АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. | Тюмень | Дело № | А70-4473/2015 |
22 июня 2015 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В.Авдеевой, рассмотрев единолично дело по иску
Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени
к ООО «АвтоСевер»
о взыскании 125 700 рублей,
третье лицо: МКУ «Тюменьгортранс»
установил:
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО «АвтоСевер» о взыскании 125 700 рублей неустойки за нарушение условий договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени № 03/2011-рп от 09.09.2011 года.
Определением от 05.05.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено МКУ «Тюменьгортранс».
Исковые требования со ссылками на статьи 12, 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что ответчик нарушил обязательства по договору багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени № 03/2011-рп от 09.09.2011, предусмотренные пунктом 2.1 договора.
Представители ответчика и третьего лица в предварительное судебное заседание не Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без вызова сторон.
Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик, третье лицо отзывы на иск не представили.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела, 09.09.2011 года Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (организатор), МКУ «Тюменьгортранс» (служба сопровождения пассажирских перевозок) и ООО ТМУП «УК по ЖКХ «Север» (перевозчик) подписали договор на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени № 03/2011-рп (далее – договор).
Дополнительным соглашением № 4 от 08.10.2013 года стороны внесли изменения в договор в части наименования перевозчика – ООО «АвтоСевер».
Согласно пункту 1.2. предметом договора является организация и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени (далее – регулярные перевозки) в соответствии с приложением 1 к договору (техническим заданием). Технические задание разрабатывается организатором при участии службы сопровождения пассажирских перевозок.
В соответствии с пунктом 2.1. договора перевозчик взял на себя обязательства по организации, порядку и обеспечению регулярных перевозок, в том числе соблюдение технического задания, графиков движения, рассмотрение жалоб и предложений, поступивших перевозчику, организатору или Службе сопровождения пассажирских перевозок от граждан и организаций, принятие необходимых мер по поступившим жалобам и предложениям.
Пунктом 8.1. договора предусмотрена ответственность сторон за неисполнение и\либо ненадлежащее исполнение условий договора в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
Как следует из пункта 8.2. договора обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика, удостоверяются по результатам: выездной проверки – актом выездной проверки по форме (приложение 14 к договору); учета и анализа данных Автоматизированной системы диспетчеризации – актом приема работ по форме (приложение 12 к договору); линейного контроля – актом-рапортом по форме (приложение 11 к договору).
В пункте 8.3. договора закреплено право перевозчика в течение 10 дней с момента получения документов, указанных в пункте 8.2. договора, направить организатору письменное мотивированное возражение.
Согласно пункту 8.4. договора, если перевозчик в срок, указанный в пункте 8.3. договора, не направит организатору мотивированное возражение, то нарушение, удостоверенное документами, указанными в пункте 8.2. договора, читается признанным.
Из пункта 8.5. договора следует, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств по договору организатор направляет перевозчику письменное уведомление (претензию), в котором излагает факты, составляющие основу нарушения, подтверждая их копиями документов, указанных в пункте 8.2. договора и устанавливает сроки нарушений. Срок рассмотрения претензии – 10 дней.
В соответствии с пунктом 8.6. договора перевозчик обязан уплатить неустойку в размере от 50 до 1 000 000 рублей за каждое из нарушений, указанных в приложении 15 к договору. Перевозчик обязан уплатить неустойку в течение 30 дней с даты получения уведомления (претензии).
Пунктами 9.1., 9.2. договора установлено, что споры сторон, возникшие при исполнении настоящего договора, разрешаются путем переговоров, проводимых по инициативе одной из сторон; стороны не вправе уклоняться от проведения переговоров по вопросам, относящимся к настоящему договору; в случае невозможности достижения договоренности любая из сторон вправе обратиться за разрешением спора в Арбитражный суд Тюменской области.
В приложении 15 к договору определен перечень нарушений договора и размер неустойки:
- необеспечение в течение одного календарного месяца значения коэффициента регулярности движения выше 0,2 – 30 000 рублей (пункт 1.3),
- неоснащенность транспортного средства элементами экипировки – 50 рублей (пункт 2.2),
- несоблюдение порядка обработки обращений граждан – 50 рублей (пункт 2.16),
- отклонение от установленной схемы движения – 1 000 рублей (пункт 2.19),
- отсутствие в салоне транспортного средства путевого листа – 100 рублей (пункт 2.9),
- реализация билетов, реквизиты которых не внесены в билетно-учетный лист – 1 000 рублей (пункт 2.11)
- невыдача билета – 1 000 рублей (пункт 2.12),
- необъявление наименований остановочных пунктом – 50 рублей (пункт 2.15),
- осуществление движения транспортного средства с открытыми дверьми – 2 000 рублей (пункт 2.18),
- срыв более 10% рейсов в течение одного календарного месяца – 1 000 рублей (пункт 2.23).
Согласно представленному в материалы дела Акту приема работ, выполненных по договору за период с 01.06.2014 года по 30.06.2014 года перевозчик ООО «АвтоСевер» выполнил 20 786 рейсов из планированных 27 284, сорвано рейсов 6 498, рейсовая регулярность составила 0,76, регулярность движения 0,31. Указанный Акт был направлен в адрес перевозчика сопроводительным письмом № 60-08-2054/4 от 04.07.2014 года и получен 04.07.2014 года.
За период июнь 2014 года было составлено 11 Актов по допущенному нарушению «отклонение от установленной схемы движения». Указанные акты были направлены в адрес ООО «АвтоСервер» сопроводительным письмом от 04.07.2014 года № 60.08.2039/4.
11.07.2014 года МКУ «Тюменьгортранс» письмом № 60-08-2128/4 сообщило Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта о результатах контроля исполнения договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г.Тюмени ООО «АвтоСевер» в июне 2014 года. Как следует из вышеназванного письма перевозчик существенно нарушил условия договора, предусмотренные абзацами 2-8 пункта 2.1. договора (регулярность рейсов по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, составила 0,76 (79%) от планового показателя предусмотренного техническим заданием, регулярность движения составила 0,31 (31%), 11 фактов отклонения от установленной схемы движения, 2 факта необъявления наименований остановочных пунктов, предусмотренных схемой движения, 1 факт осуществления высадки пассажиров вне заездного кармана, факт наличия билетно-учетного листа, оформленного с нарушением утвержденной формы, 2 факта наличия в салоне транспортного средства путевого листа, оформленного с нарушением утвержденной формы), пояснив, что указанные нарушения являются основанием для предъявления к перевозчику требования оплатить неустойку в соответствии с пунктом 8.6. договора, пунктами 1.3., 2.16. приложения № 15 к договору.
Указанные в письме нарушения Технического заданием, Регламента регулярных перевозок и Графиков движений зафиксированы в Актах-рапортах №№ 3438,3435,3436,3462, составленными инспекторами контрольно-ревизионного отдела МКУ «Тюменьгортранс» за период июнь 2014 года.
Согласно представленному в материалы дела Акту приема работ, выполненных по договору за период с 01.07.2014 года по 31.07.2014 года перевозчик ООО «АвтоСевер» выполнил 21 228 рейсов из планированных 28 786, сорвано рейсов 7 558, рейсовая регулярность составила 0,74, регулярность движения 0,29. Указанный Акт был направлен в адрес перевозчика сопроводительным письмом № 60-08-2328/4 от 05.08.2014 года и получен 13.08.2014 года.
За период июль 2014 года было составлено 17 Актов по допущенному нарушению «отклонение от установленной схемы движения». Указанные акты были направлены в адрес ООО «АвтоСервер» сопроводительным письмом от 05.08.2014 года № 60-08-2348/4
14.08.2014 года МКУ «Тюменьгортранс» письмом № 60-08-2488/4 сообщило Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта о результатах контроля исполнения договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г.Тюмени ООО «АвтоСевер» в июле 2014 года. Как следует из вышеназванного письма перевозчик существенно нарушил условия договора, предусмотренные абзацами 2-4, 6-8 пункта 2.1. договора (регулярность рейсов по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, составила 0,74 (74%) от планового показателя предусмотренного техническим заданием, регулярность движения составила 0,29 (29%), 17 фактов отклонения от установленной схемы движения, 7 фактов необъявления наименований остановочных пунктов, предусмотренных схемой движения. 1 факт осуществления движения транспортного средства с открытыми дверьми, 1 факт эксплуатации транспортного средства с повреждениями покрытия пола, 1 факт невыдачи билета, 2 факта реализации билетов, реквизиты которых не внесены в билетно-учетный лист) пояснив, что указанные нарушения являются основанием для предъявления к перевозчику требования оплатить неустойку в соответствии с пунктом 8.6. договора, пунктами 1.3., 2.16. приложения № 15 к договору.
Указанные в письме нарушения Технического заданием, Регламента регулярных перевозок и Графиков движений зафиксированы в Актах-рапортах №№ 3486,3485,3508,3484,3503,3504,3505,3506, составленными инспекторами контрольно-ревизионного отдела МКУ «Тюменьгортранс» за период июль 2014 года.
Согласно представленному в материалы дела Акту приема работ, выполненных по договору за период с 01.08.2014 года по 31.08.2014 года перевозчик ООО «АвтоСевер» выполнил 20 985 рейсов из планированных 28434, сорвано рейсов 7 449, рейсовая регулярность составила 0,74, регулярность движения 0,28. Указанный Акт был направлен в адрес перевозчика сопроводительным письмом № 60-08-2686/4 от 05.09.2014 года и получен 09.09.2014 года.
За период август 2014 года было составлено 14 Актов по допущенному нарушению «отклонение от установленной схемы движения». Указанные акты были направлены в адрес ООО «АвтоСервер» сопроводительным письмом от 05.08.2014 года № 60-08-2348/4.
В материалы дела представлена выписка из реестра обращений граждан, поступивших на «Горячую линию» МКУ «Тюменьгортранс» с 01.07.2014 года по 31.07.2014 года, и которые должны были быть рассмотрены в августе 2014 года. В указанной выписке отражено, что 3 обращения граждан не рассмотрено в установленный срок, рассмотрены с нарушением срока.
16.09.2014 года МКУ «Тюменьгортранс» письмом № 60-08-2848/4 сообщило Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта о результатах контроля исполнения договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г.Тюмени ООО «АвтоСевер» в августе 2014 года. Как следует из вышеназванного письма перевозчик существенно нарушил условия договора, предусмотренные абзацами 2-4, 6-8 пункта 2.1. договора (регулярность рейсов по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, составила 0,74 (74%) от планового показателя предусмотренного техническим заданием, регулярность движения составила 0,28 (28%), 14 фактов отклонения от установленной схемы движения, 8 фактов необъявления наименований остановочных пунктов, предусмотренных схемой движения. 1 факт осуществления движения транспортного средства с открытыми дверьми, 1 факт реализации билетов, реквизиты которых не внесены в билетно-учетный лист, 1 факт наличия билетно-учетного листа, оформленного с нарушением утвержденной формы, несоблюдение порядка обработки 3 обращений, поступивших на телефоны справочной информационной службы, по вопросам работы городского пассажирского транспорта) пояснив, что указанные нарушения являются основанием для предъявления к перевозчику требования оплатить неустойку в соответствии с пунктом 8.6. договора, пунктами 1.3., 2.16. приложения № 15 к договору.
Указанные в письме нарушения Технического заданием, Регламента регулярных перевозок и Графиков движений зафиксированы в Актах-рапортах №№ 3525,3247,3246,3530,3526,3524,3242,3536,3527, составленными инспекторами контрольно-ревизионного отдела МКУ «Тюменьгортранс» за период август 2014 года.
Согласно представленному в материалы дела Акту приема работ, выполненных по договору за период с 01.09.2014 года по 30.09.2014 года перевозчик ООО «АвтоСевер» выполнил 19 775 рейсов из планированных 27 812, сорвано рейсов 8 037, рейсовая регулярность составила 0,71, регулярность движения 0,28. Указанный Акт был направлен в адрес перевозчика сопроводительным письмом № 60-08-3042/4 от 07.10.2014 года и получен 08.10.2014 года.
За период сентябрь 2014 года было составлено 18 Актов по допущенному нарушению «отклонение от установленной схемы движения». Указанные акты были направлены в адрес ООО «АвтоСервер» сопроводительным письмом от 09.10.2014 года № 60-08-3086/4.
В материалы дела представлена выписка из реестра обращений граждан, поступивших на «Горячую линию» МКУ «Тюменьгортранс» с 01.08.2014 года по 31.08.2014 года, и которые должны были быть рассмотрены в сентябре 2014 года. В указанной выписке отражено, что 3 обращения граждан не рассмотрено в установленный срок, рассмотрены с нарушением срока.
21.10.2014 года МКУ «Тюменьгортранс» письмом № 60-08-3221/4 сообщило Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта о результатах контроля исполнения договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г.Тюмени ООО «АвтоСевер» в сентябре 2014 года. Как следует из вышеназванного письма перевозчик существенно нарушил условия договора, предусмотренные абзацами 2-4, 6-8 пункта 2.1. договора (регулярность рейсов по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, составила 0,74 (71%) от планового показателя предусмотренного техническим заданием, регулярность движения составила 0,28 (28%), 18 фактов отклонения от установленной схемы движения, 2 факта необъявления наименований остановочных пунктов, предусмотренных схемой движения, несоблюдение порядка обработки 3 обращений, поступивших на телефоны справочной информационной службы, по вопросам работы городского пассажирского транспорта) пояснив, что указанные нарушения являются основанием для предъявления к перевозчику требования оплатить неустойку в соответствии с пунктом 8.6. договора, пунктами 1.3., 2.16. приложения № 15 к договору.
Указанные в письме нарушения Технического заданием, Регламента регулярных перевозок и Графиков движений зафиксированы в Актах-рапортах №№ 3489,3490, составленными инспекторами контрольно-ревизионного отдела МКУ «Тюменьгортранс» за период сентябрь 2014 года.
Согласно представленному в материалы дела Акту приема работ, выполненных по договору за период с 01.10.2014 года по 31.10.2014 года перевозчик ООО «АвтоСевер» выполнил 18 335 рейсов из планированных 28 235, сорвано рейсов 8 037, рейсовая регулярность составила 0,65, регулярность движения 0,23. Указанный Акт был направлен в адрес перевозчика сопроводительным письмом № 60-08-3437/4 от 10.11.2014 года и получен 12.11.2014 года.
За период октябрь 2014 года было составлено 41 Акт по допущенному нарушению «отклонение от установленной схемы движения». Указанные акты были направлены в адрес ООО «АвтоСервер» сопроводительным письмом от 11.11.2014 года № 60-08-3484/4.
19.11.2014 года МКУ «Тюменьгортранс» письмом № 60-08-3585/4 сообщило Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта о результатах контроля исполнения договора на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г.Тюмени ООО «АвтоСевер» в октябре 2014 года. Как следует из вышеназванного письма перевозчик существенно нарушил условия договора, предусмотренные абзацами 2-4, 6-8 пункта 2.1. договора (регулярность рейсов по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, составила 0,65 (65%) от планового показателя предусмотренного техническим заданием, регулярность движения составила 0,238 (23%), 41 факт отклонения от установленной схемы движения, 1 факт необъявления наименований остановочных пунктов, предусмотренных схемой движения,1 факт осуществления движения транспортного средства с открытыми дверьми, 1 факт наличия в салоне транспортного средства путевого листа, оформленного с нарушением утвержденной формы) пояснив, что указанные нарушения являются основанием для предъявления к перевозчику требования оплатить неустойку в соответствии с пунктом 8.6. договора, пунктами 1.3., 2.16. приложения № 15 к договору.
Нарушения Технического заданием, Регламента регулярных перевозок и Графиков движений зафиксированы в Акте-рапорте № 3601, составленном инспектором контрольно-ревизионного отдела МКУ «Тюменьгортранс» за период октябрь 2014 года.
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени обратился к ООО «АвтоСевер» с претензией от 28.08.2014 года № 45-08-4042/4 об уплате штрафных санкций за нарушение обязательств по договору в июне 2014 года в размере 14 400 рублей в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии. Указанная претензия направлена 03.09.2014 года – почтовая квитанция № 6232.
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени обратился к ООО «АвтоСевер» с претензией от 03.09.2014 года № 45-08-4175/4 об уплате штрафных санкций за нарушение обязательств по договору в июле 2014 года в размере 25 350 рублей в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии. Указанная претензия направлена 08.09.2014 года – почтовая квитанция № 6470,
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени обратился к ООО «АвтоСевер» с претензией от 02.10.2014 года № 45-08-4805/4 об уплате штрафных санкций за нарушение обязательств по договору в августе 2014 года в размере 20 550 рублей в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии. Указанная претензия направлена 10.10.2014 года – почтовая квитанция № 8806.
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени обратился к ООО «АвтоСевер» с претензией от 10.11.2014 года № 45-08-5496/4 об уплате штрафных санкций за нарушение обязательств по договору в сентябре 2014 года в размере 20 250 рублей в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии. Указанная претензия направлена 11.11.2014 года – почтовая квитанция № 10858.
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени обратился к ООО «АвтоСевер» с претензией от 11.12.2014 года № 45-08-6164/4 об уплате штрафных санкций за нарушение обязательств по договору в октябре 2014 года в размере 45 150 рублей в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии. Указанная претензия направлена 12.12.2014 года – почтовая квитанция № 13344.
Всего Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени согласно исковому заявлению заявлено требование о взыскании неустойки за нарушение обязательств по договору в период с июня по октябрь 2014 года в сумме 125 700 рублей (14 400 рублей за июнь 2014 года + 25 350 рублей за июль 2914 года + 20 550 рублей за август 2014 года + 20 250 рублей за сентябрь 2014 года + 45 150 рублей за октябрь 2014 года).
Договор не был оспорен, не был признан недействительным в установленном законом порядке. Суд полагает, что договор соответствует действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положению о департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени, утвержденному распоряжением Главы администрации города Тюмени от 14.04.2008 года № 98-рг, департамент является отраслевым органом администрации города Тюмени и создан в целях решения вопросов дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания.
Таким образом, департамент дорожной инфраструктуры и транспорта в пределах своей компетенции выступает от имени муниципального образования город Тюмень.
Во исполнение функций по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Тюмень департамент дорожной инфраструктуры и транспорта заключает в установленном порядке с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоры на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени (пункт 3.4.9 Положения о департаменте).
Правоотношения, возникшие на основании указанного договора, регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению суда, договор по форме и содержанию соответствует требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 798 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
В силу пунктов 1.2., 2.1. договора ответчик взял на себя обязанности по организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Тюмени.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель определил неустойку как (штраф, пеню) установленную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По правилам статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.
Таким образом, правовым основанием для взыскания определенной договором неустойки, является положение договора, предусматривающего ответственность стороны за нарушение установленного обязательства.
Перевозчик в период с 01.06.2014 года по 31.10.2014 года не надлежащим образом исполнял обязанности по договору, что подтверждается имеющимися в материалах дела Актами приема работ за каждый месяц спорного периода, актами-рапортами, выписками из реестров обращений граждан.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с условиями договора (пункт 8.3.) перевозчик вправе в течение 10 дней с момента получения документов, указанных в пункте 8.2. договора (Акта приема работ по форме, установленной приложением № 12 к договору) направить организатору письменное мотивированное возражение. Ответчик указанным правом не воспользовался, получив Акты приема работ, мотивированных возражений в установленный срок не представлял.
Как следует из пункта 8.4. договора, если перевозчик в срок, указанный в пункте 8.3. договора, не направит организатору мотивированное возражение, то нарушение, удостоверенное документами, указанными в пункте 8.2. договора, читается признанным.
Размер ответственности перевозчика установлен пунктом 8.6 договора, а также приложением № 15 к договору. Так, согласно пункту 8.6 неустойка определена в размере от 50 до 1 000 000 руб. за каждое из нарушений, указанных в приложении № 15 к договору.
В приложении 15 к договору определен перечень нарушений договора и размер неустойки: необеспечение в течение одного календарного месяца значения коэффициента регулярности движения выше 0,2 – 30 000 рублей (пункт 1.3), неоснащенность транспортного средства элементами экипировки – 50 рублей (пункт 2.2), реализация билетов, реквизиты которых не внесены в билетно-учетный лист – 1 000 рублей (пункт 2.11), невыдача билета – 1 000 рублей пункт 2.12), несоблюдение порядка обработки обращений граждан – 50 рублей (пункт 2.16), отклонение от установленной схемы движения – 1 000 рублей (пункт 2.19), отсутствие в салоне транспортного средства путевого листа – 100 рублей (пункт 2.9), невыдача билета – 1 000 рублей (пункт 2.12), необъявление наименований остановочных пунктом – 50 рублей (пункт 2.15), осуществление движения транспортного средства с открытыми дверьми – 2 000 рублей (пункт 2.18).
Исходя из буквального толкования норм права, установленных статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что при установлении ответственности в виде начисления неустойки за нарушение гражданско-правового обязательства, сторона должна представить относимые, допустимые доказательства, позволяющие установить состав гражданского правонарушения.
Так, основанием гражданско-правовой ответственности, прежде всего, является совершение правонарушения, предусмотренного законом или договором, в частности неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возникших для него из договора обязанностей либо причинение какому-либо лицу имущественного вреда.
Наступление названных оснований, предполагает установление наличия определенных обстоятельств (условий), являющихся общими, типичными для гражданских правонарушений. К числу таких общих условий гражданско-правовой ответственности относятся: противоправный характер поведения (действий или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность (либо наступление иных специально предусмотренных законом или договором обстоятельств); наличие у потерпевшего лица вреда или убытков; причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредоносными последствиями, вина правонарушителя.
Совокупность перечисленных условий, по общему правилу необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности на конкретное лицо, называется составом гражданского правонарушения.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий ответственности, как правило, исключает ее применение. Установление данных условий осуществляется именно в указанной очередности, поскольку отсутствие одного из предыдущих условий лишает смысла установление других (последующих) условий.
Таким образом, для установления гражданско-правовой ответственности в виде неустойки, необходимо установить объективную и субъективную сторону правонарушения, при этом к элементу объективной стороны будут относиться наличие доказательств, подтверждающих противоправное поведение (деятельность или бездеятельность), вредоносный результат деяния, установление причинной связи между деянием и вредоносным результатом.
С учетом изложенного, правонарушение с объективной стороны будет предполагать собой действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это либо нарушение запретов, или невыполнение возложенных обязанностей.
К элементу субъективной стороны по общему правилу будет относится вина. а иначе психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям в форме умысла или неосторожности, а также мотив и цель правонарушения.
Доказательств надлежащего выполнения работ по договору, направления возражений, принятие мер по рассмотрению поступивших обращений граждан и организаций материалы дела не содержат. Таким образом, из материалов дела следует, что обязанность по организации и осуществлению регулярных перевозок по маршрутам в спорный период перевозчиком выполнялась не в полном объеме, ответчик также не воспользовался правом представить возражения на установленные организатором и службой сопровождения пассажирских перевозок. Вследствие указанных обстоятельств ответчик (исполнитель) в установленный срок не выполнил работы. Таким образом, суд полагает, что со стороны ответчика имеются существенные нарушения условий договора
Таким образом, применение ответственности к ответчику в виде договорной неустойки за нарушение условий договора обоснованно.
Ответчик против заявленного размера неустойки возражений не заявил, отзыв по существу заявленных требований в суд не направил.
Частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Изучив расчет неустойки, суд полагает, что расчет произведен арифметически верно, в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, фактическими обстоятельствами делаю
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что при решении вопроса об уменьшении неустойки необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг, сумма договора и т.п.).
Ответчик о снижении размера неустойки не заявил.
Принимая во внимание изложенное, в отсутствии заявления ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает требование истца о взыскании неустойки в размере 125 700 рублей подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Истец освобожден от обязанности оплаты государственной пошлины за рассмотрение иска в Арбитражном суде Тюменской области на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание удовлетворение исковых требований, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 16, 101, 106, 110, 167-170, статьями 177, 181, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО «АвтоСевер» (ИНН:7202200936;ОГРН:1097232028343) в пользу Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (ИНН:7202074495;ОГРН:1037200568624) 125 700 рублей 00 копеек неустойки за просрочку исполнения обязательств.
Взыскать с ООО «АвтоСевер» (ИНН:7202200936;ОГРН:1097232028343) в доход федерального бюджета 4 771 рубль 00 копеек государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья | Авдеева Я.В. |