АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-9032/2021
26 июля 2021 года
резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2021 года
решение в полном объеме изготовлено 26 июля 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Северспецсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 04.07.2012, адрес: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>)
к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 625000, <...>)
об оспаривании постановления № 72-3Н от 19.04.2021 о назначении административного наказания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество «Самотлорнефтегаз»,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 23.06.2021,
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 08.04.2021,
от третьего лица – не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Северспецсервис» (далее – заявитель, ООО «Северспецсервис», Общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление, административный орган) об оспаривании постановления №72-3Н от 19.04.2021 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Самотлорнефтегаз» (далее – АО «Самотлорнефтегаз»).
Представитель заявителя требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении с учетом приведения дополнительных доводов.
Представитель ответчика против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представило отзыв на заявление с учетом его дополнений, в которых АО «Самотлорнефтегаз» не согласно с заявленными требованиями, считает, что оснований для привлечения заявителя к административной ответственности не имеется.
Как следует из материалов дела, 19.04.2021 Управлением вынесено постановление постановления № 72-3Н от 19.04.2021 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в его адрес также административным органом внесено представление об устранении нарушений закона (далее – представление).
С указанными постановлением заявитель не согласен, считает, что оно нарушает его права и законные интересы, поскольку, вины во вменяемом ему административном правонарушении нет, в связи с чем, обратился суд с настоящим заявлением, в котором просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 8.7. КоАП РФ предусматривает административную ответственностью за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, является невыполнение обязанностей по рекультивации земель, в том числе при осуществлении иных работ, то есть объективная сторона правонарушения, выражается в действиях или бездействии, посягающих на правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от них мер для соблюдения лицензионных требований и условий.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Следовательно, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен установить в его действиях состав административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно части 2 статьи 46 Закона об охране окружающей среды архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке (за исключением транспортировки по автомобильным дорогам общего пользования и железнодорожным линиям), хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции, допускаются при наличии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ..
В соответствии со статьей 42 Земельный кодекс (далее – ЗК РФ) лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
В силу части 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель установлены Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 3, 4, 26 Правил, лица, деятельность которых привела к деградации земель, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела установлено, что между АО «Самотлорнефтегаз» (Заказчик) и ООО «СеверСпецСервис» (Подрядчик) был заключен договор от 14.03.2018 № СНГ-0356/18 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству (с использованием схемы реализации материалов) (далее – договор).
Согласно пункту 1.1 договора по заданию Заказчика Подрядчик обязуется выполнять работы по текущему ремонту трубопроводов в соответствии с Производственной программой на выполнение работ по текущему ремонту трубопроводов.
В соответствии с пунктом 2.1 договора Подрядчик обязуется выполнить работы по объектам: «Высоконапорные водоводы (Юг)» для нужд АО «Самотлорнефтегаз» по заданию Заказчика в соответствии с договором и рабочей документацией по наряд-заказам, оформленным в соответствии с приложением № 19 к договору, собственными силами либо с привлечением субподрядчика, включая: выполнение строительно-монтажных работ по строительству с использованием материалов и оборудования в соответствии со статьей 9 настоящего договора; иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ; проведение испытаний в соответствии с согласованной с Заказчиком инструкцией (методикой); индивидуальное испытание и комплексное опробование; сдачу объекта в эксплуатацию совместно с Заказчиком и выполнение обязательств в течение гарантийного Срока.
Согласно пункту 7.26 Подрядчик обеспечивает сохранение земельного участка, переданного Подрядчику на период проведения работ, и обязуется проводить мероприятия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 7.33, 7.34 договора Подрядчик при выполнении работ соблюдает требования действующего законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и безопасности ведения работ; соблюдает на объекте все необходимые меры противопожарной безопасности, радиационной безопасности, в том числе при организации контроля качества сварных соединений радиографическим методом, правила техники безопасности и санитарии, правила охраны труда и охраны окружающей среды в течение всего срока выполнения работ, вплоть до сдачи объекта по акту приемочной комиссии.
Пунктом 20.1 договора предусмотрено, что Подрядчик принимает все меры для обеспечения эффективной защиты и предотвращения нанесения ущерба существующим промышленным объектам, близлежащим трубопроводам, сетям электроснабжения, связи и прочим коммуникациям, покрытиям дорог и другим сооружениям, а также предотвращения причинения вреда окружающей среде, в том числе зеленым насаждениям, водотокам, почве и прочему.
Подрядчик несет все расходы по ремонту и восстановлению
поврежденных во время выполнения работ существующих объектов, близлежащих
трубопроводов, сетей электроснабжения, связи и прочих коммуникаций, покрытий дорог
и других сооружений, а также по компенсации вреда, причиненного окружающей среде,
если этот вред нанесен в результате его действий (пункт 20.2 договора).
Пунктом 3.1.6. приложения 13 к договору предусмотрено, что Подрядчик/Исполнитель несет ответственность за нарушение и повреждение коммуникаций АО «Самотлорнефтегаз» (линии электропередач, трубопроводов, БГ, АГЗУ, устьевой арматуры, зданий, сооружений и технических устройств), явившихся следствием как прямого действия, так и некачественного выполнения работ/оказания услуг по обслуживанию, ремонту, наладке, строительству Подрядчиком/Исполнителем. В случае повреждения (выхода из строя) линий электропередач, трубопроводов, БГ, АГЗУ, устьевых арматур, зданий, сооружений, технических устройств и других коммуникаций или объектов АО «Самотлорнефтегаз», остановки работоспособности оборудования, невозможности осуществления деятельности персоналом АО «Самотлорнефтегаз» по вине Подрядчика/Исполнителя,
Кроме того, пунктом 6 разрешения № 619 на производство работ в охранной зоне действующих внутрипромысловых трубопроводов АО «Самотлорнефтегаз» предусмотрено:
– не допускать землеройной и ударной техники ближе, чем 3 м от оси внутрипромысловых трубопроводов. При необходимости проведения земляных работ в непосредственной близости от действующих коммуникаций (ближе 2м.), работы проводить вручную, с применением лопат, без резких ударов в присутствии ответственного представителя ЦЭРТ-1;
– при обнаружении коммуникаций, неуказанных в технических условиях по соблюдению охранных зон внутрипромысловых трубопроводов, работы прекратить ответственному за безопасное производство работ вызвать представителя ЦЭРТ-1.
Сторонами подписан акт допуск на соблюдение охранных зон трубопроводов, в котором указан действующий трубопровод, который был поврежден при производстве работ.
Как установлено судом, обстоятельства, произошедшей аварии, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В результате разгерметизации высоконапорного водовода КНС-1 - к. 1435 и последующим выходом жидкости на почвенный покров произошло загрязнение почвенного покрова (порча земель).
Факт загрязнения участка подтвержден результатами количественного химического анализа проб почвы (анализ проб выполнен Нижневартовским отделом филиала ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре).
В соответствии с заключением Нижневартовского отдела филиала ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре от 20.07.2020 № 351, по результатам количественного химического анализа проб почв, отобранных на участке в районе в/водовода КНС-1 - к. 1435 Самотлорского месторождения, в контрольной пробе № 915 массовые доли нефтепродуктов и хлорид-ионов превысили концентрации загрязняющих веществ в почве фоновой пробы № 916 в 12 и более 79,7 раз соответственно.
Согласно протоколу КХА № П/915/20 от 14.07.2020 по результатам количественного химического анализа почвы в контрольной пробе массовая доля нефтепродуктов составила 1420 мг/кг, хлорид-ионов - 797 мг/кг.
В силу протокола КХА № П/916/20 от 14.07.2020 по результатам количественного химического анализа почвы в фоновой пробе массовая доля нефтепродуктов составила 117 мг/кг, хлорид-ионов - П10 мг/кг.
Нефть сырая внесена в Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. В соответствии с п.6.1 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть является природным жидким токсическим продуктом.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 №5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» подтоварная вода отнесена к загрязняющим веществам.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Как указано выше, в соответствии с пунктами 3, 4, 26 Правил, лица, деятельность которых привела к деградации земель, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.
Согласно материалам дела № 03/2-212/2020, датой совершения действия, в результате которого произошла деградация земель, является 21.12.2019 (дата аварии (инцидента) на объекте АО «Самотлорнефтегаз»), следовательно, истечение срока (семь месяцев) наступило 21.07.2020.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 Правил лица, деятельность которых привела к деградации земель, утверждают проект рекультивации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов и направляют уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель в федеральные органы исполнительной власти (в том числе в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, осуществляющую государственный земельный надзор).
Проект рекультивации загрязненного земельного участка, из состава земель промышленности в границах Нижневартовского района ХМАО-Югры должен быть согласован администрацией Нижневартовского района (согласно пункту 15 Правил).
От ООО «СеверСпецСервис» в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора на дату, следующую за датой истечения семи месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель (22.07.2020) и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении, не поступило уведомления о разработке проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации нарушенных (загрязненных) земель.
Администрация Нижневартовского района письмом от 29.03.2021 № б/н также подтверждает, что проект рекультивации нарушенных (загрязненных) земель (земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:98405) в районе объекта в/водовод КНС-1 - к. 1435 Самотлорского месторождения, где заказчиком выступает ООО «СеверСпецСервис». на согласование не поступал.
Таким образом, Обществом до настоящего времени не исполнена обязанность по разработке проекта рекультивации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, установленном Правилами.
Принимая во внимание изложенное, событие административного правонарушения заключается в невыполнении обязанности по разработке проекта рекультивации земельного участка, нарушенного вследствие инцидента на опасном производственном объекте в результате которого произошла порча земель, а именно разработки проекта рекультивации указанного земельного участка в соответствии с утвержденными Правилами.
Наличие в действиях ООО «Северспецсервис» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, следует из установленных по нему фактических обстоятельств, а именно: договором, письмом от 03.02.2020 № СН-0227, претензией от 23.09.2020 № 02/2-3-1240, актом приема-передачи трассы, актом допуска № 391, разрешением № 619, актом от 21.12.2019 о повреждении трубопровода, письмом от12.20.2020 № 189.
Из представленных письменных пояснений по делу следует, что ООО «Северспецсервис» при проведении земляных работ увидели трубу, при попытке подвинуть трубы произошел порыв и повреждение патрубной вантузной задвижки Ду 50, которая находилась под землей, что привело к разгерметизации трубопровода.
Как указывает заявитель, визуально идентифицировать задвижку во время работ Обществу не представилось возможным, при этом, Подрядчик в соответствии с условиями заключенного договора перед началом производства работ должным образом не был ознакомлен с местоположением подземной вантузной задвижки на участке выполнения строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, данное обстоятельство, по мнению суда, не исключает виновность Общества во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку как указано выше, пунктом 6 разрешения № 619 на производство работ в охранной зоне действующих внутрипромысловых трубопроводов АО «Самотлорнефтегаз» предусмотрено, что при обнаружении коммуникаций, неуказанных в технических условиях по соблюдению охранных зон внутрипромысловых трубопроводов, работы должны были быть прекращены, ответственный за безопасное производство работ должен был вызвать представителя ЦЭРТ-1.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных законом правил и норм в сфере защиты земель и охраны почв.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, особой значимости объекта охраны окружающей среды (земля) суд пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд не находит оснований для назначения Обществу наказания ниже низшего предела санкции в порядке части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также для замены штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ) и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ).
Как установлено судом, в ходе административного расследования административным органом обстоятельств смягчающих административную ответственностью не установлено, в качестве обстоятельств отягчающих административную ответственностью признана: повторность совершения однородного административного правонарушения (по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей по постановлению Управления от 15.09.2020, штраф не оплачен).
Принимая во внимание, фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, оценив тяжесть совершенного правонарушения, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственностью, суд считает, что размер административного штрафа определен административным органом в размере максимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, 700 000 рублей, что, в данном случае соответствует принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности и направлено на обеспечение превентивных целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого постановления, административным органом принято законное и обоснованное решение, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, судом не усматривается.
Достаточных и надлежащих доказательств обратному в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А.