ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-21242/18 от 30.01.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-21242/2018

30 января 2019 года

Мотивированное решение вынесено по инициативе суда.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.,

рассмотрел в  порядке упрощенного производства дело по заявлению  садоводческого некоммерческого товарищества «Транспорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 681060, Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба)

к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2018 № 78-ю  о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью  2 статьи 14.6 КоАП РФ

Суд установил: Садоводческое некоммерческое товарищество «Транспорт» (далее – СНТ «Транспорт», товарищество, заявитель)  обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, административный орган) от 07.11.2018 № 78-ю, которым  товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной  частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 55 000 рублей.

В установленный судом срок от Комитета поступили материалы дела об административном правонарушении и отзыв, в котором административный орган просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, суд  установил:

15.08.2018 (вх. № Г-194ж) в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края поступило обращение гражданина о предъявлении СНТ «Транспорт» платы за электрическую энергию, потребленную в июне-июле 2018 года, по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (дневная/ночная), а именно, по дневное зоне суток в размере 3,42  кВт.ч, при этом на дачном участке члена СНТ «Транспорт» гражданина  Г. установлен однотарифный прибор учета электроэнергии.

12.10.2018 ведущим экспертом отдела по контролю за порядком ценообразования Комитета ФИО1 в отношении СНТ «Транспорт» в отсутствие его законного представителя при надлежащем уведомлении, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Постановлением заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования Комитета ФИО2 от 07.11.2018, СНТ «Транспорт» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 55 000 рублей. При назначении административного наказания применены положения части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в суд за его обжалованием.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Согласно п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003     №     35-ФЗ    «Об электроэнергетике»     государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Согласно приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства относятся к категории потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

На территории Хабаровского края, в соответствии с пп. 4.1.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр (далее - Положение о комитете), полномочия по установлению тарифов на электрическую энергию закреплены за Комитетом.

Территориальной сетевой организацией при этом считается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, при тарифном регулировании комитетом учитываются затраты на содержание сетевого комплекса территориальных сетевых организаций.

Поскольку садоводческие общества к территориальным сетевым организациям не относятся, затраты на содержание электрических сетей, принадлежащих садоводческим обществам, при тарифном регулировании не учитываются.

В соответствии с Положением о комитете, Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в полномочия которого входит установление тарифов на коммунальные ресурсы, в том числе на электрическую энергию, а также осуществление контроля за правильностью их применения хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Хабаровского края.

Постановлением Комитета от 19.12.2017 № 38/5 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю на 2018 год» (далее - постановление комитета от 19.12.2017 № 38/5), для приравненных к категории потребителей «население» - садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства установлен одноставочный тариф на электрическую энергию:

- с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 2,99 руб./кВт.ч.;

- с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 3,10 руб./кВт.ч.

В ходе проведения административного расследования установлено следующее:

Согласно договору от 15.11.2012 № 141 энергоснабжения (далее — договор № 141), заключенному между публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания») (далее - ПАО «ДЭК») в лице Комсомольского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» и СНТ «Транспорт», поставщиком коммунального ресурса - электрической энергии для членов СНТ «Транспорт», является ПАО «ДЭК».

Из протокола заседания правления членов СНТ «Транспорт» от 24.02.2018 № 1-18, следует, что плата за электричество в период с 01.01.2018 по 01.07.2018 установлена по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (дневная/ночная):

1)        дневная зона суток - в размере 3,42 кВт.ч.;

2)        ночная зона суток - в размере 2,99 кВт.ч., а также «потери электроэнергии» в размере 0,43 руб.

Из пояснений СНТ «Транспорт», следует, что на участке члена СНТ «Транспорт» гражданину Г. установлен однотарифный прибор учета электроэнергии.

Из приложенных к обращению Г.  квитанций, предъявленных СНТ «Транспорт», следует, что при расчете платы за электричество применен тариф на электрическую энергию по дневной зоне суток:

- в июне 2018 года - 3,42 кВт.ч. (45*3,42 кВт.ч. = 153,90 руб.);

- в июле 2018 года - 3,42 кВт.ч. (68*3,42 кВт.ч. = 232,56 руб.), при этом на дачном участке члена СНТ «Транспорт»  Г. установлен однотарифный прибор учета электроэнергии.

Также из пояснений СНТ «Транспорт» (вх. от 02.10.2018 № 4213) следует, что на основании протокола заседания правления членов СНТ «Транспорт» от 24.02.2018 № 1-18, Г. предъявлялась плата за электричество и «потери электроэнергии» суммарно, в виде тарифа на электрическую энергию.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), в случае недостаточности средств, полученных от садоводческих товариществ в качестве оплаты потребленной электрической энергии, садоводческие и иные некоммерческие объединения граждан могут определить порядок взимания дополнительных взносов (сборов) на покрытие образовавшихся убытков при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием.

Согласно ст. 21 ч. 1 Закона № 66-ФЗ вопросы об оплате дополнительных услуг, связанных с электроснабжением потребителей садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (содержание объектов электроснабжения, услуги лиц, обеспечивающих их содержание и ремонт и т.д.), в том числе порядок оплаты «потерь электроэнергии», относятся к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных) такого объединения.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Потери, возникшие в объектах электросетевого хозяйства потребителя, не могут включаться в тариф на электрическую энергию, садоводческие объединения граждан обязаны оплачивать потери в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства.

02.07.2014  Президиумом Верховного Суда РФ был утвержден обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год.

В нем указано, что с учетом правового регулирования и исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование (ст. 21 Закона № 66).

Следовательно, расчет платы за электричество в отношении члена СНТ «Транспорт»   Г.  должен был производиться по одноставочному тарифу:

- в июне 2018 года - 2,99 кВт.ч. (согласно постановлению комитета от 19.12.2017 №38/5);

- в июле 2018 года - 3,10 кВт.ч. (согласно постановлению комитета от 19.12.2017 №38/5).

Предъявление платы за электроэнергию и «потери электроэнергии» суммарно, в виде тарифа на электрическую энергию является нарушением порядка ценообразования и образует событие административного правонарушения «иное нарушение установленного порядка ценообразования», ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.10.2018, обращением гражданина (вх. от 15.08.2018 № Г-194ж), пояснениями председателя СНТ «Транспорт» ФИО3 (вх. от 02.10.2018 № 42/3), протоколом заседания правления членов СНТ «Транспорт» от 24.02.2018 № 1-18, договором энергоснабжения № 141, уставом СНТ «Транспорт», другими материалами дела.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При этом суд отмечает, что административным органом необоснованно в качестве отягчающего ответственность обстоятельства применено постановление Комитета по ценам и тарифам от 04.10.2018 № 71, которым товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере в размере 50 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются  повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

На момент совершения правонарушения (июнь – июль 2018 года) СНТ «Транспорт» не считалось подвергнутым административному наказанию по постановлению от  04.10.2018.

Следовательно, отягчающие ответственность обстоятельства, влияющие на назначение административного наказания при вынесении постановления от 07.11.2018, отсутствовали.

Доказательств принятия товариществом всех зависящих от него мер по исполнению обязанности по соблюдению порядка ценообразования в материалы дела не представлено.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению лицом возложенных на него действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд считает возможным применить положения статьи 2.9. КоАП РФ, предусматривающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ.

Суд учитывает, что правонарушение товариществом  совершено по неосторожности.

Также суд учитывает, что   размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, составляет  100 000 рублей, товариществу назначено административное наказание с учетом снижения штрафа  - 55 000 рублей,  тогда как в результате выявленного нарушения  размер ущерба согласно материалам дела составил 41,11 руб., что несоизмеримо установленной мере ответственности.

При этом, в ходе производства по делу об административном правонарушением Комитетом установлено, что  по состоянию на 31.12.2017 по данным бухгалтерского баланса СНТ «Транспорт» баланс товарищества составил 34 000 рублей, что существенно ниже суммы штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ

Товарищество не ведет видов деятельности, направленных на извлечение прибыли, что свидетельствует о том, что сумма штрафа будет уплачена за счет дополнительных взносов членов товарищества.

В своем заявлении СНТ «Транспорт» указывает, что товариществом приняты меры по возврату денежных средств членам товарищества, а также принимаются необходимые меры для предотвращения нарушения законодательства.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае доказательств целенаправленного действия (бездействия) товарищества, повлекшего причинение какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,  не установлено, существенных негативных последствий совершенное правонарушение не повлекло.

В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным применить к данным правоотношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ  о малозначительности.

В соответствии с  пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края от 07.11.2018 № 78-ю о привлечении садоводческого некоммерческого товарищества «Транспорт» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья                                                                     В.А. Шапошникова