ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8628/17 от 22.08.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-8628/2017

01 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения в упрощенном порядке опубликована 22.08.2017 г., полный текст изготовлен 01.09.2017 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявления Общества с ограниченной ответственностью «Марьяна»

об оспаривании постановления Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края от  05.06.2017 № 2.4-10-59М/2017 по делу об административном правонарушении,

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Марьяна»     (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о  признании незаконным и  отмене постановления Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края (далее – административный орган) от 05.06.2017 № 2.4-10-59М/2017 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 50.000 руб.

Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

22.08.2017 г. судом в упрощенном порядке по данному делу вынесено решение в виде резолютивной части, которым постановление Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края  от 05.06.2017г. № 2.4-10-59М/2017 о привлечении  ООО «Марьяна» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, изменено путем замены административного штрафа на предупреждение.

От административного органа 26.08.2017 поступило заявление об изготовлении мотивированного решения. Поскольку заявление подано в установленный статьёй 229 АПК РФ срок, полагает необходимым изготовить мотивированное решение по делу № 73-8628/2017.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Марьянна» (далее - ООО «Марьянна», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.

09.03.2017 в 10:00 часов по местному времени по адресу: <...>­, каб.410, при анализе информации, поступившей от межрегионального управле­ния Федеральной службы Росалкогольрегулирования по Дальневосточному Федеральному округу (далее - МРУ ФСРАР по ДФО) от 07.02.2017 № У7-1248/06 и информации содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной систе­ме по приему деклараций (далее - ЕГАИСПД) в сервисе "Декларации", в подразделе "Принятые декларации", установлено, что 00 "Марьянна", ИНН <***> представ­лены с искажением сведений:

декларация об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продук­ции (далее - декларация по ф. № 11) за III квартал 2016 года,

декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и ме­довухи (далее - декларация по ф. № 12) за III квартал 2016 года.

В результате чего были нарушены: статьи 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 179-ФЗ); постановление Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - Постановление № 815, Правила представления деклараций, соответственно); приказ Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".            

Первичные декларации по ф. № 11 и ф. № 12 представлены в ЕГАИСПД 18.10.2016, что подтверждается скриншотом подраздела "Принятые декларации" сервиса "Декларации" ЕГАИСПД.

Декларации обществом представлены с искажением сведений.

В нарушение Пра­вил представления деклараций, Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использова­ния этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" во II разделе деклараций не отражен объем закупки про­дукции по поставщикам продукции по кодам видов продукции в разрезе производителей и импортеров продукции (236,610 дал - лицензируемая алкогольная продукция и 1509,793 -не лицензируемая алкогольная продукция). Данный факт подтверждается сведениями из з Единой государственной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) - отчет об объемах закупки этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 и протоколами обработки деклараций от 18.10.2016.

10.03.2017 организация представила в комитет заявление об открытии доступа для представления корректирующих деклараций по ф. № 11 и ф. № 12 за I, II, III кварталы 2016 года (вх.№ 1414).

07.04.2017 обществу направлено предписание № 2.4-9-1116 об устранении наруше­ний обязательных требований нормативных актов, регулирующих декларирование оборо­та алкогольной продукции с открытием доступа для представления корректирующих де­клараций.

12.04.2017 организация предоставила корректирующую декларацию по ф. № 12, что подтверждается скриншотом подраздела "Принятые декларации" сервиса "Деклара­ции" ЕГАИСПД.

13.04.2017 организация предоставила корректирующую декларацию по ф. № 11, что подтверждается скриншотом подраздела "Принятые декларации" сервиса "Деклара­ции" ЕГАИСПД.

Сроки представления корректирующих деклараций регламентируется пунктом 20 Правил представления деклараций. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие оборот алкогольной продукции имели право представить корректирующие декларации за III квартал 2016 года не позднее 20.01.2017.

Программа по приему деклараций настроена в соответствии со сроками представ­ления деклараций, установленных Постановлением № 815. Соответственно, после 20.01.2017 прием корректирующих деклараций за III квартал 2016 года окончен.

Обществу комитетом выдано предписание от 07.04.2017 № 2.4-9-1116, которое ис­полнено 13.04.2017, Из отчета раздела "Анализ декларантов" следует, что искажение све­дений в указании объемов поставки алкогольной продукции отсутствует, однако в пред­ставленных корректирующих декларациях имеет место нарушение порядка заполнения деклараций, утвержденного приказом ФСРАР № 231, а именно: в нарушение п. 1.4 ука­занного приказа в декларациях отсутствует раздел "Сведения по обособленному подраз­делению.

По результатам проверки и представленных документов, проверяющими сделан вывод, что в действиях Общества имеются признаки административного правонарушения предусмотренного 15.13 КоАП РФ.

13.03.2017 комитетом в адрес ООО «Марьяна» направлено извещение № 2.4-9-777 о необходимости явки законного представителя ООО «Марьяна» в Комитет для дачи поясне­ний и составления протокола об административном правонарушении 20.04.2017г. в 12 часов 00 минут по фак­ту искажения сведений при декларировании оборота алкогольной и спирто­содержащей продукции за III квартал 2016 года. Уведомление направлено посредством электронной почты.

20.04.2017г. по факту выявленного правонарушения главным специалистом Комитета ФИО1 в отношении ООО «Марьяна», в присутствии представителя Общества ФИО2 по доверенности от 20.04.2017г., составлен протокол об административном правонарушении № 2.4-6-11-59/2017 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 03.05.2017г. в 15 часов 00 минут. Определением от 03.05.2017 г. рассмотрение дела отложено на 05.06.2017 г. в 15-00. Определение вручено представителю Общества ФИО2

05.06.2017г. первым заместителем председателя Комитета ФИО3 в результате рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии представителя Общества ФИО2 по доверенности от 20.04.2017г вынесено постановление о назначении ООО «Марьяна» административного наказания от 05.06.2017г. № 2.4-10-59М/2017, которым Общество привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50.000 руб..

Административное наказание назначено ООО «Марьяна» с учетом отягчающего вину обстоятельства, а именно факта привлечения общества ранее к ответственности постановлением от 03.05.2017 г., со ссылкой на факт обжалование указанного постановления в Арбитражном суде Хабаровского края (дело № А73-6340/2017)

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке, в обоснование заявленных требований указывает на принятие мер к устранению нарушений, нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ, искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный за­кон № 171-ФЗ) прием деклараций об объеме розничной продажи алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3.4 Положения о Комитете потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края (далее - Комитет), утвержденного Постановлением Правитель­ства Хабаровского края от 10.06.2015г. № 134-пр, в сфере реализации полно­мочий края в области лицензирования, лицензионного контроля, приема деклараций и контроля за их представлением, в части розничной продажи ал­когольной продукции, комитет осуществляет:

прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосо­держащей продукции, государственный контроль за их представлением (подпункт 3.4.3);

производство по делам об административных правонарушениях (подпункт 3.4.4).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ - организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержа­щей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 про­центов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и деклариро­вание объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ-  запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) исполь­зования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012г. № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) ис­пользования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила № 815).

Согласно п. 15, 16 Правил № 815 - Декларации (за исключением деклараций, указанных в пунктах 14(1) - 14(3) настоящих Правил) представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

В соответствии с п. 20 Правил № 815 - при обнаружении орга­низацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводи­телем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, организация, индивиду­альный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, веду­щий личное подсобное хозяйство, представляют корректирующие декларации, содержа­щие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, пред­ставленных ранее.

Корректирующие декларации (за исключением корректирующих деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 13-15 к настоящим Правилам) представля­ются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 20(1) настоящих Правил).

Корректирующие декларации по формам, предусмотренным приложениями № 13 - 15 к настоящим Правилам, представляются до 30 апреля года, следующего за отчетным годом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 20(1) настоящих Правил).

Во время проведения проверки деятельности организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, уполномоченными органами организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.

Как следует из материалов дела, 09.03.2017 в 10:00 часов по местному времени по адресу: <...>­, каб.410, при анализе информации, поступившей от МРУ ФСРАР по ДФО от 07.02.2017 № У7-1248/06 и информации содержащейся ЕГАИСПД в сервисе "Декларации", в подразделе "Принятые декларации", установлено, что ООО "Марьянна", ИНН <***> представ­лены с искажением сведений:

декларация об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продук­ции (далее - декларация по ф. № 11) за III квартал 2016 года,

декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и ме­довухи (далее - декларация по ф. № 12) за III квартал 2016 года.

Первичные декларации по ф. № 11 и ф. № 12 представлены в ЕГАИСПД 18.10.2016, что подтверждается скриншотом подраздела "Принятые декларации" сервиса "Декларации" ЕГАИСПД.

Декларации обществом представлены с искажением сведений.

В нарушение Пра­вил представления деклараций, Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использова­ния этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" во II разделе деклараций не отражен объем закупки про­дукции по поставщикам продукции по кодам видов продукции в разрезе производителей и импортеров продукции (236,610 дал - лицензируемая алкогольная продукция и 1509,793 -не лицензируемая алкогольная продукция). Данный факт подтверждается сведениями из з Единой государственной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) - отчет об объемах закупки этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 и протоколами обработки деклараций от 18.10.2016.

10.03.2017 организация представила в комитет заявление об открытии доступа для представления корректирующих деклараций по ф. № 11 и ф. № 12 за I, II, III кварталы 2016 года (вх.№ 1414).

07.04.2017 обществу направлено предписание № 2.4-9-1116 об устранении наруше­ний обязательных требований нормативных актов, регулирующих декларирование оборо­та алкогольной продукции с открытием доступа для представления корректирующих де­клараций.

12.04.2017 организация предоставила корректирующую декларацию по ф. № 12, что подтверждается скриншотом подраздела "Принятые декларации" сервиса "Деклара­ции" ЕГАИСПД.

13.04.2017 организация предоставила корректирующую декларацию по ф. № 11, что подтверждается скриншотом подраздела "Принятые декларации" сервиса "Деклара­ции" ЕГАИСПД.

Сроки представления корректирующих деклараций регламентируется пунктом 20 Правил представления деклараций. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие оборот алкогольной продукции имели право представить корректирующие декларации за III квартал 2016 года не позднее 20.01.2017.

Обществу комитетом выдано предписание от 07.04.2017 № 2.4-9-1116, которое ис­полнено 13.04.2017, Из отчета раздела "Анализ декларантов" следует, что искажение све­дений в указании объемов поставки алкогольной продукции отсутствует, однако в пред­ставленных корректирующих декларациях имеет место нарушение порядка заполнения деклараций, утвержденного приказом ФСРАР № 231, а именно: в нарушение п. 1.4 ука­занного приказа в декларациях отсутствует раздел "Сведения по обособленному подраз­делению.

Из указанного следует, что ООО "Марьяна" имело время для исправления оши­бок и неточностей в декларациях за Ш квартал 2016 года без привлечения к админи­стративной ответственности до 20 января 2017 года.

Однако, указанные достоверные сведения, уточненные декларации за III квартал 2016 года представлены ООО «Марьяна» в Комитет по истечении указанного срока, только 12.04.2017г. и 13.04.2017 г.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в действиях (бездействиях) ООО «Марьяна» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного 15.13 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

ООО «Марьяна» могло, и должно было предпринять все необходимые меры для недопущения события правонарушения и представить указанные ранее декларации в установленный законом срок, с достоверными сведениями, однако этого сделано не было.

При этом угроза охраняемым общественным отношениям заключается не столько в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий неисполнения установленных законодательством обязанностей, сколько в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Невнимательность сотрудников Общества при отправке деклараций, а также нарушение сроков представления корректирующих деклараций, относятся к организационной стороне работы Общества, за которую Общество несет ответственность.

Это также подтверждает непринятие всех зависящих от Общества мер по соблюдению норм и правил, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействиях) ООО «Марьяна» имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

Состав данного правонарушения является формальным, правонарушения считается оконченным с момента несвоевременного представления декларации.

Таким образом, факт совершения ООО «Марьяна» правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных порядка представления деклараций подтвержден материалами дела, и самим заявителем не оспаривается, его вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ установлена и доказана.

Суд не находит оснований для признания выявленного нарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС № 10 от 02.06.2004г. применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В соответствии с указанным пунктом Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.

Правонарушение, предусмотренное статьи 15.13 КоАП РФ, образует формальный состав правонарушения, считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003г. № 17-П - государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Исходя из характера допущенных Обществом правонарушений и обстоятельств их совершения, суд не усматривает оснований для признания противоправного деяния малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.

Судом по материалам дела не установлено наличие исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Обществом своих обязанностей, установленных действующим законодательством в области производства и оборота алкогольной продукции.

Устранение нарушений в дальнейшем, после установленных законом сроков не исключает событие правонарушения.

Составление протокола с нарушением срока, указание в протоколе неверного адреса Общества, даты его регистрации, номера протокола, не являются существенными нарушениями, влекущими отмену обжалуемого постановления.

Нарушений порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Санкция ст. 15.13 КоАП РФ – предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Судом установлено, что ООО «Марьяна» административное наказание назначено в виде штрафа в размере 50.000 руб., исходя из факта повторности привлечения Общества к ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

При этом, Общество относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ.

Исследовав материалы дела, суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного обществу административного наказания, руководствуясь следующим.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014г. № 4-П).

Согласно оспариваемому постановлению от 05.06.2017г. ООО «Марьяна» подвергнуто административному наказанию в виде минимального размера штрафа (50 000 рублей), установленного для юридических лиц статьей 15.13 КоАП РФ.

Между тем, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено правило, в силу которого являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

ООО «Марьяна» относится к  числу субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.  Категория субъекта – микропредприятие.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствует понятие впервые совершенного административного правонарушения.

Следовательно, при решении вопроса о квалификации действий лица по статье 4.1.1 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Как следует из оспариваемого постановления, при назначении обществу административного наказания должностное лицо Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности не усмотрело оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, поскольку ранее ООО «Марьяна» уже привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ постановлением от 03.05.2017г. 

Вместе с тем, указанный факт не может свидетельствовать о повторности совершения правонарушения в понимании статьи 4.3 КоАП РФ, поскольку на момент совершения (обнаружения) рассматриваемого правонарушения (12.04.2017, 13.04.2017 г.) общество ещё не было подвергнуто административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.  Рассматриваемое в настоящем деле нарушение и нарушение, вмененное Обществу постановлением от 03.05.2017 г. были совершены в один и тот же период времени.

Постановление от 03.05.2017 г. было обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в рамках дела А73-6340/2017. По данное делу решение судом об отказе в удовлетворении требований заявителя вынесено в полном объеме 16.08.2017 г.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент совершения административного правонарушения отсутствовал признак повторности совершения правонарушения, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания в виде штрафа,  определив меру наказания – предупреждение.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.

На основании изложенного и Руководствуясь статьями 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пунктом 15, 16, 20, 20(1) Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда»; Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012г. № 231 «О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», статьями 2.1, 2.10, 3.4, 4.1.1, 15.13 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края от 05.06.2017г. по делу об административном правонарушении № 2.4-10-59М/2017, которым ООО «Марьяна» привлечено к административной ответственности  по статье 15.13 КоАП РФ, изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа. Меру ответственности заменить на предупреждение.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции - Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Зверева А. В.