город Ульяновск
«26» апреля 2019 года Дело № А72-944/2019
Дата принятия решения в виде резолютивной части 19 апреля 2019 года.
Дата изготовления мотивированного решения 26 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 "Мальвина" (ОГРН <***>, г. Ульяновск)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск),
третье лицо - инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (г. Ульяновск),
о признании недействительным решения № 083V12180000206 от 18.12.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначислений взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 286,93 руб., взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 225,61 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 600,62 руб., возложения обязанности по уплате пени в сумме 283,12 руб.,
без вызова лиц, участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
определением от 28.02.2019 вышеуказанное заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 "Мальвина" (далее – учреждение) принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ, для сторон установлены сроки для представления в суд и друг другу доказательств по делу.
В установленные судом сроки государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – управление) представило отзыв, в котором возразило против заявленных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству ответчика привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска.
Дело в силу положений части 5 статьи 228 АПК РФ рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, на основании доказательств, представленных сторонами, в течение установленных судом сроков.
19.04.2019 судом принято решение в виде резолютивной части согласно части 1 статьи 229 АПК РФ.
23.04.2019 от управления поступило заявление о составлении мотивированного решения.
26.04.2019 судом изготовлено мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении учреждения была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте проверки от 26.11.2018 № 083V10180000479.
В частности, в ходе проверки было установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) учреждением не начислены страховые взносы на суммы выплат в размере 50% от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в организациях, при условии, что их дети посещают дошкольные организации, за 2016 год на сумму 66 239 руб. 25 коп.
В связи с изложенным решением управления от 18.12.2018 № 083V12180000206 учреждению по данному эпизоду доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 286,93 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1 225,61 руб., штраф в размере 1 302,52 руб., пени в сумме 98,87 руб.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в рамках настоящего дела.
Управление с требованиями заявителя не согласилось по доводам, изложенным в отзыве, указав, что спорные выплаты не поименованы в перечне статьи 9 Закона № 212-ФЗ, они производились в рамках трудовых отношений.
Всесторонне оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Из материалов дела следует, что заявитель привлечен к ответственности в 2018 году за допущенные в 2016 году правонарушения. В рассматриваемый временной период правоотношения в сфере исчисления, уплаты, взыскания страховых взносов, а также привлечения к ответственности регулировались Законом N 212-ФЗ.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), которым признан утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Принимая во внимание переходные положения законодательства, установленные статьями 19 - 20 Закона N 250-ФЗ, суд применяет к рассматриваемому периоду положения Закона N 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017.
В соответствии с нормами части 1 статьи 5, части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ заявитель как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Статьей 4 Закона Ульяновской области от 13.08.2013 N 134-ЗО "Об образовании в Ульяновской области" предусмотрено, что Правительство Ульяновской области устанавливает порядок обращения родителей (законных представителей) детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за получением компенсации, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и порядок предоставления указанной компенсации, а также средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 N 609-П "О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования" утверждены Порядок расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий по предоставлению родителям (законным представителям) детей, посещающих муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми, и Положение о порядке обращения родителей (законных представителей) детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за получением компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми и порядке предоставления указанной компенсации.
Указанный Порядок определяет механизм расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий по предоставлению родителям (законным представителям) детей, посещающих муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми.
Вышеуказанное Положение в соответствии с Законом Ульяновской области от 13.08.2013 N 134-ЗО "Об образовании в Ульяновской области" определяет механизм обращения родителей (законных представителей) детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за получением компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми и порядок предоставления указанной компенсации.
Решением Ульяновской Городской Думы от 21.12.2012 N 223 утверждена Программа дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании "город Ульяновск" "Забота", пунктом 5.4 раздела 5 которой предусмотрена мера социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск", из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях при условии, что их дети посещают учреждения, в размере 50% от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях, пропорционально времени нахождения ребенка в образовательной организации, ежемесячно в течение календарного года на заявительной основе.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях реализации мер социальной поддержки граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования "город Ульяновск", имеющих детей, постановлением администрации г. Ульяновска от 04.07.2013 N 2914 утверждены порядки предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий специалистов, постоянно или преимущественно проживающих в муниципальном образовании "город Ульяновск".
В том числе указанным постановлением утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск", из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях при условии, что их дети посещают образовательные организации (Порядок предоставления меры социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск", в виде оплаты в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях, при условии, что их дети посещают организации (в ред. постановления администрации города Ульяновска от 17.10.2013 N 4490)).
В пункте 1 указанного Порядка отражено, что он определяет механизм предоставления меры социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск", из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования "город Ульяновск" (далее - образовательная организация) при условии, что их дети посещают образовательные организации (далее - мера социальной поддержки).
Согласно пункту 2 названного Порядка мера социальной поддержки предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее - заявители, получатели меры социальной поддержки), ежемесячно в течение календарного года на заявительной основе в размере, установленном строкой 5.4 раздела 5 Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании "город Ульяновск" "Забота", утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 21.12.2012 N 223. Мера социальной поддержки предоставляется пропорционально количеству дней нахождения ребенка в образовательной организации, начиная с месяца подачи заявления.
При этом пунктом 4 Порядка установлено, что для получения меры социальной поддержки заявитель подает в образовательную организацию, которую посещает ребенок, заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с приложением документов, указанных в этом пункте.
Таким образом, заявление о получении меры социальной поддержки подается не работодателю, а в образовательную организацию, которую посещает ребенок.
Судом установлено, что заявителем произведены вышеуказанные выплаты, размер и основание этих выплат управлением не оспорены.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными законами.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В данном случае, спорные выплаты носят характер социальной поддержки. При этом спорные выплаты не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В рассматриваемых ситуациях спорные социальные компенсации не зависели от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, управлением не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что выплаты, произведенные учреждением, как иные выплаты, относящиеся к мерам социальной поддержки, не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на основании Закона №212-ФЗ.
Аналогичный правовой подход изложен также в Постановлении Президиума ВАС от 08.04.2014 N 16954/13 по делу N А73-13807/2012.
Иных оснований для доначисления учреждению сумм страховых взносов по спорному эпизоду управлением не приведено.
Из заявления усматривается, что учреждение просило признать недействительным решение управления № 083V12180000206 от 18.12.2018 в полном объеме, однако обосновано оно только несогласием со спорным эпизодом.
Учитывая изложенное, поскольку заявитель не указал причины обращения с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения в полном объеме конкретными обстоятельствами, суд признает недействительным решение управления № 083V12180000206 от 18.12.2018 в части доначислений взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 286,93 руб., взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 225,61 руб. и начисленных на эти суммы пеней и штрафов.
В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержатьсяуказание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. следует отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями110, 197-201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение № 083V12180000206 от 18.12.2018 государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначислений: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5 286,93 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 225,61 руб., штрафа в размере 1 302,52 руб., пени в сумме 98,87 руб.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 "Мальвина" (ОГРН <***>, г. Ульяновск).
В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 "Мальвина" (ОГРН <***>, г. Ульяновск) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья О.В. Коннова