ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-17818/18 от 04.02.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

11 февраля 2019 г.

Дело № А75-17818/2018

Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-17818/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройпромлес» к департаменту недропользования  и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов  от 24.10.2018 в части,

при участии представителей сторон:

от заявителя – не явились,

от ответчика – ФИО1, доверенность от 03.12.2018 № 39-дд, ФИО2, доверенность от 29.01.2019 № 53-дд;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Стройпромлес» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-мансийского автономно округа – Югры с заявлением к департаменту недропользования  и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, Департамент) об оспаривании заключения экспертной комиссии от 24.10.2018 и приказа от 24.10.2018
№ 12-
П-3214.

Определением суда от 25.12.2019 судебное заседание назначено на 30.01.2019 на 10 часов 30 минут.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление с возражениями относительно заявленных требований, явку представителя в судебное заседание обеспечил.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором Общество просит признать незаконным заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов  от 24.10.2018 в части включения в экспертное заключение в качестве замечаний: проектом освоения лесов предусмотрена деятельность, противоречащая Правилам использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденных приказом Минприроды РФ № 528 от 01.12.2014, в том числе: изготовление грунта антропогенного «Фитонокс», что не относится к деятельности, связанной с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки (п.2 Правил); проектом запланирована эксплуатация объектов, которые противоречат п.5 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 849-р от 27.05.2013 года, в том числе: площадка изготовления грунта антропогенного «Фитонокс».

Таким образом, из уточненного заявления Общества следует, что приказ  Департамента от 24.10.2018 № 12-П-3214 им не оспаривается, заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов  от 24.10.2018 оспаривается в упомянутой части.

Суд в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований.

Также от заявителя в материалы дела поступили дополнения к заявлению, возражения на отзыв ответчика, дополнительные документы по делу.

От заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью прибытия в судебное заседание представителя заявителя в связи с неблагоприятными погодными условиями.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.02.2019 до 9 часов
30 минут.После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей ответчика в отсутствие представителей заявителя.

После перерыв от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное также невозможностью прибытия в судебное заседание представителя заявителя в связи с неблагоприятными погодными условиями.

Ознакомившись с ходатайствами Общества об отложении судебного заседания, суд отказывает в их удовлетворении. Суд полает, что в материалах дела имеется достаточно документов для рассмотрения спора по существу, позиция заявителя изложена в заявлении, в дополнении к заявлению от 31.01.2019, в возражениях на отзыв ответчика от 31.01.2019; все доказательства, на которые заявитель ссылается, приобщены по его ходатайству к материалам дел; явка заявителя в судебное заседание судом не признана обязательной. При таких обстоятельствах суд не усматривает необходимости в отложении судебного заседания на иную дату, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют рассмотреть спор по существу.

В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва.

Заслушав пояснения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель)
и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 18.11.2009 № 1121/09-16, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование лесной участок с кадастровым номером 86/08/016/2009-06/00886, площадью 5,1 га, местоположение: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, муниципальное образование Суругтский район (т.д. 1, л.д. 62-67).

Согласно пункту 1.4 арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 к договору – для переработки древесины
и иных лесных ресурсов (т.д. 1, л.д. 70). Иных целей использования арендованного участка договором не предусматривается.

Срок договора аренды установлен на 25 лет с момента государственной регистрации договора. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется соответствующая отметка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (т.д. 1, л.д. 79).

Согласно подпункту в пункту 4.4 договора арендатор в установленном порядке должен разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов.

В материалы дела представлен проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке в 2011 году (т.1, л.д. 85-144), а также приказ правопредшественника Департамента № 474-ГЭ от 14.03.2011 «Об утверждении заключения экспертизы проекта освоения лесов» (т.2, л.д. 1-4).

В связи с истечением срока действия положительного заключения по проекту освоения лесов от 2011 года, Обществом разработан новый проект освоения лесов
и направлен 26.09.2018 в Департамент для проведения государственной экспертизы (т.д. 2, л.д. 10).

В соответствии с приказом Департамента № 917-п от 10.05.2018 «О создании экспертных комиссий для проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда» с учетом изменений, внесенных приказом Департамента № 12-П-2308 от 18.09.2018 (т.2, л.д. 5-9) Департаментом сформирована экспертная комиссия.

При формировании экспертной комиссии в нее вошли ФИО3 (вместо ФИО4, находящегося в отпуске – приказ № 665-о от 20.09.2018), ФИО5 (вместо ФИО6, находящейся на курсах повышения квалификации – приказ
№ 429-ЛС от 03.10.2018), ФИО2 –, сотрудник Департамента,  а также два  представителя общественности – ФИО7 и ФИО8

В материалы дела представлены индивидуальные отрицательные заключения каждого члена экспертной комиссии (т.2, л.д. 65-69), итоговое отрицательное заключение экспертной комиссии  (т.2, л.д. 70-72).

Согласно представленных отрицательных экспертных заключений эксперты пришли к выводу о том, что проектом освоения лесов, разработанным Обществом, предусмотрена деятельность, противоречащая Правилам использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденных приказом Минприроды РФ № 528 от 01.12.2014 (далее – Правила использования лесов), в том числе изготовление грунта антропогенного «Фитонокс», что не относится к деятельности, связанной с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки. Также все эксперты указали, что проектом освоения лесов запланирована эксплуатация объектов, которые противоречат пункту 5 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защиты лесов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (далее – Перечень объектов № 849-р), в том числе площадка изготовления грунта антропогенного «Фитонокс», автодорога.

Также при рассмотрении проекта освоения лесов экспертная комиссия Департамента выявила ряд иных замечаний, которые ответчиком не оспариваются.

Письмом от 18.10.2018 № 12-исх-23582 Департамент предложил Обществу в срок до 23.10.2018 устранить вышеперечисленные замечания (т.д. 2, л.д. 59-60).

Письмом от 23.10.2018 Общество направило в адрес Департамента возражения по указанным замечаниям, указав в числе прочего, что  площадка изготовления антропогенного грунта «Фитонокс» предназначена для обеспечения процесса рекультивации арендованного земельного участка (т.2, л.д. 61-62).

Недостатки проекта освоения лесов, указанные в письме Департамента от 18.10.2018 № 12-исх-23582, Обществом в срок до 23.10.2018 не устранены.

Как следует из протокола заседания экспертной комиссии № 117 от 23.10.2018 экспертной комиссией с учетом неустранения Обществом замечаний, направленных в адрес заявителя 18.10.2018 было принято решение утвердить отрицательное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов (т.2, л.д. 63-64) при

Поскольку до указанного срока (23.10.2018) замечания Обществом устранены не были, экспертной комиссией Департамента приказом от 24.10.2018 № 12-П-3214 утверждено отрицательное заключение по проекту освоения лесов Общества
(т.д. 1, л.д. 13-16).

Не согласившись с отрицательным заключением экспертной комиссией Департамента в части указания на несоответствие проекта освоения лесов Правилам использования лесов и Перечню № 849-р, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,
если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд
 в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

При этом часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ прямо предусматривает, что эксплуатационные леса (к которым относится и арендованный Обществом участок лесного фонда) подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В соответствии с требованиями пункта 3 раздела II приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - приказ Рослесхоза № 69) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка.

  Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок проведения экспертизы).

В силу пункта 2 Порядка проведения экспертизы экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка проведения экспертизы, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка проведения экспертизы)

Для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить два представителя общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования (пункт 4 Порядка проведения экспертизы).

Лесопользователи для проведения экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений (пункт 5 Порядка проведения экспертизы)

В силу требований пункта 7 Порядка проведения экспертизы экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

При этом экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее:

- соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов;

- соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;

- правильность заполнения табличных форм;

- наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления;

- правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.

При выявлении в ходе экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение.

Согласно пункту 9 Порядка проведения экспертизы результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Суд, оценив доводы заявителя о нарушении процедуры проведения экспертизы, приходит к выводу об их несостоятельности.

Так, материалами дела, вопреки доводам заявителя, подтверждается, что в состав экспертной комиссии включены два представителя общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования – ФИО7, член РОО ХМАО-Югры «Общество лесоводов Югры» и ФИО8, президент общественной организации «Спасение Югры». В материалы дела представлены подписанные ими индивидуальные отрицательные заключения по проекту освоения лесов, разработанному Обществом в 2018 году (т.2, л.д. 68, 69).

Также суд отклоняет доводы заявителя о том, что его права нарушены  в связи с неучастием представителя Общества на заседание экспертной комиссии. Материалами дела подтверждается, что в адрес Общества 18.10.2018 направлены замечания экспертной комиссии и предложено их устранить в срок до 23.10.2018, что соответствует срокам, предусмотренным пунктом 7.2 Порядка проведения экспертизы.

Приказом Минприроды России от 15.02.2018 № 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно пунктам 3.19 – 3.23 указанного Административного регламента работу экспертной комиссии организует, обеспечивает и возглавляет ответственный за предоставление государственной услуги, который, в том числе, информирует экспертов о порядке и сроках проведения экспертизы, о вопросах, подлежащих ее рассмотрению, о месте, времени и повестке дня очередных заседаний, о порядке подготовки и утверждения экспертного заключения комиссии. Заседания экспертной комиссии проводятся для рассмотрения вопросов, возникающих при проведении экспертизы, и обмена мнениями между экспертами. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколом за подписью ответственного за предоставление государственной услуги и присутствующих экспертов.

Согласно пункту 3.21 Административного регламента экспертная комиссия (эксперт) вправе запрашивать дополнительную информацию (документы). Экспертная комиссия вправе пригласить на заседание комиссии заявителя (представителя заявителя) для получения пояснений и ответов на возникшие в процессе экспертизы вопросы.

В силу пункта 3.22 Административного регламента  каждый эксперт не позднее, чем за семь дней до утверждения комиссионного экспертного заключения, обязан представить ответственному за предоставление государственной услуги индивидуальное экспертное заключение с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему.

При проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.

Проект экспертного заключения комиссии подготавливается ответственным за предоставление государственной услуги и подлежит обсуждению на заседании комиссии.

Эксперты, не согласные с положениями проекта экспертного заключения, подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде отдельного документа, содержащего обоснование причин несогласия с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленного на государственную экспертизу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и (или) законодательству Российской Федерации.

При наличии замечаний экспертов по проекту экспертного заключения комиссии он дорабатывается с учетом замечаний и подписывается ответственным за предоставление государственной услуги и всеми экспертами.

Таким образом, у экспертной комиссии отсутствует обязанность приглашать на заседание комиссии заявителя или его представителя, как указывает Общество. В отсутствие такой необходимости экспертная комиссия может не воспользоваться правом, указанным в пункте 3.21 Административного регламента.

Ссылаясь на нарушение требований Административного регламента, заявитель ни в возражениях от 23.10.2018, ни в ходе настоящего судебного разбирательства не указал, какие именно дополнительные сведения могли быть им представлены в подтверждение обоснованности размещения на арендуемом земельном участке площадки для изготовления антропогенного грунта «Финотокс».

 Довод о несвоевременном направлении в адрес Общества отрицательного заключения экспертной комиссии также не подлежит принятию во внимание судом, поскольку 5-дневный срок направления заключения был Департаментом соблюден (заключение от 24.10.2018 направлено в адрес Общества 25.10.2018 и получено им 30.10.2018, на что указывает само Общество в заявлении).

Ссылка заявителя на нарушение пункта 3.25 Административного регламента также не свидетельствует о нарушении прав Общества. Указанным пунктом Административного регламента предусмотрено, что утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов. Эксперт не может воздержаться при голосовании. Заключение государственной экспертизы в двух экземплярах подписывают ответственный за предоставление государственной услуги и все участвовавшие в голосовании эксперты.

Вместе с тем, неподписание всеми членами экспертной комиссии заключения от 24.10.2018 при наличии в материалах дела отрицательных индивидуальных заключений всех пяти экспертов (т.2, л.д. 65-69), содержащих аналогичные замечания к проекту освоения лесов,  в том числе экспертов  ФИО7 и ФИО8 .А., само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителя, что является обязательным в силу требований статьи 198 АПК РФ.

Суд полагает, что в оспариваемом экспертом заключении содержатся обоснованные выводы о нарушении Обществом требований Правила использования лесов и Переченя объектов № 849-р, поскольку представленным на экспертизу проектом освоения лесов предусматривалось осуществление лесопользователем деятельности, не связанной с переработкой древесины и иных лесных ресурсов, то есть нецелевого использования лесного участка с кадастровым номером 86/08/016/2009-06/00886.

Как следует из содержания договора аренды земельного участка от 18.11.2009
№ 1121/09-16, земельный участок предоставлен Обществу исключительно для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Использование лесного участка для иных целей  не допускается.

В проекте освоения лесов, разработанном Обществом в 2018 году и представленном в Департамент для получения заключения государственной экспертизы,  указано, что на лесном участке, переданном в аренду по договору от 18.11.2009 № 1121/09-16, планируется размещение площадки изготовления грунта антропогенного «Фитонокс» на основе отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод для рекультивации нарушенных земель. Указанный грунт образуется в процессе обезвоживания, стабилизации и обеззараживания отходов (осадков) первичных отстойников и ила неактивного, получаемого в процессе очистки хозяйственно-бытовых сточных вод (т.1, л.д. 36).

В проекте освоения лесов, разработанном Обществом в 2018 году, предусмотрено нахождение на лесном участке с кадастровым номером 86/08/016/2009-06/00886 площадки изготовления грунта антропогенного «Фитонокс», при этом проект освоения лесов содержит указание на то, что указанная площадка уже существует, то есть создана в соответствии с ранее утвержденным в 2011 году проектом освоения лесов.

Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела  проекту освоения лесов, утвержденного приказом Департамента от 14.03.2011 № 474-ГЭ, среди объектов, планируемых к возведению на лесном участке, отсутствует площадка для изготовления грунта антропогенного «Фитонокс»; среди решений по рекультивации земель, предусмотренных пунктом 3.5 проекта освоения лесов от 2011 года, также отсутствуют решения по использованию при рекультивации лесного участка антропогенного грунта «Фитонокс».

Следовательно, при утверждении проекта освоения лесов в 2011 году и оформления права аренды лесного участка с кадастровым номером 86/08/016/2009-06/00886 нахождение на ней площадки для изготовления грунта антропогенного «Фитонокс» не предусматривалось, лесной участок для такого использования Обществу не передавался.

Правилами использования лесов, на которые ссылается Департамент в оспариваемом отказе, предусмотрено, что использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии с частью 1 статьи 46 Лесного кодекса РФ (пункт 2 Правил).

Обществом не доказано, что изготовление грунта антропогенного «Фитонокс» каким-либо образом связано с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки.

В силу пункта 6 Правил использования лесов при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов должны исключаться случаи:

загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) лесов и иного негативного воздействия на леса в соответствии со статьями 51 и 58 Лесного кодекса Российской Федерации;

въезда транспортных средств в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах в соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил использования лесов предусмотрено, что лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, имеют право:

создавать лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое) в соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации;

создавать лесоперерабатывающую инфраструктуру (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое) в соответствии с частью 1 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации;

осуществлять на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в соответствии с частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации;

осуществлять иные права, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации.

Частью 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Такой Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р.

Вопреки доводам заявителя, пунктом 5 указанного нормативного правового акта определен исчерпывающий перечень объектов, которые арендатор вправе возводить на лесном участке, предназначенном для переработки древесины и иных лесных ресурсов, и площадка по изготовлению грунта в названном перечне не указана. Также отсутствует в пункте 5 Перечня № 849-р и упоминание о том, что  арендатор вправе на таком лесном участке возводить  объекты для иной сопутствующей деятельности, не запрещенной законом, на что ссылается Общество в дополнениях к заявлению от 31.01.2019.

Суд отклоняет как несостоятельный довод Общества о том, что изготовленный на указанной площадке грунт будет использоваться исключительно для рекультивации нарушенных земель арендуемого по договору от 18.11.2009 № 1121/09-16 лесного участка.

Согласно проекту освоения лесов указанный грунт «Фитонокс» применяется при использовании в качестве вторичных минеральных ресурсов для рекультивации земель:

- для технической рекультивации нарушенных земель в качестве инертного материала – наполнителя отработанных карьеров, полостей, выемок, образовавшихся при открытых горных работах, добыче полезных ископаемых, разработке песка, глины, щебня, для засыпки траншей при строительстве и ремонте линейных сооружений и т.п.,

- для биологической рекультивации в качестве почвогрунтов для создания  растительного слоя земли после проведения технического этапа рекультивации отработанных карьеров, полостей, выемок, траншей, рекультивации отвалов промышленных отходов, для биологической рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами и другими веществами, территорий промышленных площадок, обедненных почв, для восстановления плодородного слоя земли в питомниках лесных и декоративных культур, при благоустройстве дорожного полотна, а также в промышленном цветоводстве, зеленом строительстве, при благоустройстве городской территории и создании газонов, посадке деревьев и кустарников, формировании клумб и т.п.

Это же подтверждает представленное заявителем письмо Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре от 02.03.2018 № 12/3-345.

Вместе с тем, ни один из указанных видов деятельности, при которых может использоваться грунт «Фитонокс», полученный в процессе обезвоживания, стабилизации и обеззараживания отходов (осадков) первичных отстойников и ила неактивного, получаемого в процессе очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, не относится к рекультивации, которую должен пройти лесной участок, предоставленный Обществу для использования под переработку древесины и иных лесных ресурсов в соответствии с пунктом 2 Правил использования лесов, с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

При этом целевое назначение арендованного Обществом лесного участка в любом случае не предусматривает возможность размещения на нем какого-либо производственного объекта, связанного с изготовлением грунта, который мог быть впоследствии использован для рекультивации этого лесного участка, поскольку в силу пункта 5 Перечня № 849-р на таком лесном участке могут быть расположены только водозаборные сооружения (водозабор); водопровод; гараж; здание административно-бытовое, в том числе для временного проживания, для охраны, для размещения противопожарной техники и инвентаря; источник автономного электропитания силовой; канализация; колодец; котельная; линия связи; линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения; мастерская ремонтно-механическая; насосная станция; площадка погрузочно-разгрузочная; подстанция трансформаторная всех классов напряжения; пути подкрановые; путь подъездной (железнодорожный, автомобильный); рейд сплавной; сеть газовая распределительная; сеть тепловая; система дренажная; склад вспомогательных материалов; склад горюче-смазочных материалов; склад готовой продукции; склад запасных частей; склад комплектующих изделий; склад сырья; сооружение очистное; стенка причальная; сток промышленный; теплоэлектроцентраль; цех производственный; электростанция дизельная; эстакада.

Даже в случае использования грунта антропогенного «Фитонокс» при рекультивации арендованного Обществом лесного участка производство указанного грунта не должно размещаться на лесном участке, переданном для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Само по себе соответствие  грунта антропогенного «Фитонокс» требованиям упомянутых Обществом ГОСТов и СанФИО9, регулирующим правила использования сточных вод, отходов производства и потребления, не свидетельствует о том, что действующее лесное законодательство разрешает размещать такой объект на лесном участке, предназначенном исключительно для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Заявителем в материалы дела представлены технические условия грунта антропогенного «Фитонокс» ТУ  5711-001-65020858-2015, согласно пункту 3.1 которых по степени влияния на окружающую среду указанный грунт соотносится с IV-V классом опасности, что подтверждает оспариваемые Обществом выводы Департамента, о том, что  разработанным проектом освоения лесов  предусмотрена деятельность, приводящая к загрязнению лесов и иного негативного воздействия на леса (пункт 6 Правил использования лесов).

Суд принимает во внимание, что представленным в материалы дела актом проверки Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры № 03-414/2018 от 11.10.2018 подтверждается, что на лесном участке, переданном Обществу в аренду по договору от 18.11.2009 № 1121/09-16,  в сентябре 2018 года Службой был установлен факт наличия иловых отложений, перемешанных с торфо-песочной смесью (грунт антропогенный «Фитонокс»), которые согласно заключению экспертной организации относятся к 4 классу опасности.

Тот факт, что в декабре 2018 года актом проверки Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры № 03-506/2018 установлено, что требование предписания 
№ 03-555+2018 от 11.10.2018 об  использовании лесного участка в соответствии с условиями договора аренды от 18.11.2009 № 1121/09-16 Обществом исполнены, не опровергает того обстоятельства, что в сентябре 2018 года Обществом было допущено указанное нарушение, и обнаруженный грунт относился к загрязняющим лесной участок веществам.

При установленных обстоятельствах суд соглашается с оспариваемыми Обществом выводами экспертного заключения о том, что проект освоения лесов, представленный для прохождения государственной экспертизы, предусматривает деятельность, противоречащую Правилам использования лесов и не относящуюся к деятельности, связанной с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки; проектом освоения запланирована эксплуатация объектов, которые противоречат пункту 5 Перечня № 849-р -  площадка изготовления грунта антропогенного «Фитонокс».

Поскольку при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия установила несоответствие проекта освоения лесов Общества вышеуказанным требованиям лесного законодательства, а также установила иные, не оспариваемые Обществом нарушения, действуя в пределах предоставленных ей полномочий экспертная комиссия правомерно и обоснованно  выдала отрицательное заключение на указанный проект.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение экспертной комиссии Департамента в оспариваемой части принято в соответствии с действующим законодательством и  не нарушает права и законные интересы Общества.

С учетом изложенного, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Стройпромлес» отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева