АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-2222/2013
10 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.С. Лашуня,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гарантстройсервис» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 15.01.2013г. № 01-29-89.
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.
Сущность спора: Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гарантстройсервис» (далее – ООО «Гарантстройсервис», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО «Гарантстройсервис», извещенное о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечило, возражений относительно перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не представило.
С согласия представителя заявителя, в отсутствие возражений со стороны лица, привлекаемого к ответственности, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. №65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В заседании суда представитель Управления на заявленном требовании настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края провело проверку исполнения предписания об устранении нарушений от 04.12.2012 № 30-41-П29/2012 по объекту капитального строительства «Производственная база Тумнинского лесхоза в п.Тулучи», расположенному в п.Тулучи Ванинского района Хабаровского края.
При проверке, должностным лицом - главным специалистом Управления ФИО2, 14.02.2013 в 12 час. 00 мин. установлен факт события административного правонарушения — невыполнение в установленный срок 01.02.2013 законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ.
Лицом, осуществляющим строительство, ООО «Гарантстройсервис» при строительстве объекта были выполнены работы с нарушением проектной документации:
1. Опирание и крепление стеновых панелей в здании теплой стоянки выполнено с нарушением с требования проекта, (чертеж 02-2004 АС лист 4)
2. Отсутствуют металлические колонны К-5, К-6, К-8 в здании теплой стоянки по осям 7, и на пересечении осей В-В и 8, (чертеж 0202004-КМ-4 лист 4).
З. Не выполнены, в соответствии с требованием проекта, соединения несущих металлических конструкций и связей (чертеж 02-2004-КМ -3 лист 3).
4. Не выполнено, в соответствии с требованием проекта, крепление металлических колонн к фундаментам (чертеж 02-2004-АС-7 лист 7).
5. Конструктивная схема здания котельной выполнена не по проекту, опирание металлических балок покрытия по осям 2 и 3 выполнено на колонны здания теплой стоянки для автомобилей с навесом. (чертеж 870/К-03-280 лист 6).
6. Опирание и крепление к фундаменту дымовой трубы выполнено не по проекту (чертеж 870/K - 03-855 АС).
В связи с тем, что допущенные нарушения проектной документации затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, ООО «Гарантстройсервис» было выдано предписание № 30-41-П29/2012 от 04.12.2012 по техническому обследованию выполненных зданий и сооружений, для принятия решения о возможности дальнейшего продолжения строительства и безопасной эксплуатации объекта.
ООО «Гарантстройсервис» не выполнено вышеуказанное предписание № 30-41-П29/2012 от 04.12.2012 с установленным сроком выполнения по следующим пунктам:
1.В срок до 01.02.2013 выполнить обследование построенных зданий и сооружений, (административное здание, котельная, теплая стоянка, мастерские с холодным складом) входящих в состав объекта «Производственная база Тумнинского лесхоза в п.Тулучи».
2.Обследование выполнить и оформить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Факт нарушения отражен в акте проверки от 14.02.2013 № 03-41-П29/2013.
14.02.2013г. главным специалистом Управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края ФИО2 по факту неисполнения предписания в установленный срок в отношении ООО «Гарантстройсервис», в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО3, составлен протокол № 01-41-П29/2013 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19. КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Гарантстройсервис» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;
Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. (пункт 10)
Под строительством, в силу пункта 13 данной статьи, понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Согласно статье 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов. (часть 6 статьи 52 Кодекса).
В соответствии с частью 4 статьи 54 Кодекса государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 6 вышеназванной статьи, по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 58 Кодекса лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления государственного строительного надзора за качеством строительства, созданием безопасной продукции в строительстве, для обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности на территории Хабаровского края, постановлением Правительства Хабаровского края от 30.07.2009г. № 223-пр было утверждено «Положение об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края» (далее – Положение).
Органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, на момент выдачи предписания от 04.12.2012г. № 30-41-П29/2012 являлась инспекция государственного строительного надзора Правительства края (пункт 1.3.1. Положения).
В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (подпункт «а» пункта 1.5. Положения).
В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.1.5 Положения, инспекция госстройнадзора Правительства края для выполнения возложенных на нее задач и функций в пределах предоставленной компетенции и в установленном действующим законодательством порядке имеет право при осуществлении государственного строительного надзора составлять по результатам проведения проверок акты, на основании которых выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений в соответствии с действующим законодательством, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24 августа 2012 г. № 421-р «О главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края» определено, реорганизовать органы исполнительной власти края в форме присоединения к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края и государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края.
Пунктом 4 Распоряжения Губернатора Хабаровского края от 24 августа 2012г. № 421-р «О главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края» установлено, что главное контрольное управление Правительства Хабаровского края является правопреемником по обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений:
инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края;
государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края;
главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края прекратила свою деятельность при присоединении, о чем 14.01.2013г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за номером 2132721001411.
Также 14.01.2013г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2132721001422 о реорганизации Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в форме присоединения.
В соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24 августа 2012 г. № 421-р «О главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края» постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр утверждено Положение о главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края (далее – Положение).
Согласно пунктам 3.1., 3.1.2., 3.1.2.7. вышеуказанного Положения, контрольное управление осуществляет в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, в пределах компетенции края региональный государственный строительный надзор.
В силу пунктов 3.1.3., 3.1.4., 3.1.5 положения, контрольное управление проводит в установленном порядке проверки деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления края, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении полномочий, указанных в подпункте 3.1.2 настоящего Положения. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений выдает предписание для устранения допущенных нарушений. Привлекает виновных лиц к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судом по материалам дела, 04.12.2012 Инспекцией государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края Обществу с ограниченной ответственностью «Гарантстройсервис» было выдано предписание № 30-41-П29/2012 с требованием совершить указанные в предписании действия по устранению ранее выявленных нарушений в срок до 01.02.2013 г.
В ходе проверки 14.02.2013г. объекта капитального строительства «Производственная база Тумнинского лесхоза в п.Тулучи» правопреемником Инспекции государственного строительного надзора – управлением государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края установлен факт неисполнения лицом, осуществляющим строительство, указанного выше предписания.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Гарантстройсервис» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнуты юридическим лицом, привлекаемым к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выражается в его пренебрежительном отношении к требованиям законодательства Российской Федерации в области капитального строительства в виде неисполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих исполнению законного предписания административного органа, Обществом не представлено.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств материалы дела не содержат и Обществом не представлено.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, принимая во внимание повторное привлечение ООО «Гарантстройсервис» к административной ответственности за однородное правонарушение в течение года, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2013г. по делу № А73-16267/2012, суд считает необходимым применить к правонарушителю наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате в тридцатидневный срок по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Правительство Хабаровского края л/с <***>), ИНН <***>, КПП 272101001, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г.Хабаровск, КБК 00111690040040000140, наименование платежа - штраф по решению арбитражного суда от 10.04.2013 г. по делу А73-2222/2013.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 14.02.2013г. № 01-41-П29/2013 составлен должностным лицом Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в соответствии с компетенцией, установленной пунктом 70 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением Губернатора Хабаровского края от 24 августа 2012г. № 421-р «О главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края», постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр «Об утверждении Положения о главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.3, частью 6 статьи 19.5, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Гарантстройсервис», расположенное по адресу: 682880, <...>, зарегистрированное 14.06.2005г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1022700598667, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак