ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-7513/2012 от 17.09.2012 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

17 сентября 2012 года Дело № А71-7513/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2012 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В.Лиуконен, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Н.Н.Ярынченко, рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Сарапул

к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление федерального казначейства по Удмуртской Республике, г.Ижевск

2. Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г.Ижевск

третьи лица - 1. Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск,

2. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, г. Ижевск,

3. Открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс», г .Ижевск

о взыскании 1 582 270 руб. убытков

при участии представителей:

от истца – ФИО2 – представитель (доверенность от 01.12.2011 приобщена к материалам дела);

от ответчиков – 1. ФИО3 – представитель (доверенность от 11.10.2011 приобщена к материалам дела);

2. ФИО4 – представитель (доверенность № 17 от 27.02.2012, приобщена к материалам дела);

от третьих лиц: 1. ФИО5 – представитель (доверенность № 25 от 24.05.2011 приобщена к материалам дела);

2. не явился (уведомлен, заявление в порядке ст. 156 АПК РФ); 3. не явился (уведомлен);

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, третьи лица Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Министерство социальной защиты Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики о взыскании 1 579 845 руб. убытков за 2011 год в результате невозмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов». В качестве правового основания исковых требований истец сослался на положения ст. 15, ч. 5 ст. 790, ст. 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд, в соответствии со ст.ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство истца и привлек к участию в деле в качестве второго ответчика – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства, судом в соответствии со ст.ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом заявлено ходатайство об увеличении исковых требований до 1 582 270 руб., в том числе о взыскании с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики 601 840 руб. убытков, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 980 430 руб. убытков.

Указанное ходатайство заявлено истцом в рамках прав, предоставленных ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, в связи с чем, суд счел его подлежащим удовлетворению в порядке ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, далее суд рассматривает исковые требования истца с учетом их уточнения о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 980 430 руб. убытков, с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики 601 840 руб., понесенных в связи в связи с предоставлением льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда в 2011 году.

Третьи лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства, открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» в судебное заседание не явились.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики направило в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Судебное заседание в соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ проведено в отсутствие указанных третьих лиц.

Представитель истца исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске и ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Представитель первого ответчика в лице Министерства финансов Российской Федерации исковые требования оспорил по основаниям указанным в отзыве на иск (л.д.94), поддержал позицию остальных участников процесса.

Представитель второго ответчика исковые требования оспорил по основаниям, указанным в отзыве на иск (л.д.109), согласно которому в целях социальной защиты отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 170).

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 170 в редакции с изменениями, внесенными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2010 № 425, распространяющимися на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, Минсоцзащиты УР: заключает с перевозчиками договоры об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики; осуществляет финансирование данных мер социальной поддержки в соответствии с распределением сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 170 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики: утверждает порядок распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками; ежемесячно в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Минсоцзащиты УР распределение сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками по форме согласно приложению к Постановлению № 170.

Согласно Закону Удмуртской Республики от 24.12.2010 № 62-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на указанные цели Министерству социальной защиты населения как главному распорядителю бюджетных средств в сфере социальной защиты населения было предусмотрено 236 057,5 тыс. руб. Указанные средства израсходованы в полном объеме и по целевому назначению согласно положениям действующего порядка  распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками.

По мнению ответчика, Удмуртская Республика в лице соответствующих органов в полном объеме выполнила свои обязательства перед Истцом.

 Третье лицо - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики представило пояснения по иску (л.д.56-58), согласно в целях социальной защиты отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 170).

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 170 в редакции с изменениями, внесенными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2010 № 425, распространяющимися на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, Минсоцзащиты УР: заключает с перевозчиками договоры об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики; осуществляет финансирование данных мер социальной поддержки в соответствии с распределением сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным |категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 170 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики: утверждает порядок распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками; ежемесячно в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Минсоцзащиты УР распределение сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками по форме согласно приложению к Постановлению № 170.

10 февраля 2011 года  между Минсоцзащиты УР и ИП ФИО1 был заключен договор № 71  об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан. Согласно пункту 3.2.1 указанного договора Минсоцзащиты УР возмещает Транспортной организации (ИП ФИО1) расходы, связанные с   обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с распределением сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, утвержденным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.

Согласно пункту 4.4. договора от 10.02.2011 № 71 Минсоцзащиты УР производит перечисление расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта отдельным категориям граждан Транспортной организации в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, при наличии подписанного акта сверки между Минсоцзащиты УР и Транспортной организацией и распределения за отчетный период, представленного Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Всего в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Минсоцзащиты УР были перечислены Транспортной, организации (ИП ФИО1) по договору от 10.02.2011 № 71 денежные средстве в размере 1 150 365 руб. 00 коп.

По мнению Министерства социальной защиты населения УР Министерство в 2011 году выполнило свои обязательства в полном объеме, перечислив Транспортной организации (ИП ФИО1) выделенные из бюджета Удмуртской Республики денежные средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в соответствии с распределением, утвержденным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Кроме того, представитель Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики представил дополнительные относительно оспариваемых истцом платежных поручений № 1876 от 22.11.2011 на суму 94 724 руб., № 2325 от 10.12.2011 на сумму 85 861 руб., пояснив, что в платежных поручениях, представленных истцом и в платежных поручения Минсоцзащиты УР, совпадают и номер платежного поручения, и дата, и сумма, и код бюджетной классификации. Не совпадает только назначение платежа, которое заполняется специалистом отела бухгалтерского учета и отчетности вручную.

Законом Удмуртской Республики от 28.12.2011 № 80-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждена ведомственная структура расходов бюджета Удмуртской Республики на 2012 год, в соответствии с которой на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта (автомобильный и электротранспорт (социальные проездные билеты) установлены:

- код главы 848;

- раздел (подраздел) 1003

- целевая статья 5053702.

На обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта (междугородний автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения (талоны)  установлены:

- код главы 848;

- раздел (подраздел) 1003;

- целевая статья 5053705.

Целевая статья расходов (5053702) одинакова как в платежных поручениях представленных истцом, так и в платежных поручениях Минсоцзащиты УР. Следовательно, списание денежных средств прошло по целевой статье, определенной законом Удмуртской Республики.

В расчете с контрагентами, подписанным начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности прослеживаются какие суммы и по каким договорам были перечислены Транспортной организации (ИП ФИО1).

30 августа 2012 года Минсоцзащиты УР были подготовлены акты сверок взаимных расчетов по договорам № 71 от 10.02.2011 и № 104 от 01.03.2011. 03 сентября 2012 года данные акты сверок были вручены Транспортной организации (ИП ФИО1) лично, под роспись. До настоящего времени подписанные акты сверок взаимных расчетов в Минсоцзащиты УР не поступили.

Специалистом отдела бухгалтерского учета и отчетности допущена механическая ошибка,  в результате чего вместо договора № 71 от 10.02.2011 (социальные проездные билеты) был неправильно указан договор № 104 от 01.03.2011 (талоны).

Всего в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Минсоцзащиты УР были перечислены Транспортной организации (ИП ФИО1) по договору от 10.02.2011 № 71 денежные средства в размере 1 150 365 руб. 00 коп.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики представило письменные пояснения, в которых указала, что в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 29 декабря 2010 года № 287 «Об Утверждении порядка распределения сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими транспортные услуги по перевозке населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования», распределение сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг между перевозчиками осуществляется ежемесячно по количеству реализованных социальных проездных билетов на основании отчетности, представленной в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

При реализации социальных проездных билетов перевозчиками самостоятельно, отчетностью являются акты сверки, заверенные территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики.

При реализации социальных проездных билетов через организации почтовой связи отчетностью является сводный отчет УФПС УР - филиала ФГУП "Почта России".

Отчетность в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики перевозчики и УФПС УР - филиал ФГУП "Почта России" представляют ежемесячно в срок до 8 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Если перевозчик, предоставляющий право проезда по социальным проездным билетам в городском округе или муниципальном районе в Удмуртской Республике, является единственным, то количество социальных проездных билетов, подлежащее распределению, соответствует количеству, указанному в представленном акте сверки.

В случае если в одном городском округе или муниципальном районе в Удмуртской Республике право проезда по социальным проездным билетам предоставляют несколько перевозчиков, распределение количества социальных проездных билетов между данными перевозчиками осуществляется по выполненной транспортной работе, с учетом доли каждого перевозчика в общем объеме транспортной работы.   При оказании транспортных услуг через автовокзалы или автостанции (пригородное сообщение) сводный акт выполненной транспортной работы - дополнительно согласовывается с представителями ОАО «Автовокзалы Удмуртии».

В связи с вышеуказанным, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики выполнило все обязательства,   касающиеся распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на   получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики по ИП ФИО1 за 2011 год.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав мнения представителей сторон, арбитражный суд,

установил:

Предметом спора являются убытки в виде выпадающих доходов истца, в связи с осуществлением услуг по перевозке льготных категорий граждан в 2011 году на территории Удмуртской Республики.

В целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики принято Постановление от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 170).

В соответствии с п. 5 Постановления правительства Удмуртской Республики от 29.12.2005 № 186 Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики осуществляет возмещение выпадающих доходов предприятиям пассажирского автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов: гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Российской Федерации, - за счет средств, полученных из федерального бюджета на указанные цели; гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Удмуртской Республики, - в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 № 183-р «О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов», утверждено Положение о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (далее – Положение).

В соответствии с п. 8 Положения Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании договоров, заключенных с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производит возмещение сумм выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики при наличии сводных актов сверки.

Как следует из материалов дела, 10 февраля 2011 года между ИП ФИО1 (транспортная организация) и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (министерство) заключен договор № 71, предметом которого является возмещение исполнителю выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании Ветеран труда Удмуртской Республики» (далее - отдельные категории граждан), финансируемые за счет средств федерального бюджета или бюджета Удмуртской Республики.

Согласно п. 3.1.1. договора транспортная организация предоставляет в полной мере транспортные услуги отдельным категориям граждан на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.

Согласно п. 3.1.3. договора транспортная организация обеспечивает учет продажи социальных проездных билетов раздельно по отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

Согласно и. 3.2.1. договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, утвержденных министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на эти цели.

Обязательства по предоставлению в2011 году права проезда отдельным категориям граждан по  социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, оказан транспортные услуги на общую сумму 976 120 руб.

Стоимость оказанных транспортных услуг не оплачена в полном объеме.

Обязательства по предоставлению в 2011 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств регионального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, оказал транспортные услуги на общую сумму 1 573 505 руб.

Министерством стоимость оказанных транспортных услуг оплачена частично в сумме 969 780 рублей.

Считая, что убытки за 2011 год в должны быть возмещены Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в сумме 1 582 270 руб. убытков, в том числе с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в сумме 601 840 руб., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в сумме 980 430 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу пунктов 1,5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 16 Постановления от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005г.), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного, предъявление в арбитражный суд иска о взыскании убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, к Российской Федерации за счет средств федеральной казны является обоснованным.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ). Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.

Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию в следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция подтверждается постановлением президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2992/09).

С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике».

В 2011 году из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (автомобильный и электротранспорт) были выделены денежные средства в размере 236 057,5 тыс. руб., согласно Закону Удмуртской Республики от 24.12.2010 № 62-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Из пункта 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.2006 №56-О следует, что в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Предоставление субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта осуществляется Минфином России на основании отчетных данных согласно Приказу Минфина России от 30.03.2006 №49н, которым утверждены Правила отчетности о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а так же рекомендации по их применению (Приложение №2).

В целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики были приняты Постановление от 19.12.2005 г. № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 170) и Постановление от 29 декабря 2005 г. № 186 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду на междугородном автомобильном транспорте внутриреспубликанского сообщения для отдельных категорий граждан в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 186).

В соответствии с п. 5 Постановления № 170 Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики осуществляет возмещение выпадающих доходов предприятиям пассажирского автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов: гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Российской Федерации, - за счет средств, полученных из федерального бюджета на указанные цели; гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Удмуртской Республики, - в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 № 183-р, утверждено Положение «О порядке реализации и учете социальных проезди билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов» (далее - Положение).

В силу п. 8 Положения Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании договоров, заключенных с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производит возмещение сумм выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики при наличии сводных актов сверки.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете для Удмуртской Республики (межбюджетные трансферты), поступили в региональный бюджет в полном объеме и были в установленном порядке распределены.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.

Невыполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, вызванное неправомерным бездействием государственного органа, в данном случае неисполнением обязательств федерального бюджета, стало причиной убытков истца.

Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Поскольку в силу вышеизложенного рассматриваемая льгота, является расходным обязательством федерального и регионального бюджетов, расходы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта должны быть возмещены перевозчику в полном объеме за счет казны Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В силу ч.ч. 1-4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Денежные средства на компенсацию расходов для льготных категорий граждан в спорный период перечислены в недостаточном объеме, что подтверждено документально, и поскольку Минфин России не исполнил своей обязанности по обеспечению исполнения федерального бюджета и возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта в полном объеме, возмещение расходов должно производиться за счет средств казны Российской Федерации.

Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана. Показатели, используемые истцом, подтверждены материалами дела и ответчиками не опровергнуты.

Истцом правомерно указано на то, что при установлении льгот для отдельных категорий граждан в виде предоставления им права бесплатного проезда, государственные органы власти федерального и регионального уровня не создали систему, реализующую на практике право истца на полное возмещение его убытков, соответственно в бюджеты федерального и регионального уровня не заложены необходимые для этого средства.

Представленный в материалы дела расчет задолженности перед истцом за оказание в спорный период услуг по перевозке льготных пассажиров подтверждается материалами дела (актами сверок, актами выполненных работ), при этом подлежит корректировке в связи со следующими обстоятельствами.

Истцом не приняты в счет оплаты оказанных услуг по договору № 71 платежные поручения № 1876 от 22.11.2011 на суму 94 724 руб., № 2325 от 10.12.2011 на сумму 85 861 руб., поскольку согласно представленным истцу ОАО «Быстробанк» копиям поименованных платежных поручений, в графе «назначение платежа» указан договор № 104 от 01.03.2011 (л.д.85, 86).

Вместе с тем, в платежных поручениях, представленных истцом и в платежных поручения Минсоцзащиты УР, совпадают и номер платежного поручения, и дата, и сумма, и код бюджетной классификации. Не совпадает только назначение платежа, которое заполняется специалистом отела бухгалтерского учета и отчетности вручную.

Кроме того, в указанных платежных поручениях имеется ссылка на выписанные истцом для оплаты услуг, оказанных по договору № 71, счет-фактуры № 21 от 15.11.2011 и № 24 от 12.12.2011 (л.д.64, 112),

Законом Удмуртской Республики от 28.12.2011 № 80-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждена ведомственная структура расходов бюджета Удмуртской Республики на 2012 год, в соответствии с которой на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта (автомобильный и электротранспорт (социальные проездные билеты) установлены:

- код главы 848;

- раздел (подраздел) 1003

- целевая статья 5053702.

На обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта (междугородний автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения (талоны)  установлены:

- код главы 848;

- раздел (подраздел) 1003;

- целевая статья 5053705.

Целевая статья расходов (5053702) одинакова как в платежных поручениях представленных истцом, так и в платежных поручениях Минсоцзащиты УР.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в оспариваемых истцом платежных поручениях описки в графе «назначение платежа», в результате чего вместо договора № 71 от 10.02.2011 (социальные проездные билеты) был ошибочно указан договор № 104 от 01.03.2011 (талоны).

Следовательно, списание денежных средств по № 1876 от 22.11.2011 на суму 94 724 руб., № 2325 от 10.12.2011 на сумму 85 861 руб. следует засчитывать в счет оплаты оказанных услуг по договору № 71 и, соответственно, исковые требования в части взыскания убытков с Удмуртской Республики подлежат уменьшению до 421 255 руб. В остальной части требований к второму ответчику следует отказать.

Таким образом, имеются основания для взыскания убытков, понесенных истцом в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по СПБ в сумме полученной истцом расчетным методом соответственно с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 421 255 руб., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 980 430 руб. убытков. Доказательств, опровергающих расчет суммы убытков, ответчиками также не представлено.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения, судебные расходы относятся на стороны, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Сарапул :

- с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 980 430 руб. убытков и 885 руб.87 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины;

- с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики 421 255 руб. убытков и 885 руб. 87 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.В.Лиуконен