ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-3744/2022 от 20.04.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-3744/2022

27 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным отказа от 22.11.2021 № 9202-21, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

третье лицо – Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 15.02.2022,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Тюменской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) о признании недействительным отказа от 22.11.2021 № 9202-21, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Определением суда от 28.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Ответчик и третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для участия в судебное заседание своих представителей не направили.

Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Как следует из материалов дела, между Департаментом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 19.12.2008 заключен договор аренды лесного участка №85-р, с учетом дополнительного соглашения от 29.04.2021 года №85-р-2.

По условиям указанного договора Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование (в аренду) лесной участок в составе земель лесного фонда Российско Федерации, находящийся в федеральной собственности, площадью 7 га, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Тахталинское лесничество квартал 13 (выделы 2, 49) в целях осуществления рекреационной деятельности, на срок до 14.12.2055.

В связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного в аренду, а также изменением размера арендной платы возникла необходимость внесения соответствующих изменений в договор.

31.01.2020 Департамент в адрес Общества направил письмо №532-20 о необходимости проектирования лесного участка и внесения изменений в договор аренды, на которое Общество частично согласилось.

Департамент обратился в арбитражный суд с иском о внесении изменений в договор аренды лесного участка.

В свою очередь Общество, выражая несогласие с изменениями к договору в части выделения особо защитных участков лесов на арендуемом лесном участке и, как следствие, с увеличением размера арендной платы, 03.11.2020 предъявило встречный иск к Департаменту о внесении изменений в договор в предложенной им редакции.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2020 по делу №А70-16804/2020, вступившим в законную силу, первоначальный и встречный иск удовлетворены частично. В договор аренды судом были внесены изменения в редакции арендатора.

Со ссылкой на статью 119 Лесного кодекса РФ суд в решении от 04.12.2020 по делу №А70-168040/2020 указал на отсутствие оснований полагать, что в установленном порядке на лесном участке Общества установлены особо защитные участки (далее - ОЗУ). Соответствующий приказ Рослесхоза не издан.

Соответственно суд не усмотрел правовых оснований для внесения в договор аренды лесного участка сведений об ОЗУ и следующих из этого размеров арендной платы.

Заявитель пояснил, что во исполнение решения суда между Департаментом и Обществом было заключено дополнительное соглашение №85-р-2 от 29.04.2021 к договору аренды, согласно которому на арендуемом лесном участке отсутствует ОЗУ. В настоящее время в договоре аренды информация об ОЗУ на арендуемом лесном участке отсутствует. Однако для получения положительного заключения экспертизы проектов освоения лесов необходимо также, чтобы ОЗУ были исключены из государственного лесного реестра.

В целях осуществления дальнейшего использования в соответствии с договором

аренды и подготовки проекта освоения лесов Общество 18.10.2021 обратилось в Департамент с просьбой внести изменения в государственный лесной реестр.

Общество указало, что положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов возможно получить только при его соответствии договору аренды и государственному лесному реестру одновременно.

Рассмотрев обращение Общества, письмом от 22.11.2021 №9202-21 Департамент отказал во внесении изменений об отсутствии ОЗУ на арендуемом лесном участке.

Как следует из оспариваемого отказа Департамента, согласно сведениям государственного лесного реестра, территория переданного в аренду лесного участка относится к ОЗУ лесов (участки лесов (1 км) вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений). Материалы лесоустройства Тюменского лесничества утверждены Приказом Департамента от 24.09.2012 №06/349 в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516 и другими действующими на время проведения работ правовыми, нормативно-техническими, методическими и проектными документами. Исключение информации об ОЗУ лесов из сведений государственного лесного реестра решением суда по делу № А70-16804/2020 не предусмотрено. Сведения об ОЗУ лесов Тюменского лесничества в материалах лесоустройства были сформированы на основании перечня, указанного в Приказе Рослесхоза от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении основных положений по выделению особо защитных участков леса».

Департамент в оспариваемом отказе отметил, что ведение государственного лесного реестра осуществляется в установленном законодательством порядке и внесение изменений в сведения указанного реестра осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов.

В связи с чем, в письме от 22.11.2021 №9202-21 сделан вывод о том, что Департамент не вправе внести изменения в сведения государственного лесного реестра об исключении ОЗУ спорного участка лесов.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, Общество полагает, что у Департамента отсутствуют основания для включения в государственный лесной реестр сведений об отнесении арендуемого лесного участка к ОЗУ.

В заявлении приведены доводы о том, что ОЗУ возникли на арендуемом лесном участке после проведения Департаментом в 2010 году таксации Тюменского лесничества. Как указывает ответчик, материалы таксации были утверждены Приказом Департамента от 24.09.2012 №06/349. Вместе с тем, проектирование и отнесение лесов к ОЗУ лесов должно осуществляться Рослесхозом в соответствии с действовавшим на момент издания Приказа Департамента и действующим в настоящее время законодательством. Никакого распорядительного акта федерального органа исполнительности власти об отнесении арендуемого лесного участка к ОЗУ не издавалось. Таким образом, заявитель указывает на незаконность включения в государственный лесной реестр сведений об ОЗУ на основании материалов таксации, проведенной в 2010 - 2012 году, без решения Рослесхоза о выделении ОЗУ. По мнению заявителя, решение арбитражного суда и Дополнительное соглашение к договору аренды являются первичной документацией, имеющейся в Департаменте, на основании которой составляется акт о внесении либо изменении документированной информации государственного лесного реестра. В отсутствие приказа Рослесхоза об установлении границ ОЗУ Департамент должен был также на основании заявления Общества принять решение об устранении ошибки, содержащейся в государственном лесном реестре

Возражая против заявленных требований, Департаментом в представленном отзыве поддержана позиция о том, что в решении суда по делу №А70-16804/2020 отсутствует указание об исключении из государственного лесного реестра информации об ОЗУ лесов в отношении лесного участка, предоставленного заявителю по договору аренды. Для изменения категории лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам и изменения их границ ОЗУ требуется решение Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, участвующего в судебном заседании, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:

- проектирование лесничеств;

- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;

- таксацию лесов;

- проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу норм действующего лесного законодательства проектирование лесничеств и лесопарков; и проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также ОЗУ лесов Российская Федерация не передавала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департаментом не оспаривается, что установление (изменение) границ лесничеств и категории защитности лесов отнесено к исключительным полномочиям федеральных органов исполнительности власти.

Так, ответчиком сделан вывод о том, что для отнесения лесов к защитным лесам и выделения ОЗУ, установления и изменения их границ, отнесения лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установления и изменения их границ, требуется решение Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).

Вместе с тем, по верному утверждению заявителя, какого-либо распорядительного акта федерального органа исполнительности власти об отнесении арендуемого лесного участка к ОЗУ не издавалось.

При этом только решение Рослесхоза о выделении ОЗУ является основанием для внесения изменений в данные государственного лесного реестра.

Отсутствие соответствующего приказа также подтверждено судом в рамках рассмотрения дела №А70-16804/2020, в котором Общество предъявило к Департаменту встречные исковые требования о внесении изменений в договор в предложенной им редакции.

Судом в ходе рассмотрения дела №А70-16804/2020 было установлено, что в 2010 году проведено новое лесоустройство Тюменского лесничества.

В связи с чем, Приказом Департамента от 24.09.2012 № 06/349 утверждены материалы таксации лесов Тюменского лесничества.

В целях актуализации характеристик объекта аренды, изменившихся вследствие проведения лесоустройства на территории Тюменского лесничества Тюменской области, Приказом Департамента от 18.12.2018 №707 подготовлена и утверждена проектная документация лесного участка.

В соответствии с проектной документацией осуществлены государственный кадастровый учет арендованного имущества и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на это имущество.

При сопоставлении действующей редакции договора аренды лесного участка и проектной документации выявлены несоответствия в описании местоположения лесного участка, схемах расположения лесного участка, в том числе, фрагмент картографических материалов лесоустройства, где нанесены границы объекта аренды, характеристик лесного участка. Также, вследствие изменения целевого назначения лесов, изменился размер арендной платы.

Как установлено судом в рамках настоящего дела и дела №А70-16804/2020, в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного в аренду, а также изменением размера арендной платы возникла необходимость внесения соответствующих изменений в договор. Департамент 31.01.2020 в адрес Общества направил письмо №532-20 о необходимости проектирования лесного участка и внесения изменений в договор аренды, на которое Общество частично согласилось, о чем отправлено письмо от 07.02.2020 №3.

При рассмотрении дела №А70-16804/2020 суд пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что в установленном порядке на лесном участке Общества установлены ОЗУ. Соответствующий приказ Рослесхоза не издан.

В материалы дела №А70-16804/2020, а также в материалы настоящего дела не представлено соответствующего приказа уполномоченного органа.

Суд разделяет вывод заявителя о том, что в данном случае решение Рослесхоза о выделении ОЗУ является основанием для внесения изменений в данные государственного лесного реестра.

При этом включение в государственный лесной реестр сведений об ОЗУ на основании материалов таксации, проведенной в 2010 - 2012 году, в отсутствие решения Рослесхоза о выделении ОЗУ, является незаконным.

Судом при рассмотрении дела №А70-16804/2020 удовлетворен встречный иск Общества к Департаменту.

В договор были внесены изменения в редакции Арендатора в связи с признанием судом факта отсутствия отнесения арендуемого лесного участка к ОЗУ лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).

Заявитель также пояснил, что впоследствии между Департаментом и Обществом было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому также на арендуемом лесном участке отсутствует ОЗУ. Дополнительное соглашение было зарегистрировано в установленном порядке по заявлению Департамента.

Приказом Минприроды России от 27.07.2020 №491 утвержден Порядок ведения государственного лесного реестра (далее – Порядок), который устанавливает единые требования к ведению государственного лесного реестра, включая внесение документированной информации в государственный лесной реестр, а также изменение и хранение информации государственного лесного реестра.

Ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1. статьи 91 Лесного кодекса РФ (пункт 5 Порядка).

Приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Основанием для внесения документированной информации в Акты являются, в том числе, судебные акты, договоры аренды лесных участков (подпункты 2.2.10, 2.2.13 пункта 2.2 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496).

Кроме того, основанием для внесения документированной информации в Акты является первичная документация, в частности, об отнесении лесов к резервным лесам, установлении и изменении их границ; о выделении ОЗУ лесов и установлении их границ (подпункт «г» пункта 2.2.2 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496).

Порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение закреплен в разделе 4 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496.

С учетом изложенных выше норм, суд приходит к выводу о том, что занесению в государственный лесной реестр полежат все сведения из первичных документов, касающиеся лесов и подлежащие отражению в государственном лесном реестре.

Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В силу части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 9 статьи 91 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу приведенных норм права государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию.

В данном случае, суд разделяет вывод заявителя о том, что Департамент самостоятельно должен был внести изменения в сведения государственного лесного реестра в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, а также государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.

Решение Арбитражного суда Тюменской области и Дополнительное соглашение к договору арен являются первичной документацией, имеющейся в Департаменте, на основании которой составляется Акт о внесении либо изменении документированной информации государственного лесного реестра, который предусмотрен Приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в нарушение изложенных выше норм Департаментом не приняты меры, направленные на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении ОЗУ леса в отношении арендуемого Обществом лесного участка.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Департамента в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить

Признать незаконным отказ Департамента лесного комплекса Тюменской области, выраженный в письме от 22.11.2021 № 9202-21, во внесении информации в государственный лесной реестр об отсутствии особо защитного участка на арендуемом ООО «Сибирский лес» лесном участке по договору аренды лесного участка № 85-р от 19.12.2008.

Обязать Департамент лесного комплекса Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем устранения недостоверности сведений государственного лесного реестра, исключив из государственного реестра сведения об отнесении к особо защитным участкам лесов «Участки леса радиусом 1 км вокруг оздоровительных учреждений» лесного участка площадью 7 га, арендуемого ООО «Сибирский лес» на основании договора аренды лесного участка № 85-Р от 19.12.2008, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Тахталинское участковое лесничество (ур.Тахталинское) квартал 13, выделы 4, 45, в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента лесного комплекса Тюменской области (625000, <...>; зарегистрирован 01.08.2005 ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский лес» (625049, <...>; зарегистрировано 17.07.2006 ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.