АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-14146/2018
11 октября 2018г.
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2018г.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2018г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Газпром газораспределение Ижевск» г. Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконными постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06.08.2018 № ЕС06-07/2018-29А и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.08.2018 №ЕС06-07/2018-29А, с привлечением к участию в деле третьего лица: ФИО1, г. Ижевск
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 19.05.2018,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 17.01.2018,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Ижевск» (далее АО «Газпром газораспределение Ижевск», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по УР, антимонопольный орган, ответчик) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06.08.2018 № ЕС06-07/2018-29А и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.08.2018№ ЕС06-07/2018-29А.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебное заседание не явилось. Дело на основании ст.123 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, 156 АПК РФ), неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.
Из представленных по делу доказательств, следует, что 04.10.2017 ФИО1 обратилась в адрес АО «Газпром газораспределение Ижевск» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.
01.11.2017 АО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес ФИО1 договор о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 25.10.2017 №01-23(ТП)-2017/1407 (далее договор от 25.10.2017), согласно которому АО «Газпром газораспределение Ижевск» обязуется осуществить технологическое подключение вышеуказанного объекта к сетям газораспределения, а также технические условия от 10.10.2017 №2-2404-3-ТУ/2017 (далее - технические условия от 10.10.2017).
10.11.2017 в адрес АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступил мотивированный отказ ФИО1 от подписания договора от 25.10.2017 в связи с тем, что необходимый расход газа составляет 5 куб. м. в час., а не 2,5 куб.м. в час. Договор от 25.10.2017 и технические условия не соответствуют типовым формам. Также ФИО1 просила указать в технических условиях координаты точки подключения вышеуказанного объекта к сетям газораспределения.
29.11.2017 АО «Газпром газораспределение Ижевск» в адрес ФИО1 вновь был направлен договор от 28.11.2017 №01-23(ТП)-2017/1640 о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения (далее договор от 28.11.2017), а также технические условия от 17.11.2017 №2-2344-3-ТУ/201 7 (далее технические условия от 17.11.2017).
Между тем, в технических условиях от 10.10.2017 и от 17.11.2017 отсутствовали сведения о сроке подключения, о точке подключения объекта как о месте соединения сети газораспределения с сетью газопотребления, в том числе отсутствуют координаты в точке подключения, отсутствуют сведения о газопроводе в точке подключения (о материале труб, типе защитного покрытия).
В технических условиях от 17.11.2017 было указано, что срок подключения определен договором о подключении, фактически в технических условиях от 17.11.2017 срок подключения не указан. Также в технических условиях от 17.11.2017 не указаны такие сведения как информация о газопроводе (о типе защитного покрытия), о точке подключения объекта к сетям газораспределения.
Обязательное указание данных сведений предусмотрено Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 (в редакции, действовавшей в период составления технических условий) (далее Правила подключения №1314), а также Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 №713, «Об утверждении типовой формы технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее Постановление № 713).
Кроме того, в п.1 технических условий от 10.10.2017 было указано, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполнять организации, вступившие в СРО, что противоречит Правилам подключения №1314.
При выдаче технических условий от 17.11.2017 АО «Газпром газораспределение Ижевск» исключило из текста положение, которое содержалось в п. 1 технических условий от 10.10.2017 (в части того, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполняться организациями, вступившими в СРО и имеющие свидетельство).
Однако в п. 5, п. 13 технических условий от 17.11.2017 не исключена информация, касающаяся проектной документации. Сведения о том, что данные пункты технических условий от 17.11.2017 предусмотрены только для случаев, если заявитель добровольно закажет техническую документацию, ни договор, ни технические условия не содержат. Таким образом, в технических условиях от 17.11.2017 требование о проектной документации фактически оставлено.
ФИО1, не согласившись с направленными в ее адрес договором о подключении и техническими условиями, обратилась с заявлением в Федеральную антимонопольную службу России. Ее заявление для рассмотрения было перенаправлено по территориальности в УФАС по УР.
Рассмотрев материалы дела, УФАС по УР пришло к выводу о том, что АО «Газпром газораспределение», являясь субъектом естественных монополий, необоснованно навязывает ФИО1 невыгодные условия договора и технических условий подключения сети газопотребления к сети газораспределения, в части: не указания в технических условиях сведений о сроке подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства, сведений о точке подключения; не указания в полном объеме всей информации о газопроводе в точке подключения, которая должна содержаться в технических условиях, согласно положениям законодательства (о материале труб, типе защитного покрытия); в части указания в п. 1 технических условий от 10.10.2017, о том, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполнять организации, вступившие в СРО; в части не исключения пунктов 5, 13 технических условий от 17.11.2017, касающихся проектной документации.
Установив в действиях АО «Газпром газораспределение Ижевск» событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган в отсутствии законного представителя общества, составлен протокол от 23.03.2018 № ЕС06-07/2018-29А об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» был извещен уведомлением от 01.03.2018 №ЕС01-17-6/1343.
06.08.2018 УФАС по УР в отсутствии законного представителя общества вынесено постановление №ЕС06-07/2018-29А о наложении административного штрафа в размере 600 000 руб.
06.08.2017 Удмуртским УФАС России также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому АО «Газпром газораспределение Ижевск» необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение Правил подключения № 1314: довести до сведения сотрудников АО «Газпром газораспределение Ижевск» распорядительным документом руководителя (приказом) требование о необходимости указания в технических условиях на подключение объектов к газораспределительным сетям всей информации, указанной в типовой форме технических условий, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. №713.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении АО «Газпром газораспределение Ижевск» было извещено определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 06.07.2017 ЕС06-07/2018-29А.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением и представлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления АО «Газпром газораспределение Ижевск» указало на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения. Сведения о точке подключения в выданных ФИО1 технических условиях соответствуют требованиям законодательства п. 28 и п.37 Правил подключения №1314. Постановление Правительства РФ
№1314 имеет преимущество перед постановлением Правительства РФ №713. Обязанность исполнителя (ГРО) сообщить заявителю более подробную информацию о точке подключения предусмотрена п. 86 Правил подключения №1314. Указанные сведения предоставляются после разработки проектной документации. Не указание в технических условиях в момент их подготовки информации о сроке подключения, о газопроводе в точке подключения (о материале труб, типе защитного покрытия) связано с тем, что точка подключения определяется на границе его земельного участка. В связи с отсутствием на границе земельного участка газопровода, и необходимостью выполнения этих мероприятий, исполнитель не может знать какие параметры точки подключения (диаметр, материал труб, защитное покрытие, какое исполнение сети (наземное или подземное) и др. будут на границе земельного участка. Данная информация стает известной после разработки проектной документации на эту часть газопровода. Всю подробную информацию о газопроводе и месте его расположения на границе земельного участка заявителя, исполнитель сообщает в соответствии с п. 86 Правил подключения № 1314 в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации. В пункте 6 ТУ от 17.11.2017 указана информация о газопроводе в точке подключения: 32мм, сталь, надземная, от проектируемого отключающего устройства Ду32 мм на границе земельного участка к.н. 18:08:014001:1317 с северо-восточной стороны. Указать срок подключения в днях, как предусматривает типовая форма технических условий, общество не может, поскольку не знает дату заключения (подписания обеими сторонами) договора. Содержащееся в п. 1 технических условий от 10.10.2017 условие о том, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства могут проводить только организации, вступившие в СРО, было исключено ГРО при выдаче новых ТУ от 17.11.2017. Типовая форма ТУ не соответствует Правилам подключения №1314, поскольку данный пункт не содержит обязательного требования указывать в технических условиях информацию о типе защитного покрытия в точке подключения. Факт навязывания ФИО1 невыгодных положений ТУ УФАС по УР не доказан. Сам по себе факт несогласия
заявителя (потребителя) с техническими условиями, не может
свидетельствовать о навязывании невыгодных условий. Указание в п. 5 и п.13 ТУ от 17.11.2017 информации о проектной документации не свидетельствует о безоговорочном возложении обязанности на заявителя выполнить их. Практика по судебному делу №А71-12714/2017, на которую ссылается ответчик в отзыве, не может быть принята во внимание, поскольку не носит преюдициальный характер.
Также АО «Газпром газораспределение Ижевск» указало на отсутствие признаков повторности совершения административного правонарушения и на неправомерную квалификацию административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Постановление по делу № ЕС06-07/2016-207А вынесено 20.02.2017, вступило взаконную силу 13.03.2017, штраф оплачен штраф 09.03.2017, годичный срок истек 08.03.2018. Постановление по делу № АА06-07/2016-119А вынесено 14.12.2016, вступило в законную силу 02.05.2017, штраф оплачен 19.05.2017, годичный срок истек 18.05.2018. Протокол по настоящему делу ЕС06-07/2018-29А составлен 23.03.2018, постановление о наложении штрафа вынесено 06.08.2018. На момент вынесения постановления по делу ЕС06-07/2018-29А истекли годичные сроки, в течение которых АО «Газпром газораспределение Ижевск» считается подвергнутым административному наказанию.
Заявитель просит признать административное правонарушение малозначительным, ссылаясь на то, что ранее общество не привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, и на недоказанность антимонопольным органом в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
УФАС по УР возражая против заявленного требования указало, что оснований для признания незаконными и отмене постановления и представления не имеется. Выданные ФИО1 технические условия от 10.10.2017, от 17.11.2017 не содержат сведения о точке подключения как о месте соединения сети газораспределения с сетью газопотребления, не содержат сведения о сроке подключения, как предусматривает типовая форма технических условий. Квалификация правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ является правомерной. На момент совершения административного правонарушения (10.10.2017, 17.11.2017), не истекли сроки, составляющие один год, со дня оплаты штрафов по административным делам №АА06-07/2016-119А, №ЕС06-07/2016-207А. Допущенные обществом нарушения не могут быть рассмотрены как малозначительные, так как данные нарушения противоречат положениям действующего законодательства, ущемляют интересы ФИО1 как заявителя, имеющего право на получение технических условий на подключение. Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в минимальном размере.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективной стороной правонарушения является нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
На основании ст. 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии (понятие) определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу ч.5 ст.5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в ст.4 Закона №147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Правила подключения № 1314).
Под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; под заявителем - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; под «исполнителем» понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (п.2 Правил № 1314, в редакции, действующей до 09.02.2018).
Согласно пункту 3 Правил подключения №1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 Правил подключения №1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Данными пунктами установлены требования к содержанию запроса о предоставлении технических условий, требования к перечню приложенных документов.
Согласно пункту 13 Правил подключения №1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил подключения № 1314 в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году (п.14 Правил подключения № 1314).
В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации (пункт 15 Правил подключения №1314).
Таким образом, из положений Правил подключения №1314 следует, что запрос на выдачу технических условий подается заявителем с целью определения технической возможности подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
В случае поступления запроса о предоставлении технических условий в Правилах подключения №1314 предусмотрено три варианта действий: выдача технических условий, мотивированный отказ в выдаче технических условий, возвращение запроса без рассмотрения.
В соответствии с п. 37 Правил подключения №1314 (в редакции, действовавшей в период подготовки технических условий от 10.10.2017, от 17.11.2017), технические условия, направляемые заявителю исполнителем в течение 22 рабочих дней со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) должны содержать в себе необходимую информацию, в том числе, а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; в) о диаметре и материале труб; г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа; д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети
газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.
В соответствии с п. 2 Правил подключения №1314 (в редакции, действовавшей в период подготовки технических условий от 10.10.2017, от 17.11.2017), «точка подключения» - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства.
В соответствии с письмом ФАС России от 09.06.2017 №ЦА/38980/17, технические условия должны содержать, в том числе, данные о точке подключения к действующему газопроводу газораспределительной сети с указанием координат ее местоположения.
В соответствии с пп. «в» п. 3 Правил подключения №1314, одним из этапов процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 №713 (далее Постановление №713) утверждена типовая форма технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (дата начала действия постановления №713 - 29.06.2017).
Согласно типовой форме технических условий, в технических условиях должны содержаться: наименование газораспределительной организации (исполнителя, выдавшей технические условия), полное наименование заявителя, наименование объекта капитального строительства, его адрес, максимальная нагрузка, давление в точке подключения, информация о газопроводе в точке подключения (диаметр, материал труб, тип защитного покрытия), срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, основные инженерно-технические и общие требования к проектной документации, другие условия подключения, включая точку подключения, срок действия технических условий.
Кроме того, п.3 Правил подключения №1314 предусмотрено, что заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения должно осуществляться в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением №713.
При этом, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами (п.62 Правил № 1314).
Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами (п.72 Правил №1314).
Договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении (п.81 Правил № 1314).
В силу подп. «з» п. 83 Правил №1314 договор о подключении содержит следующие существенные условия, в т.ч. технические условия, включающие, в том числе информацию, указанную в пункте 37 настоящих Правил.
Согласно п.97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; г) проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий; д) осуществление исполнителем фактического присоединения.
Согласно п. 98 Правил № 1314 исполнитель обязан, в т.ч. осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения (подпункт а); проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (подпункт б); осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя (подпункт в).
Пункт 104 Правил подключения №1314 запрещает навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
В соответствии с п. 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624, Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не включает в себя виды работ в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).
Действующим законодательством не предусмотрено, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства могут проводить только организации, вступившие в СРО.
Как следует из материалов дела, АО «Газпром газораспределение Ижевск» оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (на территории г.Ижевска), следовательно, осуществляет деятельность в сфере естественной монополии, а также составляющие их услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
04.10.2017 ФИО1 обратилась в адрес АО «Газпром газораспределение Ижевск» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.
01.11.2017 АО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес ФИО1 договор о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 25.10.2017 №01-23(ТП)-2017/1407 (далее договор от 25.10.2017), согласно которому АО «Газпром газораспределение Ижевск» обязуется осуществить технологическое подключение вышеуказанного объекта к сетям газораспределения, а также технические условия от 10.10.2017 №2-2404-3-ТУ/2017 (далее - технические условия от 10.10.2017).
10.11.2017 в адрес АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступил мотивированный отказ ФИО1 от подписания договора от 25.10.2017 в связи с тем, что необходимый расход газа составляет 5 куб. м. в час., а не 2,5 куб.м. в час.; договор от 25.10.2017 и технические условия не соответствуют типовым формам; ФИО1 просила указать в технических условиях координаты точки подключения.
29.11.2017 в адрес ФИО1 вновь был направлен договор от 28.11.2017 №01-23(ТП)-2017/1640 о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения (далее - договор от 28.11.2017), а также технические условия от 17.11.2017 №2-2344-3-ТУ/201 7 (далее - технические условия от 17.11.2017).
Между тем, в технических условиях от 10.10.2017 и от 17.11.2017 отсутствовали сведения о сроке подключения, о точке подключения объекта как о месте соединения сети газораспределения с сетью газопотребления, в том числе отсутствуют координаты в точке подключения, отсутствуют сведения о газопроводе в точке подключения (о материале труб, типе защитного покрытия).
В технических условиях от 17.11.2017 было указано, что срок подключения определен договором о подключении, фактически в технических условиях от 17.11.2017 срок подключения не указан. Также в технических условиях от 17.11.2017 не указаны такие сведения как информация о газопроводе (о типе защитного покрытия), о точке подключения объекта к сетям газораспределения.
Не указание данных сведений является нарушением Правил подключения №1314, а также Постановления Правительства РФ от 15.06.2017 №713, «Об утверждении типовой формы технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Также, в п.1 технических условий от 10.10.2017 указано, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполнять организации, вступившие в СРО.
В то время, как действующим законодательством не предусмотрено, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства могут проводить только организации, вступившие в СРО. Следовательно, п. 1 технических условий от 10.10.2017 противоречит положениям Правил подключения №1314.
При выдаче технических условий от 17.11.2017 АО «Газпром газораспределение Ижевск» исключило из текста положение, которое содержалось в п. 1 технических условий от 10.10.2017 (в части того, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполняться организациями, вступившими в СРО и имеющие свидетельство).
Однако в п. 5, п. 13 технических условий от 17.11.2017 не исключена информация, касающаяся проектной документации. Сведения о том, что данные пункты технических условий от 17.11.2017 предусмотрены только для случаев, если заявитель добровольно закажет техническую документацию, ни договор, ни технические условия не содержат. Таким образом, в технических условиях от 17.11.2017 требование о проектной документации фактически оставлено.
Факт нарушения АО «Газпром газораспределение Ижевск» Правил подключения №1314, Постановления № 713, выразившийся в не указании в технических условиях сведений о сроке подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства, сведений о точке подключения; не указания в полном объеме всей информации о газопроводе в точке подключения, которая должна содержаться в технических условиях, согласно положениям законодательства (о материале труб, типе защитного покрытия); в указании в п. 1 технических условий от 10.10.2017, о том, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполнять организации, вступившие в саморегулируемую организацию (СРО); а также в не исключения пунктов 5, 13 технических условий от 17.11.2017, касающихся проектной документации, установлен судом, подтвержден представленными в дело доказательствами и заявителем по существу не оспаривается.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
В соответствии с ч.2 ст.9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
Повторным совершением административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 и ст. 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ранее АО «Газпром газораспределение Ижевск» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ на основании постановлений УФАС по УР от 20.02.2017 по делу об административном правонарушении № ЕС06-07/2016-207А, от 20.02.2017 №АА06-07/2016-119А.
При этом, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.03.2017 по делу №А71-17437/2016, вступившим в законную силу 02.05.2017 постановление УФАС по УР от 20.02.2017 №АА06-07/2016-119А признано законным и обоснованным.
В связи с чем, на момент совершения административного правонарушения (на даты составления технических условий от 10.10.2017, 17.11.2017) АО «Газпром газораспределение Ижевск» считалось привлеченным к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Ижевск» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Довод заявителя в указанной части, судом отклоняются как несоответствующие представленным в материалы дела доказательствам, и противоречащие толкованию действующего законодательства.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина заявителя выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что общество при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предприняло все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о его вине.
С учетом изложенного, суд считает, что в действиях АО «Газпром газораспределение Ижевск» содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ, следовательно, привлечение АО «Газпром газораспределение Ижевск» к административной ответственности по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ является правомерным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ. Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения в минимальном размере, является справедливой и обоснованной.
При назначении административного штрафа в минимальном размере санкции ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, антимонопольным органом было учтен характер совершенного нарушения, обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица (согласно годовому отчету АО «Газпром газораспределение Ижевск», размещенному на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Ижевск», доходы за 2017 г. составили 1 667 618 370 руб., прибыль от продаж в 2017 г. составила 295 570 680 руб., чистая прибыль за 2017 г. составила 244 361 280 руб.),
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления антимонопольного органа не имеется.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ЕС06-07/2018-29А от 06.08.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В абзаце 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 гл. 25 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал обществу представление принять меры по устранению выявленных нарушений.
Оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки и отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении от 06.08.2018 № ЕС06-07/2018-29А, содержит информацию о наличии в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Выбор способа устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является правом заявителя и не свидетельствует о неисполнимости представления.
С учетом изложенного, суд считает, что антимонопольный орган, вынося оспариваемое представление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям, является законным и обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, подлежат отклонению на основании следующего.
Довод о том, сведения о точке подключения в выданных ФИО1 технических условиях соответствуют требованиям законодательства, является несостоятельным, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Технические условия от 10.10.2017, от 17.11.2017 не содержат сведения о точке подключения как о месте соединения сети газораспределения с сетью газопотребления, что является нарушением выдача технических условий.
В соответствии с письмом ФАС России от 09.06.2017 №ЦА/38980/17, технические условия должны содержать, в том числе, данные о точке подключения к действующему газопроводу газораспределительной сети О указанием координат ее местоположения.
Кроме этого, в технических условиях от 10.10.2017 указывается, что должна содержаться следующая информация: «Диаметр, материал трубы, вид прокладки, координаты в точке подключения».
Более того, как следует из пояснений заявителя и заявления, общество фактически признает, что в технических условиях не указаны срок
подключения, газопровод в точке подключения (материал труб, тип защитного покрытия), как предусматривает типовая форма технических условий, т.е. общество не оспаривает тот факт, что технические условия,
выданные ФИО1, не соответствуют утвержденной Правительством РФ типовой форме технических условий.
Довод заявителя о том, что несогласие ФИО1 с техническими условиями не может квалифицироваться как навязывание, судом не принимается, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 №16008/10, само по себе направление потребителю документа, содержащего незаконные условия, следует считать навязыванием, что в силу п. 104 Правил №1314 запрещается.
Также отклоняется судом довод заявителя о том, что постановление Правительства РФ №1314 имеют преимущество перед постановлением Правительства РФ №713, поскольку указанные постановления оба являются действующими. Постановление Правительства РФ №713 в настоящее время является действующим нормативным правовым актом, принято позже постановления Правительства РФ №1314, следовательно, оснований считать, что положения постановления №713 являются необязательными для применения, не имеется. Напротив, в пп. «в» п. 3 Правил подключения №1314 прямо указывается, что технические условия должны выдаваться согласно типовой форме, утв. Постановлением №713 (данная норма является императивной).
Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 06.08.2018 №ЕС06-07/2018-29А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.08.2018 №ЕС06-07/2018-29А, вынесенного в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Ижевск» г. Ижевск отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина