ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6976/16 от 06.07.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                 дело № А73-6976/2016

12 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.07.2016.

         Арбитражный суд в составе судьи Сумина Д.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коленко О.О.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) к административной ответственности

Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом,  в судебное заседании не явились.

Суд установил:

Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 25.04.2006 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН <***>, ОГРНИП <***>. На основании лицензии АСС-27-34698 от 27.03.2009 Предприниматель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, в том числе по маршруту № 22.

Должностными лицами Управления на основании планового (рейдового) задания от 21.12.2015 № 07-533 проведена проверка транспортных средств, используемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для осуществления перевозок пассажиров.

В ходе проверки установлено, что 22.04.2016 в 14 час. 16 мин. водитель ФИО2, осуществляя на основании путевого листа от 22.04.2016 № 1914 перевозку пассажиров по маршруту № 22 на автобусе ASIACOSMOS с государственным номером <***> rus, принадлежащем предпринимателю на основании договора аренды от 01.09.2015, нарушил схему  маршрута, проехав  от остановки «Автовокзал» по ул. Серышева, ул. Л. Толстого, Амурскому бульвару и произведя остановку на остановочном пункте «Дворец Профсоюзов», не предусмотренном схемой маршрута. Над лобовым стеклом или в верхней его части отсутствует указатель с наименованием начального и конечного остановочных пунктов. Также установлено наличие неисправности, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства: неисправный спидометр.

16.05.2016 государственным инспектором ФИО3 в отношении Предпринимателя в его присутствии по данному факту составлен протокол № 008202/157 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершённых предпринимателями, рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем административный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Согласно ст. 2 Закона № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены указанным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённого постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании), предусмотрено, что к лицензионным требованиям  при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относятся:

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Как установлено ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Пунктом 66 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, установлено, что запрещается отклонение от установленного схемой маршрута пути следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута (кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения).

Пунктом 25 тех же Правил предусмотрено, что для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.

При этом в соответствии с п. 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации…, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.101993 № 1090), запрещается эксплуатация транспортного средства, если не работает спидометр.

Пунктом 30 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортном, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, предусмотрено, что на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

Факт отклонения водителя ФИО2 от установленной схемы маршрута № 22 и остановки  на остановочном пункте «Дворец Профсоюзов», не предусмотренном схемой маршрута, подтверждается актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 22.04.2016 № 171 и № 172, в котором указано место осмотра: ул. Льва Толстого, 22, что соответствует адресу Дворца культуры профсоюзов в г. Хабаровске, возле которого расположен остановочный пункт «Дворец профсоюзов», и схемой маршрута № 22, которой не предусмотрено ни следование автобуса по ул. Л. Толстого, ни остановка на указанном остановочном пункте.

Отсутствие над лобовым стеклом или в верхней его части наименования начального и конечного остановочных пунктов и номера маршрута  в акте проверки не отражено, но подтверждается фотографией автобуса, согласно которой номер маршрута распложен в нижней части лобового стекла, где также находится табличка с указанием некоторых остановок,  при этом сведения о конечном пункте «Шмаковская» в этой табличке не содержатся. В акте проверки при этом имеется отметка о проведении фотосъёмки.

Факт неисправности спидометра подтверждается объяснением водителя в акте проверки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт нарушения Предпринимателем как субъектом транспортной деятельности, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров,  приведённых требований нормативных правовых актов, что правильно квалифицировано административным органом как нарушение подпунктов «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании и образует объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения.

Каких-либо возражений или доказательств, опровергающих представленные административным органом доказательства, Предпринимателем в суд не представлено. В протоколе об административном правонарушении в графе «объяснение лица, в отношении которого оставлен протокол» содержится запись: «Ознакомлен» и подпись Предпринимателя.

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «з» и «и» пункта 4 того же Положения, имевшее место повторно в течение года, относится к грубым нарушениям.

Поскольку решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.03.2016 по делу № А73-2601/2016, копия которого представлена Управлением в дело, Предприниматель привлечён к административной ответственности  по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган правильно квалифицировал правонарушение по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Поскольку каких-либо доказательств того, что названный водитель отклонился от схемы маршрута по указанию Предпринимателя, а спидометр был неисправен на момент выпуска транспортного средства на линию (показания спидометра, указанные в путевом листе на момент выезда: 053100, на момент проверки, согласно фотографии: 053487) административным органом не представлены, суд усматривает вину Предпринимателя в форме неосторожности, так как, являясь субъектом транспортной деятельности, он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих ответственность Предпринимателя, судом не  установлено.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом также не установлено. Повторное совершение однородного правонарушения в данном случае в силу ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ не учитывается как отягчающие, поскольку, как указано выше, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Порядок, сроки привлечения Предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

На основании изложенного и учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает разумным и справедливым применить к правонарушителю наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); ИНН <***>, КПП 272401001, ОКТМО 08701000001, р/с <***> в Отделении Хабаровск, г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – штрафы, уплачиваемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск», накладываемые по ст. 14.1 КоАП РФ Арбитражным судом Хабаровского края по протоколам, составленным должностными лицами Дальневосточного регионального УГАДН, дело № А73-6976/2016.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя Филимонова Александра Сергеевича, 10.12.1969 года рождения, уроженца города Хабаровска, зарегистрированного по адресу: 680051, г. Хабаровск, ул. Прогрессивная, д. 27, кв. 41, зарегистрированного 25.04.2006 ИФНС России по Индустриальному району города Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 306272311500015, ИНН 272315080123, привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                                                       Д.Ю. Сумин