426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 25 августа 2021 года | Дело № А71- 15957/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2021 года
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи
В.Н. Якушева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Парус» г.Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Главного управления по надзору Удмуртской Республики г.Ижевск от 30.11.2020 №14658/1 об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> из перечня многоквартирных домов и об обязании в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в реестр лицензий Удмуртской Республики на управление многоквартирными домами, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Товарищество собственников недвижимости «Эко Лайф» <...>. Муниципальное унитарное предприятие г.Ижевска «Ижводоканал»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом, в т.ч. публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики;
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 11.01.2021;
от третьих лиц: 1. ФИО2 председателя правления товарищества (паспорт), 2. не явился, уведомлен надлежащим образом, в т.ч. публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Парус» (далее – ООО «УК «Парус», Заявитель) обратилось в суд с заявлением к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики г. Ижевск (далее – Управление по надзору УР, Ответчик) о признании незаконным решения от 30.11.2020 №14658/1 об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск,
ул. В.Сивкова, 275 из перечня многоквартирных домов и об обязании в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в реестр лицензий Удмуртской Республики на управление многоквартирными домами.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.12.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников недвижимости «Эко Лайф» г.Ижевск (далее – ТСН «Эко Лайф»).
Протокольным определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.01.2021 удовлетворено ходатайство Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал» (далее – МУП г. Ижевска «Водоканал» о вступлении в дело в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2021 судебное заседание отложено на 13.04.2021.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Октябрьского районного суда г.Ижевска по делу № 2-4681/2020.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 г. определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2021 о приостановлении производства по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
15.12.2020 ответчик представил отзыв на заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
От заявителя поступило возражение на отзыв ответчика от 15.12.2020.
15.02.2021 ответчик представил дополнение к отзыву на заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
От ТСН «Эко Лайф» поступило пояснение по делу.
Заявитель и МУП г. Ижевска «Водоканал», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено на основании статей 123, 156, 200 АПК РФ в отсутствие Заявителя и МУП г. Ижевска «Водоканал», неявка которых не является препятствием для его рассмотрения.
Как следует из материалов дела, 19.10.2020 года в адрес Управления по надзору УР поступило заявление ТСН «Эко Лайф» о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении МКД № 275 по ул. ФИО3 г. Ижевска.
20.10.2020 года органом государственного жилищного надзора принято решение о приостановлении рассмотрения указанного заявления ТСН «Эко Лайф» в связи с проведением проверки правомерности принятия решений о выборе вновь способа управления управление управляющей организацией ООО «УК «Парус» (ИНН <***>), наличием в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом.
В рамках приостановления данного заявления в адрес ООО «УК Парус» был направлен запрос на предоставление необходимых сведений.
02.11.2020 окончено проведение проверки об установлении факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в МКД № 275 по ул. ФИО3 г. Ижевска, оформленного протоколом № 3 от 18.09.2020 г., в соответствии с которым собственниками приняты решения о ликвидации ТСН «Эко Лайф», выборе способа управления управляющей организацией ООО УК Парус ИНН <***>, заключении договора управления многоквартирным домом в новой предложенной редакции, ликвидации юридического лица ТСН «Эко Лайф».
Проверкой установлено, что в собрании приняли участие собственники помещений МКД № 275 по ул. ФИО3 г. Ижевска, обладающие – 5951,07 кв.м. голосов, что от общего числа голосов собственников жилых и нежилых помещений составило 47,88%.
09.11.2020 года Октябрьским районным судом принято решение об обеспечении иска по делу №2-4681/2020 - приостановить исполнение решения общего собрания собственников помещений МКД № 275 по ул. ФИО3 г. Ижевска, оформленного протоколом № 3 от 18.09.2020 г., в части ликвидации юридического лица ТСН «Эко Лайф» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
24.11.2020 года в Управление по надзору УР поступил протокол общего собрания собственников помещений в МКД) № 2 от 21.11.2020 г., в соответствии с которым собственниками приняты решения об утверждении выбора способа управления товариществом собственников недвижимости, отмене ликвидации ТСН «Эко Лайф» (по результатам внеплановой документарной проверки (актом проверки №03/1-15/146 от 14.12.2020 г. установлено, что решения на данном собрании приняты при наличии кворума общего собрания (72,03%)).
30.11.2020 года в Управление по надзору УР поступил ответ на запрос от ООО «УК «Парус» (ИНН <***>), которым сообщено, что уведомления о выборе способа управления ТСН «Эко Лайф», о прекращении управления многоквартирным домом в адрес лицензиата не поступали, техническая документация не передавалась.
30.11.2020 года рассмотрев все документы, представленные в период приостановления рассмотрения заявления ТСН «Эко Лайф» от 19.10.2020 года о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении МКД № 275 по ул. ФИО3 г. Ижевска, поданного на основании протокола общего собрания собственников в указанном МКД №1 от 30.03.2020 г., органом государственного жилищного надзора принято решение №14658/1 от 30.11.2020 года об исключении МКД, расположенного по адресу: УР, <...>, из перечня МКД, управление которыми осуществляет лицензиат – ООО «УК «Парус» (ИНН <***>) – 01.12.2020 г.
Несогласие Заявителя с решением об исключении МКД, расположенного по адресу: УР, <...>, из перечня МКД, управление которыми осуществляет ООО «УК «Парус» послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В качестве основания заявленных требований заявитель указал, что 29.10.2020 заявление ТСН «Эко Лайф» исх. 15 от 19.10.2020 руководителем ТСН «Эко Лайф» отозвано. В период с 28.10.2020 по 01.12.2020 руководителем ТСН «Эко Лайф» являлся ФИО4, который 24.11.2020 в Управление по надзору УР с заявлением не обращался, протокол не предоставлял. Обращение было подписано ФИО2, который на тот момент не являлся руководителем юридического лица, и не обладал полномочиями на предоставления документов от имени ТСН «Эко Лайф». ТСН «Эко Лайф» в составе документов, направленных в адрес жилищной инспекции с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, был представлен протокол № 1 от 30.03.2020, который не содержит подписи секретаря и председателя собрания, отсутствуют подписи инициаторов собрания, относящихся в силу п. 4 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, которые содержатся в приложении
№ 1 к Приказу Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр, ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ к обязательным реквизитам протокола общего собрания. Сам протокол не является протоколом общего собрания собственников, так как не содержит обязательных реквизитов, а именно отсутствует наименование протокола, отсутствует период проведения собрания, подписи па первой странице протокола. Со стороны инспекции налицо наличие «двойных стандартов», и возникнет вопрос о заинтересованности и противоправности действий сотрудников. Полномочиями по проверке подлинности подписей собственников, а также по проведению их сравнительного анализа с другими образцами, Инспекция не наделена. Инспекция не наделена полномочиями по единоличному принятию решения о признании решений, принятых на общем собрании собственников, ничтожными. Главным управлением решение о внесении изменений в реестр принято безосновательно. Действиями Ответчика нарушаются права истца в предпринимательской деятельности.
Ответчик, возражая против заявленных требований, в отзыве указал, что в настоящее время, как и на момент принятия оспариваемого решения, протокол общего собрания собственников помещений в МКД №1 от 30.03.2020 года недействительным не признан. Отсутствие некоторых реквизитов протокола общего собраний собственников помещений в многоквартирных домах является признаками оспоримости, однако не отменяет его юридическую силу и не влечет его ничтожности. Кроме того, при рассмотрении заявления ТСН «Эко Лайф» о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении указанного многоквартирного дома от 30.07.2020 года, в ответ на запрос Управления по надзору УР по данному факту ТСН «Эко Лайф» были даны пояснения. Согласно этих пояснений, данные реквизиты содержит протокол очной части общего собрания собственников помещений в МКД, составление протоколов очной и заочной части собраний Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр отдельно либо совместно не регламентировано. Правовые позиции, изложенные в решениях арбитражных судов, перечисленных в заявлении, не могут быть применены при рассмотрении данного заявления, так как фактические обстоятельства в указанных судебных решениях отличаются от обстоятельств рассматриваемого дела. При проведении проверки Жилищной инспекцией Управления по надзору УР не учитывались только голоса лиц, явившихся лично, с документами, подтверждающими личность гражданина РФ и право собственности на помещение в МКД. При осуществления деятельности органа государственного жилищного надзора необходимо оценивать соответствующее решение общего собрания собственников МКД на предмет его ничтожности и решать вопрос о его неприменении, поскольку оно не порождает никаких прав и обязанностей, связанных с его принятием, не имеет юридической силы. Орган государственного жилищного надзора при рассмотрении обращений председателя правления «ТСН «Эко Лайф» ФИО2 и ликвидатора «ТСН «Эко Лайф» ФИО4 принял во внимание результаты проверки протокола № 3 от 18.09.2020 г., определение Октябрьского районного суда от 09.11.2020 года, и протокол № 2 от 21.11.2020 г., и пришел к выводу, что основания для отказа от рассмотрения документов, поступивших от ТСН «Эко Лайф» после 18.09.2020 г. отсутствовали. Действия Управления по надзору УР, основанные на соблюдении норм действующего законодательства, не нарушили прав и законных интересов ООО «УК «Парус», поскольку решения и действия Управления по надзору УР соответствуют закону и иным нормативным правовым актам, не нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности заявителя и не создают препятствий ее осуществлению.
ТСН «Эко Лайф» представило пояснения по делу, согласно которым ТСН «Эко Лайф» зарегистрировано как юридическое лицо на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. ООО «УК «Парус» всячески препятствовало деятельности ТСН «Эко Лайф» - ограничивало доступ собственников помещений к общему имуществу, не передавало техническую документацию. Решением общего собрания собственников оформленным Протоколом № 2 от 21.11.2020 года ликвидация ТСН «Эко Лайф» была отменена, выбор способа управления МКД товариществом собственников недвижимости подтвержден. Специалистами Ответчика даны заключения после проведения всесторонней проверки решений общего собрания собственников, оформленных как Протоколом № 3 от 18.09.2020 года, так и Протоколом № 2 от 21.11.2020 года. Нарушений норм законодательства в решении Управление по надзору УР от 30.11.2020 года № 14658/1 об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
<...> из перечня многоквартирных домов – не усматривается.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных положений статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части. 2 статьи 44 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в то числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 4 статьи 195 ЖК РФ сведения, содержащиеся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр).
В соответствии с пунктом 1 Порядка № 938/пр Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего, в частности, следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно пункту 3 Порядка № 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в том числе следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Пунктом 4 Порядка № 938/пр установлено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6).
Как установлено пунктом 7 Порядка № 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Пунктом 15 Порядка № 938/пр установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней (пункт 16 Порядка № 938/пр).
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка № 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Суд полагает, что Управление действовало в рамках предусмотренной ЖК РФ и Порядком №938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий; принятое 30.11.2020 решение № 14658/1 об исключении многоквартирного дому, расположенного по адресу: <...>, из перечня многоквартирных домов, из перечня домов, управление которыми осуществляет лицензиат – ООО «УК «Парус», соответствуют Порядку №938/пр.
Довод Заявителя о том, что заявление ТСН «Эко Лайф» исх. 15 от 19.10.2020 руководителем ТСН «Эко Лайф» отозвано, судом отклоняется.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Согласно ч. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В силу пункта 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В пункте 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 25) разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
Главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.
Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Поскольку основания ничтожности решений собраний собственников МКД в ЖК РФ не урегулированы, то применению к таким правоотношениям подлежат общие положения, установленные гражданским законодательством в данной сфере, в частности, положения статьи 181.5 ГК РФ.
В статье 181.5 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
При этом из разъяснений, содержащихся в пункте 106 Постановления № 25, следует, что согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.
Исходя из смысла и содержания изложенных норм гражданского и жилищного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников МКД, поскольку ничтожность такого решения может быть установлена независимо от признания его таковым судом.
В связи с чем, полагаем, что при осуществления деятельности органа государственного жилищного надзора необходимо оценивать соответствующее решение общего собрания собственников МКД на предмет его ничтожности и решать вопрос о его неприменении, поскольку оно не порождает никаких прав и обязанностей, связанных с его принятием, не имеет юридической силы.
Председатель правления «ТСН «Эко лайф» ФИО2 был избран председателем в соответствии с протоколом № 1 от 30.03.2020 г., сведений о выборе иного председателя правления у органа государственного жилищного надзора не имеется.
При этом, ликвидатор, как орган юридического лица осуществляет полномочия лишь в период ликвидации юридического лица.
С учетом вышеизложенного, орган государственного жилищного надзора при рассмотрении обращений председателя правления «ТСН «Эко лайф» ФИО2 и ликвидатора «ТСН «Эко лайф» ФИО4 принял во внимание результаты проверки протокола № 3 от 18.09.2020 г., определение Октябрьского районного суда от 09.11.2020 года, и протокол № 2 от 21.11.2020 г., и пришел к обоснованному выводу, что при указанных обстоятельствах, основания для отказа от рассмотрения документов, поступивших от ТСН «Эко Лайф» после 18.09.2020 г. отсутствовали.
Довод Заявителя о том, что протокол № 1 от 30.03.2020 не является протоколом общего собрания собственников, так как не содержит обязательных реквизитов, также подлежит отклонению.
Исходя из норм ст. 181.4 и ст. 181.4 ГК РФ, перечисленные в заявлении нарушения относятся к признакам оспоримости решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В отсутствие вступившего в законную силу решения суда, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные с нарушением требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, не являются недействительными.
В настоящее время, как и на момент принятия оспариваемого решения, протокол общего собрания собственников помещений в МКД №1 от 30.03.2020 года недействительным не признан.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Указанные требования определены Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", которым также признан утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 937/пр.
Отсутствие некоторых реквизитов протокола общего собраний собственников помещений в многоквартирных домах является признаками оспоримости, однако не отменяет его юридическую силу и не влечет его ничтожности.
Кроме того, при рассмотрении заявления ТСН «Эко Лайф» о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении указанного многоквартирного дома от 30.07.2020 года, в ответ на запрос Управления по надзору УР по данному факту ТСН «Эко лайф» были даны пояснения.
Согласно этих пояснений, данные реквизиты содержит протокол очной части общего собрания собственников помещений в МКД, составление протоколов очной и заочной части собраний Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр отдельно либо совместно не регламентировано.
С учетом принятия собственниками помещений в МКД более поздних по времени, имелись основания для принятия решения об исключении МКД, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск,
ул. В. Сивкова, 275, из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат – ООО «УК «Парус».
На основании вышеизложенного, ввиду того, что оспариваемое решение Управления об исключении из перечняМКД, управление которыми осуществляет Заявитель,соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Парус», г. Ижевск о признании незаконным решения Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики г.Ижевскот 30.11.2020 № 14658/1 о внесении изменений в реестр лицензий отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья В.Н. Якушев