Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-8433/2021
23 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2021 года
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2021 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ванинскому району
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.17. КоАП РФ,
В судебное заседание явились:
от ОМВД России по Ванинскому району: не явились,
от ИП ФИО1: не явились.
Суд установил: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ванинскому району (далее – ОМВД по Ванинскому району, Отдел, административный орган, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения заседания извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представил дополнительные пояснения.
ИП ФИО1 явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения заседания извещена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отзыв на заявление не представила.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
03.02.2021г. в период времени с 07 часов 10 минут по 09 часов 20 минут, в ходе обыска в помещении магазина «Продукты» принадлежащем ИП ФИО1, расположенном по адресу: <...>. Были обнаружены и изъяты 3 бутылки водки «Гжелка» объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% от объема готовой продукции и 1 бутылка вина игристого (шампанского) «Летний сад» объемом 0,75 литра содержанием этилового спирта от 10 до 13% от объема готовой продукции.
При этом ИП ФИО1 лицензии на оборот указанной алкогольной продукции не имеет.
Таким образом, ИП ФИО1 в помещении магазина «Продукты» по адресу: <...> осуществляла оборот алкогольной продукции в нарушение требований ст. 18, 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), без соответствующей лицензии.
Протоколом обыска (выемки) от 03.02.2021г. указанная алкогольная продукция была изъята, помещена в камеру хранения вещественных доказательств.
14.04.2021г. должностным лицом ОМВД России по Ванинскому району ФИО2 в отношении ИП ФИО1 в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ № 1785 и назначено проведение административного расследования.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 14.04.2021г. и протоколом изъятия вещей и документов от 14.04.2021г. указанная ранее алкогольная продукция формально была изъята из камеры хранения вещественных доказательств и помещена в эту же камеру хранения в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
12.05.2021г. должностным лицом ОМВД России по Ванинскому району ФИО2 в отношении ИП ФИО1, составлен протокол 27 ХК № 069536 об административном правонарушении по ч. 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола на 12.05.2021г. в 10 часов 30 минут предприниматель извещалась уведомлением от 04.05.2021г. № 50/5-6154, которое вручено в магазин6 «Продукты» по адресу: <...> продавцу магазина ФИО3 – 12.05.2021г. и направлено ИП ФИО1 по адресу: 682860, <...>, заказным письмом идентификационный номер – 68286184941191.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган с настоящим заявлением обратился в арбитражный суд.
Деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируется Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 данного Федерального закона, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
В пункте 16 статьи 2 указанного закона дано понятие оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 26 приведенного выше Федерального закона установлено, что запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, лицензии выдаются на осуществление видов деятельности, указанных в данной статьи, включая деятельность по хранению и розничной продаже алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Закона № 171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Как указано ранее, 03.02.2021г. в период времени с 07 часов 10 минут по 09 часов 20 минут, в ходе обыска в помещении магазина «Продукты» принадлежащем ИП ФИО1, расположенном по адресу: <...>. Были обнаружены и изъяты 3 бутылки водки «Гжелка» объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 40% от объема готовой продукции и 1 бутылка вина игристого (шампанского) «Летний сад» объемом 0,75 литра содержанием этилового спирта от 10 до 13% от объема готовой продукции.
При этом ИП ФИО1 лицензии на оборот указанной алкогольной продукции не имеет.
Таким образом, ИП ФИО1 в помещении магазина «Продукты» по адресу: <...> осуществляла оборот алкогольной продукции в нарушение требований ст. 18, 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), без соответствующей лицензии.
Названные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ИП ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина предпринимателя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом осмотра, фотографиями, протоколом изъятия алкогольной продукции, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
Вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения заключается в том, что она не обеспечила соблюдение требований в сфере оборота алкогольной продукции и нарушила запрет, установленный действующим законодательством.
Нарушений порядка возбуждения дела и составления протокола об административных правонарушениях в отношении ИП ФИО1 судом не установлено.
Протокол об административном правонарушениях составлен уполномоченным должностным лицом административного органа.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, отсутствует.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу указанной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (в постановлениях от 17.01.2013г. №1-П, от 25.02.2014г. № 4-П, определениях от 09.04.2003г. № 116-О, от 05.11.2003г. № 349-О, от 16.07.2009 № 919-О-О, от 29.05.2014г. № 1013-О), малозначительность является одним из средств, позволяющим в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Необходимо отметить, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие сведений о наступивших негативных последствиях само по себе не является основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям, учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, суд считает, что совершенное предпринимателем правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Предприниматель при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в неисполнении возложенной на предпринимателя публично-правовой обязанности без уважительных причин. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается.
Суд обращает внимание, что частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ определен минимальный размер санкции для должностных лиц – 500 000 руб.
Устанавливая такую санкцию, законодатель указывает на повышенную общественную опасность административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом установлено, что ИП ФИО1 ранее привлекалась к административной ответственности, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.06.2018г. по делу № А73-6465/2018, решением от 01.02.2019г. по делу от А73-2159/2018 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550 000 руб., решением от 21.10.2020г. по делу от А73-15328/2019 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550 000 руб., решением от 11.01.2021г. по делу от А73-17937/2020 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550 000 руб.
Данный факт исключает возможность замены административного штрафа на предупреждение, а также в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
ИП ФИО1 не представлено суду обоснованных доводов и доказательств, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, которые могли бы явиться основанием для снижения административного штрафа ниже низшего предела.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, учитывая наличие отягчающего ответственность обстоятельства, суд находит необходимым применить к правонарушителю штраф в размере 550 000 руб., предусмотренный санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ для должностных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ - в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Как указано ранее, в ходе проверки административным органом были приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно указанная ранее спиртосодержащая продукция, была изъята согласно по протоколу обыска (выемки) от 03.02.2021г.,протоколу изъятия вещей и документов от 14.04.2021г.
На момент проверки и рассмотрения дела в суде документы подтверждающие легальность, изъятой в ходе проверки алкогольной продукции не представлено.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ - предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ - изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, с учетом положений ст. 29.10 КоАП РФ, ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, а также п. 2, 3 «Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденного 19.09.2018г. Президиумом Верховного Суда РФ, изъятая алкогольная, спиртосодержащая продукция подлежат изъятию из незаконного оборота и направлению на уничтожение по вступлении решения суда в законную силу.
Порядок, а также годичный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края), ИНН- <***>, КПП-270901001, счет получателя - 03100643000000012200, Отделение Хабаровск Банка России/УФК по Хабаровскому краю, ОКТМО-08612000, БИК- 010813050, кор. счет - 40102810845370000014, КБК-18811601331010000140. Назначение платежа: штраф по решению суда (указать номер и дату решения суда).
Руководствуясь статьями 2.9, 3.4, 4.1., 4.2, 4.3., 4.1.1., частью 3 статьи 14.17, статьями 23.1, 29.10 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: пос. Ванино Хабаровского края, ОГРН-<***>, ИНН-<***>, адрес: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Матросова, д. 1, кв. 7, привлечь к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550 000 рублей в доход федерального бюджета.
Изъять у индивидуального предпринимателя ФИО1 из незаконного оборота и направить на уничтожение в установленном законом порядке алкогольную, спиртосодержащую продукцию, изъятую по протоколу обыска (выемки) от 03.02.2021г., протоколу изъятия вещей и документов от 14.04.2021г.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко