Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
22 апреля 2013 г.
Дело № А75-10849/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2013 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Калугиной Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Наш дом» к Лангепасскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса» об оспаривании действий об отказе в передаче технической документации,
заинтересованное лицо, директор Лангепасского городского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса» ФИО1,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 24.09.2012, председатель
ФИО3, протокол заседания правления от 23.05.2011,
от ответчика – ФИО4, доверенность от 30.11.2012 № 01-13,
от заинтересованного лица – не явился,
установил:
товарищество собственников жилья «Наш дом» (далее – ТСЖ «Наш дом», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Лангепасскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса» о признании незаконными действий по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом по адресу: <...>.
Заявление мотивировано незаконным отказом в передаче технической документации на дом вновь созданному товариществу собственников жилья «Наш дом» и содержит ссылки на статьи 199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражения ответчика мотивированы нарушением порядка создания товарищества собственников жилья «Наш дом», наличием легитимного «Товарищества собственников жилья - 1» (далее - ТСЖ-1).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение дела без участия представителя заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на протокол проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Тюменская область, <...> в форме заочного голосования от 21.05.2011, согласно которому выбран способ управления многоквартирным домом в виде ТСЖ (л.д. 12 оборотная сторона). Протоколом от 23.05.2011 создано товарищество собственников жилья «Наш дом» (л.д. 10 оборотная сторона-12).
В Едином государственном реестре юридических лиц 01.06.2011 ТСЖ присвоен ОГРН <***> (л.д. 16-18).
ТСЖ «Наш дом» обратилось к ответчику с заявлением о передаче до 01.11.2012 всей технической документации на многоквартирный дом по адресу: Тюменская область, <...>, ФИО3 (л.д. 13).
Письмом от 16.10.2012 № 2913 ответчик сообщил, о том, что между ТСЖ «ТСЖ-1» и ответчиком заключен договор управления многоквартирными домами от 01.01.2009 и поскольку собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья, закрытие счетов и передача документов не представляется возможным.
Заявитель, не согласившись с отказом. выраженном в письме от 16.10.2012
№ 2913, обратился с настоящим требованием в суд.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 21.11.2008 было решено создать ТСЖ-1 в следующем составе домов <...> л.д. 57). ТСЖ-1 присвоен ОГРН <***> (л.д. 58-59).
Впоследствии между ответчиком и ТСЖ-1 заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2009 (л.д. 61-69).
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В подпункте 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса российской Федерации в качестве одного из способов управления многоквартирным домом, который может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме, предусмотрено управление товариществом собственников жилья.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Положение пункта 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее возможность создания в одном многоквартирном доме лишь одного ТСЖ, корреспондирует к нормам пункта 3 статьи 135 и пункта 2 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общим собранием собственников помещений МКД от 21.11.2008 было решено создать ТСЖ-1, в том числе в доме <...>. Решение общего собрания оформлено протоколом от 21.11.2008. Протокол соответствует требованиям пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Таким образом, на момент регистрации ТСЖ «Наш дом» 01.06.2001 в многоквартирном доме по адресу: <...> уже было создано и зарегистрировано в установленном порядке ТСЖ-1.
На собрании 21.05.2011 рассматривался вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом без учета существования ТСЖ-1.
Устранение несоответствия пункту 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации в данной ситуации, при которой существует два ТСЖ в одном доме - ТСЖ «Наш дом» и ТСЖ-1, созданных для управления многоквартирным домом 86 по ул. Ленина в г. Лангепасе, относится к полномочиям общего собрания собственников помещений в указанном доме.
Собственниками жилых помещений в указанном доме не инициировано проведение внеочередного общего собрания собственников с повесткой дня о ликвидации (реорганизации) ТСЖ-1, в настоящее время товарищество является действующим.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Протокол общего собрания от 21.11.2008 в судебном порядке недействительным не признан.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В силу пункта 27 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Так как до принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ «Наш дом» управление указанным домом осуществлялось ответчиком по договору от 01.01.2009 с ТСЖ-1, последнее не ликвидировано и являются действующим, суд считает обоснованным отказ ответчика по передаче технической документации на дом.
Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Зубакина