АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-13028/2018 |
14 января 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 января 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Игошиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Адамовым Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному казенному учреждению «32 отряд Федеральной противопожарной службы по Тюменской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании неосновательного обогащения в размере 152 604 руб. 86 коп.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация городского округа город Тюмень (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - ФИО1 по доверенности от 09.01.2018 № 3,
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 26.11.2018,
от третьих лиц - явки нет, извещен,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – истец, ГБУ ТО «Тюменская авиабаза») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «32 отряд Федеральной противопожарной службы по Тюменской области» (далее – ответчик, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области») о взыскании 152 604 руб. 86 коп. неосновательного обогащения.
Истец в исковом заявлении ссылался на то, что из-за неисполнения ответчиком обязанности по тушению ландшафтных пожаров в Тюменском городском округе, в целях нераспространения пожаров на населенные пункты Тюменской области и лесной фонд Российской Федерации ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» было вынуждено осуществить деятельность по тушению пожаров, в связи с чем, ответчик без установленных законом или соглашением оснований приобрел и сберег имущество за счет ГБУ ТО «Тюменская авиабаза», не компенсировал затраты по тушению пожаров. Исковые требования основаны на положениях статей 1, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 53.3, 82 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статей 7, 15, 16, 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статей 16, 18, 19, 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности), статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Определением от 20.08.2018 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьями 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Тюмень (далее – администрация).
Определением от 01.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, пояснив о том, что письмом от 05.05.2016 истец проинформировал Главу города Тюмени о возникшем ландшафтном пожаре и вероятности распространения данного возгорания на лесной фонд и населенные пункты; в связи существующей угрозой распространения пожара на населенный пункт и лесной фонд Российской Федерации истец произвел тушение в безусловном порядке без заключения муниципального контракта; тушение ландшафтных пожаров на территории муниципальных районов и города Тюмени не является одной из целей деятельности учреждения, а является внебюджетной деятельностью, таким образом, бюджетом не заложены средства на безвозмездное проведение данных работ.
По ходатайству истца судом в порядке статьи 66 АПК РФ к материалам дела приобщены письменные пояснения (т.3 л.д. 41-42), копии листов из журнала звонков (т.3 л.д. 43-45), письмо Главе Тюменского муниципального района Тюменской области от 04.12.2015 № 1910 об организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ландшафтных пожаров (т.3 л.д. 46-47), извещение о проведении электронного аукциона, муниципальный контракт на тушение ландшафтных пожаров от 18.04.2016 № 36/16 ЭА (т.3 л.д.48-65).
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласен по доводам отзыва, изложенным в отзыве на иск (т.2 л.д. 92-93); пояснил, что ответчик принимал участие в тушении двух спорных пожаров, осуществляя тем самым свою уставную деятельность, которая финансируется из средств соответствующего бюджета; указывает о том, что не принимал участие в тушении только одного из трех пожаров, информация о котором ему не передавалась; считает, что приобретения или сбережения какого-либо имущества за счет истца у ответчика не имело место; доводы, изложенные в иске, основаны на неверном понимании существа и правовой природы неосновательного обогащения.
В дополнениях к отзыву на иск (т.3 л.д. 37-38) ответчик указал, что формально в действиях истца, направленных на тушение спорных пожаров, усматриваются действия в чужом интересе без поручения, регулируемые главой 50 ГК РФ; предупреждение лесных пожаров является одним из направлений деятельности истца, в связи с чем, последний не вправе требовать возмещения расходов на участие в тушении пожаров.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежащим образом, по правилам статьи 123 АПК РФ, извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу спора (почтовое уведомление о вручении определения суда от 20.08.2018 № 62505226081920 – т.1 л.д. 4).
От третьего лица в суд 26.09.2018 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т.2 л.д.106-107). Кроме этого, в названном ходатайстве третье лицо пояснило о том, что тушение пожаров на территории города Тюмени, в том числе ландшафтных не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В судебном заседании судом объявлен перерыв до 28.12.2018 до 13 ч 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в 13 ч 30 мин 28.12.2018 с участием представителей сторон.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» создано распоряжением Правительства Тюменской области от 28.12.2006 № 1557-рп «О создании государственного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной охраны лесов».
В силу пункта 11 Устава (т.2 л.д. 9-28) ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере лесного хозяйства. ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области в сфере лесного хозяйства и осуществляет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Тюменской области, а также обеспечивает реализацию лесохозяйственных регламентов лесничеств Тюменской области.
В пункте 12 Устава ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» перечислены виды основной деятельности (предмет деятельности учреждения), в том числе: оказания услуг по определению площади лесного пожара и осуществлению руководства тушением лесных пожаров, составление ведомостей затрат на тушение лесных пожаров, списков табелей; по организации и обеспечению работы региональной диспетчерской службы, осуществление информационного обмена в системе «Ясень» и ИСДМ; выполнению работ по тушению лесных пожаров; по предупреждению лесных пожаров; по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
04.05.2016, 07.05.2016 и 14.05.2016 ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» с использованием средств космомониторинга (системы ИСДМ – Рослесхоз), а также наземным лесопожарным подразделением были обнаружены ландшафтные пожары на землях Тюменского городского округа, о чем составлены акты о ландшафтных пожарах от 07.05.2016 № 5, от 10.05.2016 № 6, от 15.05.2016 № 8 (т.1 л.д. 15-22, 26-32, 36-42).
В целях предупреждения распространения пожаров на населенные пункты Тюменской области и лесной фонд Российской Федерации ландшафтные пожары 04.05.2016 и 14.05.2016, зафиксированные актами от 07.05.2016 № 5 и от 15.05.2016 № 8, были ликвидированы совместно силами и средствами истца и ответчика.
Пожар, случившийся 07.05.2016 и оформленный актом от 10.05.2016 № 6, был локализован только ГБУ ТО «Тюменская авиабаза».
По факту спорных ландшафтных пожаров ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» составлены списки – табеля работников, участвовавших в тушении (т.1 л.д. 23, 33, 43), произведен расчет за оказанные услуги, согласно которым суммы затрат по тушению пожаров составила 152 604 руб. 86 коп. (т.1 л.д. 24-25, 34-35, 44-45).
28.06.2016 ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» в целях заключения договоров и возмещения понесенных затрат направило в адрес администрации письмо исх. № 31 (т.1 л.д. 54) с приложением актов о ландшафтных пожарах, акта выполненных работ, счета и счета-фактуры.
Администрация со ссылкой на статью 16 Закона о пожарной безопасности, в ответе от 06.09.2016 № 03-06-2803/6 (т.1 л.д. 57-58), указало, что тушение пожаров в населенных пунктах и городских лесах относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности и осуществляется ими в безусловном порядке, в связи с чем и расходы, связанные с тушением таких пожаров не подлежат возмещению из бюджета.
Полагая, что расходы, понесенные в результате тушения лесных пожаров, подлежат возмещению за счет ответчика как лица, обязанного тушить пожары на территории городского округа, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Ответчик, не согласившись с квалификацией иска, полагает, что в действиях истца, направленных на тушение спорных пожаров, усматриваются действия в чужом интересе без поручения, регулируемые в главе 50 ГК РФ.
Доводы ответчика о действиях в чужом интересе отклоняются судом, поскольку в силу пункта 2 статьи 980 ГК РФ правила, предусмотренные главой 50, не применяются к действиям в интересе других лиц, совершаемым государственными и муниципальными органами, для которых такие действия являются одной из целей их деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения. Данное применение закона изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через структурные подразделения центрального аппарата МЧС России; структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора; научные и образовательные организации, находящиеся в ведении МЧС России; подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы; подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы), пункт 2 Положения о федеральной противопожарной службе в редакции спорного периода.
Пунктом 5 Положения о федеральной противопожарной службе одной из основных задач федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы является осуществление тушения пожаров в населенных пунктах.
Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них (пункт 4 Положения о федеральной противопожарной службе).
ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
В силу пункта 2.1 Устава ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тюменской области.
ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета следующие основные виды деятельности (функции):
осуществление профилактики пожаров и их тушения в населенных пунктах, а также проведение аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах на территории населенных пунктов Тюменской области;
проведение мероприятий в области противопожарной пропаганды на территории Тюменской области, размещение информации по противопожарной тематике на информационных стендах и плакатах (листовках), а также в средствах массовой информации;
осуществление мероприятий по защите государственной тайны и безопасности информации, режима секретности проводимых работ и ведение секретного делопроизводства.
Таким образом, деятельность ответчика по тушению пожаров, в том числе и на территории городского округа, является законодательно установленной обязанностью органов ответчика.
Губернатором Тюменской области ФИО3 15.03.2016 утвержден сводный план тушения лесных пожаров на территории Тюменской области на пожароопасный сезон 2016 года (далее - сводный план тушения лесных пожаров на 2016 год, т.1 л.д. 61-146).
В разделе «Порядок привлечения и использования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах» установлено, что в целях недопущения переброса возгораний в лесной фонд, на населенные пункты, объекты экономики, при обнаружении очага пожара на землях, не входящих в состав земель лесного фонда лесопожарные формирования ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» приступают к его ликвидации в соответствии с заключенными Соглашениями о выполнении в 2016 году мероприятий по тушению ландшафтных пожаров на землях между ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» и администрациями муниципальных районов.
Обмен информацией о пожарной опасности в лесах, лесных пожарах, пожарной обстановке на территории муниципальных районов, городских округов осуществляется в соответствии с регламентом взаимодействия между региональной диспетчерской службой лесного хозяйства области и ЕДДС муниципальных районов и городских округов.
На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, тушение лесных пожаров в повседневном режиме при I - V классах пожарной опасности по условиям погоды осуществляется подразделениями пожарной охраны ГУ МЧС России по Тюменской области. В условиях действия режима повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуации, угрозе перехода огня на земли лесного фонда) при III - V классах пожарной опасности по условиям погоды на тушение лесных пожаров, возникших на землях населённых пунктов, при необходимости могут привлекаться силы и средства пожаротушения ГБУ ТО «Тюменская авиабаза». Перечень сил и средств, которые могут быть привлечены для проведения ограничительных и ликвидационных мероприятий связанных с лесными пожарами, произошедшими на землях населённых пунктов, приведены в таблицах 3.2 и 3.4 к настоящему Сводному плану.
Из материалов дела следует, что истец самостоятельно, а не в связи с неисполнением ответчиком законодательно установленной обязанности по тушению пожаров в городских лесах, принял решение о тушении лесных пожаров в городском округе.
При этом в тушении двух пожаров (04.05.2016 и 14.05.2016) ответчик принимал участие на основании поступивших на основании звонков очевидцев (сведения из журнала вызовов на 04.05.2016 и 14.05.2016).
Сообщения о пожаре 07.05.2016 ответчику не поступали (журнал вызовов от 07.05.2016), в том числе от истца, что последним не оспаривается.
Факт принятия истцом решений, касающихся мероприятий по тушению пожаров, не может быть отнесен к обстоятельствам, которые подтверждают бездействие ответчика.
Между тем в соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Финансовое обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
С учетом установленных фактических обстоятельств, положений статей 10 и 19 Закона о пожарной безопасности, суд приходит к выводу о том, что ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» не является органом, ответственным за финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах городского округа.
В удовлетворении исковых требований следует отказать.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты госпошлины, поскольку обратилось в суд с настоящим иском в целях осуществления своей уставной деятельности (Устав – т.2 л.д. 9-34), то расходы на уплату государственной пошлины не распределяются судом.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Игошина Е.В. |