ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3051/2022 от 03.08.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                   дело № А73-3051/2022

августа 2022 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 03.08.2022.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи С.Ю. Дацука,

при ведении протокола секретарем С.В. Кожановой,

рассмотрел в заседании суда дело

по иску Управления инвестиционного развития Администрации города Хабаровска (ОГРН 1182724003373, ИНН 2721235267, 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Гайдара, дом 6, офис 7)

к частному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа «Алые паруса» (ОГРН 1022700931725, ИНН 2721047440, 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Ким Ю Чена, 7),

третьи лица: Администрация города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска, Управление образования Администрации города Хабаровска, Министерство образования и науки Хабаровского края,

о расторжении концессионного соглашения, освобождении здания, взыскании 721 788,98 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца – К.А. Якименко, представитель по доверенности от 05.05.2022;

от ответчика – Т.П. Керенцева, представитель по доверенности от 18.05.2018;

от Администрации – Ю.П. Лазорко, представитель по доверенности № 1.1.31-149 от 02.11.2021;

от Департамента – Ю.П. Лазорко, представитель по доверенности № 09-13/16177 от 20.12.2021;

от Управления образования – А.Д. Соболев, представитель по доверенности от 06.04.2022; А.Л. Асланян, представитель по доверенности от 06.04.2022;

от Министерства образования – не явился, извещен надлежащим образом.

Управление инвестиционного развития Администрации города Хабаровска (далее – Управление инвестиционного развития) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к частному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа «Алые паруса» (далее – ЧОУ СОШ «Алые паруса», Учреждение) о расторжении концессионного соглашения от 04.06.2009 № 1, освобождении здания по адресу: г. Хабаровск, пер. Братский, 4; взыскании задолженности по концессионной плате за период 01.07.2019-28.02.2022 в сумме 654 351,79 руб., пени в размере 67 437,19 руб. (с учетом итогового уточнения от 03.08.2022, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Исковые требования мотивированы истечением срока действия концессионного соглашения № 1, устранением всех ранее имевшихся правовых и фактических препятствий для прекращения соответствующего договора и возникших на его основе обязательственных титулов, наличием допущенных ЧОУ СОШ «Алые паруса» существенных нарушений условий соглашения № 1, а также необходимостью создания условий для эффективного использования учебных площадей. 

Иск нормативно обоснован положениями статей 209, 309, 310, 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), предписаниями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ, привлечены Администрация города Хабаровска (далее – Администрация), Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – Департамент), Управление образования Администрации города Хабаровска (далее – Управление образования), Министерство образования и науки Хабаровского края (далее – Министерство).

В отзыве на иск ЧОУ СОШ «Алые паруса» заявленные требования не признало, просило оставить их без удовлетворения. В обоснование своей позиции ответчиком указано, что распорядительные действия Администрации, выраженные в постановлении № 3603 от 23.09.2021 (положенном в основу заявленных требований), вступают в противоречие с императивными предписаниями Федерального закона от 29.12.2012                     № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Инициатором судебного разбирательства не представлено доказательств существенного нарушения концессионером условий соглашения № 1. Расчет концессионной платы и пени произведен без учета правовых гарантий, предусмотренных федеральным, региональным и местным законодательством.

Департамент в отзыве на иск поддержал требования Управления инвестиционного развития, подтвердил необходимость освобождения здания ввиду истечения срока действия концессионного соглашения.

Управление образования в отзыве на иск поддержало заявленные требования, указав на осуществление образовательного процесса в условиях значительного превышения существующей мощности зданий, необходимость оптимального использования объектов муниципального имущества, а также принятие мер, направленных на обеспечение гарантий прав учащихся школы. 

Министерство в отзыве на иск привело сведения о нарушении ЧОУ СОШ «Алые паруса» лицензионных требований (устраненных к моменту судебного разбирательства).

В заседании суда представители Управления инвестиционного развития, ЧОУ СОШ «Алые паруса», Администрации, Департамента, Управления образования поддержали правовые позиции по спору, приведенные в иске, уточнении, отзывах и дополнениях.

Министерство, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителя не обеспечило.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица, с соблюдением предписаний статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Городскому округу «Город Хабаровск» на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое 2-х этажное здание школы, 1954 года постройки, общей площадью 1 576 кв. м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, пер. Братский, 4  (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2007 серии 27 АВ                                № 037332).

04.06.2009 в порядке реализации постановления Администрации от 29.05.2009                   № 1800, а также решения, оформленного протоколом от 26.05.2009 № 3 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, между Администрацией в лице Департамента  (концедент) и НОУ СОШ «Алые паруса» (концессионер) заключено концессионное соглашение № 1, по условиям которого концессионер принял на себя обязательства за свой счет реконструировать объект - здание школы, с его дальнейшим использованием для осуществления образовательных услуг (пункт 1.1).

Действие соглашения распространено на период 04.06.2009-04.06.2019 (пункт 8.1); срок использования объекта установлен с 04.06.2009 по 04.06.2019 (пункт 8.4).

Пунктом 8.5 соглашения № 1, действующим в редакции дополнительного соглашения от 28.12.2017, срок передачи объекта концессионером концеденту установлен до 09.06.2019.

Срок осуществления концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1 соглашения, определен до 04.06.2019 (пункт 8.6).

В силу пунктов 8.2, 8.3 соглашения № 1 срок реконструкции объекта должен составлять не более 10 месяцев с момента подписания соглашения, срок ввода в эксплуатацию объекта – не позднее 04.04.2010.

Пунктом 9.1 регламентировано, что ежемесячная концессионная плата составляет         21 909,1 руб. и подлежит внесению в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным. 

В случае невнесения концессионером платы подлежат взысканию пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (пункт 9.3).

Пунктом 6.4 договора определено, что обязанность концессионера по передаче объекта соглашения считается исполненной с момента подписания сторонами передаточного акта и государственной регистрации прекращения прав концессионера на владение и пользование указанным объектом.

В соответствии с пунктом 14.2 соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда в случае существенного нарушения стороной условий соглашения.

Передача здания школы концессионеру оформлена актом от 09.06.2009, в котором отражены выявленные недостатки: водопровод (трубы горячего и холодного водоснабжения требуют частичной замены), канализация, вентиляция (требуется ремонт мотора), электроосвещение, телефон (в нерабочем состоянии), пожарная сигнализация (требуется установка точек пожарной сигнализации в классных комнатах 1 этажа, во всех помещениях 2 этажа), кровля протекает (требуется замена 50% поверхности кровли), стены (в некоторых местах имеется ослабление кладки стен, местами выпадение кирпича, отпадение штукатурки), фасад здания требует ремонта, из 75 окон замене подлежат 26;                 5 входных дверей находятся в неудовлетворительном состоянии, линолеум требует замены во всех помещениях здания, подвал частично заполняется грунтовыми водами и требует ремонта, помещения спортивного зала нуждаются в ремонте.

Дополнительным соглашением от 28.12.2017 произведена замена концедента с  Департамента на Управление инвестиционного развития.

Этим же соглашением пункт 6.4 изложен в следующей редакции: «Обязанность концессионера по передаче объекта соглашения считается исполненной с момента подписания передаточного акта концессионером и департаментом муниципальной собственности, а также осуществления государственной регистрации прекращения прав концессионера на владение и пользование указанным объектом».

Письмами № 22.2-6/747 от 05.06.2019, № 22.2-6/781 от 11.06.2019 Управление инвестиционного развития уведомило школу об окончании срока концессионного соглашения, предложило осуществить передачу объекта.

21.08.2019 в адрес школы Управлением инвестиционного развития направлена претензия № 22.2-6/1132 о необходимости возврата объекта соглашения.

Соответствующих действий не последовало.

С учетом указанных обстоятельств, Управление инвестиционного развития администрации инициировало обращение в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о понуждении ЧОУ СОШ «Алые паруса» к освобождению занимаемого нежилого здания по адресу: г. Хабаровск, Центральный район, пер. Братский, 4.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.07.2020 по делу № А73-22713/2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2020 № Ф03-4958/2020, в иске отказано.

Определением Верховного Суда РФ от 31.03.2021 № 303-ЭС21-2288 отказано в передаче дела № А73-22713/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Руководствуясь правовой позицией, изложенной в перечисленных судебных актах, в соответствии с которой концессионное соглашение сохраняет действие вплоть до определения условий по использованию объекта образования, Администрация издала постановление № 3603 от 23.09.2021, которым предписала использовать здание по                   пер. Братскому, 4, в г. Хабаровске для размещения муниципального общеобразовательного учреждения (с учетом прав учащихся ЧОУ СОШ).

Претензиями №№ 22.3-9/2219 от 27.12.2021, 22.3-9/982 от 11.06.2021 ЧОУ СОШ проинформировано о наличии задолженности по концессионной плате, начислении пени, необходимости ликвидации задолженности. Учреждение проинформировано о возможности реализации Управлением инвестиционного развития права обращения за судебной защитой.

Несмотря на предпринятые меры, направленные на досудебное урегулирование спора, действий по ликвидации задолженности не совершено. Здание школы также не освобождено.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления инвестиционного развития в арбитражный с настоящим иском.

Исследовав фактические обстоятельства и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях его существенными условиями являются: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1.1); срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения (пункт 4.1).

Пунктом 14 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

Частью 1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях установлено, что таким соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

В силу части 2 статьи 7 Закона определено, что концессионная плата может быть установлена в форме: 1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня; 2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанных в части 2 настоящей статьи форм концессионной платы (часть 3 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях).

В данном случае объектом соглашения выступает здание школы 1954 года постройки, находящееся в муниципальной собственности, в состоянии, требующем реконструкции для его использования по назначению.

В соответствии с постановлением мэра г. Хабаровска от 18.08.2018 № 2413, которым утверждено Положение о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации Закона о концессионных соглашениях и об установлении порядка определения концессионной платы (далее – Положение № 2413), концедентом является Администрация г. Хабаровска в лице Управления инвестиционного развития администрации; Администрация г. Хабаровска является органом, уполномоченным от имени городского округа «Город Хабаровск» рассматривать предложения о заключении концессионного соглашения (пункт 1.2).

Согласно пункту 1.1 Положения № 2413 перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, готовится управлением и утверждается постановлением Администрации г. Хабаровска ежегодно до 01 февраля текущего календарного года. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению управлением на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте администрации г. Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru). Указанный перечень носит информационный характер.

Департамент (в части объектов, составляющих казну городского округа «Город Хабаровск»), структурные подразделения Администрации города, осуществляющие контроль в соответствующей отрасли управления, не позднее двух месяцев до наступления срока, указанного в абзаце первом пункта 1.11 Положения, направляют в управление предложения о включении объектов в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Аналогичные условия об утверждении перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, содержится в части 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях.

Таким образом, на Управление инвестиционного развития и Департамент возложены обязанности, в том числе по определению судьбы объекта муниципальной собственности.

Концессионером по соглашению от 04.06.2009 № 1 выступает ЧОУ СОШ «Алые паруса», зарегистрированное в качестве юридического лица 04.08.1995, и с этого момента осуществляющее лицензируемую образовательную деятельность.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ образовательное учреждение имеет лицензии от 27.06.2006 серии А №197205 и от 24.09.2014 серии 27Л01 № 0000733. Лицензия серии А №197205 выдана Учреждению до заключения концессионного соглашения с местом осуществления образовательной деятельности по адресам: ул. Ким Ю Чена, 7,                            ул. Ленинградская, 32А.

Спорное здание, расположенное по пер. Братский, 4 в г. Хабаровске, используется ответчиком для оказания образовательных услуг по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Таковое предоставлено образовательному учреждению взамен ранее используемых им объектов, расположенных по адресам: ул. Ленинградская, 32А, ул. Ким Ю Чена, 7, и на момент его передачи требовало проведения реконструкции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно статье 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Общеобразовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего и (или) среднего общего образования (пункт 2 части 2 статьи 23 Закона об образовании).

При изложенных обстоятельствах ЧОУ СОШ «Алые паруса» относится к общеобразовательным организациям, на которые независимо от организационно-правовой формы распространяются требования, предъявляемые к таким организациям действующим законодательством об образовании.

Пункт 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) наряду с концессией допускает заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного или оперативного управления только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров.

Вместе с тем указанный закон для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусматривает исключения, а именно заключение с такими организациями договоров аренды, безвозмездного пользования вне конкурсных процедур (подпункт 6 пункта 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции).

В соответствии с Положением о ДМС администрации г. Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской думы от 29.11.2016 № 452, к полномочиям департамента относится, в том числе, заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества, находящегося в казне города (подпункт «л» пункта 2.1).

При этом согласно Положению о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», утвержденному решением Хабаровской городской думы от 22.03.2005 № 51 (далее - Положение № 51), договор безвозмездного пользования заключается департаментом на основании решения Хабаровской городской думы (статья 14).

Следовательно, для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заключение договора безвозмездного пользования вне конкурсных процедур возможно при наличии решения Хабаровской городской думы; в аренду объекты муниципальной собственности предоставляются таким организациям в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным законодательством (статья 11 Положения № 51).

  Совокупность представленных в материалы дела доказательств (соглашение № 1 от 04.06.2009, дополнительное соглашение от 28.12.2017, передаточный акт от 09.06.2009) подтверждает факт передачи во временное владение ЧОУ СОШ «Алые паруса»объекта недвижимого имущества - нежилого 2-х этажного здания школы, 1954 года постройки, общей площадью 1 576 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Братский, 4, а также его использование ответчиком в целях осуществления образовательной деятельности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что обязанность по внесению установленной соглашением № 1 концессионной платы исполнялась ЧОУ СОШ «Алые паруса» ненадлежащим образом: суммы платежей вносились концессионером несвоевременно и не в полном объеме.

В результате ненадлежащего исполнения принятых обязательств образовалась задолженность за период 01.07.2019—28.02.2022 в совокупном размере 654 351,79 руб.

Проверив расчет задолженности, суд констатирует, что сумма причитающейся платы определена истцом с соблюдением условий соглашения № 1 (пункт 9.1).

Вопреки утверждениям Учреждения, сумма основного долга, отраженная в итоговом ходатайстве об уточнении иска (654 351,79 руб.), учитывает всю совокупность поступивших в спорный период оплат, распределенных профильным ведомством в строгом соответствии с императивными предписаниями статей 317 и 319.1 ГК РФ, то есть исходя из фактических дат совершения каждой из транзакций и указанного при внесении денежных средств самим ответчиком назначения платежа.

Доказательства ликвидации задолженности отсутствуют. Контррасчет суммы основного долга не представлен.

Принимая во внимание соответствие избранного Управлением инвестиционного развития механизма определения размера платы условиям договора № 1, отсутствие данных о произведенных платежах, задолженность за период 01.07.2019—28.02.2022 в размере 654 351,79 руб. подлежит взысканию с Учреждения в пользу истца на основании статей 309, 310 ГК РФ, статьи 7 Закона о концессионных соглашениях.

В связи с нарушением сроков внесения концессионной платы ответчику начислены пени за период 10.07.2019-28.02.2022 в размере 67 437,19 руб.

Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (статья 331 ГК РФ).

Корреспондирующие предписания отражены в статье 16 Закона о концессионных соглашениях, в силу которой стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренную настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и концессионным соглашением. Возмещение сторонами концессионного соглашения убытков и уплата неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по концессионному соглашению не освобождают сторону концессионного соглашения от исполнения этого обязательства в натуре.

Перечисленные материально-правовые требования были выполнены сторонами при заключении концессионного соглашения (пункт 9.3 соглашения № 1).

Учитывая допущенное ответчиком нарушение установленных договором сроков внесения платежей, требование о взыскании пени является правомерным.

Расчет пени проверен судом, признан верным.

При изложенных обстоятельствах с ответчика в пользу истца на основании статей 329, 330 ГК РФ, статьи 16 Закона о концессионных соглашениях подлежит взысканию неустойка за нарушение сроков внесения платежей за период 10.07.2019-28.02.2022 в размере 67 437,19 руб.

Законных оснований для ее снижения, в том числе с применением статьи 333 ГК РФ, суд не усматривает. Какие-либо доказательства несоответствия суммы предъявленной пени характеру допущенного нарушения отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела ответчиком указано на ошибочность расчета Управления инвестиционного развития, произведенного, по мнению ответчика, без учета правовых гарантий, предусмотренных федеральным, региональным и местным законодательством, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Данные возражения ЧОУ СОШ «Алые паруса» заслуживают критической оценки.

Заключенное сторонами концессионное соглашение предоставляет концессионеру право осуществления профильной деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, то есть содержит в себе элементы договора аренды.

 В связи с этим, ЧОУ СОШ «Алые паруса» в целом вправе претендовать на реализацию гарантий, предусмотренных законодательством для арендаторов помещений муниципального фонда недвижимого имущества.

Начиная с 2020 года в национальном правопорядке получили закрепление нормативные предписания, позволяющие в определенных случаях освобождать или сокращать объем обязательств по внесению арендной платы, а также ограничивать возможность применения установленных законом и договором мер ответственности.

 Между тем, судом установлено, что в данном конкретном случае отсутствует необходимая в силу закона совокупность условий, при которых допускается реализация соответствующих гарантий (как в части основного долга по концессионной плате, так и применительно к начисленной неустойке).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ                      «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.

Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

В силу части 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 19 Закона № 98-ФЗ предписано, что арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности. В случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора, предусмотренные статьей 393.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, связанные исключительно с досрочным расторжением договора аренды, иные денежные суммы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации договором аренды право арендатора на односторонний отказ от договора было обусловлено необходимостью выплаты определенной денежной суммы арендодателю, с арендатора не взимаются, а обеспечительный платеж, если он был предусмотрен договором аренды и уплачен арендодателю, возврату арендатору не подлежит. Иные убытки (денежные суммы) подлежат возмещению (уплате) в соответствии с гражданским законодательством.

Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества определены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 (далее – Постановление № 439).

Согласно пунктам 1, 2, 3 Требований, утвержденных Постановлением № 439, таковые применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 г. начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях:

а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;

б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020 г.;

в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;

г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;

д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;

е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.

В рассматриваемом случае концессионное соглашение заключено до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Хабаровского края) в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности  (Распоряжение Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 120-рп).

Однако, прежде всего, надлежит учитывать, что код основного вида деятельности ответчика – 85.14 «Образование среднее общее» не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Кроме того, следует принимать во внимание, что законом установлен конкретный, детально урегулированный порядок снижения размера арендной платы и прекращения договорных отношений по временному возмездному использованию чужого имущества.

Проанализировав содержание переписки сторон, суд констатирует, что концессионером такой порядок не был соблюден.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, разъяснено, что арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы). При этом, если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации (вопрос 5).

Таким образом, из указанных законодательных положений и акта толкования следует, что арендатор недвижимого имущества, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, признанных в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы. Арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.

Вместе с тем, сведений об обращении ответчика к арендодателю в период действия соглашения № 1 с требованием о снижении арендных платежей, в связи с действием ограничительных мер, ввиду распространения коронавирусной инфекции, материалы дела не содержат.

Проанализировав переписку сторон, представленную сторонами в дело, суд отмечает, что ни одно из обращений ЧОУ СОШ «Алые паруса» не содержало в своем составе просьб соответствующего характера, которые возможно было бы расценить как предложение о корректировке суммы концессионной платы, либо об отсрочке ее внесения.

Не содержит в своем составе такого рода обращений и переписка, исследовавшаяся в рамках дела № А73-22713/2019.

В частности, как установлено при рассмотрении дела № А73-22713/2019, переписка сторон (письмо образовательного учреждения от 17.04.2018 № 42/01-11, ответ Администрации от 14.05.2018 № 1.1.49-1218, письмо образовательного учреждения от 28.01.2019 № 07/01-11, ответ Управления инвестиционного развития от 11.02.2019 № 22.3-9/177, обращения образовательного учреждения от 06.03.2019 № 21/01-11, от 26.03.2019 № 26/01-11, письмо от 24.04.2019 № 04-19/4710 и иные) касалась дальнейшего использования спорного объекта на условиях продленного концессионного соглашения, либо на ином обязательственном титуле.

Таким образом, каких-либо законных оснований для реализации в отношении Учреждения поименованных правовых гарантий, регламентированных федеральным законодательством, не имеется.

Дополнительно суд полагает необходимым отметить следующее.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 15.04.2020 № 1319 утвержден состав мер поддержки лиц, являющихся арендаторами муниципального имущества, за исключением земельных участков.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 28.09.2020 № 3078 названный акт скорректирован в целях уточнения правового режима арендных отношений.  

Названными постановлениями на Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска возложена обязанность обеспечить в установленные сроки заключение дополнительных соглашений к договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности (за исключением земельных участков), предусматривающего отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 (пункт 1).

В частности, в силу пункта 3.1 Постановления № 1319 Департаменту предписано обеспечить в течение 7 дней со дня обращения арендаторов муниципального имущества, являющихся организациями, включенными в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и (или) в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», заключение дополнительного соглашения к договору аренды, предусматривающего отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества».

Приведенные предписания полностью согласуются с установлениями, отраженными в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2020 № 1032 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым в случае поступления соответствующего обращения арендатора в течение 7 рабочих дней обеспечить приведение условий дополнительных соглашений к договорам аренды федерального имущества, заключенных в соответствии с пунктами 1 и 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р (без учета изменений, внесенных настоящим постановлением) и предусматривающих освобождение арендаторов, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями - исполнителями общественно полезных услуг, включенными в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, от уплаты арендной платы и (или) отсрочку уплаты арендной платы такими арендаторами, в соответствие с условиями, предусмотренными пунктами 2(1) и 2(2) указанного распоряжения (в редакции изменений, внесенных настоящим постановлением).

Постановление Правительства № 906 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.07.2021 № 1290, вступившего в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 30.04.2021 № 104-ФЗ «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ЧОУ СОШ «Алые паруса» включено в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1290.

Вместе с тем, исходя из буквального содержания Постановлений № № 1032, 1319, право на получение соответствующей преференции может быть реализовано только и исключительно в заявительном порядке.

Поскольку, как установлено ранее, таких обращений со стороны ответчика не поступало, дополнительных соглашений к концессионному соглашению № 1 не заключалось, ЧОУ СОШ «Алые паруса» не может претендовать на отсрочку по внесению концессионной платы.

Не вправе ответчик претендовать и на исключение каких-либо периодов из общей продолжительности начисления пени.

Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики Правительство Российской Федерации вправе в исключительных случаях ввести на определенный срок мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

Такой мораторий введен Правительством Российской Федерации на период с 06.04.2020 на шесть месяцев постановлением от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» (далее – Постановление   № 428) и впоследствии с 07.10.2020 продлен еще на три месяца постановлением от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

Мораторием помимо прочего предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 2 части 1 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). При этом запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения.

Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве Правительству Российской Федерации предоставлено право определить категории лиц, подпадающих под действие моратория, в том числе и по признаку видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). В данном случае Правительство Российской Федерации указало, что мораторий применяется к должникам лицам по признаку основного вида экономической деятельности, предусмотренного ОКВЭД, которым занималась пострадавшая компания (подпункт «а» пункта 1 Постановления № 428).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст и используется для решения различных задач, связанных с классификацией видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением осуществляемых ими основного и дополнительных видов экономической деятельности; обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Сведения об основном виде деятельности юридического лица подлежат внесению в его регистрационные документы (пункты 1.1, 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

Указание основного вида деятельности в регистрационных документах юридического лица предполагает, что именно этой деятельностью оно и занимается. Упоминание этой деятельности в постановлении Правительства Российской Федерации, которым введен мораторий, предполагает, что в данной экономической сфере объективно возникли проблемы, требующие государственной поддержки, и, как следствие, осуществление лицом этой деятельности является достаточным обстоятельством для применения такого вида поддержки, как освобождение от гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежных обязательств.

Возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами.

Основным видом деятельности ЧОУ СОШ «Алые паруса», как уже отмечалось, является образование среднее общее, что соответствует коду 85.14 по ОКВЭД.

Между тем, поименованный код ОКВЭД не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

В соответствии с ранее приведенным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2020 № 1032, а также Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 № 670-р исключение в части применения мер ответственности в связи с отсрочкой и в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором) также поставлено в непосредственную зависимость от заключения дополнительного соглашения, устанавливающего соответствующую отсрочку.

Поскольку таких соглашений заключено не было, какие-либо законные основания для снижения суммы начисленной неустойки в данном случае отсутствуют. 

Пунктом 1 статьи 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу
и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ предусмотрено, что по общему правилу
договор признается действующим до определенного в нем момента
окончания исполнения сторонами обязательства

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

В силу части 1 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях таковое может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

Частью 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях определено, что существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: 1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера; 2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 настоящей статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения (часть 3 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях).

Принимая во внимание наличие в спорном соглашении элементов договора аренды, к правоотношениям сторон применимы предписания статьи 619 ГК РФ.

Специальные основания для досрочного расторжения договора по
требованию арендодателя регламентированы статьей 619 ГК РФ, к числу
которых, в частности, относится невнесение арендной платы более двух раз
подряд по истечении установленного договором срока платежа. При этом
названная норма материального права допускает включение в договор
аренды иных оснований досрочного расторжения договора по требованию
арендодателя и предусматривает, что право арендодателя требовать
досрочного расторжения договора может быть реализовано только после
направления арендатору письменного предупреждения о необходимости
исполнения им обязательства в разумный срок.

Пунктом 1.12 Положения № 2413 предусмотрено, что изменение и прекращение концессионного соглашения осуществляются в соответствии с действующим законодательством и заключенным концессионным соглашением.

В постановлении суда округа № Ф03-4958/2020 от 21.12.2020 по делу № А73-22713/2019 отмечено, что объект концессионного соглашения эксплуатируется ответчиком по его прямому назначению - для оказания образовательных услуг; до истечения срока действия соглашения ответчик заблаговременно обратился в уполномоченные органы с заявлениями по дальнейшему использованию здания школы, при том, что он является общеобразовательной организацией, обладающей преимущественным правом на заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (аренда, безвозмездное пользование) на новый срок без торгов, а также принимая во внимание, что при возникшей ситуации Управление и Департамент в установленном порядке не приняли решения, предусматривающего иной порядок распоряжения спорным объектом, а истец в этой ситуации не принял мер по своевременному отказу от соглашения. Основываясь на данной совокупности фактов, суд округа в прямой постановке констатировал, что концессионное соглашение на стадии его исполнения в период эксплуатации объекта (в том числе, с учетом уведомлений №№ 22.2-6/747 от 05.06.2019, № 22.2-6/781 от 11.06.2019, 22.2-6/1132 от 21.08.2019) является действующим вплоть до определения условий по использованию объекта образования в соответствии с действующим законодательством; отсутствие решений уполномоченного органа о распоряжении зданием школы лишает ответчика возможности защитить свои интересы и, соответственно, интересы лиц, обучающихся в образовательном учреждении, в судебном порядке.

В ходе рассмотрения настоящего дела нашли свое подтверждение факты невнесения ответчиком концессионной платы.

По смыслу действующего законодательства расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений сторон, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны.

В данном случае продолжительность уклонения ответчика от исполнения обязательств является значительной, сумма сформировавшейся задолженности – существенной.

Материалами дела также подтверждается, что Администрацией издано постановление № 3603 от 23.09.2021, которым предписано использовать здание по                   пер. Братскому, 4, в г. Хабаровске для размещения муниципального общеобразовательного учреждения (с учетом прав учащихся ЧОУ СОШ).

Дополнительно судом установлено, что в период действия соглашения № 1 ЧОУ СОШ «Алые паруса» допускалось несоблюдение лицензионных требований (устраненных к моменту судебного разбирательства).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено наличие нарушений ответчиком условий концессионного соглашения № 1, а также определение Администрацией условий по использованию объекта образования в соответствии с действующим законодательством, то есть подтверждена совокупность обстоятельств, позволяющая инициировать принудительное прекращение договорных отношений.

Вместе с тем суд констатирует наличие безусловных процессуальных препятствий для реализации заявленной Управлением инвестиционного развития правовосстановительной меры.

В силу прямого указания пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

В соответствии со специальными предписаниями части 1.1 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона концессионного соглашения направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом.

Пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ предписано, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.

Характер спорного правоотношения, послужившего основанием для обращения Управления с иском, а также существо заявленных исковых требований не позволяют отнести возникший спор к какой-либо из предусмотренных законом категорий дел, в отношении которой досудебный порядок не применяется.

Учитывая изложенное, спор в части требования о расторжении договора мог быть передан на разрешение арбитражного суда лишь при условии направления концедентом в адрес концессионера предложения расторгнуть спорное соглашение - после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом.

В материалы дела инициатором разбирательства представлены претензии                          №№ 22.3-9/2219 от 27.12.2021, 22.3-9/982 от 11.06.2021.

Названными претензиями ЧОУ СОШ «Алые паруса» было проинформировано о наличии задолженности по концессионной плате, начислении пени, необходимости ликвидации задолженности в течение 30 дней с момента получения уведомлений. Учреждение поставлено в известность о возможности реализации Управлением инвестиционного развития права обращения за судебной защитой.

Между тем в претензиях  №№ 22.3-9/2219 от 27.12.2021, 22.3-9/982 от 11.06.2021 отсутствует необходимое в силу императивных правил статьи 452 ГК РФ и части 1.1 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях предложение расторгнуть договор (соглашение).

В ходе судебного разбирательства Управление инвестиционного развития на неоднократные вопросы суда подтвердило, что иных обращений и претензий в адрес ЧОУ СОШ «Алые паруса» не направлялось.   

Принимая во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о невыполнении истцом установленной законом процедуры информирования контрагента о намерении прекратить договорные правоотношения, несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, и наличии в связи с этим оснований для оставления исковых требований в части расторжения соглашения (и производного от него требования об освобождении здания) без рассмотрения.

Согласно части 3 статьи 149 АПК РФ оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Принимая во внимание результат судебного разбирательства, статус истца, освобожденного в силу закона от уплаты государственной пошлины, а также учитывая социальную направленность, фактические условия профильной деятельности и реальное имущественного положение ответчика, суд полагает возможным в рамках своих дискреционныхполномочий, предоставленных статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, не возлагать на Учреждение обязанность произвести оплату пошлины в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с частного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа «Алые паруса» (ОГРН 1022700931725, ИНН 2721047440) в пользу Управления инвестиционного развития Администрации города Хабаровска (ОГРН 1182724003373, ИНН 2721235267) задолженность в сумме 654 351,79 руб., пени в размере 67 437,19 руб.

Требования о расторжении концессионного соглашения № 1 от 04.06.2009, освобождении здания по адресу: г. Хабаровск, пер. Братский, 4 оставить без рассмотрения. 

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                С.Ю. Дацук