ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1334/07 от 31.08.2007 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело № А74-1334/2007

11 сентября 2007 года 

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2007 года. Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2007 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной

рассматривает в судебном заседании дело по иску

муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление», г. Абакан,

к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,

к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан,

о взыскании 1867887 рублей 50 копеек,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, г. Абакан,

при участии в судебном заседании представителей:

истца – Сунчугашевой Т.Н., по доверенности от 19.01.2007, Гасан О.А., по доверенности от 14.08.2007,

ответчика Минтруда и соцразвития РХ – Кузьмина Д.А., по доверенности от 15.01.2007, Мель Т.В., по доверенности от 31.08.2007, Дъяченко Н.М., по доверенности от 31.08.2007, Артеменко Д.М., по доверенности от 12.04.2007,

Минфина и экономики РХ – Тахтобиной Н.П. по доверенности от 27.12.2006.

Муниципальное унитарное предприятие города Абакана «Троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия и к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о взыскании 1867887 рублей 50 копеек долга по договору от 29 декабря 2005 года и государственного контракта № 6 от 30 января 2006 года.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 мая 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июля 2007 года принят отказ истца от требований к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, производство по делу в указанной части прекращено, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Истец заявил требование о взыскании с ответчика убытков в виде недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда в общественном транспорте (троллейбусах), льготы предоставлялись гражданам - ветеранам, пенсионерам, учащимся из многодетных семей, ветеранам военной службы и военнослужащим во исполнение законов Республики Хакасия и постановлений Правительства Республики Хакасия в соответствии с заключенным государственным контрактом № 6 от 30 января 2006 года на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия.

В судебном заседании представители истца требования поддержали, пояснили, что у истца не имелось законных оснований к отказу в перевозке льготных пассажиров после оплаты органом соцподдержки суммы контракта в полном объеме. Считают, что при расчете суммы государственного контракта ответчик необоснованно занизил количество льготных пассажиров. Представитель указал на то, что, подавая заявку на участие в конкурсе, не он не вправе был корректировать стоимость контракта. За 2006 год истец предоставил льгот гражданам на сумму, превышающую сумму полученного по условиям контракта возмещения. Невозмещенная сумма является для предприятия убытком, который подлежит возмещению за счет бюджета республики Хакасия в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представители Министерства труда и социального развития РХ просили в удовлетворении иска отказать. Считают, что к участию в деле должна быть привлечена антимонопольная служба России, которая может дать заключение по вопросу соответствия требованиям закона процедуры проведения торгов на право заключения государственного контракта, а также по результатам проведенных торгов. Представители ответчика пояснили, что обязательства по выполнению условий государственного контракта выполнены в полном объеме, истец не должен был принимать участие в конкурсе, если считал, что сумма государственного контракта ниже предстоящих фактических расходов, связанных с перевозкой льготных пассажиров, либо скоординировать работу транспорта путем изменения маршрутов троллейбусов или уменьшения их количества, так как, в силу требований закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», цена контракта не подлежит изменению.

Представитель Министерства финансов и экономики РХ просил в иске отказать, считает, что истец не доказал наличие убытков в заявленной сумме.

Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о времени и месте его проведения извещено в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанного лица.

Исследовав представленные в дело письменные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 439 от 30 декабря 2005 года, перевозка льготных категорий пассажиров осуществляется посредством формирования и размещения заказов для государственных нужд на предприятиях всех форм собственности. Организациям (предприятиям) возмещение фактически произведенных расходов по обеспечению установленных льгот осуществляются в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему виду расходов.

Лимиты бюджетных обязательств на оплату расходных обязательств Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на проезд льготных категорий граждан на 2006 год определены в размере 10000000 рублей, в том числе расходы на оплату проезда региональных категорий льготников по закону Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия»: пенсионеры - 1250000 рублей, ветераны – 5355000 рублей, реабилитированные – 271000 рублей, расходы на оплату льготного проезда граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (постановление Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года № 13) – 1320000 рублей, расходы на оплату проезда учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей – 1804000 рублей.

29 декабря 2005 года Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (заказчик), муниципальное унитарное предприятие города Абакана «Троллейбусное управление» (исполнитель) и Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (УСПН) заключили договор на оказание услуг по пассажирским перевозкам льготных категорий граждан. Договор заключен в целях реализации законов Республики Хакасия № 100 от 22 декабря 2005 года «О республиканском бюджете на 2006 год», № 84 от 11 ноября «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», постановлений Правительства Республики Хакасия № 13 от 02 февраля 2005 года «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей», № 14 от 02 февраля 2005 года «О дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, военнослужащих», № 67 от 26 марта 2003 года «О перечне продукции для республиканских нужд».

Срок действия договора определен сторонами с 01 января 2006 года по 01 февраля 2006 года.

Согласно пункту 1.1. договора исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, а заказчик по мере его финансирования на указанные цели обязуется перечислять денежные средства УСПН, а УСПН, в свою очередь, обязуется производить оплату за оказанные услуги исполнителю.

30 января 2006 года Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (заказчик), муниципальное унитарное предприятие города Абакана «Троллейбусное управление» (исполнитель) и Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (УСПН) заключили государственный контракт № 6 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия. Контракт заключен по результатам проведенного конкурса на основании Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственный контракт № 6 заключен в целях реализации Федеральных законов № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», законов Республики Хакасия № 100 от 22 декабря 2005 года «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год», № 84 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», № 85 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», № 95 от 20 декабря 2005 «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте», постановлений Правительства Республики Хакасия № 13 от 02 февраля 2005 года «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей», порядка финансирования расходов республиканского бюджета на 2006 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 439 от 30 декабря 2005 года, правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 827 от 29 декабря 2005 года.

Срок действия государственного контракта, согласно пункту 7.1. с 01 февраля 2006 по 31 декабря 2006 года.

По условиям контракта исполнитель (истец) обязался оказать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, заказчик (ответчик) по мере его финансирования на указанные цели обязался перечислять денежные средства УСПН, а УСПН, в свою очередь, производить оплату за оказанные услуги исполнителю.

Как указано в контракте, он определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по городским перевозкам граждан, имеющих льготы в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта его стоимость составляет 9540000 рублей.

Пунктом 3.1. контракта предусмотрено, что расчеты за оказанные услуги производятся по мере финансирования по безналичной форме расчетов платежными поручениями в объемах, финансируемых Министерством финансов и экономики Республики Хакасия.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» постановил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

-принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

-принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

В соответствии с частью 2 названной статьи перечисленные выше расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, поскольку установленные законами Республики Хакасия № 84 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», № 85 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», № 95 от 20 декабря 2005 «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте», постановлений Правительства Республики Хакасия № 13 от 02 февраля 2005 года «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» меры социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам Республики Хакасия, требование истца о возмещении убытков, связанных с предоставлением льготной категории граждан по льготным ценам или бесплатно услуг, подлежит удовлетворению за счет казны Республики Хакасия.

Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 439 от 30 декабря 2005 года, главным распорядителем средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от воздействия радиации, пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, многодетных семей, лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, а также на выплату государственного ежемесячного пособия на ребенка и возмещение расходов по погребению неработающих и не являвшихся пенсионерами граждан, перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специальных учебно-воспитательных или иных детских учреждений, на организацию оздоровительной кампании детей и подростков является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее - Министерство труда).

Возмещение расходов по льготной перевозке граждан производится с использованием талонов на право льготного проезда на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с заключенными перевозчиками льготных категорий граждан контрактами с Министерством труда.

Согласно справке Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на 01 января 2006 года численность льготных категорий граждан в городе Абакане, получивших талоны на проезд, составила:

- региональные категории – 10705 человек;

- федеральные категории – 5549 человек.

Как следует из указанной справки, выдача талонов производилась с марта 2006 года по 01 апреля 2007 года. Все это время основанием для льготного проезда являлись как талоны, так и удостоверения, предъявляемые гражданами. Таким образом, система учета количества перевезенных пассажиров со стороны органов соцподдержки отсутствовала.

Пунктом 1 постановления Правительства Республики Хакасия № 13 от 02 февраля 2005 года «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» установлено право на льготный проезд в общественном транспорте для следующих категорий граждан:

- гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, со скидкой 50% от стоимости проезда на городских, пригородных (до 50 км) маршрутах на основании талонов на право льготного проезда с учетом выделяемых из федерального бюджета средств;

- пенсионерам, не вошедшим в перечень федеральных и региональных льготников со скидкой 50% от стоимости проезда в общественном транспорте на городских маршрутах на основании талонов на право льготного проезда;

- учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей на бесплатный проезд на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах при предъявлении удостоверений о праве на льготы для многодетных семей.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия № 84 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» ветеранам после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется такая мера социальной поддержки как бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от их места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 названного закона право на меры социальной поддержки имеют:

1) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», «Ветеран государственной службы»;

3) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

4) лица, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Хакасия».

Согласно статье 4 Закона Республики Хакасия № 84 от 11 ноября 2004 года меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия. Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия.

В силу статьи 3 закона Республики Хакасия № 85 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.

Согласно пункту 4 статьи 2 названного закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания, а также в автобусах пригородных маршрутов и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Законом Республики Хакасия № 95 от 20 декабря 2005 «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте» установлены меры социальной поддержки по проезду на общественном транспорте пенсионеров, не имеющих права на данную льготу в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.

В силу статьи 3 указанного закона, устанавливаемые его нормами меры социальной поддержки пенсионеров являются расходными обязательствами Республики Хакасия.

Как следует из пояснительной записки директора МУП города Абакана «Троллейбусное управление» Диженина Б.Г. от 17 мая 2006 года, учет количества поездок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, основан на учете документов строгой отчетности в виде катушечных номерных контрольных билетов. Для каждой категории пассажиров приказом по предприятию установлен определенный цвет реализуемой билетной продукции. Учет реализуемой билетной продукции на первом этапе осуществляется кондуктором, который в течение смены отражает движение билетной продукции в билетно-учетном листе. На втором этапе билетно-учетные листы обрабатываются, результаты обработки отражаются в ведомостях движения билетной продукции и выручки.

На основании полученных по указанной системе учета ежедневных данных в 2006 году предприятие оказало услуг по перевозке льготным категориям граждан на общую сумму 11867887 рублей 50 копеек, в подтверждение чего в материалы дела представлены справки о выполнении рейсов троллейбусов перевозчика льготных категорий пассажиров, ведомости движения билетной продукции и выручки, билетно-учетные листы, справки о количестве перевезенных пассажиров и суммах возмещения затрат на их перевозку, отчеты о доходах и расходах по автоперевозкам и счет-фактуры.

Согласно справке о предоставленных льготах, на основе данных ежедневного учета по билетно-учетным листам, справок по результатам проверки счетов-фактур МУП города Абакана «Троллейбусное управление» оказано услуг пользующимся льготой в размере 100% 1989989 гражданам, пользующимся льготой в размере 50% - 767177 гражданам, на общую сумму 11867887 рублей 50 копеек. Размер полученного истцом возмещения за предоставленные на льготных условиях услуги составил 10000000 рублей.

Данные о количестве перевезенных на условиях льготного проезда лиц и размере неполученных доходов в связи с предоставлением льгот ответчиками не оспорены и не опровергнуты. С учетом этого, на основе представленных документов арбитражный суд признал доказанным заявленный истцом размер не возмещенных расходов на предоставление льгот гражданам.

На момент рассмотрения дела арбитражному суду не представлено доказательств возмещения расходов в размере 1867887 рублей 50 копеек. Так как лимиты бюджетных обязательств 2006 года исполнены, бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает не возмещенные расходы на предоставление льгот в 2006 году как убытки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Стоимость проезда в общественном транспорте в сумме 1867887 рублей 50 копеек, не полученная истцом с пассажиров в связи с льготами, установленными нормативными актами Республики Хакасия, является неполученным доходом МУП города Абакана «Троллейбусное управление», который подлежит возмещению за счет бюджета Республики Хакасия в соответствии с правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Республикой Хакасия выплаты не позволили возместить фактические расходы на эти цели, понесенные хозяйствующим субъектом.

Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Как указано выше, согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае – Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Обязательства по предоставлению льгот гражданам установлены нормативными актами законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что Республика Хакасия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов истцу, предоставившему в 2006 году льготы по оплате проезда в городском транспорте, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 1867887 рублей 50 копеек, так как запланированные и произведенные Республикой Хакасия расходы на реализацию законов Республики Хакасия № 84 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», № 85 от 11 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», № 95 от 20 декабря 2005 «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте», постановления Правительства Республики Хакасия № 13 от 02 февраля 2005 года «О предоставлении права на льготный проезд в общественном транспорте для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» не позволили возместить фактические расходы хозяйствующего субъекта.

При этом, довод ответчика об отсутствии законных оснований для изменения суммы государственного контракта, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не влияет на существо настоящего спора о взыскании убытков вследствие неисполнения обязанности по компенсации расходов, вызванных предоставлением услуг на льготных условиях.

Учитывая изложенное, арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование МУП города Абакана «Троллейбусное управление» о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия в счет возмещения убытков 1867887 рублей 50 копеек.

Государственная пошлина по иску в сумме 20839 рублей 43 копейки на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, но не подлежит взысканию на основании пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, за счет казны Республики Хакасия в пользу муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление», г. Абакан, 1867887 рублей 50 копеек убытков.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в суд апелляционной инстанции - Третий апелляционный суд (г. Красноярск) либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), путем подачи апелляционной либо кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия С.М. Тропина