Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-20047/2020
26 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2021 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 26.02.2021 г..
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2020 №05П07/28-16-73-2020-01 о назначении административного наказания
третье лицо Тындинская транспортная прокуратура
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № ДВОСТ НЮ-135/Д от 02.09.2020, ФИО2 по доверенности № ДКСС-867/Д от 19.08.2020;
от административного органа – ФИО3 по доверенности № 126 от 25.12.2020г.
от прокуратуры – не явились.
Сущность дела: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, Общество, ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее – административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 03.12.2020 №05П07/28-16-73-2020-01, которым заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500.000 руб.
К качестве третьего лица к участию в деле привлечена Тындинская транспортная прокуратура (далее – прокуратура).
В судебном заседании представитель Общества, на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала в полном объеме по доводам заявления.
Представитель административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражала по доводам отзыва.
Представители прокуратуры, извещенной надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей прокуратуры.
Суд установил:
При проведении мероприятия по контролю (надзору) проведенного Тьщдинской транспортной прокуратурой на объекте капитального строительства «Разъезд Побожий на перегоне Сети-Тында Дальневосточной железной дороги», расположенного в Амурской области, Тындинский район выявлены нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, обнаруженные 29.09.2020, а именно:
объект капитального строительства «Разъезд Побожий на перегоне Сети-Тында Дальневосточной железной дороги» эксплуатировался без разрешения на ввод его в,
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 29.09.2020 г.
Уведомлением от 19.10.2020 г. № 02-03-2020 Общество извещено о том, что рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленному факту состоится 23.10.2020 г. в с 15-00 до 16-00. Уведомление направлено Обществу электронной почтой.
По выявленному факту 23.10.2020 г. Тындинским транспортным прокурором Филипповым В.В. в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, возбуждено в отношении ОАО «РЖД» дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 9.11 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2020 г.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Дальневосточное управление Ростехнадзора.
Определением от 10.11.2020 г. и извещением Дальневосточного управления Ростехнадзора от 11.11.2020 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.12.2020 г. в 11-30. Обществом на указанное извещение представлены письменные пояснения.
03.12.2020 г. заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО4 в присутствии представителя Общества ФИО5 по доверенности № ДКСС-1012/Д от 16.10.2020 г., при надлежащем извещении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление № 05П07/28-16-73-2020-01, которым ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 5 статье 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Выслушав доводы представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в фактической эксплуатации объекта капитального строительства при отсутствии разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Согласно пунктам 10, 13, 14 и 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); под реконструкцией объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; под застройщиком - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 55.25 ГрК РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Частями 1 и 2 статьи 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из совокупности приведенных норм следует, что эксплуатация реконструированного объекта капитального строительства возможна только при наличии разрешения на его ввод в эксплуатацию.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что на основании части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено объект капитального строительства ««Разъезд Побожий на перегоне Сети-Тында Дальневосточной железной дороги», расположенного в Амурской области, Тындинский район» эксплуатировался ОАО «РЖД» без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Между тем, Приказом Минтранса России от 06.07.2015 N 207 утвержден и введен в действие "СП 236.1326000.2015. Свод правил. Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта" (далее - СП 236.1326000.2015).
В силу пункта 3.5 СП 236.1326000.2015 участок железнодорожного пути общего пользования, его составные части или элементы могут быть введены во временную эксплуатацию для обеспечения непрерывного процесса перевозок в условиях строящегося или реконструируемого объекта.
На основании пункта 3.6 СП 236.1326000.2015 техническую готовность участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента к вводу во временную эксплуатацию устанавливают совместно заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация
При этом ими разрабатываются:
- порядок подтверждения технической готовности ко вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента;
- порядок эксплуатации и технического обслуживания участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента, введенного во временную эксплуатацию, для выполнения требований ПТЭ и иных нормативных документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
Ввод участка железнодорожного пути общего пользования во временную эксплуатацию не отменяет в дальнейшем процедуру приемки и ввода его в постоянную эксплуатацию.
Таким образом, указанный свод правил разделяет понятия ввода объекта в эксплуатацию и ввод объекта (а именно участка железнодорожного пути общего пользования) во временную эксплуатацию до окончательного ввода объекта в эксплуатацию..
В материалах дела представлен Акт приемочной комиссии по определению технической готовности новых железнодорожных путей общего пользования к вводу во временную эксплуатацию по объекту ««Разъезд Побожий на перегоне Сети-Тында Дальневосточной железной дороги», расположенного в Амурской области, Тындинский район» от 21.12.2018 г..
В соответствии с указанным актом, Предъявленные к приемке железнодорожные пути общего пользования объекта «Строительство разъезда Побожий на перегоне Сети ~ Тында Дальневосточной железной дороги» выполнены в соответствии с проектом в полном объеме, отвечают установленным требованиям, при их строительстве и приемке в эксплуатацию не нарушены требования действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов, а также соответствующие нормы, правила и технические требования, и принимаются во временную эксплуатацию.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт введения вышеуказанного объекта во временную эксплуатацию, в соответствии с вышеуказанным сводом правил.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности вывода административного органа о том, что объект - Строительство разъезда Побожий на перегоне Сети - Тында Дальневосточной железной дороги» эксплуатировался Обществом без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Фактически ОАО «»РЖД» осуществлялась временная эксплуатация рассматриваемого объекта в установленном порядке.
Кроме того, 31 июля 2021 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон № 254-ФЗ)
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 254-ФЗ, настоящий федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.07.2020).
Согласно статье 1 Федерального закона № 254-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 254-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее - объекты инфраструктуры), понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, а также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры.
Согласно части 2 данной статьи, к объектам инфраструктуры могут быть отнесены, в числе прочего, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 3 данной статьи, перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации. В указанный перечень не могут быть включены объекты капитального строительства жилого назначения, а также иные объекты, предназначенные для осуществления деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры.
Согласно части 4 указанной статьи, перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Распоряжением Правительства РФ от 26.10.2020 N 2774-р утверждены Перечни объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р утвержден Перечень Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее - временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.
В силу части 10 данной статьи, техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 11 указанной статьи, требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2021 N 35 утверждены «Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правил осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры"
Правила осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 35 (далее – Правила временной эксплуатации).
В силу части 1. Правил временной эксплуатации, настоящие Правила устанавливают порядок осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры (далее - временная эксплуатация).
Согласно части 2 указанных Правил временной эксплуатации, под линейными объектами в настоящих Правилах понимаются линейные объекты, включенные в перечни объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, за исключением электрических сетей и линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов.
В силу части 3 Правил временной эксплуатации, основанием для осуществления временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры является решение комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации (далее - комиссия), о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, на настоящий момент приняты и введены в действие нормы, позволяющие введения объектов железнодорожной инфраструктуры во временную эксплуатацию до полного введения данного объекта в эксплуатацию и получения соответствующего разрешения.
Между тем, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 данной статьи установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как разъяснено в пункте 30 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, из системного толкования ч. 2 ст. 1.7, п. 2 ст. 31.7, ст. 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 (в редакции от 19 февраля 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
В целях реализации положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. Данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя. В упомянутых случаях судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство по основаниям, предусмотренным соответственно пп. 5 или 6 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), или оканчивает его (п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, включая признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Учитывая, вышеизложенное оспоренное постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.12.2020 №05П07/28-16-73-2020-01 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении ОАО «РЖД» признать незаконным и отменить полностью
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В