Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-10582/2021
12 ноября 2021 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 10 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.М. Левинталь,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К. А. Михайленко,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>, 113184, <...>)
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682460, <...>)
третьи лица: Управление Росреестра по Хабаровскому краю, ФБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Хабаровскому краю, Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, АО «ДГК» в лице филиала «Хабаровской генерации»
о снятии земельного участка с кадастрового учета
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация, ответчик) с исковыми требованиями о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 27:10:0010130:32 площадью 83 кв. м., расположенного по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, Николаевский район, городское лесничество КГУ «Николаевский лесхоз»; указании в решении суда, что решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
Требования обоснованы тем, что спорный земельный участок имеет пересечение границ с землями лесного фонда с кадастровым номером 27:00:0000000:14, принадлежащим РФ на праве собственности, и на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности РФ на земли лесного фонда, в границах которого располагается спорный земельный участок, что нарушает права РФ как собственника участка.
Определением суда от 08.07.2021 судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Хабаровскому краю, ФБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Хабаровскому краю, Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
Определением суда от 06.09.2021 судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено АО «ДГК» в лице филиала «Хабаровской генерации».
Лица, участвующие в деле явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
В отзыве Администрация ссылается на то, что на момент постановки спорного земельного участка в сведениях из ЕГРН отсутствовала информация о наличии каких-либо ограничений, препятствующих постановке на учет. Полагает, что истцом не доказано частичное наложение земельных участков. Ссылается на пропуск срока исковой давности, поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2007 году. Считает себя ненадлежащим ответчиком.
Суд на основании статьи 156 АПК РФ рассмотрел спор в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что 17.11.2004 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:00:0000000:14, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись регистрации № 27-01-/11-33/2004-919, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2004 г. серия 27-АА № 177796, от 04.02.2011 г. серия 27-АВ № 525357.
При проведении анализа данных о границах земельного участка с КН 27:10:0010130:32 (далее - спорный земельный участок) и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ с землями лесного фонда и расположен на земельном участке с КН 27:00:0000000:14.
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с КН 27:10:0010130:32 площадью 83 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет 20.11.2007г.; расположен по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, р-н Николаевский, городское лесничество КГУ «Николаевский лесхоз»; категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: виды разрешенного использования; под строительство объекта «Газопровод-отвод до ТЭЦ г. Николаевск-на-Амуре с переводом станции на газ»; данные о правообладателе отсутствуют; сведения об объектах недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Спорный земельный участок с КН 27:10:0010130:32 находится в границах земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:00:0000000:14 в квартале 58 (части выделов 1, 3) Городского участкового лесничества Николаевского лесничества Хабаровского края.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 <...> в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 г. Федерального закона № 280-ФЗ, Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации было поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с Государственным лесным реестром (далее - ГЛР) к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН - к землям иных категорий.
Полагая, что нахождение на государственном кадастровом учете спорного земельного участка нарушает права Российской Федерации как собственника федеральных земель, поскольку препятствует внесению в ЕГРН достоверных сведений о границах Николаевского лесничества Хабаровского края, истец обратился в суд с настоящим иском.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, подлежащими применению по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 11 ГК РФ, защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными нормами названного Кодекса и других федеральных законов.
Формулирование оснований и предмета иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в статье 12 ГК РФ способов либо нескольких из них. При этом избираемый способ защиты должен привести к восстановлению его нарушенных прав или оспариваемых интересов.
В силу статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 - 70.1 Кодекса. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно статьям 68 и 69.1 ЛК РФ лесоустройство включает в себя определение местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками; таксацию лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих лесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий и т.д.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр (ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках и об их границах.
В соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в ГЛР являются материалы лесоустройства.
В силу части 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу абзацев 8, 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, сельских поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений.
Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселений, городского округа.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
В силу части 8 статьи 24, статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее – Закон №172-ФЗ), перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта. При этом, в соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 48 определен состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закон №172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с приведенными нормами права изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, допускается при изменении границ населенных пунктов, но по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного в области лесных отношений федерального органа исполнительной власти.
Согласно подпунктам 2.1 и 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 года № 202, Департамент осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе посредством обжалования документов территориального планирования, утвержденных без согласования Рослесхоза, в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 г. № 1223 Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 736 дополнено пунктом 5.20(3), согласно которому Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 <...> в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 г. Федерального закона № 280-ФЗ, Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации было поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с Государственным лесным реестром (далее - ГЛР) к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН - к землям иных категорий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 г. №1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ сведений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
По смыслу положений п. 8 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ судебное решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН, в том числе исключения из ЕГРН сведений о земельных участках.
Из заключения №7 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, выданным филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с КН 27:10:0010130:32, установленных по координатам из ЕГРН установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 58 (части выделов 1, 3) Городского участкового лесничества Николаевского лесничества Хабаровского края. Площадь пересечения (наложения) составила 83 кв. м.
При этом, суд исходит из того, что результаты исследовательских мероприятий, проведенных ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект», в установленном порядке ответчиком не опровергнуты.
Поскольку согласно выписке из ЕГРН, сведения о правообладателях спорного земельного участка отсутствуют, а согласно публичной кадастровой карте форма собственности не определена, надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в силу положений статьи 11 ЗК РФ и положений статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом отклонены ввиду следующего.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Пунктом 1 статьи 186 ГК РФ определено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с абзацем пятым статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
В абзаце 3 пункта 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Поскольку из материалов дела судом установлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 27:10:0010130:32 с землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, в данном случае нарушение права собственности Российской Федерации путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения, и, в силу положений пункта 57 Постановления №10/22 на данные требования, направленные на исключение недостоверных сведений из государственного кадастрового учета, исковая давность не распространяется (абзац 5 статьи 208, статья 304 ГК РФ).
Данный вывод суда основан на позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2020 №306-ЭС19-23752.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. В связи с чем, указание в судебном акте об удовлетворении требования о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка на то, что он является основанием для внесения изменений в ЕГРН, не требуется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 27:10:0010130:32 площадью 83 кв. м., расположенном по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, Николаевский район, городское лесничество КГУ «Николаевский лесхоз».
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О. М. Левинталь