ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-13480/12 от 30.01.2013 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ульяновск

«31» января 2013 года Дело №А72-13480/2012

Резолютивная часть решения объявлена 30.01.2013.

Решение в полном объеме изготовлено 31.01.2013.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Фроловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Ульяновской области, г.Ульяновск,

к Обществу с ограниченной ответственностью «Фарм&М» (ОГРН <***>, ИНН <***>), с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области,

о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя- ФИО1, паспорт, доверенность №188 от 16.11.2012;

от лица, привлекаемого к административной ответственности- не явился, извещен по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru; заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фарм&М» (далее - Общество) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) РФ за осуществление деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Заявление Министерства на основании ч.3 ст.205 АПК РФ рассматривается в отсутствие представителя Общества по имеющимся в деле доказательствам.

Письменными пояснениями №08 от 22.01.2013 Общество факт совершения правонарушения подтвердило, однако просит суд учесть, при рассмотрения настоящего дела, следующие обстоятельства:

-ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, несмотря на то, что с мая 2004 года было проведено около 10 проверок;

-выявленные в ходе проверки нарушения не повлекли за собой никаких последствий и не причинили существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям, поскольку были устранены в ходе проведения самой проверки до подписания акта;

-жалоб со стороны населения на продажу просроченных медикаментов в ООО «Фарм&М» никогда не поступало; просроченные препараты не были выставлены на витринах;

-после проверки было проведено общее собрание со всеми сотрудниками аптек, на котором были рассмотрены пункты, по которым произошли нарушения, в том числе дополнительно разъяснены правила хранения лекарственных препаратов и ответственность каждого за нарушения данных правил;

-аптеки ООО «Фарм&М» хоть и частные, но несут функцию муниципальных аптек, поскольку обслуживают льготную категорию населения Цильнинского района по федеральным и региональным рецептам, также Аптека №159 обслуживает наркотическими средствами и психотропными веществами онкологических больных и МУЗ «Болыненагаткинская ЦРБ», и покрывает убытки по данным видам деятельности исключительно за счет выручки от розничной торговли лекарственными средствами.

Общество просит суд учесть вышеприведенные обстоятельства при определении вида и размера наказания юридического лица и признать допущенное нарушение малозначительным, ограничившись замечанием.

Представитель Министерства настаивает на заявленном требовании; возражает против применения положений ст.2.9. КоАП РФ в отношении Общества, ссылаясь на то, что нахождение на реализации просроченных товаров и нарушение правил хранения медицинских препаратов влечет угрозу жизни и здоровью людей.

Как следует из материалов дела,

в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2012 год, размещенным на официальном сайте Управления Росздравнадзора по Ульяновской области (73.reg.roszdravnadzor.ru), на основании приказа от 29.10.2012 №П73-422/12, в период с 12.11.2012 по 20.11.2012, специалистами Управления Росздравнадзора по Ульяновской области проведена плановая выездная проверка Общества с целью установления факта соблюдения (несоблюдения) лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, а также в целях выявления и пресечения нарушений лицензионных требований и условий.

В ходе проверки аптек Общества, расположенных по адресам: 1) 433610, <...>) 433634,<...>) 433634, Ульяновская область, Цильнинский р-н, р.<...>) 433750, <...>, установлено:

1) не обеспечивается минимальный ассортимент лекарственных препаратов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 15.09.2010 №805н:

-в аптеке, расположенной в с. Б. Нагаткино отсутствуют: ФИО7, Ибупрофен (суспензия), ФИО2, ФИО3 (сироп), ФИО12 - 91,78% от утвержденного
 минимального ассортимента;

-в аптеке, расположенной в с. Н. Тимерсяны отсутствуют: Маалокс (таблетки, суспензии), Атенолол, ФИО4, ФИО5, Беклометазон, Бетаксолол, Бисакодил (суппозитории), Верапамил, Гидрокортизон, Дексаметазон, Диклофенак (капли глазные, суппозитории), ФИО6, ФИО7, Изосорбид мононитрат, Изосорбид динитрат, ингавирин, Кагоцел, Ко-тримаксозол (суспензия), ФИО3, ФИО8, ФИО9 (спрей), ФИО9, ФИО10, Парацетамол (суппозитории), Пилокарпин, Сальбутамол, Сеннозид А+В, Спиронолактон, Тетрациклин, Тимолол, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 (капли глазные, капли ушные) - 46,58% от утвержденного минимального ассортимента;

-в аптеке, расположенной в р.п. Цильна отсутствуют: ФИО6, ФИО7, ФИО3 (сироп), Пилокарпин, ФИО12 - 93,15% от утвержденного минимального ассортимента;

2) все предъявленные протоколы согласования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее- ЖНВЛП) оформлены с нарушением
 требований Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 «О
 совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно
 необходимые и важнейшие лекарственные средства»: отсутствуют
 расшифровка подписи, печать и дата приемки;

3) выявлены нарушения условий хранения следующих термолабильных
 лекарственных препаратов:

-аптека в с. Большое Нагаткино: Тауфон 4 % 10 мл (количество – 14), серия 1731111, производитель- ФГУП «Московский эндокринный завод», + 19°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 15°С;

-аптека в с. Н.Тимерсяны: ФИО9 250 000ЕД №20 (количество – 4), серия - 10112, производитель - ОАО «Биосинтез», условия хранения в аптеке (ЛПУ) не определяются, условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; Панкреатин №60 (количество – 3), серия- 490412, производитель- ОАО «Валента Фармацевтика», условия хранения в аптеке (ЛПУ) не определяются, условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; ФИО14 500 мг №10 (количество – 2), серия- 480712, производитель- ООО «ОЗОН», условия хранения в аптеке (ЛПУ) не определяются, условия хранения по инструкции - не выше + 20°С;

- аптека в р.п. Цильна: ФИО15 таб. №20 (количество – 2), серия- 10212, производитель - ОАО «Биосинтез», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; Кларитромицин-ОВL500мг№7 (количество – 2), серия - 10512, производитель - ЗАО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; Касторовое масло 30 мл (количество – 1), серия - 081111, производитель - ООО «Йодные Технологии и Маркетинг», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции – в прохладном месте; Касторовое масло 30 мл (количество – 1), серия - 040412, производитель - ООО «Йодные Технологии и Маркетинг», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции – в прохладном месте; Тетрациклин 3% 15,0 (количество – 1), серия- 281111, производитель - ОАО «Нижфарм», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; Хлорофиллипт спирт. 100мл (количество – 1), серия - 410911, производитель - Корпорация «Артериум «OA «Галич фарм», Украина, + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; Хлорофиллипт масл.20 мл (количество – 1), серия - 171011, производитель- ЗАО «ВИТЕХ», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; Магния сульфат пор. 20,0 (количество – 19), серия- 210812, производитель - ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С; ФИО16 150 мг № 30 (количество – 3), серия - 140812, производитель- ОАО «Биосинтез», + 21°С - условия хранения в аптеке (ЛПУ), условия хранения по инструкции - не выше + 20°С;

4) не в полном объеме соблюдаются требования о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, фальсифицированных и являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об их уничтожении в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств":

-при выборочной проверке лекарственных средств выявлен лекарственный препарат «Тиамин-Виал 5% 1 мл №10», серии 110818, производства Сишуи Ксирканг Фармасьютикал Ко. Лтд., КНР в количестве 3 упаковок, отозванный из обращения письмом Росздравнадзора №02И-1050/12 от 08.11.2012 «Отзыв производителем», поставщик ООО «Аптечный склад» г.Самара, товарная накладная №АС 00017757 от 27.09.2012, поставлено 10 упаковок;

-выявлены лекарственные препараты с истекшим сроком годности: ФИО17 Ка (БАД), серия 08.2010, производитель - ООО Сибфармконтракт», срок годности до 08.2012 (количество- 1); ФИО9 р-р 10мл №10 серия 50210, производитель - ФГУП «НПО «Микроген», срок годности до 03.2012 (количество – 2); р-р Левомицетина спирт. 25 мл, серия 040711, производитель - ОАО «Ивановская фармацевтическая фабрика», срок годности до 07.2012 (количество – 1);

5) нарушены правила хранения лекарственных средств:

-в торговом зале аптеки в селе Н.Тимерсяны отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха, поверенные органами метрологического контроля в установленном порядке.

-в аптеке в селе Большое Нагаткино приборы для регистрации параметров воздуха не прошли метрологический контроль (отсутствуют: график поверки измерительных приборов; паспорт завода-изготовителя на гигрометр ИМК-4, следовательно, дату очередной поверки гигрометра данной марки определить не представляется возможным): гигрометр марки ВИТ-2 в Торговом зале не определяет влажность воздуха, дата последней проверки – 29.03.2011, дата очередной проверки – 29.03.2012; гигрометр марки ВИТ-1 в материальной комнате №3, дата последней проверки- 29.03.2011, дата очередной проверки- 29.03.2012; гигрометр марки ИМК-4 в материальной комнате №4, дата последней проверки – 1 квартал 2011 года, дата очередной проверки – не определена;

-не идентифицированы шкафы в торговых залах аптек, расположенных по адресам: 1) с. Н. Тимерсяны; 2) р.п. Цильна.

Результаты проверки оформлены актом №205-Ф от 20.11.2012 (л.д.33-42).

19.12.2012 по факту выявленного нарушения Министерством, в рамках своих полномочий, в отношении Общества составлен протокол №135 об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - директора Общества ФИО18, которой были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. Подписью указанного лица также удостоверен факт получения копии данного протокола (л.д.19, 20).

На основании протокола об административном правонарушении, руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, Министерство приняло решение о направлении материалов административного дела в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения по подведомственности.

Заслушав представителя Министерства, изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно материалам административного дела, Обществу вменено нарушение следующих пунктов Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности":

-пп. «г» п.5- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в переченьжизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

-пп. «ж» п.5 – соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", предусматривающих запрет на продажу фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств;

-пп. «з» п.5 – соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правилхранения лекарственных средств для медицинского применения (утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств").

ООО «Фарм & М» осуществляет фармацевтическую деятельность на
 основании следующих лицензий на осуществление фармацевтической деятельности:

-лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Министерством здравоохранения Ульяновской области от 13.04.2011 № ЛО-73-02-0002 78 (Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения. Хранение лекарственных средств для медицинского применения) (аптека, расположенная по адресу: <...>):

-лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Министерством здравоохранения Ульяновской области от 13.04.2011 № ЛО-73-02-000278 (Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения. Хранение лекарственных средств для медшщнекого применения) (аптека, расположенная по адресу: <...>):

-лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Министерством здравоохранения Ульяновской области от 13.05.2009 № ЛО-73-02-000082 (Розничная торговля лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств) (аптека, расположенная по адресу: Ульяновская область. Цильнинский р-н. р.<...>)

Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 6 Положения N 1081 предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ заявителю необходимо доказать осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что Министерство доказало наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данный факт подтверждается материалами административного дела.

Общество знало или должно было знать о том, что необходимо соблюдать условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией). Несмотря на это оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, допустив правонарушение.

Проверив процедуру проверки и возбуждения производства по делу об административно правонарушении, судом не установлено нарушений прав Общества.

Срок привлечения к административной ответственности не истёк.

На основании изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Общество просит суд применить ст.2.9 КоАП РФ и признать совершенное им правонарушение малозначительным.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях   и производится с учетом пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По мнению суда, Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, исключительными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда.

В рассматриваемом случае суд не усматривает в действиях Общества признаков малозначительности.

Определяя меру наказания, суд исходит из того, что доказательств наличия обстоятельств отягчающих вину в совершении правонарушения не представлено, и в соответствии с требованиями, содержащимися в судебных актах Европейского суда, обязательных для Российской Федерации, Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ о разумном балансе публичного и частного интересов, со ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ назначает минимальное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ – штраф в размере 40 000 рублей.

Руководствуясь ч.4 ст.14.1, ч.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202, 205 - 206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Фарм&М» (ИНН <***>, место нахождения: 433610 <...>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

2. Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Ульяновской области (Министерство здравоохранения Ульяновской области)

ИНН <***> КПП 732501001; р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновск; БИК: 047308001; л/счет <***>; Код дохода (КБК) 261 1 16 90040 04 0000 140.

Назначение платежа – Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов.

3. Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Ульяновской области.

4. По истечении тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, решение будет направлено судом в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности, для принуди­тельного взыскания.

5. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья М.А. Семенова