ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-3578/13 от 08.10.2013 АС Ульяновской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск Дело № А72-3578/2013

15.10.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 15.10.2013 г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Г.В. Спириной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Данилиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Гипростроймост» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Новоспасское городское поселение» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному образованию «Новоспасское городское поселение» в лице муниципального учреждения администрации муниципального образования «Новоспасское городское поселение».

о взыскании 796 893 руб. 11 коп.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Правительство Ульяновской области

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области) и Федерального агентства водных ресурсов.

с участием представителей:

от истца – ФИО1, доверенность

от ответчиков – не явились, извещены

от третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Гипростроймост» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Новоспасское городское поселение» о взыскании 3 796 893 руб. 11 коп. – суммы основного долга.

Определением от 18.04.2013 с согласия истца, на основании ст. 46 АПК суд привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образование «Новоспасское городское поселение» в лице муниципального учреждения администрации муниципального образования «Новоспасское городское поселение».

Определениями от 21.05.2013, 13.06.2013 на основании ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ульяновскую область в лице Правительства Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области) и Федерального агентства водных ресурсов.

Определением от 12.09.2013 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований: истец просил взыскать с надлежащего ответчика сумму задолженности в размере 796 893 руб. 11 коп.

Представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В заседании был объявлен перерыв до 08.10.2013 до 16 час.30 мин.Информация размещена на сайте арбитражного суда Ульяновской области. После перерыва стороны в судебное заседание не явились. Ответчики документальное подтверждение ранее заявленных возражений не представили, ходатайств не заявили.

При данных обстоятельствах спор в судебном заседании рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле материалам.

Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего:

Из материалов дела следует, что 22.10.2012 г. по результатам открытого аукциона в электронной форме (протокол заседания единой Комиссии от 09.10.2012 г. №016830000051200054-3) между ЗАО «Гипростроймост» (Подрядчик) и МУ администрация муниципального образования «Новоспасское городское поселение» (Заказчик) заключен муниципальный контракт № 354( т.1 л.д.48).

Согласно условиям вышеуказанного договора, Истец взял на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту гидротехнического сооружения - на пруду на овраге «ФИО2 ключ», общей площадью 1040 кв.м., а Ответчик взял на себя обязательства принять и своевременно оплатить выполненные в рамках вышеуказанного контракта работы.

Суд, в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ, оценив содержание подписанного истцом и ответчиком договора, считает, что с учетом включенных в него положений, заключенный сторонами договор является договором подряда.

Согласно статье 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Согласно п. 2.5 муниципального контракта оплата производится Заказчиком по мере поступления денежных средств в бюджет МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области на 2012 год в размере 30% после заключения контракта, и оставшуюся сумму после подписания оформленных в установленном порядке актов выполненных работ, справки о стоимости работ и затрат на выполнение работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, но не позднее 31.12.2012 г.

Истцом обязательства по договору были выполнены и приняты Ответчиком в полном объеме без замечаний, что подтверждается подписанными сторонами без возражений:

- Актами о приемке выполненных работ (форма КС-2): № АКТ-1 от 30.11.2012 г. на сумму 2994,84 руб.; № АКТ-2 от 30.11.2012 г. на сумму 585 839,32 руб.; № АКТ-3 от 30.11.2012 г. на сумму 18 876,46 руб.; № АКТ-4 от 30.11.2012 г. на сумму 1 369 523,34 руб.; № АКТ-5 от 30.11.2012 г. на сумму 18366,70 руб.; № АКТ-6 от 18.12.2012 г. на сумму 871 578,68 руб.; № АКТ-7 от 18.12.2012 г. на сумму 535 304,64руб.; № АКТ-8 от 18.12.2012 г. на сумму 2 458 403,74 руб.; № АКТ-9 от 18.12.2012 г. на сумму 83 639,58 руб.; № АКТ-10 от 18.12.2012 г. на сумму 31 570,90 руб.; № АКТ-11 от 18.12.2012 г. на сумму 29 936,60 руб.; № АКТ-12 от 18.12.2012 г. на сумму 92 834,14 руб., № АКТ-13 от 18.12.2012 г. на сумму 10 256,56 руб.

- Справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) № 1 от 30.11.2012 г. на сумму 1 995 600,66 руб.; № 1 от 18.12.2012 г. на сумму 4 113 524,84 руб.Согласно вышеуказанных актов и справок о стоимости выполненных работ и затрат, стоимость выполненных работ составила 6 109 125 руб. 50 коп.

Обязанность по оплате вышеуказанной стоимости выполненных работ и затрат Ответчиком исполнена частично в размере 2 312 232 руб. 39коп., что подтверждается платежными поручениями №№ 584 от 27.11.12г. на сумму 192800,00руб., 732 от 07.12.2012г. на сумму 34 600,00 , 485 от 11.12.12г. сумму 551 239,32 руб., 484 от 11.12.12г. на сумму 1 114 160.68руб., 16 от 28.12.12г. на сумму 419 432,39руб.

Таким образом, задолженность Ответчика на день обращения в суд составляла 3 796 893 руб. 11 коп. (6 109 125,50- 2 312 232,39).

07.02.2013 г. Истец направил в адрес Ответчика претензию (исх. № 27 от 05.02.13г.) с требованием оплатить вышеуказанную задолженность, на которую был получен ответ (№ 147 от 15.02.13г.), в котором ответчик задолженность не оспаривает, но поясняет, что задолженность образовалась из-за недофинансирования.

В представленном отзыве ответчик указал, что:

«Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 350 утверждена федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (далее-ФЦП) . Согласно пункта 2 Приложения 10 ФЦП Правил предоставления и распределения субсидий...: «Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и бесхозяйных гидротехнических сооружений посредством осуществления их капитального ремонта либо ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.04.2011 N19/180-П утверждена областная целевая программа "Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007 - 2013 годы" (далее- Программа). Согласно п.49 приложения №1 к Программе предусмотрено мероприятие: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения на овраге ФИО2 Ключ на правом притоке р. Сызранки в р.п. Новоспасское в муниципальном образовании "Новоспасский район" Ульяновской области». Утверждены источники финансирования:

федеральный бюджет-5 972,1 тыс.руб.;

областной бюджет- 692 тыс.руб.

С целью установления механизма финансирования из областного бюджета Ульяновской области мероприятий Программы принято Постановление Правительства Ульяновской области от 21.12.2007 N493 «О порядке финансирования из областного бюджета Ульяновской области мероприятий областной целевой программы "Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007 - 2013 годы"». 10.09.2012г. между Администрацией МО «Новоспасский район» и Администрацией Новоспасского городского поселения было заключено соглашение №4 о предоставлении в 2012 году бюджету муниципального образования «Новоспасское городское поселение» субсидий на реализацию областной целевой программы «Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007-2013 годы», согласно которому МО «Новоспасский район» обязуется перечислить со своего лицевого счета на лицевой счет МО «Новоспасское городское поселение» субсидии в сумме 6 664 100 рублей, в т.ч. 692 000 руб. за счет средств областного бюджета и 5 972 100 руб. - за счет средств федерального бюджета.

Предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий Программы (далее - субсидии) осуществляется Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области при условии софинансирования соответствующих мероприятий муниципальными образованиями Ульяновской области за счет средств местных бюджетов в размере не менее 5 процентов от общей суммы субсидий, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области. Таким образом, доля местного бюджета МО «Новоспасское городское поселение» составила 34600 руб. (5% от 692 тыс.руб.).

В бюджете поселения средства на капитальный ремонт ГТС были предусмотрены в виде субсидий на реализацию Программы (решения Совета депутатов МО «Новоспасское городское поселение» №39/224 от 18.07.2012г. и №41/227 от 06.09.2013 «О внесении изменений в решение Совета депутатов «О бюджете муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области на 2012 год»).

Согласно платежных поручений ЗАО «Гипростроймост» перечислена сумма 2.312.232 руб. 39 коп.

Согласно платежного поручения №241 от 22.01.2013 на лицевой счет администрации Новоспасского городского поселения поступила субсидия в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020» сумма 3 916 893руб. 11коп. но , так как, Соглашение №14 от 21.09.2012 о предоставлении в 2012 году бюджету МО «Новоспасское городское поселение» субсидий на реализацию областной целевой программы действовало до 31.12.2012г., полученные средства подлежали возврату, и, платежным поручением №3920860 от 01.02.2013 они были возвращены в Финансовый отдел администрации МО «Новоспасский район», и далее- в областной бюджет и в федеральный бюджет.

Согласно письму Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области №73-иогв-21-01/2627исх от 08.05.2013 средства на погашение задолженности перед истцом будут перечислены администрации Новоспасского городского поселения в соответствии с законодательством после внесения изменений в закон «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 и на плановый период 2014-2015 годов».

В соответствии Законом Ульяновской области №91-30 от 04.06.2013 «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (опубликовано в газете «Ульяновская правда» №60-61 от 07.06.2013) приложение 13 Закона об областном бюджете дополнено таблицей 43, в которой указана субсидия бюджету МО «Новоспасский район» - 3916,89311 тыс.руб., т.е. сумма задолженности ЗАО «Гипростроймост».

Ответчики представили письмо Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 08.05.2013 № 73ИОГВ-21-01/2627исх, св котором указано, что «На основании представленных в - Министерство справок о стоимости выполненных работ и актов выполненных работ по формам КС-2, КС-3 средства федерального и областного бюджетов в полном объёме были перечислены Администрации МО «Новоспасский район». В связи с тем, что субсидии федерального бюджета в размере 3 916 893,11 рублей в 2012 году подрядной организации не перечислены и остались на счёте администрации МО «Новоспасский район», данные средства возвращены в федеральный бюджет согласно законодательству. Учитывая то, что строительно-монтажные работы на данном объекте выполнены в полном объёме, с целью погашения задолженности по муниципальному контракту, а также на основании ходатайства администрации МО «Новоспасский район», Министерством направлена заявка в Федеральное агентство водных ресурсов на перенос субсидий федерального бюджета в размере 3 916 893, 11 рублей, неизрасходованных в 2012 году, за Ульяновской областью. В настоящее время потребность в неиспользованном остатке субсидий подтверждена к использованию в 2013 году».

По расчету истца задолженность по оплате выполненных работ (с учетом уточнения исковых требований) на день рассмотрения спора составляет 796 893 руб. 11 коп.. поскольку администрация « Новоспасского городского поселения» перечислила на расчетный счет истца 3 000 000 руб.00 коп. по платежным поручениям от 04.09.2013 года №.№ 944, 945, 979.

Доказательств оплаты заявленной ко взысканию суммы основного долга ответчиками не представлено.

12.09.2013 от Администрации муниципального образования « Новоспасское городское поселение» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела для подготовки встречного искового заявления о соразмерном уменьшении установленной за работу цены либо безвозмездном устранении недостатков выполненных работ.

Ходатайство ответчика было удовлетворено, рассмотрение дела отложено, однако ответчик в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.

Согласно статьям 69, 69.1, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом БК РФ разделяет бюджетные ассигнования для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений и бюджетные ассигнования для закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункты 2, 3 статьи 764 ГК РФ).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федераций от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае, если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно действует в этом случае в интересах и от имени публичного образования.

Следовательно, в тех случаях, когда при заключении государственных (муниципальных) контрактов на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и в интересах публично-правового образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.

Согласно статье 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 126, статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.

В данном случае, МУ администрация Муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области при заключении договора подряда действовала от имени и в интересах публично-правового образования, следовательно, должником по обязательствам, вытекающим из данного договора, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

В силу статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что требование истца о взыскании суммы основного долга в размере 796 893 руб. 11 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению с Муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в лице муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.

Исковые требования к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Новоспасское городское поселение» следует оставить без удовлетворения по выше установленным судом обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску возлагаются на ответчика.

Статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено: городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Заключая муниципальный контракт № 354 от 22.10.2012 г., администрация действовала в интересах населения городского поселения, исходя из установленной компетенции.

Следовательно, ответчик по настоящему делу как орган местного самоуправления освобожден от уплаты госпошлины.

Согласно пункту 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает ее с ответчика применительно к части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, была предоставлена отсрочка от ее уплаты, госпошлина уплате в бюджет не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ар­битражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в лице муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области за счет казны муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в пользу закрытого акционерного общества «Гипростроймост» ИНН <***> задолженность за выполненные работы в сумме 796 893 (семьсот девяносто шесть тысяч восемьсот девяносто три) руб. 11 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Решение, вступившее в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства полностью или в части в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья Г.В. Спирина