ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1047/2021 от 14.10.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

21 октября 2021 г.                                                                                        Дело № А74-1047/2021

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 г.

Решение в полном объёме изготовлено 21 октября 2021 г.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи М.А. Лукиной, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Т.В. Мигалкиной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Палалар» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании 15 000 руб.,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Комитет муниципальной экономики администрации города Абакана (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Палалар» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 15 000 руб. задолженности по возмещению затрат за период с 01.01.2019 по 19.04.2019.

Стороны в судебное заседание не направили своих представителей, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства. Истец и третье лицо ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Информация о движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет http://kad.arbitr.ru.

Меры, принятые судом к надлежащему извещению ответчика, результатов не дали, корреспонденция суда, направленная в его адрес, возвращена с отметкой органа почтовой  связи "истек срок хранения".

Согласно пункту 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В материалах дела содержатся выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и телефонограмма между работником суда и оператором отдела адресно-справочной работы УВМ МВД России по РХ, согласно сведениям которых индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован по адресу: 655603 <...>.

Как следует из материалов дела, исковое заявление было направлено истцом также по указанному адресу.

Копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», информация о принятии обращения в суд к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети "Интернет" с учетом сроков, предусмотренных процессуальным законодательством (часть 7 статьи 113 ГПК РФ, часть 1 статьи 121 АПК РФ, часть 7 статьи 96 КАС РФ).

Согласно пункту 16 указанного Постановления, если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, части 1 статьи 121 АПК РФ, части 8 статьи 96 КАС РФ, известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, судебная корреспонденция была направлена ответчику по адресу регистрации согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, между тем не была вручена ответчику в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с пунктом 11.1 Приказа ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" почтовые отправления разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "Судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством РФ, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня ОПС после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.

В силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд. Следовательно, предприниматель считается извещенным судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Поскольку ответчик не обеспечил получение поступающей по месту его жительства почтовой корреспонденции и не проявил должную степень осмотрительности, на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения копий судебных актов (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, направление судом судебной корреспонденции по адресу регистрации ответчика, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей на момент направления такой корреспонденции, следует признать надлежащим извещением. Возврат этой корреспонденции органом связи с отметкой об истечении срока хранения не свидетельствует о ненадлежащем характере таких извещений (пункт 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того, арбитражный суд направлял определение о принятии искового заявления к производству по адресу, указанному истцом в исковом заявлении, которое не было вручено ответчику в связи с истечением срока хранения. 

При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

18.01.2006 собранием большинства предпринимателей - арендаторов магазина «Палалар» принято зафиксированное в протоколе собрания решение о передаче арендаторами функций по содержанию и техническому обслуживанию магазина и избран ответственным арендатором индивидуальный предприниматель ФИО2

Распоряжением от 30.01.2006 N 35 комитет передал функции по содержанию и техническому обслуживанию магазина «Палалар» арендаторам в лице выбранного ими же ответственного арендатора предпринимателя ФИО2, с включением в договор аренды с ответственным арендатором обязанности по содержанию и обслуживанию помещения магазина с 01.04.2006.

На основании заявления ИП ФИО2 07.04.2006 распоряжением КМЭ г. Абакана от 11.04.2006 № 164р произведён перенайм помещения от ИП ФИО2 к ООО «УК «Палалар».

17.04.2006 комитет (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Палалар» (арендатор) заключили договор аренды N 344, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование передана часть нежилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 54,1 кв. м от помещения 201Н, общей площадью 5 069,4 кв. м для использования под торговлю непродовольственными товарами.

Пунктами 2.2.16, 2.2.19, 2.2.20 указанного договора на ООО «Управляющая компания «Палалар» возложены обязанности по заключению договоров с коммунальными предприятиями на водо-, тепло-, энергоснабжение и техническое обслуживание инженерных коммуникаций всего помещения магазина, в котором находится арендуемая площадь, по несению иных расходов, связанных с эксплуатацией, содержанием и нормальным функционированием магазина; по поддержанию всех помещений магазина и расположенных в нем коммуникаций, приборов учета и оборудования в исправном состоянии; по заключению соглашений с прочими арендаторами магазина «Палалар» на возмещение фактически понесенных расходов, связанных с эксплуатацией магазина, содержащих прочие условия совместного использования и содержания помещений магазина.

17.04.2006 между истцом (ответственный арендатор) и ответчиком (арендатор) заключено соглашение с возложением на ООО «Управляющая компания «Палалар» обязанностей по заключению договоров на обеспечение хозяйственного функционирования арендуемого помещения, в том числе, но, не ограничиваясь, договор на охрану арендуемого помещения, уборку арендуемого помещения, ремонт арендуемого помещения и т.д.

Согласно пункту 1 соглашение является неотъемлемой частью договора аренды №228 от 01.03.2006, дополнительного соглашения об ответственном арендаторе от 17.04.2006 № 344, заключенных между Комитетом муниципальной экономики администрации города Абакана, арендатором и ответственным арендатором. 

На основании указанного соглашения арендатор обязан производить оплату затрат на содержание арендуемого помещения, его благоустройство и ремонт, а также ремонт прилегающих к нему объектов (территорий), пропорционально занимаемой арендатором площади, своевременно оплачивать все обязательные платежи, в том числе, но, не ограничиваясь: арендную плату, расходы на рекламу арендуемого помещения, расходы на ремонт, благоустройство арендуемого помещения и т.п.; предоставлять документы, подтверждающие осуществление соответствующего платежа.

15.06.2015 между Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) заключён договор аренды №228, в соответствии с которым арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование часть торгового зала на 1 этаже магазина, расположенного по адресу: <...>, площадью 65,01 кв.м. от помещения общей площадью 3317,8 кв.м. для использования под торговлю парфюмерно-косметическими товарами (пункт 1.1 договора).

В соответствии с п. 2.2.4. договора аренды №228 арендатор обязан заключить в трехдневный срок с момента заключения настоящего договора с ответственным за содержание магазина Арендатором договор на возмещение понесенных им расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, иных расходов, связанных с эксплуатацией и нормальным функционированием магазина, приходящихся на все нежилое помещение по ул. Щетинкина, 63-206Н, пропорционально арендуемой площади, а также своевременно производить оплату по нему.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению платежей истец направил ему претензию от 22.11.2019 с требованием произвести оплату задолженности.

Требование об уплате задолженности оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик отзыв на иск не представил.

Третье лицо представило отзыв, в котором указало, что на арендатора соглашением возложена обязанность по возмещению расходов ООО «Управляющая компания «Палалар», связанных с эксплуатацией, содержанием и функционированием магазина, в связи с чем иск обоснован. Однако ввиду того, что ответчик  19.04.2019 освободил арендуемое помещение и передал его Комитету согласно акту приема-передачи, исковые требования подлежат удовлетворению частично за период  с  01.01.2019 по  19.04.2019.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Как указано выше, согласно протоколу собрания предпринимателей, являющихся арендаторами торговых площадей в магазине «Палалар» по ул. Щетинкина, 63 в г. Абакане, ИП ФИО2 избран ответственным арендатором.

01.07.2006 истец и ответчик подписали соглашение, в котором указали в качестве стороны ответственного арендатора - ООО «УК «Палалар» в лице директора ФИО2.

В силу пункта 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора аренды, ответчик, пользовавшийся арендуемым помещением, принял на себя обязательства по заключению с ответственным за содержание магазина арендатором договор на возмещение понесенных им расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, иных расходов, связанных с эксплуатацией и нормальным функционированием магазина, приходящихся на все нежилое помещение по ул. Щетинкина, 63-206Н, пропорционально арендуемой площади, а также своевременно производить оплату по нему.

Согласно пункту 2.2.7 договора аренды №228 ответчик (арендатор) принял на себя обязательство возместить арендодателю все расходы за жилищно-коммунальные услуги (расходы на коммунальные услуги и расходы на содержание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома), в случае предъявления к арендодателю соответствующего требования от третьих лиц, в том числе по причине неисполнения арендатором пункта 2.2.4 договора. 

Из системного толкования представленных в материалы дела документов, следует, что ответственным арендатором является ООО «УК «Палалар» с возложением на него обязанностей по заключению договоров с коммунальными предприятиями на водо-, тепло-,  энергоснабжение и техническое обслуживание инженерных коммуникаций всего помещения магазина, в котором находится арендуемая площадь, по несению иных расходов, связанных с эксплуатацией, содержанием и нормальным функционированием магазина, по поддержанию всех помещений магазина и расположенных в нем коммуникаций, приборов учета и оборудования в исправном состоянии, по заключению соглашений с прочими арендаторами магазина на возмещение фактически понесенных расходов, связанных с эксплуатацией магазина, содержащих прочие условия совместного использования и содержания помещений магазина.

Материалами дела подтверждается, что платежи в ресурсоснабжающие организации осуществляет ООО «УК «Палалар», как ответственный арендатор.

ООО «УК «Палалар» не является управляющей компанией в том смысле, который заложен в Жилищном кодексе Российской Федерации, указанное юридическое лицо является своего рода посредником между арендаторами и ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных услуг, а также ответственным за оказание иных услуг, связанных с эксплуатацией помещения магазина.

В подтверждение указанных расходов истец представил банковские выписки за 2019, 2020 годы, из которых усматривается оплата за водо-, тепло-, энергоснабжение и техническое обслуживание инженерных коммуникаций, за вывоз мусора, содержание обслуживающего персонала, а также иных расходов, связанных с эксплуатацией и нормальным функционированием магазина.

Исходя из материалов дела и пояснений третьего лица, 19.04.2019 ФИО1 передал Комитету часть нежилого помещения площадью 65,01 кв.м по адресу: <...>, о чем составлен акт приема-передачи нежилого помещения и подписан обеими сторонами.

С учетом указанного обстоятельства истец в ходе судебного разбирательства уточнил период взыскания задолженности с 01.01.2019 по 19.04.2019 и ее размер 15 000 руб. исходя из общей суммы выплат, произведенных истцом, пропорционально арендуемой ответчиком площади.

Несение указанных платежей истцом за спорный период подтверждается представленной банковской выпиской за 2019 год.

Вместе с тем ответчик свои обязательства по полной оплате задолженности по возмещению затрат  не исполнил. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчик в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представил, расчет истца по долгу документально не оспорил.

Такая процессуальная позиция ответчика, надлежащим образом извещенного судом о наличии предъявленных к нему материально-правовых требований, свидетельствует об отсутствии у него каких-либо возражений по предъявленному иску, что согласуется с положениями части 3.1 статьи 70 АПК РФ, в силу которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Так как ответчик не заявил обоснованных возражений против иска, соответственно обстоятельства, на которые ссылается истец, считаются признанными другой стороной спора, в связи с чем требования истца о взыскании задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленной сумме.

Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб. По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.

Поскольку при принятии иска истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, 2000 руб. государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Удовлетворить иск.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Палалар»
15 000 (пятнадцать тысяч) руб. долга.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                           М.А. Лукина