АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А-73-7639/2008
г. Хабаровск
«30» декабря 2008 года
резолютивная часть решения объявлена 23.01.2009 г. изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 30.01.2009 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующим судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Элкон»
об оспаривании постановления Хабаровской таможни от 01.07.2008 по делу об административном правонарушении №10703000-188/2008
при участии:
от заявителя – не явился
от таможни – ФИО1 по доверенности № 04-24/8537 от 15.08.2008 г.
Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Элкон (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Хабаровской таможни от 01.07.2008 по делу об административном правонарушении №10703000-188/2008, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебное заседание представитель заявителя не явился. В силу положений статьи 123 АПК РФ заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель Хабаровской таможни в судебном заседаниями с предъявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, факт правонарушения и вина заявителя в его совершении доказаны материалами административного производства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.01.2009 по 23.01.2009 г.
Суд установил:
17.01.2006 г. Обществом заключен внешнеэкономический контракт № 1 с Хейва авто компани (Япония). Согласно вышеуказанному контракту ООО «Элкон» приобретает у контрагента автотранспортные средства.
В рамках исполнения указанного контракта поставщиком согласно инвойса № US-9948310 от 05.12.2007 г. с территории СШИ (г. Лос Анжелес) в контейнере APHU6649863, была осуществлена поставка автомобилей:
- TAYOTA SEQUIA, 2002 годавыпуска, VIN №5TDBT48A22S088232,
- FORD F-150, 2002 годавыпуска, VIN № 1FTRW08L73KB41192.
01.01.2008 г. указанные товары поступили для целей таможенного оформления во Владивостокскую таможню и были помещены в постоянную зону таможенного контроля, принадлежащую Обществу с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал» (далее – ООО «ВКТ»).
17.01.2008 г. Обществом на товары, поступившие по инвойсу № US-9948310 подана во Владивостокскую таможню грузовая таможенная декларация № 10702040/170108/0000644.
Согласно указанной грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению заявлены следующие товары:
1. Автомобиль легковой бывший в употреблении TAYOTASEQUIA, 2002 11 15 года выпуска, VIN №5TDBT48A22S088232, цвет зеленый, рама 13 00361341, двигатель 2 UZ-0470277, бензиновый, объем двигателя 4664 кубических сантиметра, мощность 243 лошадиной силы/182,25 кВт, фреон R134а.
2. 2. автомобиль грузовой - бортовой, бывший в употреблении FORDF-150, 2002 11 15 года выпуска, VIN № 1FTRW08L73KB41192, цвет черный, номер двигателя отсутствует, бензиновый, объем двигателя 5409 кубических сантиметра, мощность 260 лошадиных сил/195 кВт, фреон R134а.
В графах 44 ГТД № 10702040/170108/0000644 под цифрой 10 в качестве документа, подтверждающего сведения о товарах, заявленных в ГТД было указано заключение эксперта ООО «Союзморсервис» № 12756/2008, выданное 13.01.2008 г. Измерения проводились на складе временного хранения 13.01.2008 г.
Согласно вышеуказанному заключению в системе кондиционирования автомобилей, заявленных ООО «Элкон» к таможенному оформлению по ГТД № 107020040/170108/0000644, в качестве хладагента использован фреон марки R134а, не включенный в списки Приказа ГТК России № 336 от 31.05.1996 г., в связи с чем, ввоз указанного хладагента на территорию Российской Федерации не подлежит лицензированию.
19.01.2008 г. вышеуказанные товары были выпущены Владивостокской таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом.
В результате проведения ОТИ Хабаровской таможни таможенного контроля после выпуска товаров по ГТД № 10702040/170108/0000644 в виде проверки документов и сведений на основании писем ООО «ВКТ» № К-67/08, Владивостокской таможни № 03-17/8715 от 24.03.2008 года, 08-30/13890 от 29.05.2008 г., ООО «Элкон» было установлено, что представители ООО «Союзморсервис» в зоне таможенного контроля, где осуществлялось временное хранение товаров, заявленных к таможенному оформлению по грузовой таможенной декларации № 10702040/170108/0000644, не присутствовали, измерения и идентификацию хладагента, используемого в автомобилях, заявленных к таможенному оформлению не производили.
Установив, в процессе проведения ОТИ Хабаровской таможни таможенного контроля, что заключение ООО «Союзморсервис» № 12756/2008 г. от 13.01.2008 г. не имеет юридической силы, поскольку сведения, изложенные в нем не соответствуют действительности, таможенный орган пришел к выводу о представлении ООО «Элкон» при осуществлении таможенного оформления товара недействительного документа, который мог послужить основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
На основании установленного проверкой факта, 19.06.2008 г. государственным таможенным инспектором отдела Хабаровской таможни ФИО2 в присутствии законного представителя Общества- директора ФИО3, составлен в отношении ООО «Элкон», протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
01.07.2008 г. заместителем начальника Хабаровской таможни по правоохранительной деятельности ФИО4 в присутствии законного представителя Общества, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10703000-188/2008, которым ООО «Элкон» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с постановлением Хабаровской таможни Общество обжаловало его в судебном порядке.
Заслушав представителя таможенного органа, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 13 ТК РФ товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (пункт 1 названной статьи). Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации (пункт 2 статьи 124 ТК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 131 ТК РФ предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров среди прочих представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ предоставление в таможенный орган сертификатов, разрешений и иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, является одним из условий выпуска товаров.
Согласно статье 158 ТК РФ, запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
В силу статьи 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
Согласно Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному Постановлением Правительства Россиской Федерации от 08.05.1996 г.№ 563, запрещаются ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ, указанных в Приложении N 1 к настоящему Положению, а также их транзитные перевозки через Российскую Федерацию из государств и в государства, не являющиеся Сторонами Монреальского протокола.
Запрещаются ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанной в Приложении N 2 к настоящему Положению, из государств и в государства, не являющиеся Сторонами Монреальского протокола.
Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 31.05.1996 г. № 336, установлен перечень озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых подлежит государственному регулированию.
В данный перечень не включен хладагент марки R134а.
Согласно пункта 2 указанного Положения, настоящее Положение в соответствии со сроками, установленными Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, и поправками к нему, регулирует вопросы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, указанных в Приложениях N 1 и 2.
В соответствии с пунктом 3 данного Положения, действие настоящего Положения распространяется на все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей (далее именуются - юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющих деятельность, связанную с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 390 Таможенного кодекса Российской федерации, для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Из материалов дела следует, что ООО «Элкон» при подаче в таможенный орган грузовой таможенной декларации № 10702040/170108/0000644, представило в таможенный орган в качестве документа, подтверждающего заявленные в ГТД сведения – заключение эксперта ООО Союзморсервис», в соответствии с которым в системе кондиционирования ввезенных Обществом автомашин использован в качестве хладагента фреон марки R134а, не включенный в списки Приказа ГТК РФ от 31.05.1996 г. № 336 и, следовательно, ввоз его на территорию Российской Федерации не подлежит лицензированию.
Как следует из указанного заключения эксперта ООО «Союзморсервис» ФИО5 исследование было проведено на основании заявления ООО «Элкон» от 13.01.2008 г., экспертиза начата 13.01.2008 г. и окончена 13.01.2008 г.
Между тем, согласно акта перепломбировки, писем ООО «ВКТ», Владивостокской таможни, контейнер APHU6649863 с автомобилями ООО «Элкон» был досмотрен на терминале 05.01.2008 г. В тот же день на данный контейнер была наложена пломба. Выпуск товара был произведен, согласно штампа «Выпуск разрешен» - 19.01.2008 г. и выдан декларанту – 21.01.2008 г.
Какие либо сведения о вскрытии контейнера в период с 05.01.2008 г. по 19.01.2008 г. в т.ч. 13.01.2008 г. для проведения исследований ООО «Союзморсервис», отсутствуют. Разрешения на вскрытие контейнера не выдавались. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом соответствующий акт по установле5нной форме не составлялся.
При таких обстоятельствах, взятие проб 13.01.2008 г. для проведение необходимых исследований хладагента было невозможно.
Кроме того, в материалах дела не имеется каких либо достоверных сведений о проведении экспертом исследований в иной день до опломбирования контейнера. Указанные сведения не содержатся и в Акте таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств от 05.01.2008 г., содержащего указание на лиц, присутствующих при досмотре. Следует также отметить, что заключение эксперта также не содержит сведений о фактическом взятии проб не 13.01.2008 г., а в иной день, напротив в заключении указано: «13 января 2008 г. на территории склада временного хранения проведен осмотр автомобилей (см. таб. 1) и исследование хладагента систем кондиционирования воздуха, с целью определения его марки».
При таких обстоятельствах следует признать, что заключение эксперта ООО «Союзморсервис» от 13.01.2008 г. № 12756/2008 г. содержит недостоверные сведения, составлено без фактического исследования предмета экспертизы, а, следовательно, вывоз Хабаровской таможни о недействительности указанного документа является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, является административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу Примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Вина Общества заключается в бездействии, поскольку Общество не приняло всех возможных мер к недопущению вышеуказанного правонарушения, не проверило сведения, содержащиеся в экспертном заключении, при том, что Обществу было известно о дате опломбирования контейнере и дате снятия пломб (представитель Общества присутствовал при составлении акта).
Положения части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации, дают декларанту право при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров: осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383); знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров; представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Факт совершения заявителем вменённого ему административным органом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, установлен в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами административного производства №10703000-188/2008.
Полномочия таможенных органов по составлению протокола, рассмотрению дела об административном правонарушении реализованы в соответствии со статьёй 23.8, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения ООО «Элкон» к административной ответственности по оспариваемому постановлению, расчёт штрафов соответствуют требованиям КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Элкон», расположенного по адресу: <...> о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни № 10703000-188/2008 от 01.07.2008 г., которым ООО «Элкон» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. В. Зверева