ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-18206/09 от 03.12.2009 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-18206/2009

«10» декабря 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2009. Полный текст решения изготовлен 10.12.2009.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С. Панасенко,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион»

об оспаривании постановления Амурской таможни от 27.10.2009 г. по делу об административном правонарушении №10713000-126/2009

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился;

от административного органа – старшего государственного таможенного инспектора ФИО1, действующей по доверенности от 15.01.2009 № 2.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 30.11.2009 по 03.12.2009.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее – ООО «Регион», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Амурской таможни от 27.10.2009 г. по делу об административном правонарушении №10713000-126/2009, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 123 АПК РФ, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель таможенного органа с заявленными требованиями не согласилась, считает, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку факт вмененного административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

10 августа 2009 года в рамках исполнения контракта № HLDN-252-66 от 05.06.2009 обществом с ограниченной ответственностью «Регион» в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост Амурской таможни была подана грузовая таможенная декларация № 10713030/100809/0003601 на декларирование лесоматериалов, планируемых к вывозу за пределы таможенной территории РФ в КНР, железнодорожным транспортом.

Согласно сведениям, заявленным в ГТД № 10713030/100809/0003601 от 10.08.2009 к декларированию заявлено два товара:

товар № 1 – бревна круглые, неокоренные, необработанные, сортимент пиловочник, порода Лиственница Дальневосточная (Larix), 1-2 сорт, длина 4 м., диаметр 14 см, ГОСТ 9463-88, код 440320 99 01 ТН ВЭД РФ, в количестве - 11,388 м3 без учета коры, (14,040 м3 с учетом коры);

товар № 2 – бревна круглые, неокоренные, необработанные сортимент пиловочник, порода Лиственница Дальневосточная (Larix), 1-2 сорт, длина 4 м., диаметр 16-32 см, ГОСТ 9463-88, код 440320 91 09 ТН ВЭД РФ, в количестве - 175,038 м3 без учета коры, (213,605 м3 с учетом коры).

Совместно с ГТД № 10713030/100809/0003601, для подтверждения заявленных сведений, в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост ООО «Регион» представлены железнодорожные накладные за номерами №№ АВ 464768, АВ 464769, АВ 464770, а также спецификации к ж/д вагонам №№ 67792770, 65706830, 66494667, по которым осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ.

11 августа 2009 года, на основании служебной записки ОРО Амурской таможни от 11.08.2009 г. № 22-08/86, таможенным органом было принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра.

12 августа 2009 года на основании поручения начальника ОТД Комсомольского-на-Амуре таможенного поста № 10713030/110809/000245 должностными лицами Амурской таможни проведен таможенный досмотр лесоматериалов, заявленных в ГТД №10713030/100809/0003601, и погруженных в ж/д вагоны №№ 67792770, 65706830, 66494667, с полной выгрузкой лесоматериалов из ж/д вагонов, методом поштучного пересчета и измерения геометрических размеров каждого бревна, с определением их характеристик (идентификационные признаки породы).

В результате проведенного таможенного досмотра товаров установлено, что на территории ВЗТК ж/д ст. Селихин (тупик «ПМК 83»: Хабаровский край, Комсомольский район, п. Селихино) в предъявленных вагонах №№ 67792770, 65706830, 66494667, находятся следующие товары:

- бревна круглые, неокоренные, необработанные, сортимент пиловочник, порода Лиственница Дальневосточная (Larix), 1-2 сорт, длина 4 м., диаметр 12-14 см, в количестве - 7,643 м3 без учета коры;

- бревна круглые, неокоренные, необработанные сортимент пиловочник, порода Лиственница Дальневосточная (Larix), 1-2 сорт, длина 4 м., диаметр 16-40 см, в количестве - 194,065 м3 без учета коры.

По результатам таможенного досмотра составлен акт № 10713030/140809/000245.

При сопоставлении сведений, заявленных в ГТД № 10713030/100809/0003601, с результатами проведенного таможенного досмотра установлено, что ООО «Регион» не задекларировало в установленном законом порядке круглые, неокоренные, необработанные лесоматериалы из Лиственницы Дальневосточной (Larix) 1-2 сорта, длиной 4 м, диаметром 16-40 см, ГОСТ 9463-88, код 440320 91 01 ТН ВЭД РФ, в количестве - 19,027 м3 без учета коры.

18 августа 2009 года, по данному факту нарушения таможенных правил, государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста Амурской таможни ФИО2 в отношении ООО «Регион» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10713000-126/2009 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и передано в отделение административных расследований Амурской таможни для проведения административного расследования.

18.09.2009 по результатам административного расследования, должностным лицом Амурской таможни в отношении ООО «Регион» составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ.

27.10.2009 начальником Амурской таможни ФИО3 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 10713000-108/2009 ООО «Регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, назначен штраф в размере одной второй размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составило 31 459 руб. 17 коп.

Несогласие общества с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующей жалобой.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя таможенного органа, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего:

В соответствии с частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, является административным правонарушением и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективная сторона вышеуказанного правонарушения выражена в форме бездействия – недекларирование товара, и состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 14 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменения таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Пункт 3 статьи 124 ТК РФ устанавливает основные сведения, которые могут быть указаны в таможенной декларации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 названной статьи в декларации указывается наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенная стоимость товаров.

Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (статья 11 ТК РФ).

Статьей 127 ТК РФ предусмотрено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товара, декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации.

С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 3 статьи 132 ТК РФ).

Доказательствами, имеющимися в материалах дела, в частности, сведениями, содержащимися в грузовой таможенной декларации № 10713030/100809/0003601, в акте таможенного досмотра от 12.08.2009 № 10713030/140809/000245 подтверждается, что общество не задекларировало в установленном порядке обнаруженный в ходе таможенного досмотра товар – круглые, неокоренные, необработанные лесоматериалы из Лиственницы Дальневосточной (Larix) 1-2 сорта, длиной 4 м, диаметром 16-40 см, в количестве 19,027 м3 без учета коры.

Поскольку квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ, является недекларирование по установленной форме товаров, что свидетельствует о нарушении декларантом требований статей 123, 124 ТК РФ, таможенный орган пришел к правомерному выводу о наличии в бездействии ООО «Регион» признаков состава данного административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Обществом не были приняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение своих таможенных обязанностей, а также не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при осуществлении таможенного оформления товаров.

Вместе с тем, в обоснование своих требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, заявитель, не оспаривая факта административного правонарушения и не отрицая своей вины в его совершении, полагает, что цена на спорные лесоматериалы, используемая таможенным органом при назначении административного наказания, является необоснованно завышенной и не отражает действительного состояния цен на рынке лесоматериалов в период совершения Обществом правонарушения.

Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в соответствии с позицией Кодекса и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Размер административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ зависит от стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения.

Из содержания части 2 статьи 27.11. КоАП РФ следует, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость вещей определяется на основании заключения эксперта.

В соответствии с частью 1 статьи 26.4. КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4 статьи 26.4. КоАП РФ).

Материалами дела установлено, что таможенный орган определением от 20.08.2009 назначил товароведческую экспертизу с целью определения рыночной стоимости предмета административного правонарушения по состоянию на 10.08.2009. Проведение товароведческой экспертизы было поручено Экспертно-исследовательскому отделу № 2 (г. Хабаровск) Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы – региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока ФТС России (далее – ЭИО № 2 (г.Хабаровск) ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Владивосток ФТС России).

В соответствии с требованиями части 4 статьи 26.4. КоАП РФ директор ООО «Регион» ФИО4 был ознакомлен с определением о назначении экспертизы, а также ему были разъяснены права, предусмотренные вышеназванной нормой, что подтверждается подписью данного лица в соответствующей графе определения от 20.08.2009.

Кроме того, согласно вышеуказанному определению, эксперт экспертно-криминалистической службы ФИО5, которому было поучено провести товароведческую экспертизу, также был ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными статьей 25.9. КоАП РФ и предупрежден об ответственности по статье 17.9. КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения.

По результатам проведенных исследований экспертом ЭИО № 2 (г. Хабаровск) ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Владивосток ФТС России ФИО5 было составлено заключение от 31.08.2009 № 477/2009, согласно которому стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, а именно: лесоматериалов неокоренных необработанных из лиственницы 1-2 сорта по ГОСТ 9463-88, длиной 4м, диаметром в верхнем торце 16-40 см, в количестве 19,027 м3 без учета коры, по состоянию на 10.08.2009 составила 62918,34 руб.

В силу статей 8, 16 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Как указано в части III «Исследовательская часть» заключения эксперта №477/2009, исследование объектов экспертизы проводилось по следующим направлениям:

- определение товарной принадлежности и качественных характеристик лесоматериалов;

- изучение нормативно-технических документов, специализированной литературы – Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России;

- определение рыночной стоимости (цены) объектов экспертизы.

Рыночная стоимость объектов экспертизы определялась с использованием метода сравнительного анализа продаж идентичных лесоматериалов в г.Комсомольске-на-Амуре в августе 2009 года (ООО «Агис», ОАО ПКЦ «Русский лес», ООО «ДВ-лес») по следующим критериям: порода, сорт, диапазон толщин, длина, страна-покупатель, условия поставки.

Согласно части 3 статьи 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Суд, исследовав и проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу, что экспертиза проведена с соблюдением положений действующего законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности, заключение эксперта от 31.08.2009 № 477/2009 выполнено в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в связи с чем у суда нет оснований сомневаться в достоверности и правильности выводов эксперта относительно стоимости предмета административного правонарушения.

В то же время, Общество, обосновывая свой довод о завышении таможенным органом стоимости лесоматериалов, представило письмо АНО «Региональное бюро экспертиз» Дальневосточной торгово-промышленной палаты от 30.09.2009 № 019-06-474 о статистической стоимости лесоматериалов – лиственницы дальневосточной пиловочника ГОСТ 9463-88, сорт 1, 2, длиной 4,0 м, диаметром от 16 до 20 см, от 22 до 30 см и от 32 см и выше. Однако, из содержания данного письма нельзя с достоверностью определить на основании каких нормативно-технических документов, специализированной литературы, по каким критериям и с использованием какого метода производилась оценка и определялась средняя стоимость лесоматериалов. Кроме того, так следует из содержания указанного письма, средняя стоимость лесоматериалов определялась на «сегодняшний день», то есть на дату составления письма (30.09.2009), в то время как правонарушение было совершено 10.08.2009.

Таким образом, представленное заявителем письмо АНО «Региональное бюро экспертиз» Дальневосточной торгово-промышленной палаты от 30.09.2009 № 019-06-474 о статистической стоимости лесоматериалов содержит сведения, проверить которые не представляется возможным, в связи с чем данное письмо, с учетом положений статей 68, 71 АПК РФ, не может быть признано достоверным и достаточным доказательством правильности оценки лесоматериалов и, соответственно, не может опровергнуть выводы, содержащиеся в экспертном заключении.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств позволяет суду сделать вывод об отсутствии правовых оснований для признания постановления Амурской таможни от 27.10.2009 г. №10713000-126/2009 незаконным и его отмены, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка, срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Регион» об оспаривании постановления Амурской таможни от 27.10.2009 г. по делу об административном правонарушении №10713000-126/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак