ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2229/09 от 03.06.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

09 июня 2009 года Дело № А74-2229/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2009 года.

Решение изготовлено в полном объёме 09 июня 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г. Абакан,

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан,

к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.

В судебном заседании принимали участие

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 15.05.2009 № 588;

индивидуальный предприниматель ФИО1 отсутствовал.

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. Указал, что согласно распоряжению Управления о проведении контроля субъекта, осуществляющего деятельность на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве Республики Хакасия, 19.05.2009 проведена плановая проверка выполнения Предпринимателем лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении перевозочной деятельности на автомобильном транспорте. В результате данной проверки было установлено, что лицензиатом нарушены:

- пункт 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 (далее – Положение № 27), подпункт «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), не обеспечено проведение инструктажей по безопасности дорожного движения (периодического, сезонного);

- пункт 3.4.2 Положения № 27, подпункт «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании, не обеспечено проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей ФИО3 и ФИО4;

- пункт 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, подпункт «б» пункта 4 Положения о лицензировании, не ведётся учёт рабочего времени, не обеспечено составление графиков работы (сменности) водителей автобусов;

- абзац 4 пункта 2.2 Положения № 27, пункт 18 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, подпункт 1 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подпункт «в» пункта 4 Положения о лицензировании, не ведётся учёт дорожно-транспортных происшествий.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что индивидуальный предприниматель ранее привлекался к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Хакасия 08.10.2008 по делу № А74-2272/2008, представленным в материалы дела, представитель заявителя просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 3.600 руб.

До судебного заседания от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступил отзыв на заявление, согласно которому предприниматель согласен с нарушениями, выявленными Управлением в ходе плановой проверки выполнения лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Арбитражный суд, руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие Предпринимателя.

Заслушав представителя Управления, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14 мая 2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за номером 304190113500055 (свидетельство серии 19 №0198566).

ФИО1 осуществляет маршрутные пассажирские перевозки автобусами на основании стандартной лицензии №АСС-19-2022, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 19 августа 2008 года на срок с 20 августа 2008 года по 20 августа 2013 года.

19 мая 2009 года государственным инспектором Управления ФИО2 проведена плановая проверка выполнения лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, предпринимателем ФИО1 на основании распоряжения №232 от 14.05.2009, выданного заместителем начальника Управления ФИО5.

В ходе проверки были установлены нарушения предпринимателем требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в акте инспекторской проверки от 19 мая 2009 года №265, подписанном предпринимателем.

19 мая 2009 года в присутствии предпринимателя государственным инспектором Управления ФИО2 составлен протокол № 68 об административном правонарушении, в котором отражены следующие нарушения: не обеспечено проведение инструктажей по безопасности дорожного движения; не обеспечено проведение ежегодных занятий по повышению профмастерства водителей ФИО3 и ФИО4; не ведётся учёт рабочего времени, не обеспечено составление графиков (сменности) работы водителей автобусов в 2009 году; не ведётся учёт дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Протокол об административном правонарушении составлен государственным инспектором Управления в присутствии предпринимателя, в котором выявленные при проверке нарушения квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, предприниматель был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе от 19 мая 2009 года № 68.

Составленный Управлением в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 19 мая 2009 года № 68, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами §1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Арбитражный суд полагает, что факт совершения предпринимателем правонарушения, а также его вина подтверждены представленными арбитражному суду доказательствами, в связи с чем имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (в редакции от 17.12.2007) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ревизоров по безопасности движения поездов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области железнодорожного транспорта), государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом – государственным инспектором Управления ФИО2

Оценив приведённые Управлением доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт административную ответственность в виде штрафа.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно пункту 3.4.1. Положение № 27 Организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путём проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Пунктами 1.1., 1.2. Положение № 27 предусмотрено что, требования настоящего Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей – предпринимателей. Под водителями - предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.

Как следует из материалов дела, графы журнала квартального инструктажа по обеспечению безопасности дорожного движения водителей предпринимателя о проведении инструктажей не заполнены.

В свою очередь, предприниматель не представил в судебного заседание доказательств обратного.

Основные задачи и требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрены Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 (далее - Требования № 15), Положением № 27.

Обязанность индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, по повышению профессионального мастерства водителей осуществляется путём организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, предусмотрена пунктом 3.4.2 Положения № 27 и пунктом 2.3.5 Требований № 15.

Как видно из представленных в материалы дела документов, индивидуальный предприниматель названные выше требования, предъявляемые при осуществлении им предпринимательской деятельности, не выполнял. Так, согласно справке, выданной ГУ «Абаканский УКК Росавтодора», ФИО3 прошёл повышение квалификации 20.02.2008. При этом согласно путевым листам № 6 от 09.05.2009, № 7 от 10.05.2009 водитель ФИО3 осуществлял пассажирские перевозки по маршруту Абакан – Черногорск. В отношении водителя ФИО4 отсутствуют данные о прохождении профессионального мастерства. Вместе с тем согласно путевым листам № 1 от 04.05.2009, № 2 от 05.09.2009 водитель ФИО4 осуществлял пассажирские перевозки по маршруту Абакан – Черногорск.

Доказательств обратного, индивидуальным предпринимателем суду не представлено.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Статьёй 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.

В силу требований пункта 4 названного Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 19.05.2009 №68, акт от 19.05.2009 №265, объяснения Предпринимателя, данные в протоколе об административном правонарушении от 19.05.2009 № 68, свидетельствуют о невыполнении Предпринимателем мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку Предпринимателем не выполняется обязанность по составлению графиков работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) в 2009 году.

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу части 1 статьи 20 названного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Положения № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.

В силу пункта 18 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Согласно сведениям от 21.05.2009 № 6144, представленным исполняющим обязанности начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Усть-Абаканскому району О.Н. ФИО6, 12.05.2009 около 08 часов 30 минут водитель ФИО4, управляя автобусом ГАЗ 322132, государственный номер АВ 804 19, принадлежащим предпринимателю ФИО1, на 404 километре автодороги «Енисей» не выдержал безопасную дистанцию и допустил столкновение.

В ходе проверки установлено, что журнал учёта ДТП не ведётся и не проводится сверка сведений о ДТП с участием принадлежащих предпринимателю транспортных средств.

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного и не оспаривает данное правонарушение.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что предприниматель, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечил соблюдение вышеперечисленных требований, что является основанием для констатации в его действиях нарушения условий, предусмотренных в выданной ему лицензии. Между тем в выданной предпринимателю лицензии предусмотрено в качестве лицензионного условия соблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.

Поскольку арбитражным судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению предпринимателем требований действующих нормативных актов, а предпринимателем таких доказательств суду не представлено, арбитражный суд считает вину предпринимателя в совершении правонарушения установленной.

Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.

Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.

Протокол от 19.05.2009 № 68 составлен с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Представитель Управления в судебном заседании заявил о наличии отягчающего административную ответственность предпринимателя обстоятельствах, представив вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 октября 2008 года по делу №А74-2272/2008. Данным решением индивидуальный предприниматель ФИО1 был привлечён к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 3.000 руб.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк срок, предусмотренный статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд, приняв во внимание, что на момент рассмотрения данного спора не истёк срок, предусмотренный статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным назначить Предпринимателю наказание в виде административного штрафа в размере трёх тысяч шестисот рублей.

Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 14 мая 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 № 0198566), административный штраф в размере трёх тысяч шестисот рублей, который подлежит зачислению по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Республике Хакасия (Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта),

расчётный счёт: <***>,

ИНН <***>,

КПП 190 101 001,

банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия г. Абакан,

БИК 049 514 001,

ОКАТО 954 01 000 000,

код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140.

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

4. В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист на его взыскание.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия И.В. Тутаркова