ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3668/09 от 26.11.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

02 декабря 2009 года Дело № А74-3668/2009

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года.

Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Колосовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление

открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва,

к муниципальному образованию Верх-Аскизский сельсовет, с. Верх-Аскиз,

о взыскании 8 045 рублей 85 копеек.

В судебном заседании принимали участие:

представитель истца – ФИО1 по доверенности от 15 ноября 2006 года;

глава администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет – ФИО2 (удостоверение от 03 декабря 2005 года № 4).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет (далее – МО Верх-Аскизский сельсовет) ущерба в размере 8 045 рублей 85 копеек, возникшего в результате столкновения железнодорожного локомотива с безнадзорно пасущимся крупным рогатым скотом (далее – КРС).

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленное требование со ссылкой на доводы, изложенные в исковом заявлении и документы, представленные в материалы дела.Дополнительно представил справку – подтверждение факта столкновения поезда с КРС.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленного требования возразил, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что в связи с отсутствием в утверждённом на 2009 год бюджете МО Верх-Аскизский сельсовет денежных средств на проведение мероприятий по организованному выпасу безнадзорного скота и его биркованию, данные мероприятия в 2009 году не осуществляются. Однако полагает, что ОАО «РЖД», являясь владельцем источника повышенной опасности, должно предотвращать причинение ущерба своему имуществу.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве юридического лица 23 сентября 2003 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 39 по г. Москве, о чём выдано свидетельство серии 77 № 007105126.

ОАО «РЖД» имеет филиал – Красноярскую железную дорогу, который, в свою очередь, имеет структурное подразделение – Абаканское отделение, расположенное в г. Абакане Республики Хакасия.

МО Верх-Аскизский сельсовет является в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Аскизского района Республики Хакасия (статья 2 Устава МО Верх-Аскизский сельсовет).

09 мая 2009 года в 02 часа 48 минут московского времени на перегоне Аскиз- ФИО3 на 267 километре Красноярской железной дороги на территории МО Верх-Аскизский сельсовет произошло столкновение поезда № 2104 с безнадзорно пасущимся скотом – коровой.

В результате столкновения локомотиву ВЛ-80ТК № 1180 причинены повреждения, зафиксированные в дефектной ведомости 02 июня 2009 года.

Согласно калькуляции затрат локомотивного ремонтного депо Абакан-1 от 17 мая 2009 года на устранение повреждений электровоза ВЛ-80ТК 1180, полученных при наезде на КРС, затраты истца на ремонт электровоза составили 9 494 рубля 11 копеек.

Собственник коровы не установлен. Материальный ущерб истцу не возмещён.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с иском.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 3 Закона Республики Хакасия от 07 октября 2004 года № 67 «Об утверждении границ муниципальных образований Аскизского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения», статье 6 Устава муниципального образования Аскизский район, принятого решением Совета депутатов Аскизского района от 20 декабря 2005 года № 5, в границах территории муниципального образования Аскизский район находятся 14 поселений, в том числе, Верх-Аскизский сельсовет, наделенный статусом сельского поселения.

Статьёй 4 названного Закона Республики Хакасия утверждены границы муниципальных образований, указанных в статье 3 Закона, согласно приложениям 1 и 2 к Закону. В соответствии с приложением 1 к названному Закону Республики Хакасия «Описание границ муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет», статьёй 3 Устава МО Верх-Аскизский сельсовет, принятого решением Совета депутатов Верх-Аскизского сельсовета Аскизского района от 10 января 2006 года № 09, МО Верх-Аскизский сельсовет охватывает территорию в границах землепользования СПК «Верх-Аскиз» и СПК «Казановка».

Тот факт, что столкновение произошло на территории МО Верх-Аскизский сельсовет, подтверждается документами о месте столкновения, в том числе протоколом разбора наезда на КРС Аскизской дистанции пути от 18 мая 2009 года, рапортом дорожного мастера от 09 мая 2009 года,и не опровергается ответчиком.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611, в границах охранных зон железных дорог (земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода железных дорог) в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление, помимо прочего, выпаса скота.

Решением главы МО Верх-Аскизский сельсовет от 07 июля 2006 года № 16 утверждены Правила содержания сельскохозяйственных животных и птиц на территории МО Верх-Аскизский сельсовет.

Согласно статье 3 «Правила пастьбы сельскохозяйственных животных и птиц в летне-пастбищный период»:

1. Администрация Верх-Аскизского сельсовета определяет места выпаса сельскохозяйственных животных на специально отведенных землях сельскохозяйственного назначения или заключает договор аренды земельных участков с арендодателем.

2. На пастбищный период организует выпас сельскохозяйственных животных и оказывает содействие в заключении договоров между владельцами скота и лицами, осуществляющими пастьбу.

3. Пастьбу сельскохозяйственных животных осуществляют лица, заключившие с их владельцами договор (пастухи). Договор на пастьбу скота между владельцами и пастухом заключается на добровольных началах.

Ответственность за нахождение сельскохозяйственных животных вне стада (в случае их сдачи в стадо) несет пастух.

4. В случае отсутствия пастуха пастьбу осуществляют владельцы в порядке очереди, которую устанавливает ответственный за пастьбу, избираемый на общем собрании владельцев.

Граждане, имеющие в своей собственности молодняк (текущего года) сельскохозяйственных животных, должны обеспечить его организованный выпас без ущерба для посевных площадей.

В данных случаях ответственность за нахождение сельскохозяйственных животных вне стада несёт лицо, осуществляющее пастьбу.

5. Запрещается:

- нахождение сельскохозяйственных животных вне пастбищ;

- выпас сельскохозяйственных животных и птицы в не соответствующих для этого местах;

- нахождение животных вне стада в дневное время и без присмотра после вечернего прогона. Владельцы обязаны провожать и встречать сельскохозяйственных животных на месте сбора, устанавливаемого лицом, производящим пастьбу.

Согласно пункту 1 статьи 4 «Правила обращения с безнадзорными сельскохозяйственными животными» в случае, если на территории поселения будут обнаружены сельскохозяйственные животные, находящиеся без надзора, они задерживаются и содержатся в месте, устанавливаемом администрацией поселения, до установления их владельца.

Материалы дела свидетельствуют о том, что МО Верх-Аскизский сельсовет не выполнило возложенных на него названным нормативным актом обязанностей.

В доказательство принятия мер по надлежащей организации выпаса скота ответчик представил в материалы дела информацию в адрес Аскизской дистанции пути от 07.05.2009 о том, что по населённым пунктам Верх-Аскизского сельсовета в настоящее время проводится разъяснительная работа с владельцами скота письменно под роспись по недопущению выхода скота на железнодорожный путь, ведётся подбор пастухов по пастьбе КРС; сообщение в адрес ЛОВД на ст. Абакан о том, что для безнадзорных животных предусмотрено строительство загона, ведётся работа по организации пастьбы скота частного сектора по всем населённым пунктам поселения, в случае ДТП владельцев сельскохозяйственных животных возможно будет установить и привлечь к ответственности; а также решение главы МО Верх-Аскизский сельсовет от 24.04.2009 № 102 «Об утверждении порядка проведения биркования крупного и мелкого рогатого скота на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет». Однако пояснил, что в связи с отсутствием в утверждённом на 2009 год бюджете МО Верх-Аскизский сельсовет денежных средств на проведение мероприятий по организованному выпасу безнадзорного скота и его биркованию, данные мероприятия в 2009 году не осуществляются.

Учитывая обстоятельства дела, арбитражный суд пришёл к выводу, что ответчик не оборудовал места задержания безнадзорных сельскохозяйственных животных, не организовал их отлов и загон в специально отведенные места, не обеспечил их временное содержание в специальных загонах, то есть не принял установленные меры к пресечению безнадзорного выпаса скота, что привело к столкновению поезда с безнадзорно пасущейся коровой и, как следствие, к причинению истцу ущерба.

Арбитражный суд отклоняет как несостоятельный довод ответчика о том, что ОАО «РЖД», являясь владельцем источника повышенной опасности, должно предотвращать причинение ущерба своему имуществу.Поскольку из пояснений представителя истца следует, что при столкновении машинист связался с диспетчером, сообщил о случае экстренного торможения, диспетчер зафиксировал данное сообщение в журнале учёта замечаний машинистов. После чего на место выехал специалист железной дороги и составил рапорт. ОАО «РЖД» проводит работу с главами муниципальных образований с целью предотвращения выхода крупного рогатого скота на железную дорогу.

Таким образом, материалами дела подтверждены факт и сумма причинённого ущерба, вина ответчика, противоправность бездействия ответчика и причинная связь между бездействием ответчика и наступившим вредом.

Противоправность бездействия ответчика выразилась в неисполнении им установленных статьями 3, 4 Правил содержания сельскохозяйственных животных и птиц на территории МО Верх-Аскизский сельсовет, утверждённых решением главы МО Верх-Аскизский сельсовет от 07 июля 2006 года № 16, обязанностей по организации выпаса сельскохозяйственных животных, оборудованию мест задержания безнадзорных животных, определению лиц, которые будут осуществлять работу по их задержанию и обеспечению временного содержания в специальных загонах.

В результате неудовлетворительной организации выпаса скота истцу причинён ущерб в виде повреждения локомотива.

С учётом вышеприведённого, а также положений статей 124, 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик обязан возместить истцу причинённый своим незаконным бездействием ущерб.

Согласно статьям 9, 29, 41, 47, 58 – 63 Устава МО Верх-Аскизский сельсовет МО Верх-Аскизский сельсовет имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет разрабатывается и утверждается в форме решения Совета депутатов МО Верх-Аскизский сельсовет. Администрация МО Верх-Аскизский сельсовет разрабатывает проект местного бюджета, исполняет местный бюджет и готовит отчёт об его исполнении, ведёт реестр расходных обязательств поселения. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Из Устава МО Верх-Аскизский сельсовет и пояснений представителя ответчика следует, что у МО Верх-Аскизский сельсовет какого-либо иного финансового органа, кроме бухгалтерии администрации МО Верх-Аскизский сельсовет, не имеется, главным распорядителем бюджета муниципального образования является глава МО Верх-Аскизский сельсовет.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

С учётом указанного, а также положений статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд полагает исковые требования удовлетворить.

По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в размере 500 рублей, уплаченная истцом при обращении в арбитражный суд, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика и подлежит взысканию с него в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва, удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет, с. Верх-Аскиз, за счёт средств казны муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва, ущерб в размере 8 045 рублей 85 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 рублей.

2. Выдать исполнительный листпосле вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путём подачи кассационной жалобы в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Л.А. Колосова