ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2012 г. Дело № А72-6606/2012
Объявлена резолютивная часть 19 сентября 2012 г. Решение изготовлено в полном объеме – 24 сентября 2012 г.
Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ирина Вячеславовна Ипполитова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльмуковой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Крестьянско-фермерского хозяйства «ФИО1», Ульяновская обл., Старокулаткинский район, с. Вязовый Гай,
об оспаривании постановлений Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 и по делу № 7315/20-08-2012,
заинтересованные лица:
- Радищевский отдел (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновская обл., р.п. Радищево,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Администрация Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области,
при извещении Прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области и Прокурора Ульяновской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ФИО1, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области – ФИО2, доверенность от 11.01.2012г.;
от иных лиц– извещены, не явились,
установил:
Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» (далее - КФХ «ФИО1») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановлений Радищевского (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 и по делу № 7315/20-08-2012.В заявлении ФИО1 указал, что земельные участки, которые используются КФХ «ФИО1», были выделены хозяйству в соответствии с постановлениями главы администрации Старокулаткинского района № 19 от 08.02.1994, № 37 от 22.03.1994, № 75 от 19.05.1994, № 78 от 19.04.1996, № 86 от 27.04.1996, № 87 от 29.04.1996, и распоряжениями главы Старокулаткинского района № 018 от 14.01.1998, № 188 от 06.04.1998, № 231 от 24.04.1998. Ему как главе КФХ были выданы - государственный акт на право собственности на землю в отношении 30,0 га и свидетельство на право собственности на землю серии РФ-XXIX № 0297384 от 11.02.1994. Земельные участки были предоставлены КФХ «ФИО1» собственниками земельных долей для ведения совместного хозяйства (деятельности). В настоящее время граждане, предоставившие ему земельные участки, не имеют к нему каких-либо претензий.
Определениями от 13 июля 2012г., от 07 августа 2012 г. суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, со статусом лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Администрацию Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области.
Определением от 07 августа 2012 г. суд известил Прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области и Прокурора Ульяновской области о рассмотрении Арбитражном судом Ульяновской области заявления Крестьянско-фермерского хозяйства «ФИО1» об оспаривании постановлений Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 и по делу № 7315/20-08-2012.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области требования заявителя не поддержало, сообщило, что было установлено, что КФХ использует часть земельного участка с кадастровым номером 73:15:020601:6, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский» общей площадью 38520000 кв.м., а именно КФХ в 2012 году засеяна ячменем площадь 62300 кв.м.и подсолнечником 450900 кв.м. на поле № 12053 общей площадью 541700 кв.м., засеяно подсолнечником поле № 12061 на площади 138300 кв.м. Указанный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников земельных паев СПК «Вязовогайский» на основании Постановления Главы администрации Старокулаткинского района Ульяновской области от 21.10.1994 г. № 158. У КФХ правоустанавливающие документы на используемые земельные участки отсутствуют.
Радищевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Администрация Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области явку представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Согласно ст.123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
При данных обстоятельствах спор рассматривается в соответствии с
ч. 2, 3 ст.156, ч.2 ст.210 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует:
30.12.1993г. ФИО1 в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский» и организации КФХ обратился к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни для организации КФХ.
08.02.1994г. Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №19 ФИО1 представлен земельный участок общей площадью 10 га., в том числе 9,59 га пашни для организации КФХ. На схеме определен земельный участок ФИО1
Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №19 зарегистрировано Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» Главой хозяйственного товарищества утвержден ФИО1
24.02.1994г. ФИО3 обратилась к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просила включить ее со своим паем в состав КФХ «ФИО1».
22.03.1994г. Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №37 ФИО3 представлен земельный участок общей площадью 10 га., в том числе 9,59 га пашни, ФИО3 включена в состав КФХ «ФИО1». На схеме определен земельный участок ФИО3
ФИО4 обратилась к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просила включить ее со своим паем в состав КФХ «ФИО1».
19.05.1994г. Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №75 ФИО4 представлен земельный участок общей площадью 10 га., в том числе 9,59 га пашни, ФИО4 включена в состав КФХ «ФИО1». На схеме определен земельный участок ФИО4
Государственным актом ФИО1 главе крестьянского хозяйства решением главы Администрации Старокулаткинского района от 08.02.1994г. №19, от 02.03.1994г. № 37, от 19.05.1994г. №75, предоставлено 30 гектаров земли для организации КФХ. В качестве собственников указаны: ФИО1, ФИО3, ФИО4 с размером земельной доли 10 га на каждого.
10 ноября 1995 г. Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» зарегистрировано в качестве юридического лица в соответствии с постановлением главы администрации Старокулаткинского района № 239 от 10 ноября 1995 г.
02.04.1996г. ФИО5 обратилась к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просила включить ее со своим паем в состав КФХ «ФИО1».
19.04.1996г. Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №78 ФИО5 представлен земельный участок общей площадью 10 га., в том числе 9,59 га пашни, ФИО5 включена в состав КФХ «ФИО1». На схеме определен земельный участок ФИО5
02.04.1996г. ФИО6 обратилась к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просила включить ее со своим паем в состав КФХ «ФИО1».
27.04.1996г. Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №86 ФИО6 представлен земельный участок общей площадью 10 га., в том числе 9,59 га пашни, ФИО6. включена в состав КФХ «ФИО1». На схеме определен земельный участок ФИО6
02.04.1996г. ФИО7 обратилась к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просила включить ее со своим паем в состав КФХ «ФИО1».
29.04.1996г. Постановлением Главы администрации Старокулаткинского района №87 ФИО7 представлен земельный участок общей площадью 10 га., в том числе 9,59 га пашни, ФИО7 включена в состав КФХ «ФИО1». На схеме определен земельный участок ФИО7
ФИО8, ФИО9 обратились к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлениями о предоставлении земельного участка общей площадью 10 га, в том числе 9,59 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просила включить ее со своим паем в состав КФХ «ФИО1».
14 января 1998 г Распоряжением главы Старокулаткинского района от 14 января 1998 г. № 018 «О предоставлении земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств», ФИО8 и ФИО9 в счет их земельных долей предоставлен в собственность земельный участок из земель производственного кооператива «Вязовогайский» площадью 20,0 га, из них - 19,18 га пашни и 0,82 га пастбищ, для организации крестьянских (фермерских) хозяйств и включения в состав крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для совместной деятельности.
ФИО10 обратился к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 9,8 га, в том числе 9, 3 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский», и просил включить ее в состав КФХ «ФИО1».
06 апреля 1996 г. главой администрации Старокулаткинского района издано распоряжение № 188 об изъятии из земель производственного кооператива «Вязовогайский» земельного участка общей площадью 9,0 га, из них 8,6 га пашни и 0, 4 га пастбищ и предоставлении его в собственность для организации крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для совместной деятельности.
19 апреля 1996 г. главой администрации Старокулаткинского района издано постановление № 78 «О предоставлении земельного участка гр-ке ФИО5 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», согласно которому ФИО5 в счет ее земельной доли предоставлен в собственность земельный участок из земель производственного кооператива «Вязовогайский» площадью 10,0 га, из них - пашни 9.59 га и 0,41 га пастбищ, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и включения в состав крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для совместной деятельности.
27 апреля 1996 г. главой администрации Старокулаткинского района издано постановление № 86 «О предоставлении земельного участка гр-ке ФИО6 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», согласно которому ФИО6 в счет ее земельной доли предоставлен в собственность земельный участок из земель производственного кооператива «Вязовогайский» площадью 10,0 га, из них - пашни 9,59 га и 0,41 га пастбищ, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и включения в состав крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для совместной деятельности.
29 апреля 1996 г. главой администрации Старокулаткинского района издано постановление № 87 «О предоставлении земельного участка гр-ке ФИО7 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», согласно которому ФИО7 в счет ее земельной доли предоставлен в собственность земельный участок из земель производственного кооператива «Вязовогайский» площадью 10,0 га, из них - пашни 9,59 га и 0,41 га пастбищ, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и включения в состав крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для совместной деятельности.
11.02.1994г. зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельную долю общей площадью 10,0 га, в том числе 9,59 га пашни (свидетельство на право собственности на землю серии РФ-XXIX №0297384). Согласно свидетельству совершены сделки и иные действия по распоряжению земельным участком: Постановления Главы администрации Старокулаткинского района №37 от 22.03.1994г., №75 от 19.05.1994г., № 87 от 29.04.1996г.. №86 от 27.04.1996г., №78 от 19.04.1996г., 10 га; распоряжение главы района №18 от 14.01.1998г. на 20 га. в пользу ФИО1
09.04.1998г. ФИО11 обратилась к Главе администрации Старокулаткинского района с заявлением о предоставлении земельного участка на площади 9,8 га, из них 9,3 га пашни, в связи с выходом из состава производственного кооператива «Вязовогайский» для организации КФХ «ФИО1».
24 апреля 1998 г. главой администрации Старокулаткинского района издано распоряжение № 231 об изъятии из земель производственного кооператива «Вязовогайский» земельного участка общей площадью 9,0 га, из них 8,6 га пашни и предоставлении его в собственность для организации крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для совместной деятельности.
Какие-либо документы по совместной деятельности в КФХ ФИО1 не оформлялись. В судебном заседании ФИО1 пояснил суду, что граждане, указанные в распоряжениях: ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в совместной деятельности КФХ не участвовали, все имущество КФХ он считает только своей собственностью, а не совместной собственностью с гражданами: ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, а земельными долями он не владеет, а только «пользуется».
14.06.2012 года на основании: плана проверок на 2012 год, Распоряжения руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области о проведении плановой выездной проверки № 553 от 22 мая 2012 года, проведена плановая выездная проверка соблюдения КФХ «ФИО1» земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах сельскохозяйственного производственного кооператива «Вязовогайский» с кадастровым номером 73:15:020601:6.
В ходе проведенной проверки установлено, что КФХ «ФИО1» использует часть земельного участка с кадастровым номером 73:15:020601:6, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения расположенного по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский» общей площадью 38520000 кв.м. Проверкой установлено: КФХ ФИО1 занимается обработкой сельскохозяйственных угодий на поле № 12061 площадью 138300 кв.м. в том числе пашни 138300 кв.м. по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, границах СПК «Вязовогайский». В 2012 году поле № 12061 на площади 13830 кв.м. засеяно подсолнечником. Также установлено, что КФХ ФИО1 занимается обработкой сельскохозяйственных угодий на поле № 12053 площадью 541700 кв.м., в том числе пашни 513200 кв.м. и пастбищ 28500 кв.м. по адресу: Ульяновская область Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский». В 2012 году поле № 12053 на площади 62300 кв.м. засеяно ячменем и на площади 450900 кв.м. засеяно подсолнечником. По мнению административного органа, данные земельные участки является частью земельного массива СПК «Вязовогайский» площадью 38520000 кв.м., который находится в общей долевой собственности собственников земельных паев СПК «Вязовогайский» на основании Постановления Главы администрации Старокулаткинского района Ульяновской области № 158 от 21.10.1994г.
В ходе проверки КФХ «ФИО1» правоустанавливающие документы на данные земельные участки представлены не были.
По результатам выявленных нарушений составлены акты проверки №2 и № 3.
14.06.2012 г. государственным инспектором Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов по использованию и охране земель по делам № 7315/20-08-2012 и 7315/20-06-2012 в отношении КФХ «ФИО1» составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ.
26.06.2012г. Радищевским отделом (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в отношении КФХ «ФИО1» вынесены постановления по делу № 7315/20-08-2012 и по делу № 7315/20-06-2012 о привлечении Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1», к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлениями Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области: от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-08-2012 о привлечении Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 о привлечении Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1», к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности не подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:
В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в предмет доказывания входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения, наличии соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Ст. 1.6. КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Постановлениями Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области: от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-08-2012 и от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 КФХ «ФИО1» привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях … использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа … на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Целью статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предметом - земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Объективная сторона - деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения
Субъективная сторона - умышленная вина.
Субъектами могут быть, в том числе и юридические лица.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения.
В данном случае, событием правонарушения в постановлении Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-08-2012 указано, чтоземельный участок, расположенный по
адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах СПК
«Вязовогайский» поле № 12061 площадью 138300 кв.м. в том числе пашни 138300 кв.м. используется крестьянско-фермерским хозяйством
«ФИО1» в нарушении ст. 25 Земельного
Кодекса РФ без оформленных в установленном порядке
правоустанавливающих документов на землю.
Событием правонарушения в постановлении Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 указано, что земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский» поле № 12053 площадью 541700 кв.м. в том числе пашни 513200 кв.м. и пастбищ 28500 кв.м. используется крестьянско-фермерским хозяйством «ФИО1 в нарушении ст. 25 Земельного Кодекса РФ без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Системный анализ норм права показал, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю понимается пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии со ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» зарегистрировано в качестве юридического лица в соответствии с постановлениями главы администрации Старокулаткинского района 19 от 8 февраля 1994 г. и № 239 от 10 ноября 1995 г.
Глава КФХ «ФИО1» ФИО1 пояснил суду, что в 1994-1998 годах его хозяйство получило в пользование земельные участки из состава земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, СПК «Вязовогайский». Земельные участки выделялись гражданами - жителями с. Вязовый Гай, в счет принадлежащих им земельных долей в составе указанного земельного участка в границах СПК «Вязовогайский», и затем передавались в пользование КФХ. В указанный период передача земли, выделенной гражданам, в КФХ без намерения граждан в дальнейшем участвовать в работе КФХ и без оформления каких-либо договорных отношений с этими гражданами относительно пользования их земельными паями, являлось обычной практикой. По сведениям главы КФХ «ФИО1» в настоящее время он пользуется земельными паями, принадлежащими гражданам: ФИО3, ФИО4. ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, на основании постановлений главы администрации Старокулаткинского района Ульяновской области № 37 от 22.03.1994, № 75 от 19.05.1994, № 78 от 19.04.1996, № 86 от 27.04.1996, № 87 от 29.04.1996 и распоряжений главы Старокулаткинского района Ульяновской области Х& 018 от 14.01.1998, № 188 от 06.04.1998, № 231 от 24.04.1998, без оформления каких-либо соглашений с гражданами. По его мнению, оформление договорных или иных отношений с гражданами, предоставившими ему земельные участки, не требовалось, так как земля передавалась гражданами в КФХ для осуществления совместной деятельности. Согласно пояснениям ФИО1, некоторые из указанных граждан уже умерли, другие тяжело больны. С правопреемниками умерших собственников земельных долей он не оформлял каких-либо документов на право пользования землей.
С учетом пояснений ФИО1, суд не посчитал возможным привлечь граждан, чьими земельными паями пользуется КФХ «ФИО1», но известил Прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области и Прокурора Ульяновской области о выявленных обстоятельствах и рассмотрении настоящего дела в Арбитражном суде в целях защиты прав граждан.
По состоянию на 8 февраля 1994 г. вопросы создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства регулировались Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 № 348-1 (в ред. от 24.12.1993) (далее - Закон о КФХ 1990 года).
Статьей 1 Закон о КФХ 1990 года было предусмотрено, что Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
Согласно ст. 9 Закон о КФХ 1990 года, крестьянское хозяйство регистрировалось районным (городским) Советом народных депутатов только после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
Также ст. 257 ГК РФ предусмотрено, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находится в том числе и предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок.
В данном случае КФХ зарегистрировано в качестве юридического лица в 1994 году, ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 30 га на основании государственного акта, в котором в качестве собственников указаны: ФИО1, ФИО3, ФИО4 с размером земельной доли 10 га на каждого.
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы данного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Гражданам ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» и постановления администрации Старокулаткинского района от 21.10.1994 г. № 158 предоставлены на праве общей долевой собственности в ПК «Вязовогайский» земельные доли общей площадью 9,8 га каждому, о чем выданы свидетельства на право собственности установленной формы.
По заявлениям ФИО7 (1996 г.), ФИО6(1996 г.), ФИО5 (1996 г.), ФИО8 (1997 г.), ФИО12 (1997 г.), ФИО10 (1998 г.), ФИО11 (1997 г.) о выходе из состава ПК «Вязовогайский» и выделении в собственность земельных участков для ведения КФХ, включении их со своим земельным паем в состав КФХ «ФИО1», на основании протоколов заседания Совета ПК «Вязовогайский» (в которых отражено, что земельные участки предоставляются в счет земельных долей), представлений администрации с. Вязовый Гай о возможности представления указанным гражданам земельных участков испрашиваемой площади и местоположения, постановлениями Главы администрации Старокулаткинского района от 29.04.1996 г. № 87, от 27.04.1996 г. № 86, от 19.04.1996 г. № 78, распоряжениями от 14.01.1998 г. № 018, от 06.04.1998 г. № 188, от 24.04.1998 г. № 231, указанные земельные участки были изъяты из земель СПК «Вязовогайский» и предоставлены гражданам в собственность для организации КФХ.
Согласно Закону РСФСР от 22.11.1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», членами таких хозяйств должны быть трудоспособные члены семьи и другие граждане, ведущие совместное хозяйство. При выходе из КФХ его член может получить только стоимость своей земельной доли.
Отличительной чертой такого вида предпринимательства является полная занятость на всей земле всех членов КФХ. Доходы от деятельности КФХ должны являться для его членов основными.
В данном случае граждане изъявили желание выйти из состава ПК «Вязовогайский», причем в разные периоды времени, каждому выделялся отдельный земельный участок для создания КФХ. Сами по себе они КФХ не создали, совместную деятельность в соответствии с требованиями законодательства (ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 г. № 348-1) в составе КФХ «ФИО1» никогда не вели, что подтверждает глава хозяйства.
Право на использование земельной доли и виды использования этого права установлены Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю». В частности, в п. 4 Указа обусловлено право собственника земельной доли без согласия других участников долевой собственности использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 244 ГК РФ, общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
В данном случае имущество в общую собственность членов КФХ не поступало, совместная деятельность не велась.
Пунктом 1 ст. 164 ГК РФ (в первоначальной и действующей редакции) установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 24.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» земельные участки и все, что прочно с ними связано, были названы недвижимостью. Совершение сделок с земельными участками подлежало регулированию гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и норм самого Указа.
Пункт 3 Указа предусматривал государственную регистрацию права собственности на земельный участок как обязательный элемент правового режима недвижимой вещи.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.12.1993 г. № 2130 на всей территории Российской Федерации установлена единая система ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Данная система - основа для регулирования всех операций с землей.
Полномочия по ведению государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость предоставлены Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) и его территориальным органам на местах.
В свою очередь, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.12.1993 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» и Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», Роскомзем разработал и издал «Методические указания о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость» (далее - Методические рекомендации), структуру и содержание поземельной книги для регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
Указанные документы утратили силу лишь в 1998 г. с учетом требований ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно Методическим рекомендациям (ст. 2), государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость является актом, на основании и с момента совершения которого за гражданами и юридическими лицами признаются и закрепляются государством права на недвижимость.
Объектами регистрации являются права на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, которые регистрируются в форме юридических документов, устанавливающих, передающих, подтверждающих права на недвижимое имущество, то есть предусмотрена обязательная регистрация любого случая возникновения, передачи, ограничения(обременения), изменения или прекращения прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Документы, представляемые на регистрацию, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации (ст. 4 Методических рекомендаций).
Такими документами могли быть Государственный акт о предоставлении земельного участка в собственность, свидетельство на право собственности на землю, договор купли - продажи, документ о дарении, закладная, договор об аренде, сервитут, документ о праве удержания имущества, запрет на пользование имуществом, распоряжение, указ или решение суда или документ о других обременениях, а также любой другой документ, затрагивающий право на недвижимость.
Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 25.01.1999 г. № 112, до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применяется ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Помимо государственных актов, документами о правах на землю были свидетельства, выдаваемые на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», свидетельства и договоры, форма которых утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Из представленных заявителем документов не следует, что земельные участки, изъятые из земель ПК «Вязовогайский» и предоставленные гражданам, поименованным заявителем в качестве членов КФХ «ФИО1», вошли в состав совместного (долевого) имущества членов КФХ, и что у КФХ «ФИО1» (как юридического лица) возникло право собственности на указанные земельные участки. Никаких договорных отношений с собственниками земельных долей КФХ «ФИО1» не оформлено.
Согласно Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» КФХ должно было либо зарегистрировать право (общей, совместной, общедолевой) собственности на землю, что могло быть подтверждено «свидетельством на право собственности на землю», либо оформить право пользование землей, представленным гражданам: ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 соответствующими договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд считает, что заявителем не предоставлено доказательств надлежащего оформления земельных участков.
Доводы заявителя о возникновении его права на спорные земельные участки в соответствии с постановлениями главы администрации Старокулаткинского района № 19 от 08.02.1994, № 37 от 22.03.1994, № 75 от 19.05.1994, № 78 от 19.04.1996, № 86 от 27.04.1996, № 87 от 29.04.1996, и распоряжениями главы Старокулаткинского района № 018 от 14.01.1998, № 188 от 06.04.1998, № 231 от 24.04.1998, государственного акта на право собственности на землю в отношении 30,0 га и свидетельства на право собственности на землю серии РФ-XXIX № 0297384 от 11.02.1994 , не подтверждены материалами дела, поскольку, согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997.
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997. Таким документом является свидетельство о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, либо арендатору земельных участков.
Ссылка ФИО1 на ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997, регулирующую отношения по признанию ранее возникших прав, несостоятельна, поскольку доказательства возникновения у КФХ «ФИО1» (как юридического лица) прав на земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский» - поле № 12061 площадью 138300 кв.м. и поле № 12053 площадью 541700 кв.м., отсутствуют, а в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 юридически действительными признаются права, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997.
В связи с тем, что у КФХ «ФИО1» отсутствуют надлежащим образом оформленные правоустанавливающие документы на земельные участки, его деяния образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина КФХ «ФИО1» доказана и состоит в его бездействии, поскольку при надлежащем исполнении своих обязанностей заявитель должен был убедиться, что имеются все необходимые правоустанавливающие документы на используемые им земельные участки и не должен был использовать земельный участок до их получения.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия КФХ «ФИО1» необходимых и достаточных мер к оформлению права на занимаемые им участки на поле № 12061 площадью 13830 кв.м. и на поле № 12053 площадью 541700 кв.м. по адресу: Ульяновская область Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский».
Довод ФИО1 о том, что «ему оформляли земельный участок путем указания распоряжений в свидетельство» не состоятелен. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения КФХ «ФИО1» за оформлением прав на спорные земельные участки в установленном порядке с выдачей соответствующего свидетельства.
Доля ФИО1 (10 га) зафиксирована дважды - как в государственном акте от 08.02.1994г. №19, так и в Постановлении Главы администрации Старокулаткинского района №1908 от 08.02.1994г., а доля ФИО11 по распоряжению главы администрации Старокулаткинского района № 231 от 24 апреля 1998 г. в свидетельстве на право собственности на землю серии РФ-XXIX №0297384 от 11.02.1994г. не указана.
Порядок оформления прав на земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, в границах СПК «Вязовогайский» - поле № 12061 площадью 138300 кв.м. и поле № 12053 площадью 541700 кв.м., КФХ «ФИО1» соблюден не был без уважительных причин.
Следовательно, вывод Управления о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в деяниях заявителя являются обоснованным.
Суд не находит оснований применения к заявителю ст.2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного в данном случае отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ст. 7.1 КоАП РФ, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны собственности, защиты имущественных интересов граждан. Данное обстоятельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При этом факт отсутствия негативных последствий совершенного правонарушения не является основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.
Поскольку заявитель не привел исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного обществом правонарушения, суд приходит к выводу о невозможности в спорной ситуации применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом при вынесении постановления о назначении административного наказания учтены характер совершенного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, наказание назначено административным органом в минимальном размере, установленном санкцией ст. 7.1 КоАП РФ, что соответствует его целям (статья 3.1 КоАП РФ), положениям статей 3.5 и 4.5 КоАП РФ, а также отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. В этой связи суд находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 210-211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Заявления Крестьянско-фермерского хозяйства «ФИО1» о признании незаконными постановлений Радищевского отдела (Радищевского, Старокулаткинского и Павловского районов) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области: от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-08-2012 о привлечении Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и от 26.06.2012г. по делу № 7315/20-06-2012 о привлечении Крестьянско-фермерское хозяйство «ФИО1» к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Ипполитова