2021,
от потерпевшего – не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Система» (далее – заявитель, Общество, ООО «Система») обратилось в суд с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее – ответчик, Управление, административный орган) об оспаривании постановления №285 по делу об административном правонарушении от 17.05.2022, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Вышеуказанное заявление принято к рассмотрению судом определением от 16.06.2022 в порядке упрощенного производства.
В дальнейшем, определением от 04.08.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, к участию в деле привлечен потерпевший по делу об административном правонарушении ФИО1 (далее – ФИО1, потребитель).
Заявитель и потерпевший по делу об административном правонарушении извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель Управления заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных дополнений к нему.
Потерпевшим по делу об административном правонарушении отзыв на заявление в соответствии с определением суда от 04.08.2022 не представлен.
Как следует из обстоятельств дела, в Управление 29.09.2021 поступило обращение ФИО1, содержащее сведения о нарушении Обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно требований Правил бытового обслуживания населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1514 (далее – Правила №1514). Так, из обращения следовало, что потребителем 16.09.2021 принадлежащий ему телевизор марки SAMSUNG был передан курьеру ООО «Система» в соответствии с договором №765633 от 16.09.2021 для проведения диагностики.
16.09.2021 посредством телефонного звонка сотрудники ООО «Система» сообщили потребителю о выявленном недостатке и предложили потребителю произвести ремонт телевизора стоимостью 75 000 рублей. Потребитель отказался от проведения ремонта и потребовал возврата телевизора после диагностики, однако ему было сообщено, что ремонт вышеуказанного телевизора уже произведен, при этом документов, подтверждающих проведение ремонта, потребитель не получал. В подтверждение своих доводов потребителем в Управление представлены акт приема-передачи оборудования к договору №765633 от 16.09.2021, содержащий сведения о диагностике и указание на наличие «черного пятна», в котором имеется подпись потребителя и должностного лица исполнителя и бланк договора оказания услуг без даты, без номера, не содержащий сведений о подписании его потребителем.
Управлением по факту обращения потребителя проведена внеплановая документарная проверка на основании решения №05-00539 от 28.10.2021 в отношении Общества.
По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт внеплановой документарной проверки от 26.11.2021, в дальнейшем должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении №41 от 02.03.2022 в связи с наличием в действиях Общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, заместителем руководителя Управления, 17.05.2022 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №285, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая, что постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В заявлении Обществом приведены обстоятельства взаимоотношений между потребителем и Обществом, связанного с вышеуказанным ремонтом телевизора, а также Общество указывает, что должностными лицами Управления не исследованы доказательства, представленные Обществом при проведении проверки, а именно не исследован в полном объеме договор №765633, содержащий необходимые сведения, предусмотренные Правилами №1514. По убеждению Общества в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Также Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления Управления.
Административный орган в отзыве на заявление считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным, Управлением полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены постановления, не имеется. Подробнее доводы изложены в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву.
Относительно заявленного ходатайства о восстановлении процессуального срока на обжалование срока суд отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Частью 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое постановление №285 от 17.05.2022 получено Обществом 25.05.2022, и 03.06.2022 (согласно оттиску печати почтовой связи) Обществом направлено в суд рассматриваемое заявление. Таким образом, суд признает, что Обществом срок на обжалование постановления Управления №285 от 17.05.2022 не пропущен, в связи с чем не подлежит восстановлению.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя их следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании и проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектами названых правонарушений является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, работ, услуг.
Объективную сторону названного правонарушения составляет продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Состав данного правонарушения носит формальный характер, соответственно, его установление не зависит от наступления неблагоприятных последствий, вызванных совершением противоправного деяния.
Согласно абз. 1 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон №2300-1), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителя (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.
В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 1 статьи 420 ГК РФ предусмотрено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со 39.1 Закона № 2300-1, правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил N 1514 договор об оказании услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика; вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; датыприема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отношении услуги (работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др. Таким образом, договор на оказание услуг по бытовому обслуживанию населения должен быть заключен в письменной форме и содержать сведения, указанные в п. 4 Правил№1514.
Довод Общества об исследовании доказательств административным органом не в полном объеме отклоняется судом, так как из копий материалов административного дела следует, что представленные Обществом при проведении проверки акт приемки-передачи оборудования к договору № 765633 от 16.09.2021, содержащий сведения о диагностике и указание о наличии «черного пятна», в котором имеется подпись потребителя и должностного лица исполнителя, и бланк договора оказания услуг по своему содержанию соответствуют экземплярам, находящимся у потребителя. При этом в обоих экземплярах договора отсутствуют сведения о дате, номере, сторонах договора, а также о его подписании потребителем.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с определением суда от 04.08.2022 суд предложил сторонам представить суду дополнительные пояснения о противоречиях в документах, представленных в суд, в частности наличие даты и подписи заказчика в договоре оказания услуг (представленных заявителем), отсутствие данных реквизитов, представленных ответчиком в составе материалов административного дела. Заявитель на данное предложение суда пояснения не представил.
При рассмотрении дела были исследованы все доказательства по делу, при анализе договора по ремонту телевизора потребителя (SAMSUNG UE65JS9500T) установлено, что последний не содержит сведений:о виде услуги (работы);о цене услуги (работы);о точном наименовании, описании и цене материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; о дате исполнения заказа.
Отсутствие условий, поименованных в п. 4 вышеуказанных правил и являющихся существенными в силу ст. 432 ГК РФ, свидетельствует о несоблюдении Обществом положений Правил № 1514, что указывает на наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Согласно материалам административного дела - приложение № 1 к договору № 765633 (т. 2, л.д. 65) с перечнем предоставленных услуг и комплектующих, содержит сведения о стоимости оказанных услуг по ремонту телевизора SAMSUNG UE65JS9500T, однако не содержит сведений о подписи потребителя, о согласовании последним стоимости и объема услуг либо иных доказательств получения и согласования указанного акта потребителем. В этой связи принять данное доказательство в качестве подтверждения воли потребителя и его согласия на выполнение в отношении его имущества (телевизора SAMSUNG UE65JS9500T) указанных работ (комплексное восстановление системы питания, УКЗ первичная цепь, реле подсветки, дешифратор матрицы, силовые ключи) не представляется возможным. Таким образом, ООО «Система» осуществило оказание услуг по ремонту имущества потребителя (телевизора SAMSUNG UE65JS9500T) без согласования с потребителем и оформления соответствующего документа, выражающего согласованную волю двух сторон.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Требования к письменной форме сделки (договора) определены гражданским законодательством. Статья 160 ГК РФ устанавливает, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Статья 161 ГК РФ устанавливает правило об отсутствии требований к соблюдению простой письменной форме исключительно к сделкам, которые в соответствии с требованиями статьи 159 ГК РФ могут быть совершены устно.
В соответствии с ст. ст. 450, 452 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Таким образом, в рассматриваемом случае, согласование работ, подлежащих выполнению, их вид, объем и стоимость должны быть согласованы сторонами путем заключения дополнительного соглашения.
Исходя из изложенного, отсутствие в Договоре согласования всех существенных условий (поименованных в п. 4 вышеуказанных правил и являющихся существенными в силу ст. 432 ГК РФ), свидетельствует о незаключении в письменной форме договора на ремонт технически сложных товаров и, соответственно, нарушении положений Правил № 1514, что свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Факт нарушения обществом вышеизложенных требований действующего законодательства подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе копией материалов административного дела, протоколом об административном правонарушении №41 от 02.03.2022, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, в материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, факт наличия вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является установленным.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что состав вмененного в вину заявителю административного правонарушения доказан.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд не усматривает нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного ему административного правонарушения, равно как и не усматривается оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
На основании изложенного суд считает, что постановление Управления №285 по делу об административном правонарушении от 17.05.2022 не подлежат признанию незаконными и отмене, связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обществу в силу части 3 статьи 211 АПК РФ следует отказать.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А.