АРБИТРАЖНЫЙ СУД Челябинской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
30 марта 2015 года Дело № А76-10843/2014
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2015 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Вишневская А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аминевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплосети», ОГРН <***> (456800 обл Челябинская <...>) к Верхнеуфалейскому городскому округу в лице Финансового управления Верхнеуфалейского городского округа и Администрации Верхнеуфалейского городского округа, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Челябинской области, ГК «Единый тарифный орган», Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, о взыскании 3 999 454 руб.
При участии в судебном заседании представителей:
Истца: ФИО1, действующей на основании доверенности от 27.11.2014г., личность удостоверена паспортом.
Ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 26.01.2015, личность удостоверена паспортом.
Третьего лица Верхнеуфалейский городской округ в лице Администрации Верхнеуфалейского городского округа: ФИО3, действующей на основании доверенности от 16.04.2013г., личность удостоверена паспортом.
Третьего лица Министерства финансов Челябинской области: ФИО4, действующего на основании доверенности от 12.01.2015, личность удостоверена служебным удостоверением.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Теплосети» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Верхнеуфалейскому городскому округу в лице Администрации Верхнеуфалейского городского округа (далее – ответчик) о взыскании убытков 3 999 454 руб. (л.д. 9-12 т. 1).
Исковые требования основаны на ст.ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 15.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, ГК «Единый тарифный орган» (л.д.1-8 т. 1).
Определением суда от 28.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (л.д.116-119 т. 1).
Определением от 09.10.2014 произведена замена ненадлежащего ответчика Верхнеуфалейского городского округа в лице Администрации Верхнеуфалейского городского округа на надлежащего ответчика Верхнеуфалейский городской округ в лице Финансового управления Верхнеуфалейского городского округа (л.д.41-44 т.2).
Определением суда от 09.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Верхнеуфалейскому городскому округу в лице Администрации Верхнеуфалейского городского округа (л.д. 41-44 т. 2).
В ходе судебного разбирательства представитель истца заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа (л.д.34-35 т.2).
Указанное ходатайство было удовлетворено судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании 16.03.2015 судом был объявлен перерыв до 23.03.2015 до 13 час. 45 минут.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области.
После объявленного судом перерыва лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, об арбитражном процессе по делу, а также о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (л.д. 1-6 т.3 ). Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик возражал в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнениях к нему (л.д. 73-74, 110-111 т. 1, л.д. 56-58 т.2, л.д.19-20 т.3).
Третье лицо Министерство финансов Челябинской области представило мнение на исковое заявление (л.д.66-67 т.2).
Третье лицо Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области представило мнение на исковое заявление (л.д.106-108 т.2).
Заслушав пояснения истца, возражения ответчика, мнение третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в связи с необоснованным утверждением тарифа за услуги ООО «Теплосети» на основании данных от Администрации Верхнеуфалейского городского округа о полезном отпуске, не предоставлением Верхнеуфалейским городским округом ООО «Теплосети» субсидии на возмещение оставшейся суммы недополученного дохода в размере 3 999 454 руб., подтвержденного Администрацией Верхнеуфалейского городского округа и ГК «ЕТО Челябинской области», ООО «Теплосети причинен вред», в связи с чем истец обратился с иском в суд.
Между ООО «Бриз» (заказчик) и ООО «Теплосети (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии от 01.01.2012 №413-Т (л.д.18-19 т.1), по условиям которого исполнитель принял обязательство оказывать заказчику услуги по передаче тепловой энергии в виде горячей воды по тепловым сетям согласно схеме разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности микрорайона «Центральный», «Железнодорожник» муниципальному жилому фонду, ЖСК, частному сектору, бюджетным организациям и прочим потребителям, согласно приложению №2, в согласованном сторонами плановом количестве отпускаемой и принимаемой тепловой энергии составляет 174 779,9681 Гкал в год с разбивкой по месяцам согласно приложению № 4 к договору (пункт 1.1 договора).
Тепловые сети, посредством которых осуществлялась передача тепловой энергии до потребителей заказчика, переданы истцу во временное владение и пользование на основании договоров аренды от 15.05.2009 № 3, от 01.06.2012 № 2 (л.д.23-31 т.1).
30.11.2011 года Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» были утверждены тарифы на оказываемые ООО «Теплосети» Верхнеуфалейского городского округа услуги по передаче тепловой энергии, поставляемой ООО «Бриз»: с 1.01.2012 года- 100,44 руб./Гкал, с 1.07.2012 года- 104,56 руб./Гкал, с 1.09.2012 года- 104,56 руб./Гкал (Постановление ГК «ЕТО» от 30.11.2011 года № 42/122 с Приложением) (л.д.33-34 т.1).
24.07.2013г. ООО «Теплосети» направило Главе Верхнеуфалейского городского округа заявку на оказание финансовой помощи в сумме 8 791 руб. 95 коп. (л.д.48 т.1).
26.09.2013г. собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа о распределении средств, решено направить дотацию по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (распоряжение Правительства Челябинской области от 05.09.2013 года №204-рп) в сумме 75 403 900,00 рублей по следующим направлениям:
- субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) – 75 403 900,00 рублей (л.д.49 т.1).
В материалы дела представлено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Верхнеуфалейского городского округа от 28.11.2013. (л.д.50-51 т.1), подписанное между Администрацией Верхнеуфалейского городского округа и ООО «Теплосети», согласно п. 1 которого предметом настоящего соглашения является установление порядка и условий предоставления субсидий из бюджета Верхнеуфалейского городского округа юридическому лицу (далее - получатель).
На основании п.2.1.1 договора администрация Верхнеуфалейского городского округа обязуется предоставить в 2013 году получателю из бюджета Верхнеуфалейского городского округа субсидию в сумме 4 792,5 (четыре миллиона семьсот девяносто две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек в соответствии с условиями настоящего соглашения и «Соглашения о взаимодействии по согласованию и реализации перечня неотложных мероприятий в рамках подготовки к отопительному периоду 2013-2014 годов» от 16.09.2013г., заключенного между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и администрацией Верхнеуфалейского городского округа.
Платежным поручением №33 от 09.12.2013 Финансовое управление Администрации Верхнеуфалейского городского округа перечислило 4 792 500 руб. ООО «Теплосети» (л.д.53 т.1).
Администрацией Верхнеуфалейского городского округа утверждено постановление №317/1 от 03.09.2013г. об утверждении положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ (л.д.75 т.1).
Согласно п.2 Положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, общий объем субсидий из бюджета Верхнеуфалейского городского округа определяется решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа о бюджете Верхнеуфалейского городского округа на очередной финансовый год (или очередной финансовый год и плановый период) главному распорядителю бюджетных средств.
В силу п.3 положения субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств по заключаемым соглашениям о предоставлении субсидии из бюджета (форма соглашения – Приложение №1 к настоящему Положению).
В материалы дела представлено соглашение №51-13Ф о взаимодействии Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и Верхнеуфалейского городского округа по согласованию и реализации перечня неотложных мероприятий в рамках подготовки к отопительному периоду 2013-2014 годов (л.д.80-81 т.1).
Согласно протокола совещания по вопросу возмещения убытков ООО «Теплосети» и расчетам за услуги по передаче тепловой энергии потребителя Верхнеуфалейского городского округа от 22.11.2013г. решено обеспечить до конца текущего года перечисление ООО «Теплосети» финансовых средств в сумме 4 792 тыс. руб. в соответствии с приложением 1 к заключенному договору между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и администрацией Верхнеуфалейского городского округа «Соглашению о взаимодействии по согласованию и реализации перечня неотложных мероприятий в рамках подготовки к отопительному периоду 2013-2014 годов» от 16 сентября 2013 года и предоставление соответствующего отчета в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства по приложению 2 соглашения (л.д.106-107 т.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией. соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания гл. 59 ГК РФ следует, что общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда и размер причиненного вреда. Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных условий.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания упущенной выгоды сторона, понесшая убытки, должна представить:
- доказательства, подтверждающие: факт нарушения обязательства;
- факт причинения убытков в виде упущенной выгоды и их размер;
- причинно-следственную связь между нарушением или ненадлежащим
исполнением обязательства и возникшими убытками.
Помимо этого целесообразным будет представить доказательства, подтверждающие принятие стороной, понесшей убытки, мер к их уменьшению либо отсутствие содействия в увеличении их размера.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ истец при подаче заявления о возмещении вреда, причиненного государственными органами должен представить доказательства, подтверждающие наступление вреда; противоправность (незаконность) поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправностью поведения и наступившим вредом.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований к Администрации Верхнеуфалейского городского округа по следующим основаниям.
Администрация Верхнеуфалейского городского округа является органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность в том числе в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, порядок предоставления субсидии коммерческим организациям, осуществляется в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
На текущий год Собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа решений в отношении истца о предоставлении ООО «Теплосети» суммы, указанной в исковом заявлении, а именно 3 999,454 тыс. руб., не принималось.
Соответственно, учитывая отсутствие в утвержденных на текущий год расходов бюджета статьи по выплате истцу необходимых денежных средств, а также отсутствия Решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа о перераспределении денежных средств, администрация ВГО не имеет возможности, а также финансовых обязательств по выплате указанной суммы.
Постановление Конституционного суда РФ от 29.03.2011 г. №2-П указывает, что положение п.4 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса.
Таким образом, п.4. ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, не возлагает на органы местного самоуправления финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифов. Функция регулирования тарифов возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ.
Администрация Верхнеуфалейского городского округа roc полномочиями по установлению тарифов не наделялась, поэтому и финансовых расходов по возмещению затрат теплоснабжающим организациям не несет.
В рамках соглашения о взаимодействии от 16.09.2013 г., заключенного между администрацией Верхнеуфалейского городского округа и Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области истцу были выплачены денежные средства в размере 4792, 5 тыс. руб., дополнительных денежных средств из областного бюджета в счет компенсации экономически обоснованных расходов предприятий коммунального комплекса в адрес администрации Верхнеуфалейского городского округа не поступало.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципальных образований могут выступать органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в полномочия финансовых органов входит организация исполнения бюджета округа (ст. 165 БК РФ), организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета округа по денежным обязательствам казенных учреждений в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, ведение их учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с ИХ исполнением (ст. 242.5 БК РФ). Финансовый орган не наделен полномочиями 1 утверждения объема субсидии на возмещение недополученных доходов, не наделено и полномочиями распределения бюджетных средств.
Средства в виде дотации из областного фонда поддержки усилий органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в сумме 75 403 900 руб. были предоставлены Верхнеуфалейскому городскому округу на основании распоряжения Правительства Челябинской области от 05.09.2013 г. № 204-рп.
Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 26 сентября 2013 г. № 567 данная дотация на сбалансированность местных бюджетов в сумме 75 403 900,00 рублей распределена Администрации Верхнеуфалейского городского округа на предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий
муниципальным образованиям). Финансовое управление на основании уведомления об изменении бюджетных назначений № 689 от 30.09.2013 г. увеличило Администрации Верхнеуфалейского городского округа, являющегося главным распорядителем бюджетных средств ассигнования текущего года на сумму 75 403 900,00 рублей по виду расходов - субсидии юридическим лицам.
Оплата денежных обязательств получателей средств бюджета округа осуществляется Финансовым управлением Верхнеуфалейского городского округа в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и на основании Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета округа и администраторов источников финансирования дефицита бюджета округа, утвержденного распоряжением Финансового управления Верхнеуфалейского городского округа от 31 января 2014 г. № 4 (далее - Порядок санкционирования).
В целях компенсации выпадающих доходов между ООО «Теплосети» и Администрацией Верхнеуфалейского городского округа заключено соглашение от 28.11.2013 г. о предоставлении субсидии из бюджета Верхнеуфалейского городского округа в сумме 4 792 500 руб. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявленными требованиями.
В рамках данного соглашения денежные средства были перечислены Финансовым управлением Верхнеуфалейского городского округа ООО «Теплосети» в полном объеме (платежное поручение № 33 от 09.12.2013 г.), в соответствии с представленной Администрацией Верхнеуфалейского городского округа заявкой на оплату расходов, в связи с этим, данное обязательство было исполнено.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований к Финансовому управлению Верхнеуфалейского городского округа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 125, ст. 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации интересы казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в суде представляют главные распорядители бюджетных средств по ведомственной принадлежности
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Материалами дела подтверждено, что в рамках указанного соглашения денежные средства были перечислены Финансовым управлением Верхнеуфалейского городского округа ООO «Теплосети» в полном объеме платежным поручением № 33 от 09.12.2013 г., в связи с чем, указанное выше обязательство является исполненным.
Указанные денежные средства были предоставлены Верхнеуфалейскому городскому округу за счет дотации из областного фонда поддержки усилий органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в сумме 75 403 900 ., предусмотренной Распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 г. 04-рп.
В соответствии со ст. 6 ВК РФ дотации это межбюджетиые трансферты, доставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Статья 41 БК РФ относит дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к безвозмездным поступлениям бюджета, которому они предоставляется.
Согласно ст. 4 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся доходы, слученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо установление факта причинения убытков, противоправного поведения причинителя, причинной связи между противоправным поведением и возникшими убытками, а также вины лица, причинившего убытки.
Между тем, истец не доказал, что действия ответчика явились единственным препятствием, не позволившим истцу получить упущенную выгоду в указанном им размере, и что все остальные необходимые приготовления для ее получения им были сделаны.
В силу ст. 393 ГК РФ убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, должник обязан возместить кредитору.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Реализация такого способа защиты права как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- противоправность действий (бездействия) ответчика;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Отсутствие хотя бы одного из названных условий влечет отказ в удовлетворении требований истца.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к выводу, что факт наличия убытков, причинно-следственная связь между действиями ответчиков и несением истцом убытков материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде взыскания 3 999 454 руб. убытков, поэтому суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истцом при подаче искового заявления платежным поручением от 17.04.2014 года № 423 уплачена государственная пошлина в размере 42 997 руб. 17 коп. (л.д. 17 т.1).
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ при отказе в удовлетворении исковых требований, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца и взысканию с ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального Руководствуясь ст.ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.А. Вишневская
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.