Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
28 октября 2022 года Дело № А72-12103/2022
Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2022.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.Э.Кувшиновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), р.п. Павловка, Ульяновская обл.,
к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 26.07.2022 №ЛД-20220725-6424819707-4 в приеме лесной декларации №2 от 25.07.2022 по договору аренды лесного участка от 16.12.2008 №175,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва,
без лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
(с учетом определения суда от 06.10.2022 о принятии судом уточнений наименования ответчика на основании Указа Губернатора Ульяновской области №105 от 24.08.2022 и номера оспариваемого решения) Общество с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – ООО «Феникс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Министерство, ответчик) о признании незаконным отказа от 26.07.2022 №ЛД-20220725-6424819707-4 в приеме лесной декларации №2 от 25.07.2022 по договору аренды лесного участка от 16.12.2008 №175.
Определением суда от 25.08.2022 к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Дело рассматривается без лиц, участвующих в деле, в порядке ч.2 ст.200 АПК РФ, при их надлежащем извещении.
В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал требования, ответчик отзывом требования не признает; третье лицо представило отзыв, в котором, в том числе, указало, что новые материалы лесоустройства Павловского лесничества введены в действие актом № 9 от 13.07.2018, при этом нормативных правовых актов об изменении, ликвидации или утверждении ОЗУ Федеральным агентством лесного хозяйства на территории Павловского лесничества Ульяновской области не издавалось.
Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены полномочия арбитражного суда в судебном заседании при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (Арендодатель), с одной стороны, и НП «УНПК Лес-ЮГ» (Арендатор) с другой стороны 16.12.2008 заключен договор аренды лесного участка № 175.
Договор аренды лесного участка № 175 от 16.12.2008 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 27.12.2008.
В соответствии с п.1 раздела I настоящего договора. Арендатор передает, а Арендодатель принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности для использования лесов с целью заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства.
Согласно пунктам 2, 3 договора аренды лесного участка №175 от 16.12.2008 лесной участок площадью 6166 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Ульяновская область, МО Павловский район, Павловское лесничество Октябрьское участковое лесничество (кварталы с 1 по 51) общей площадью 6166 гектаров, зарегистрированный в журнале государственного учета лесных участков, предоставляемых в аренду под №64, имеет кадастровый (или условный) номер: 73-73- 06/045/2008-144. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №1 (границы лесного участка определены на карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора).
06.05.2010 между НП «УНПК Лес-Юг» (Арендатор) и Обществом с ограниченной ответственностью "Феникс" (Новый арендатор) был заключен договор о перемене лиц в обязательстве, согласно которому Арендатор передает, а Новый Арендатор принимает на себя права и обязанности, которые принадлежат Арендатору, как арендатору по договору аренды лесного участка №175, заключенному между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среду Ульяновской области и Некоммерческим партнерством "Учебно-научно-производственный комплекс "Лес-Юг" от 16.12.2008, зарегистрированным надлежащим образом 27.12.2008 за регистрационным номером 73-73-06/045/2008-166 (договор аренды лесного участка) в отношении лесного участка (лесной участок), расположенного по адресу: Ульяновская область, МО Павловский район, Павловское лесничество, Октябрьское участковое лесничество (кварталы с 1 по 51), общей площадью 6166 гектаров, зарегистрированный в журнале государственного учета лесных участков, предоставляемых в аренду под №64, кадастровый 9или условный) номер: 73-73-06/045/2008-144 (п.1.1 договора).
Решением суда от 19.09.2019 по делу № А72-7767/2019 пункт 2 Договора изложен в следующей редакции: «2. Лесной участок площадью 6165,8 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, зарегистрированный в государственном лесном реестре под условным номером 64, имеет местоположение: Ульяновская область, МО «Павловский район», Павловское лесничество, Октябрьское участковое лесничество квартала: кв. 1 (выделы1-48); 2 (1-43); 3 (выделы1-32); 4 (выделы 1-68); 5 (выделы 1-50); часть 6 (выделы 1-17,19-33); 7 (выделы 1-43); 8 (выделы 1-30); 9 (выделы 1-38); 10 (выделы 1-59); 11 (выделы 1-44); 12 (выделы 1-29); 13 (выделы 1-48); 14 (выделы 1-44); 12часть15 (выделы 2-52,54-55) 16 (выделы 1-31); 17 (выделы 1-36); 18 (выделы 1- 54); 19 (выделы 1-43); 20 (выделы 1-27) 21 (выделы 1-67); 22 (выделы 1-60); 23 (выделы 1- 34); 24 (выделы 1-39); 25 (выделы 1-30) 26 (выделы 1-26); 27 (выделы 1-85); 28 (выделы 1- 51); 29 (выделы 1-40); 30 (выделы 1-34) 31 (выделы 1-23); 32 (выделы 1-40); 33 (выделы 1- 36); часть34 (выделы 1-9,11-89); 35 (выделы 1-74); 36 (выделы 1-41); 37 (выделы 1-48); 38 (выделы 1-49); 39 (выделы 1-45); 40 (выделы 1-22); 41 (выделы 1-37); 42 (выделы 1-51); 43 (выделы 1-42); 44 (выделы 1-39); 45 (выделы 1-52); 46 (выделы 1-48); 47 (выделы 1-12); 48 (выделы 1-31); 49 (выделы 1-55); 50 (выделы 1-56); 51 (выделы 1-51)».
Приложением №3 к Дополнительному соглашению установлены среднегодовые объемы использования лесов.
В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 07.12.2018 №28 утвержден Лесохозяйственный регламент Павловского лесничества.
В связи с изменением существенных условий договора аренды лесного участка №175 от 16.12.2008, вызванных вступлением в силу нового Лесохозяйственного регламента Павловского лесничества Ульяновской области, между ООО «Феникс» и Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области заключено дополнительное соглашение №7 от 25.10.2019.
В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка №170 и в соответствии со ст.88 ЛК РФ, в 2021 году разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы от 03.06.2021 №2021-104. Данное заключение утверждено приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 04.06.2021 №383.
25.07.2022 ООО «Феникс» подало в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области лесную декларацию №2 о том, что в период с 03.08.2022 по 02.08.2023 использует леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в Октябрьском участковом лесничестве Павловского лесничества в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Министерства 04.06.2021 № 383, со следующими приложениями:
-объемы использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы (приложение №1),
-общие схемы расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2022 г. (приложение №3),
-схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (приложение №4):
в выделе №1 квартала 12 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 1,04 га;
в выделе №10 квартала 22 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,6 га;
в выделе №26 квартала 21 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 2,4 га;
в выделе №37 квартала 21 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,7 га;
в выделе №13 квартала 2 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 2,26 га;
в выделе №14 квартала 2 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,26 га.
Решением Министерства от 26.07.2022 №ЛД-20220725-6424819707-4 Обществу отказано в приеме лесной декларации, так как в лесную декларацию включены участки, которые, согласно материалам лесоустройства 1993 года имеют признаки особо защитных участков (ОЗУ): квартал 12 выдел 1 (ОЗУ участки лесов вокруг глухариных токов), квартал 22 выдел 10 и квартал 2 выделы 13,14 (ОЗУ опушки лесов).
В связи с этим, по мнению Министерства, Обществом допущено нарушение положений Приказа Минприроды России от 29.04.2021 №303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».
Общество обжаловало отказ в судебном порядке.
Суд считает требования подлежащими удовлетворению.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование лесных отношений осуществляется ЛК РФ, другими федеральными законами и принимаемых в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, вывозом из леса древесины; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды от 29.04.2021 №303 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка, в том числе, установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Иные основания отказа отсутствуют.
В соответствии с условиями Проекта освоения лесов 2021 года, который получил положительное заключение государственной экспертизы от 03.06.2021 №2021-104:
-в выделе №1 квартала 12 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 1,04 га запланирована выборочная ЧПР;
-в выделе №10 квартала 22 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества па площади 0,6 га запланирована сплошная СПР;
-в выделе №26 квартала 21 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 2,4 га запланирована сплошная СПР;
-в выделе №37 квартала 21 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,7 га запланирована сплошная СПР;
-в выделе №13 квартала 2 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 2,26 га запланирована сплошная СПР;
-в выделе №14 квартала 2 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,26 га запланирована сплошная СПР.
Согласно материалам таксационного описания Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества (книга №1):
-в выделе №1 квартала 12 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 1,04 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена выборочная черезполосная рубка лесных культур (стр.108);
-в выделе №10 квартала 22 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,6 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр.196);
-в выделе №26 квартала 21 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 2,4 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр. 186);
-в выделе №37 квартала 21 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,7 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр. 187);
-в выделе №13 квартала 2 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 2,26 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр.25);
-в выделе №14 квартала 2 Октябрьского участкового лесничества Павловского лесничества на площади 0,26 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр.25).
На основании изложенного, суд соглашается с доводами заявителя о том, что на вышеуказанных лесных участках разрешена рубка лесных насаждений.
Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 - проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ».
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства.
ОЗУ выделяются на основании материалов лесоустройства (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений) на основании данных охотустройства, геоботанических и иных специальных обследований, документов территориального планирования, водного и лесного реестров и других документов.
Статус ОЗУ лесные участки приобретают после принятия решения о выделении ОЗУ Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ.
По итогам проведенного лесоустройства в государственный лесной реестр вносится соответствующая информация, в том числе и об особо защитных участках леса.
Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области (п. 10 ч. 1 ч. 83 ЛК РФ).
Статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.
Согласно п.9 ст. 81 ЛК РФ утверждение ОЗУ является полномочиями органов государственной власти РФ в области лесных отношений.
Таким образом, внесение изменений в данные государственного лесного реестра, в том числе в лесоустроительные материалы, осуществляется после принятия Рослесхозом решения о выделении ОЗУ и установления границ.
Общество использует лесной участок на основании договора аренды лесного участка от 16.12.2008 № 175, дополнительного соглашения к нему от 25.10.2019 №7, заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов от 03.06.2021 №2021-104, утвержденного распоряжением Министерства от 04.06.2021 №383.
При этом сведений об особо защитных участках леса, расположенных в квартале 12 выделе 1, квартале 22 выделе 10 и квартале 2 выделах 13,14 Октябрьского участкового лесничества Ульяновской области, в Проекте освоения лесов не содержится.
Как установлено судом, форма и содержание направленной заявителем лесной декларации №2 от 25.07.2022 соответствуют Порядку.
Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйства, изложенным в отзыве, статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.
Новые материалы лесоустройства Павловского лесничества введены в действие актом № 9 от 13.07.2018, при этом нормативных правовых актов об изменении, ликвидации или утверждении новых ОЗУ Федеральным агентством лесного хозяйства на территории Павловского лесничества Ульяновской области не издавалось.
В силу ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2-х условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Суд считает, что оспариваемое решение ответчика противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права Общества, следовательно, имеется совокупность 2-х условий для признания его незаконным.
С учетом вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом приведенной нормы суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда не противоречат судебной практике, например Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу № А72-9890/2021.
Кроме того, при изготовлении 24.10.2022 печатного текста резолютивной части настоящего решения, судом в резолютивной части решения была допущена опечатка в указании даты заключения договора аренды лесного участка №175: напечатано «05.12.2008» вместо «16.12.2008».
Заключение договора аренды лесного участка №175 именно 16.12.2008, а не 05.12.2008, подтверждается материалами дела, указано заявителем и не оспорено ответчиком.
На основании пункта 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд исправляет допущенную опечатку.
Возможность применения указанной нормы для исправления допущенных в резолютивной части решения опечаток, не изменяющих существо судебного акта, подтверждена сложившейся судебной практикой (определения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 № 12757/10, от 06.09.2011 № 7734/08, от 29.01.2013 № 15222/11, от 10.09.2013 № 29/13, ФАС Поволжского округа от 27.12.2011 по делу № А65-12858/2011, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу № А65-8034/2013 и т.д.).
Руководствуясь статьями 110, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области (до переименования - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области) от 26.07.2022 №ЛД-20220725-6424819707-4 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» в приеме лесной декларации №2 от 25.07.2022 по договору аренды лесного участка от 16.12.2008 №175.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Феникс».
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Феникс» расходы по госпошлине в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья М.А.Семенова