ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-10391/2022 от 17.10.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск                                                                 Дело № А76-10391/2022

24 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Шаяхметов И.С., приведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевщиковой А.В., рассматривая в открытом судебном заседании дело поисковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью торговая компания «Сети и Сервис», ИНН <***>, Челябинская область, пос. Тимирязевский,

к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, ИНН <***>, г. Челябинск,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерства здравоохранения Челябинской области, ИНН <***>, г. Челябинск,

Министерства финансов Челябинской области ИНН <***>, г. Челябинск,

общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ «ИНФОРМА», ИНН <***>, г. Челябинск,

Министерства имущества Челябинской области, ИНН <***>, г. Челябинск,

Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ИНН <***>, г. Москва,

об обязании заключить дополнительное соглашение,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель, действующая на основании доверенности от 28.05.2019 №02/2019, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: ФИО2 – представитель, действующая на основании доверенности от 13.09.2022 № 54-Д, личность удостоверена паспортом; ФИО3 – представитель, действующая на основании доверенности от 17.08.2022 № 50-Д, личность удостоверена паспортом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью торговая компания «Сети и Сервис» (далее – истец, ООО «Сети и Сервис», генеральный заказчик) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее – ответчик, государственный заказчик), об обязании Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области заключить с ООО «Сети и Сервис» дополнительное соглашение к государственному контракту от 28.05.2021 № 55/ЭА (ИКЗ 212745120833274510100100230234120414) на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта «Фельдшерско-акушерский пункт (Челябинская область, Уйский муниципальный район, пос. Заозерный») в части увеличения цены контракта на сумму 2 316 274 руб. 53 коп.

Определением суда от 24.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство здравоохранения Челябинской области (далее – третье лицо, Минздрав области), Министерство финансов Челябинской области (далее – третье лицо, Минфин области).

Определением суда от 13.07.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущества Челябинской области (далее – третье лицо, Минимущество области), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – третье лицо,  Росимущество).

Определением суда от 08.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ «ИНФОРМА» (далее – третье лицо, ООО ЦТЭ «ИНФОРМА»).

Определением суда 17.10.2022 был принят отказ истца от исковых требований в части требований к соответчикам – Министерству имущества Челябинской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, производство по делу к данным ответчикам было прекращено. Указанные лица были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

В обоснование исковых требований истец указывает, что в 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. Так в частности по государственному контракту заключенному между сторонами произошло увеличение цены контракта на 2 316 274 руб. 53 коп. Истцом в адрес государственного заказчика направлено претензионное письмо №202 с требованием об увеличении цены Контракта. Ответчик отказался увеличивать цену контратак. Истец считает незаконным уклонение государственного заказчика от заключения дополнительного соглашения поскольку имеется Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1315), согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов. В связи с чем истец просит обязать заключить дополнительное соглашение у контакту.

Ответчик в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 36-47, 115).

Согласно возражениям ответчика условиями контракта не установлена обязанность заказчика заключить дополнительное соглашение; риски связанные с исполнением контракта, в том числе инфляционные или связанные с изменением стоимости материалов, относятся к коммерческим рискам подрядчика; при этом установленные лимиты бюджетных обязательств не позволяют Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области; положения Постановления № 1315 на которые ссылается истец распространяется исключительного на контракты заключенные для федеральных нужд, к которым контракт, заключенный между сторонами не относится; нормы действующего законодательства не предусматривают возможности защиты права в судебном порядке посредством обязания заключить дополнительное соглашение; обязательства сторон по контракту выполнены в полном объеме полностью, отсутствуют правовые основания для изменений условий контракта и заключения дополнительного соглашения к контракту.

Лица, участвующие в деле, извещены о судебном разбирательстве по делу надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ (л.д. 24-25, 34-35, 132-133).

В порядке статей 123, 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации   (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно статье 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).

В силу абзаца второго части 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать.

Пунктом 2 статьи 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в обозначенной статье.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

В силу пункта 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта

Пункт 6 статьи 709 ГК РФ предусматривает, что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами между ними заключен государственный контракт № 55/ЭА от 28.05.2021 на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта «Фельдшерско-акушерский пункт (Челябинская область, Уйский муниципальный район, поселок Заозерный)» (далее контратк), в соответствии с которым истец, как генеральный подрядчик обязуется подготовить проектную документацию, выполнить инженерные изыскания, выполнить работы по строительству объекта «Фельдшерскоакушерский пункт (Челябинская область, Уйский муниципальный район, поселок Заозерный)» (в том числе поставить оборудование, предусмотренное проектной документацией) (далее – объект), иные действия генерального подрядчика, необходимые для выполнения работ по контракту (далее – работы по контракту), и передать результат работ, ответчику, как государственному заказчику (пункт 1.1 контракта).

Согласно пункту 1.8 контратака результатом выполненных работ по контракту является объект, в отношении которого в соответствии с законодательством российской федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию (далее - результат выполненных работ по контракту).

Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Генерального подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов генерального подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена Контракта составляет: 7 900 270 рублей 47 копеек, НДС не предусмотрен (пункт 2.1 контракта).

Начало выполнения работ по Контракту – не позднее 5 (пяти) дней со дня исходные данные для проектных работ по Контракту, указанные в Техническом задании. 3.3. Окончание выполнения работ – до 15.10.2021 (пункты 3.2, 3.3 контракта).

Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, но не позднее 31.12.2021, что не освобождает генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств (пункт 13.1 контракта).

Обязательства сторон установлены контрактом, правовое регулирование которого определяется параграфом 5 главы 37 ГК РФ и Законом № 44-ФЗ.

Истец на основании заключения экспертизы проведенной ООО ЦТЭ «ИНФОРМА», а также собственного расчета затрат стоимости сметных и фактических цен, пришел к выводу, что стоимость работ по государственному контракту увеличилась на 2 316 274 руб. 53 коп.

На предложение истца об увеличении стоимости контракта последовал отказ ответчика.

Из изложенных выше положений статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в случаях, определенных законом или договором, либо при существенном нарушении договора другой стороной.

Доказательства существенного нарушении договора Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в материалы дела не представлены, а условия контракта о возможности изменения твердой цены контракта отсылаются к случаям предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ определено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При этом по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Статьей 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято упомянутое Постановление № 1315.

Пунктом 2 Постановления № 1315 установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт):

а) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:

- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;

- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;

- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45 (14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в редакции настоящего постановления);

изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;

контракт заключен до 1 октября 2021 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Таким образом, предъявляя требование о возложении на Администрацию обязанности заключить дополнительное соглашение об изменении муниципального контракта, Общество должно представить доказательства наличия в совокупности оснований для изменения контракта, предусмотренных подпункте «а» пункта 2 Постановления № 1315, статьей 95 Закона № 44-ФЗ, статьей 451 ГК РФ, в том числе основным условием является то, что обязательства по контракту не исполнены.

В рассматриваемом случае, в соответствии с пунктом 13.1 контракта срок его действия определен до полного исполнения сторонами своих обязательств,но не позднее 31.12.2021.

Согласно пункту 3.3 контракта и приложению № 3 к Контракту «График выполнения работ» срок окончания работ – 15.10.2021 (л.д. 9-14, 48-59, 64 оборот).

Кроме того на результат работ выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 23.12.2021 № 74525000-17 (л.д. 116).

В силу пункта 1.8 контракта выдача разрешения ввод в эксплуатацию означает достижения результата выполненных работ.

Работы выполненные истцом оплачены по платежным поручениям от 29.12.2021 № 41509 и от 220.06.202 2№ 118217 на общую сумму 7 900 270 руб. 47 коп. (л.д. 121-122).

Данное обстоятельство также подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, из которой следует, что статус контракта № 55/ЭА – исполнение завершено (л.д. 89).

Также суд первой инстанции отмечает, что гарантийные обязательства являются самостоятельными обязательствами, которые возлагаются на подрядчика в силу статьи 722 ГК РФ и не связаны с исполнением основных обязательств по контракту, по итогам которого они возлагаются на него, поскольку связаны с обязательным гарантийным обслуживанием принятого в эксплуатацию объекта.

Таким образом, контракт исполнен сторонами в полном объеме, взаимные обязательства сторон по предмету контракта полностью исполнены и прекращены.

Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1315.

Кроме того суд отмечает, что ООО «Сети и Сервис», являясь коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, которая согласно статье 2 ГК РФ носит рисковый характер.

На момент заключения контракта истцу было известно о стоимости контракта.

Согласно правовому подходу, сформулированному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 1074/10, Определениях Верховного Суда РФ № 57-КГ16-7 от 16.08.2016, № 301-ЭС16-18586 от 23.05.2017, сами по себе инфляционные процессы, рост ключевой ставки Центрального Банка, изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть.

Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем, не могут исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.

Принимая во внимание, что ООО «Сети и Сервис» является профессиональным участником спорных отношений, подрядчик мог и должен был спрогнозировать изменение уровня цен, исходя из тенденций и динамики сделок, в связи с чем, не мог не учитывать риски при заключении спорного контракта.

Изложенное свидетельствует о недоказанности истцом наличия существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупности перечисленных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ условий, что также является основанием для отказа в удовлетворении иска ООО «Сети и Сервис».

Принимая во внимание вышеизложенное, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного госпошлина в размере 6 000 руб., уплаченная  истцом при обращении в суд по платежному поручению от 31.03.2022 № 234, подлежит отнесению на истца, как на проигравшую сторону.

Руководствуясь статьями 101, 110, 112, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                           И.С. Шаяхметов