АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-2844/2012
27 апреля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2012 года. Изготовление полного текста решения откладывалось до 27 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой М.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.
Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с требованием привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц по имеющимся материалам.
В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) зарегистрирована 09.08.2004 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, и на основании лицензии от 11.08.2009г. № АСС-27-034732, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
В соответствии с поступившими в Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора уведомлениями Хабаровской таможни от 30.12.2011 № 34-23/1941, от 31.12.2011 № 34-23/1946, от 02.02.2012 № 34-22/226, установлены факты нарушения предпринимателем ФИО1 лицензионных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно: в период с 30.01.2012г. по 02.02.2012г. индивидуальный предприниматель ФИО1 при осуществлении деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автобусами, не организовала перевозочный процесс по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров, в частности, осуществляла перевозку пассажиров по ледовой переправе через реку Уссури в районе ПП «Покровка» на территорию сопредельного государства КНР в г.Жаохэ, в то время как перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещена. Кроме того, выявлены факты нарушения заполнения путевых листов, а именно:
30.01.2012 г. водитель ФИО2 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 39 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправе автобусом марки ЛАЗ 699Т, государственный регистрационный знак <***>, по путевому листу № 13/30 от 28-30.01.2012 г., в котором показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя;
30.01.2012 г. водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 24 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из РФ в КНР по ледовой переправе автобусом марки DAEWOO ВН 090, государственный регистрационный знак <***>, по путевому листу № 2/31 от 30.01.2012 г., в котором отсутствует расшифровка фамилии, имени, отчества уполномоченного лица, заверяющего показания одометра при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки;
31.01.2012 г. водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 24 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправе автобусом марки DAEWOO ВН 090, государственный регистрационный знак <***>, по путевому листу № 2/33 от 30.01.2012 г., в котором отсутствует расшифровка фамилии, имени, отчества медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр, показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя;
31.01.2012 г. водитель ФИО4 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 23 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из РФ в КНР по ледовой переправе автобусом марки DAEWOO ВН 116, государственный регистрационный знак АА759 27, по путевому листу № 14/32 от 31.01-02.02.2012 г., в котором показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя;
02.02.2012 г. водитель ФИО5 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 29 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправеавтобусом HYUNDAIAERO, государственный регистрационный знак АВ238 27, по путевому листу № 15/36 от 01-02.02.2012 г., в котором показания одометра не заверены уполномоченным лицом;
02.02.2012 г.водитель ФИО4 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 26 человек через таможенную границу в ПП «Покровка» из КНР в РФ по ледовой переправе автобусом марки DAEWOO ВН 116, государственный регистрационный знак АА759 27, по путевому листу № 14/35 от 31.01-02.02.2012 г., в котором показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя.
Усмотрев в действиях ИП ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора известило предпринимателя уведомлением от 21.02.2012 № 3.4/829 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (01.03.2012 с 14.00 до 17.00 по адресу: <...>, каб. №2а «Административная практика»). Уведомление вручено ИП ФИО1 лично под роспись.
01.03.2012г. государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО6 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, с ее участием, составлен протокол № 003998/178 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. С фактом выявленного нарушения предприниматель согласилась.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 (действовавшем на период совершения административного правонарушения) и определяются в выдаваемой лицензии.
Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдать установленные статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (пункты 4б, 4в Положения).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее – Положение).
Пунктом 1.3 данного Положения установлено, что его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.
В силу пункта 4.14 Положения перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещена.
Согласно определению, данному в пункте 1.3. Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», принятых приказом Федеральной дорожной службы РФ от 26 августа 1998 г. № 228 (далее – Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.010-98), ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.
Согласно пункту 8.7.1. Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98, запрещается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих группы людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
Пунктом 2.3.3 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. № 28, установлены правила движения по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы.
Согласно пункту 2.3.3.1. вышеуказанных Правил, организация движения по ледовым переправам и зимним автомобильным дорогам (автозимникам) осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
Пунктом 2.3.3.3. Правил, установлен запрет на проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
Как установлено административным органом в ходе проверки и следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных нормоположений предприниматель ФИО1 осуществляла перевозку пассажиров через ледовую переправу, через реку Уссури в районе ПП «Покровка» на территорию сопредельного государства КНР в г.Жаохэ, при том, что перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается.
Кроме того, Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008г. № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» (далее – Обязательные реквизиты), которые применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В силу пункта 9 Обязательных реквизитов, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Согласно подпункту 5 пункта 3 Обязательных реквизитов путевой лист должен содержать такой обязательный реквизит, как сведения о водителе.
Подпунктами 1, 2 пункта 7 Обязательных реквизитов установлено, что сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
В соответствии с пунктом 13 Обязательных реквизитов, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Согласно пункту 16 Обязательных реквизитов, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Как следует из материалов дела, требования по заполнению путевых листов предпринимателем ФИО1 не соблюдены. В частности, в путевом листе № 13/30 от 28.01-30.01.2012 г. показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя; в путевом листе № 2/31 от 30.01.2012 г. отсутствует расшифровка фамилии, имени, отчества уполномоченного лица, заверяющего показания одометра при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки; в путевом листе № 2/33 от 30.01.2012 г. отсутствует расшифровка фамилии, имени, отчества медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр, показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя; в путевом листе № 14/32 от 31.01.02.02.2012 г. показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя; в путевом листе № 15/36 от 01-02.02.2012г. показания одометра не заверены уполномоченным лицом; в путевом листе № 14/35 от 01-02.2012 г. показания одометра не заверены уполномоченным лицом, отсутствует расшифровка имени, отчества водителя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 допущены нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что свидетельствует о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Обстоятельства административного правонарушения, совершенного предпринимателем, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 003998/178 от 01.03.2012, уведомлениями Хабаровской таможни от 30.12.2011 № 34-23/1941, от 31.12.2011 № 34-23/1946, от 02.02.2012 № 34-22/226, разрешениями международной автомобильной перевозки КНР № 0001519, №0001598, № 0001633, № 0001523, путевыми листами № 13/30 от 28-30.01.2012г., № 2/31 от 30.01.2012, № 15/36 от 01-02.02.2012г., № 14/35 от 31.01-02.02.2012 г., № 14/32 от 31.01.-02.02.2012г., № 2/33 от 30.01.2012 г., лицензией АСС-27-034732 от 11.08.2009г.
Вина предпринимателя выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя, судом по материалам дела не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. настоящего Кодекса, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.03.2012г. по делу № А73-1230/2012.
При изложенных выше обстоятельствах суд считает необходимым применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафа, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611629000016000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.3, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г. Поронайск, Сахалинской области, проживающую по адресу: 680000, <...>, ОГРН-<***>, ИНН-<***>, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей в доход бюджета г. Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак