Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7082/2020
07 июля 2020 года
Резолютивная часть решения опубликована 03.07.2020 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 07.07.2020 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП-<***>, ИНН-<***>)
о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 15.04.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 05.2-17-206/2020
Суд установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратилось в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с жалобой на постановление Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, Главное управление) от 15.04.2020. № 05.2-17-206/2020 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде предупреждения.
Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края жалоба индивидуального предпринимателя ФИО1 направлена в Судебный участок № 47 г. Бикин и Бикинского района.
Судебный участок № 47 г. Бикин и Бикинского района указанную жалобу (как ошибочно направленную мировому судье данного судебного участка) направил в Арбитражный суд Хабаровского края.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2020 г. жалоба ФИО1 принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Административный орган представил суду материалы административного производства и письменный отзыв. Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
03.07.2020 г. судом в упрощенном порядке вынесено решение в виде резолютивной части.
В порядке статьи 229 АПК РФ, пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", суд изготавливает мотивированное решение по делу.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 07.11.2019 № Б2019-05.2-0003 проведен анализ информации, содержащейся в базе данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - База данных деклараций ФСРАР) и единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на предмет представления декларации по ф. № 12 за III квартал 2019 г.
При анализе информации, содержащейся в Базе данных деклараций ФСРАР и ЕГАИС установлено, что ИП ФИО1, ИНН <***> по адресу: 682972, <...> декларация по ф. № 12 за III квартал 2019 года представлена с нарушением срока.
Срок представления деклараций за III квартал 2019 г. - не позднее 20.10.2019, включительно. Так как 20 октября 2019 г. - воскресенье, последний день представления деклараций за III квартал 2019 г. - 21.10.2019. Таким образом, дата совершения административного правонарушения - 22.10.2019.
Место совершения административного правонарушения: 682972, <...>.
Факт нарушения зафиксирован в акте мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 15.11.2019 № Б2019-05.2-0003.
Извещением от 04.02.2020 г. Общество уведомлено о том, что рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 01.04.2020 г. в 15-00. Указанное извещение направлено в адрес предпринимателя посредством почтовой связи (80080345398525). Конверт с указанным извещением не был получен предпринимателем и 15.02.2020 возвращен отправителю с отметкой «по истечении срока хранения», согласно сведениям официального сайта Почты России сервис «Отслеживание почтовых отправлений».
01.04.2020 г. г. главным специалистом отдела декларирования управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции главного управления ФИО2, в отсутствии предпринимателя, при надлежащем уведомлении, составлен в отношении ИП ФИО1 протокол об административном правонарушении № 05.2-17-206/2020 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Определение о назначении даты, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.04.2020 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.04.2020 г. в 09-40. Указанное определение направлено ИП ФИО1 02.04.2020, заказным почтовым отправлением посредством почтовой связи (80080147135991), почтовое отправление адресатом не получено, отправление вернулось с отметкой "за истечением срока хранения". согласно сведениям официального сайта Почты России сервис «Отслеживание почтовых отправлений».
15.04.2020 г. начальником Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО3, в отсутствии предпринимателя, при надлежащем уведомлении, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 05.2-17-206/2020 о назначении административного наказания. Указанным постановлением ИП ФИО1 привлечено к административной ответственности по статьи 15.138 КоАП РФ, с применением положений статьи 4.1.1. КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласие заявителя с указанным постановлением, послужило основанием для обращения с рассматриваемой жалобой.
Изучив доводы жалобы, а также отзыва , исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, в соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанная норма включает в себя несколько самостоятельных составов административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на нарушение сроков подачи названных деклараций, либо включение в них заведомо искаженных данных.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона.
В соответствии с Правилами функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», направление информации об объеме оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией, или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - ЭЦП) путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, фиксируя в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции с помощью ЭЦП, организация (индивидуальный предприниматель) подтверждает получение алкогольной продукции.
В соответствии с п.п. 15, 16 Правил представления деклараций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Правила представления деклараций, постановление Правительства РФ № 815, соответственно) декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ № 815 декларации по ф. № 12 должны быть представлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из материалов дела, проверкой выявлено следующее.
Согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции из ЕГАИС за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 ИП ФИО1 в III квартале 2019 года подтверждено получение не маркируемой алкогольной продукции в объеме 64,248 декалитра (дал).
При наличии оборота не маркируемой алкогольной продукции в III квартале 2019 г. у ИП ФИО1 возникла обязанность представить декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи до 21.10.2019, включительно.
Установлено, что ИП ФИО1 07.11.2019, т.е. с нарушением установленного срока, представлена декларация по ф. № 12 за III квартал 2019 года, что является нарушением Правил представления деклараций и подтверждается скриншотом из Личного кабинета Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на портале сервисов ФСРАР (https://service.fsrar.ru/cabinet/home).
При указанных обстоятельствах, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.13 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суду не представлены доказательства принятия исчерпывающего перечня мер к исполнению обязанности.
Довод предпринимателя об отсутствии её вины в рассматриваемом правонарушении отклоняется судом как необоснованный.
В обоснование данного довода об отсутствии своей вины предприниматель ссылается на факт заключения ею гражданско-правовых договоров - договора автоматизации № 1371 и договора декларирования № 1372 с ООО «Алмаз-Алко» и ИП ФИО4, которая уведомила ИП ФИО1 о невозможности исполнения обязанностей по договорам по техническим причинам с 21.10.2019 г.
Между тем, обязанность по предоставлению соответствующих деклараций предприниматель, осуществляющий оборот алкогольной продукции несет в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (статья 14), следовательно, данная обязанность является публично-правовой.
Публично-правовая обязанность, в т.ч. обязанность по предоставлению в установленные сроки и порядке рассматриваемых декларация не изменяется фактом заключения гражданско-правовых договоров, в данном случае, обязанность по декларированию оборота алкогольной продукции.
Стороны гражданско-правого договора, несут соответствующую ответственность за неисполнение договора перед другой стороной договора в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Тогда как, субъектами ответственности по статье 15.13 КоАП РФ являются лица, имеющие обязанность по предоставлению соответствующих деклараций в силу требований закона, т.е. в настоящем случае ИП ФИО1
Предприниматель не представила документов и доказательств осуществления ею контроля за действиями лиц, проводивших декларирование от её имени, и принятие всех возможных мер к недопущению нарушения.
Нарушений сроков, порядка рассмотрения дела судом не установлено.
Относительно доводов предпринимателя о не извещение лица о процессуальных действиях Главного управления (не получение предпринимателем уведомлений) необходимо отметить следующее.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ, согласно которых юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в настоящем пункте, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Частями 2,3,4 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2. КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ, в соответствии с которым дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела
Извещением от 04.02.2020 г. предпринимателя извещалась о том, что рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 01.04.2020 г. в 15-00. Указанное извещение направлено в адрес предпринимателя посредством почтовой связи (80080345398525). Конверт с указанным извещением не был получен предпринимателем и 15.02.2020 возвращен отправителю с отметкой «по истечении срока хранения», согласно сведениям официального сайта Почты России сервис «Отслеживание почтовых отправлений».
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом 02.04.2020 г.
Определение о назначении даты, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.04.2020 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.04.2020 г. в 09-40. Указанное определение направлено ИП ФИО1 02.04.2020, заказным почтовым отправлением посредством почтовой связи (80080147135991), почтовое отправление адресатом не получено, отправление вернулось с отметкой "за истечением срока хранения". согласно сведениям официального сайта Почты России сервис «Отслеживание почтовых отправлений».
Оспоренное постановление вынесено 15.04.2020 г.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ, согласно которых юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в настоящем пункте, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Таким образом, не получение предпринимателем вышеуказанных извещений не может свидетельствовать о её ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем указанный довод предпринимателя отклоняется как необоснованный.
При рассмотрении дела, суд не усмотрел чрезвычайных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности рассматриваемого правонарушения.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих ответственность не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем в данном случае не усматривается, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Суд полагает, что административным органом обоснованно произведена замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение, поскольку ИП ФИО1 относится к субъектам малого предпринимательства, ранее в ответственности не привлекалась, рассматриваемое нарушение не несет угрозы жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб также отсутствует.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмене постановления административного органа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, статьей 15.13 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 15.04.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 05.2-17-206/2020о наложении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Зверева А. В.