ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16164/12 от 08.02.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-16164/2012

08 февраля 2013 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении унитарного муниципального пассажирского автотранспортного предприятия «Орион» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа – не явился;

от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.

Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с требованием привлечь унитарное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие «Орион» (далее - УМПАТП «Орион», предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в суд не обеспечили.

УМПАТП «Орион» представило отзыв на заявление, согласно которому факт вменяемого правонарушения признает.

В соответствии с правилами статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.

Согласно статье 155 АПК РФ, пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела суд

УСТАНОВИЛ:

Унитарное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие «Орион», расположенное по адресу: 682711, Хабаровский край, п.Солнечный, промзона, а/я 8, зарегистрировано 12.12.2005г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1052740148240, ИНН <***>, и на основании лицензии от 30.03.2006г. № АСС-27-034459, сроком действия до 29.03.2016г., выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

08.11.2012г. в 11 час. 00 мин. в п. Дуки инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Солнечный» лейтенантом полиции ФИО1 при проверке на линии автобуса ПАЗ-32053, гос. номер <***>, на котором под управлением водителя ФИО2 осуществлялась регулярная перевозка школьников по маршруту п.Дуки - п. Болен и обратно, установлено, что данный автобус не соответствует ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей». Кроме того, автобус не прошел предрейсовый технический осмотр перед выездом на линию; подпись механика в путевом листе отсутствует. В ходе проверки так же установлено, что по месту постоянной стоянки автотранспортного средства в п. Дуки отсутствует должностное лицо - механик, ответственный за выпуск транспортного средства на линию в исправном состоянии.

08.11.2012г. в 12 час. 00 мин. при проверке школьного автобуса ПАЗ-32053 гос. № СВ023 27, находящегося под управлением водителя ФИО3, установлено, что на указанном автобусе УМ ПАТП «Орион» осуществляет перевозки школьников по маршруту п. Хурмули - п. ДСЗ и обратно, при этом, контроль технического состояния автобуса при выпуске на линию провел водитель ФИО3, не имеющий соответствующей квалификации, не прошедший в установленном законодательством порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности.

По результатам проверки государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Солнечный» ст. лейтенантом полиции ФИО4 составлен рапорт от 08.11.2012г., а так же акт проверки транспортных средств при выпуске их на линию от 08.11.2012г.

26.11.2012г. Комсомольским отделом автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ на основании материалов, поступивших от Межмуниципального отдела МВД России «Солнечный», в отношении УМПАТП «Орион» возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение.

07.12.2012г. государственным инспектором Комсомольского отдела Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО5 в отношении УМПАТП «Орион», с участием его законного представителя – директора ФИО6, составлен протокол серии 27 № 004608 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктами «г», «з» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании), предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В силу части 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом должны, в том числе, обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Согласно пункту 2.5.4 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

В соответствии с пунктом 2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке.

Согласно статье 1 «Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 №13/11 (далее – Положение об аттестации) аттестация должностных лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности, в частности, движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.

В силу пункта 2 данного Положения, аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации (Приложение №1), которым предусмотрено, что на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте аттестации подлежат, в том числе, специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Из системного толкования вышеуказанных нормативных положений следует, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обязаны организовать проведение контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки, который осуществляется должностным лицом (механиком), ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в нарушение вышеназванных нормоположений при выпуске на линию автобуса ПАЗ-32053 гос. помер СВ023 27 контроль технического состояния автобуса провел водитель ФИО3, не имеющий соответствующей квалификации, не прошедший в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности. Кроме того, проверкой установлено, что по месту постоянной стоянки автотранспортного средства в п. Дуки отсутствует должностное лицо (механик), ответственное за выпуск транспортного средства на линию в исправном состоянии. Таким образом, автобус ПАЗ-32053, гос. номер <***> под управлением водителя ФИО2 осуществлял 08.11.2012г. регулярную перевозку школьников по маршруту п.Дуки - п. Болен и обратно без прохождения предрейсового технического осмотра перед выездом на линию, что также подтверждается отсутствием в путевом листе от 08.11.2012г. подписи механика.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 указанного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований при перевозке пассажиров.

В частности, грубым нарушением является использование транспортных средств, не соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации, не прошедших предрейсового технического осмотра (подпункты «г», «з» пункта 4 Положения о лицензировании, часть 4 статьи 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995).

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вменяя предприятию предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из того, что УМПАТП «Орион» повторно привлекается к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2012г. по делу №А73-1350/2012.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях УМПАТП «Орион» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предприятием, подтверждаются, в частности, протоколом об административном правонарушении от 07.12.2012г. серии 27 № 004608, актом проверки транспортных средств при выпуске их на линию от 08.11.2012, путевыми листами от 08.11.2012г., лицензией №АСС-27-034459 от 30.03.2006г., пояснениями директора УМПАТП «Орион», изложенными в отзыве на заявление.

Вина УМПАТП «Орион» выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности юридическое лицо обязано неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность юридического лица (повторное совершение однородного правонарушения в течение одного года), суд считает необходимым применить к правонарушителю меру наказания в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.3, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Унитарное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие «Орион», находящееся по адресу: 682711, Хабаровский край, Солнечный район, пгт.Солнечный, промзона, а/я 8, зарегистрированное 12.12.2005 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1052740148240, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 42 000 рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак