ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-16583/2022 от 13.07.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск                                                                                                 Дело № А76-16583/2022

20 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2022 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белый А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Горских, рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет 708

заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области к арбитражному управляющему ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ,

при участии:

от административного органа: ФИО2, удостоверение № 095225, доверенность № 179 от 31.01.2022, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к арбитражному управляющему ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст.14.13 КоАП РФ.

Определением от 25.05.2022 заявление административного органа принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 22.06.2022.

В материалы дела от арбитражного управляющего ФИО1 поступил отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности с приложенными документами.

Определением от 22.06.2022 подготовка по настоящему делу завершена, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 13.07.2022.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

В материалы дела от арбитражного управляющего ФИО1 поступило ходатайство о переносе рассмотрения дела по фактическому месту жительства арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев представленные материалы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) по делу № А76-8894/2019 в отношении должника ФИО3 введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица».

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 (резолютивная часть от 15.04.2021) по делу № А76-8894/2019 ФИО3 признан несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица».

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2021 ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего должника, финансовым управляющим утверждена ФИО4, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица».

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2022 по делу № А76-8894/2019 производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ФИО3 прекращено.

В ходе проведенного административного расследования административным органом выявлены данные, указывающие на наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего ФИО1 при осуществлении им обязанностей финансового управляющего должника ФИО3 признаков событий административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

На основании статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263, Управлением в соответствии со ст. 28.3, 28.7 КоАП РФ 15.03.2022 возбуждено дело № 00357422 об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, назначено к проведению административного расследования.

Начальником отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО2 в отсутствие арбитражного управляющего ФИО1 11.05.2022 составлен протокол об административном  правонарушении по ч.ч. 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

Протокол и материалы административного дела направлены заявителем в Арбитражный суд Челябинской области для привлечения арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности.

В результате проведенного административного расследования действий (бездействия)  арбитражного управляющего ФИО1 при осуществлении им обязанностей финансового управляющего должника ФИО3 выявлены нарушения Закона о банкротстве, свидетельствующие о неисполнении арбитражным управляющим своих обязанностей, а именно:

1. Как указано административном органом, в соответствии со ст. 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) сведения, подлежащие опубликованию, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;

о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;

об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;

об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

о проведении собрания кредиторов;

о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

о завершении реструктуризации долгов гражданина;

о завершении реализации имущества гражданина;

иные предусмотренные настоящим параграфом сведения.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальномиздании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Согласно п. 3.1. Приказа Министерства Экономического развития Российской Федерации №178 от 05.04.2013 «Об утверждении порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрение дел о банкротстве» если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.

1.1.Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) по делу № А76-8894/2019 в отношении должника ФИО3 введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица» (размещено в картотеке дел 08.07.2020).

Финансовым управляющим должника ФИО1 сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина включены сообщением № 5253241 от 24.07.2020. Данное сообщение подлежало включено не позднее 13.07.2020.

01.08.2020 в газете «Коммерсантъ» № 136 размещено сообщение № 78230082097 о введении в отношении должника процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризация долгов гражданина.

В нарушение вышеуказанных норм финансовый управляющий несвоевременно опубликовал сообщение в газете «Коммерсантъ», по истечению 24 дней. Данное сообщение подлежало включению не позднее 18.07.2020 (с учетом графика выхода публикаций).

1.2.Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 (резолютивная часть от 15.04.2021) по делу № А76-8894/2019 ФИО3 признан несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица» (размещено в картотеке дел 17.04.2021).

Финансовым управляющим должника ФИО1 включены сведения в ЕФРСБ о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина в сообщении № 6580543 от 28.04.2021.

В нарушение вышеуказанных норм финансовый управляющий несвоевременно включил сообщение в ЕФРСБ, по истечению 8 рабочих дней. Данное сообщение подлежало включено не позднее 21.04.2021.

15.05.2021 в газете «Коммерсантъ» № 81 размещено сообщение № 78230132211 о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина.

В нарушение вышеуказанных норм финансовый управляющий несвоевременно опубликовал сообщение в газете «Коммерсантъ», по истечению 27 дней. Данное сообщение подлежало включению не позднее 30.04.2021 (с учетом графика выхода публикаций).

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- карточка дела № А76-8894/2019;

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 по делу
 № А76-8894/2019;

- решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 по делу
№ А76-8894/2019;

- сообщение с сайта ЕФРСБ № 5253241 от 24.07.2020, № 6580543 от 28.04.2021;

- сообщение с сайта газеты «Коммерсантъ» № 78230082097 от 01.08.2020, № 78230132211 от 15.05.2021;

- ответ ЗАО «Интерфакс» от 18.03.2022 № 1Б140120;

- ответ АО «Коммерсантъ» № 5820.

Дата совершения правонарушения:

1.1. 14.07.2020 (для публикации на сайте ЕФРСБ о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина), 20.07.2020 (для публикации на сайте газеты «Коммерсантъ» о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина);

1.2. 22.04.2021 (для публикации на сайте ЕФРСБ о введении процедуры реализации имущества гражданина), 04.05.2021 (для публикации на сайте газеты «Коммерсантъ» о введении процедуры реализации имущества гражданина).

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными, доводы арбитражного управляющего ФИО1 отклоняются судом. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Права и обязанности арбитражного управляющего определены указанным Законом, и в силу требований пункта 4 статьи 20.3 названного Закона при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Следовательно, основной целью деятельности арбитражного управляющего является обеспечение соблюдения законодательства при проведении процедур несостоятельности (банкротства).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для привлечения его к ответственности.

Действуя добросовестно и разумно арбитражный управляющий должен был предпринять все меры на своевременное опубликование в газете «Коммерсантъ» сведений о введении конкурсного производства.

Учитывая изложенное, арбитражный управляющий должен был заблаговременно произвести оплату сообщения с учетом работы информационного ресурса, чтобы не допустить нарушений к опубликованию сведений о введении в отношении должника процедуры банкротства – реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина.

Согласно абзацу второму пункта 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 в случае временного отсутствия у должника достаточной суммы для осуществления расходов по делу о банкротстве арбитражный управляющий либо с его согласия кредитор, учредитель (участник) должника или иное лицо вправе оплатить эти расходы из собственных средств с последующим возмещением за счет имущества должника.

Закон о банкротстве не содержит в себе положений, согласно которым арбитражный управляющий по тем или иным причинам (в том числе, в связи с отсутствием у должника денежных средств) может не исполнять обязанности, прямо возложенные на него Законом о банкротстве.

Кроме этого, арбитражный управляющий является профессиональным участником антикризисного управления, имеет необходимые знания и опыт в данной сфере. В связи с чем, арбитражный управляющий, осуществляя свою профессиональную деятельность, должен учитывать, что соответствующие обязанности, возложенные на него Законом о банкротстве, должны быть им неукоснительно исполнены. В связи с чем, арбитражный управляющий, должен учитывать соответствующие риски данной профессиональной деятельности, в том числе, вызванные отсутствием у должника денежных средств.

2.Как указано административном органом, в соответствии с п. 2.1 ст. 213.7 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:

1) идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

2) наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, а также номер дела о банкротстве гражданина;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

4) наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;

5) наличие жалобы на действия или бездействие финансового управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;

6) стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании его банкротом либо при направлении в арбитражный суд отзыва на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом;

7) стоимость выявленного финансовым управляющим имущества гражданина (включая имущество, указанное в подпункте 6 настоящего пункта), если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, проводилась опись;

8) сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, в том числе с указанием размера денежной суммы, выделенной для финансирования деятельности финансового управляющего, и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения своей деятельности;

9) выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

10) источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина;

11) дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.

Согласно п. 2.2. ст. 213.7 Закона о банкротстве по результатам реструктуризации долгов гражданина сообщение, указанное в пункте 2.1 настоящей статьи, также должно содержать следующие сведения:

1) даты вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований;

3) выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на финансирование деятельности финансового управляющего, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника);

4) сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план реструктуризации долгов гражданина, и принятых им решениях;

5) сведения о резолютивной части судебного акта, которым утвержден план реструктуризации долгов гражданина (в том числе сведения о том, что план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона);

6) сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реструктуризации долгов гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реструктуризации долгов гражданина;

7) сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 по делу
№ А76-8894/2019 завершена процедура реструктуризации долгов гражданина ФИО3 (
размещено в картотеке 17.04.2021),следовательно, сообщение (отчет) о результатах процедуры реструктуризации долгов гражданина подлежал включению на сайте ЕФРСБ не позднее 27.04.2021.

В нарушение п. 2.1 и 2.2 ст. 213.7 Закона о банкротстве сообщение по результатам процедуры реструктуризации долгов гражданина ФИО3 арбитражным управляющим ФИО1 включено в ЕФРСБ 28.04.2021.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- карточка дела № А76-8894/2019;

- решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 по делу
№ А76-8894/2019;

- сообщение с сайта ЕФРСБ № 236389 от 28.04.2021;

- ответ ЗАО «Интерфакс» от 18.03.2022 № 1Б140120.

Дата совершения правонарушения: 28.04.2021.

Фактически сообщение (отчет) о результатах процедуры реструктуризации долгов гражданина ФИО3 арбитражным управляющим ФИО1 включено в ЕФРСБ 28.04.2021, то есть с нарушением на 1 день.

Суд учитывает, что нарушение срока включения в ЕФРСБ сообщения (отчета) о результатах процедуры реструктуризации долгов гражданина на один день не является существенным. Данное обстоятельство будет учтено судом в совокупности с другими обстоятельствами рассматриваемого заявления.

3.Как указано административном органом, в соответствии с п. 1 и п. 4 ч. 2.2 ст. 213.7 Закона о банкротстве сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет), должно содержать сведения о датах вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 по делу
А76-8894/2019 завершена процедура реструктуризации долгов гражданина, в отношении гражданина ФИО3

Финансовым управляющим ФИО1 в ЕФРСБ 28.04.2021 включен финальный отчет арбитражного управляющего № 236389 от 28.04.2021.

Согласно сведений картотеки арбитражных дел по делу А76-8894/2019, сроки процедур банкротства – реструктуризации долгов гражданина в данном деле, неоднократно изменялись путем отложения, либо продления, в соответствии с судебными актами от 06.10.2020, 20.10.2020, 22.12.2020, 16.02.2021.

Таким образом, даты вынесения указанных судебных актов об изменении сроков процедуры реструктуризации долгов гражданина, подлежали указанию в размещенный в ЕФРСБ финальный отчет арбитражного управляющего № 236389 от 28.04.2021.

В нарушение вышеуказанных норм финансовый управляющий ФИО1 не указал в финальном отчете № 236389 от 28.04.2021 даты вынесения судебных актов об изменении сроков процедуры банкротства - реструктуризации долгов гражданина от 06.10.2020, 20.10.2020, 22.12.2020, 16.02.2021.

Арбитражный суд соглашается с доводами административного органа относительно необходимости указания в размещенном в ЕФСРБ финальном отчете арбитражного управляющего № 236389 от 28.04.2021 дат вынесения судебных актов об изменении сроков процедуры банкротства - реструктуризации долгов гражданина.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020, 06.10.2020, 20.10.2020, 22.12.2020, 16.02.2021 по делу № А76-8894/2019;

- решение Арбитражного суда Челябинской от 16.04.2021 по делу
А76-8894/2019;

- сообщение ЕФРСБ № 236389 от 28.04.2021.

Дата совершения правонарушения: 28.04.2021.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

4. Как указано административном органом, определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) по делу № А76-8894/2019 в отношении должника ФИО3 введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица». Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего назначено на 06.10.2020.

Согласно п.1 ст. 72 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

В соответствии с п. 6 ст. 71 Закона о банкротстве проведение первого собрания кредиторов может быть отложено арбитражным управляющим только на основании определения арбитражного суда при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок. Исходя из данной нормы, арбитражный управляющий не имеет право самостоятельно решать вопрос об отложении первого собрания кредиторов в нарушение сроков п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

Закон о банкротстве позволяет кредиторам заявлять свои требования должнику в любой процедуре банкротства, однако согласно п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве в процедуре наблюдения требования заявляются кредиторами для целей участия в первом собрании кредиторов, на котором по существу решается дальнейшая судьба должника (выбор последующей процедуры банкротства, либо решение о заключении мирового соглашения) определяется саморегулируемая организация, из числа членов которой подлежит утверждению арбитражным управляющим, утверждаются требования к его кандидатуре. А также решаются иные важные вопросы, влияющие на дальнейший ход рассмотрения дела о банкротстве должника.

Большинство решений по вопросам повестки дня первого собрания кредиторов п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

П. 8 ст. 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что финансовый управляющий обязан созывать и проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве.

В соответствии с п. 1 т. 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Согласно определению Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2020 в реестр требований кредиторов были включены требования уполномоченного органа в лице Межрайонной ИФНС № 22 по Челябинской области в сумме 1 059 605 руб., в том числе 885 236 руб. 63 коп. недоимка по налогам, 173 868 руб. 86 коп. пени, 500 000 руб. 00 коп. штраф, заявленные в установленный законом срок.

Согласно п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то датой соответственно включения в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части.

До изготовления указанных судебных актов в полном объеме суд обязан по заявлению заинтересованных в этом участвующих в деле о банкротстве лиц незамедлительно выдать им заверенные судом копии их резолютивных частей. Такие копии являются достаточными, в частности для удостоверения полномочия кредитора голосовать на собрании кредиторов.

Таким образом, по состоянию на 07.07.2020 в реестр требований кредиторов гражданина ФИО3 включены все требования кредиторов, заявленные в установленный ст. 71 Закона о банкротстве срок.

С учетом положений ст. 72 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов гражданина ФИО3 должно быть проведено до 28.09.2020.

Однако в нарушение п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 72, п. 8 ст. 213.8 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов гражданина ФИО3 финансовым управляющим ФИО1 проведено 24.11.2020.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 по делу
№ А76-8894/2019;

- ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 9951/22 от 17.03.2022;

- сообщение с сайта ЕФРСБ № 5637398 от 23.10.2020;

- ходатайство о приобщении материалов дела;

- протокол собрания кредиторов от 25.11.2020.

Дата совершения правонарушения: 29.09.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

5. Как указано административном органом, в соответствии с п. 11 ст. 213.8 Закона о банкротстве при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, наряду со сведениями, установленными ст. 13 настоящего Федерального закона, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.

5.1. Как отражено административным органом, 23.10.2020 на сайте ЕФРСБ финансовым управляющим гражданина ФИО3 включено сообщение № 5637398 о проведении собрания кредиторов 24.11.2020, форма проведения – заочная.

В нарушение вышеуказанной нормы сообщение № 5637398 от 23.10.2020 о проведении собрания кредиторов должника без совместного участия не содержит прямой ссылки на страницу сайта в сети Интернет, на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.

5.2. Как отражено административным органом, 26.11.2020 на сайте ЕФРСБ финансовым управляющим гражданина ФИО3 включено сообщение № 5637398 о проведении собрания кредиторов 29.12.2020, форма проведения – заочная.

В нарушение вышеуказанной нормы сообщение № 5804954 от 26.11.2020 о проведении собрания кредиторов должника без совместного участия не содержит прямой ссылки на страницу сайта в сети Интернет, на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- сообщение с сайта ЕФРСБ № 5637398 от 23.10.2020, № 5804954 от 26.11.2020.

Дата совершения правонарушения:

5.1. - 23.10.2020;

5.2. - 26.11.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

6. Как указано административном органом, в соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII(конкурсное производство), VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.

Закон о банкротстве порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулирует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Часть 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, применение гражданского законодательства, регулирующее сходные отношения (аналогию закона).

На основании вышеизложенного, при отсутствии в главе Х Закона о банкротстве (банкротство гражданина) специальных норм, регламентирующих возникшие правоотношения, при процедуре несостоятельности (банкротстве) физических лиц могут быть применены нормы Закона о банкротстве, регламентирующие иные процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе и регламентирующие процедуры банкротства юридических лиц (в частности, конкурсное производство).

Согласно статье 2 Закона о банкротстве

конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, процедуры конкурсного производства и реализации имущества гражданина имеют схожие цели и задачи. В связи с чем, отдельные положения главы VII (конкурсное производство) могут быть применены к процедуре реализации имущества гражданина.

Также согласно п. 4 постановления Правительства от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 утверждены типовые формы отчетов.

Согласно пункту 2 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299 арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и финансового оздоровления - составляет следующие отчеты (заключения):

а) отчет временного управляющего;

б) отчет внешнего управляющего;

в) отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;

г) заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника выступает отдельным документом и обязательным приложением к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности, представляемого Арбитражному суду и кредиторам.

Таким образом, финансовый управляющий ФИО1 обязан был направить отчет о своей деятельности и о результатах процедуры реализации имущества гражданина, а также отчет о движении денежных средств в арбитражный суд.

В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве гражданина (дело
№ А76-8894/2019) в ходе административного расследования выявлено, что арбитражный управляющий ФИО1не
направил в арбитражный суд отчет о движении денежных средств.

Арбитражный суд соглашается с доводами административного органа относительно необходимости представления отчета о движении денежных средств в арбитражный суд совместно с отчетом о своей деятельности и о результатах процедуры реализации имущества гражданина

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 9951/22 от 17.03.2022;

- ходатайство об отложении судебного заседания;

- ходатайство о приобщении материалов дела;

- отчет финансового управляющего от 28.09.2020, 25.11.2020, 20.12.2020, 01.04.2021, 13.09.2021.

Дата совершения правонарушения: 28.09.2020, 25.11.2020, 20.12.2020, 01.04.2021, 13.09.2021.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

7. Как указано административном органом, в соответствии с п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан в том числе проводить анализ финансового состояния гражданина.

Анализ финансового состояния должника является одним из доказательств по делу о банкротстве и оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами при разрешении вопроса о целесообразности введения в отношении должника следующей процедуры банкротства.

Содержащиеся в анализе финансового состояния должника выводы и заключение об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства представляют собой сведения информационного, справочного характера, каких-либо последствий для конкурсных кредиторов не влекут и не могут нарушить права и законные интересы кредиторов, поскольку несогласие с выводами и предложениями арбитражного управляющего кредитор вправе выразить при обсуждении и принятии решений по соответствующим вопросам повестки дня на собрании кредиторов.

Действующим законодательством не предусмотрены конкретные сроки проведения анализа финансового состояния должника, но исходя из того, что срок процедуры банкротства реализации имущества гражданина имеет определенные временные рамки, предполагается, что такие действия должны быть проведены в разумные сроки, что отвечает требованиям ст. 20.3 Закона о банкротстве, устанавливающий, что арбитражный управляющий должен действовать разумно и добросовестно.

Таким образом, финансовый анализ должен быть проведен в максимально короткие сроки, чтобы сделать вывод о возможности изменения процедуры банкротства, прекращения производства по делу и так далее, и, в любом случае, при сроке процедуры, установленном в шесть месяцев, финансовый анализ не может быть представлен в конце процедуры и, тем более, по истечении данного срока.

Как отражено административным органом, определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) по делу
№ А76-8894/2019 в отношении должника ФИО3 введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Судебное заседание назначено на 06.10.2021.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.10.2020 судебное заседание отложено на 20.10.2020.

В нарушение п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовым управляющим должника ФИО1 к судебному заседанию, назначенному на 20.10.2020, не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2020 судебное заседание по рассмотрению отчета по результатах реализации имущества гражданина назначено на 22.12.2020.

В нарушение п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовым управляющим должника ФИО1 к судебному заседанию, назначенному на 22.12.2020, не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 22.12.2020 судебное заседание по рассмотрению отчета по результатах реализации имущества гражданина назначено на 16.02.2021.

В нарушение п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовым управляющим должника ФИО1 к судебному заседанию, назначенному на 16.02.2021, не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника.

Проведение анализа финансового состояния гражданина, проверка наличия (отсутствия) признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства являются ключевыми обязанностями арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Кроме этого, указанные действиями являются одними из первостепенных мероприятий процедуры банкротства, так как от обстоятельств и выводов, установленных, сделанных в результате этой работы, зависит дальнейших ход всей процедуры банкротства (анализируются действия (бездействие) должника, повлекшие неспособность рассчитаться с кредиторами, выявляются подозрительные сделки, сделки по выводу имущества и т.д.). 

Арбитражный суд соглашается с доводами административного органа относительно необходимости проведения анализа финансового состояния должникав максимально короткие сроки.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020, 06.10.2020, 20.10.2020, 22.12.2020, 16.02.2021 по делу № А76-8894/2019

- ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 9951/22 от 17.03.2022;

- ходатайство об отложении судебного заседания;

- ходатайство о приобщении материалов дела;

- анализ финансового состояния должника от 30.11.2020.

Дата совершения правонарушения: 20.10.2020, 22.12.2020, 16.02.2021.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

8. Как указано административном органом, в соответствии с п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан в том числе проводить анализ финансового состояния гражданина.

Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.

В соответствии с пунктом 4 Правил финансовый анализ проводится на основании:

а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;

е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Таким образом, перечень документов, подлежащих исследованию арбитражным управляющим при проведении анализа финансового состояния, не является закрытым. Арбитражный управляющий должен использовать весь объем документов и сведений, известный ему, в целях проведения наиболее подробного анализа финансового состояния должника. При выполнении данных мероприятий должны быть подвергнуты анализу и документы о финансово-хозяйственной деятельности должника, в том числе сведения о движении денежных средств по расчетным счетам должника в исследуемый период.

Как отражено административным органом, определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) по делу
№ А76-8894/2019 в отношении должника ФИО3 введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1.

Финансовым управляющим гражданина ФИО3 ФИО1 представлен в материалы дела о банкротстве анализ финансового состояния гражданина ФИО3

В финансовом анализе подвергнута анализу деятельность должника за 2018, 2019 год.

В финансовом анализе отражены сведения об имущественном положении должника:

- за должником зарегистрированы 2 транспортных средства: Фольксваген Поло, Рено Дастер;

- за должником не зарегистрированы какие-либо маломерные суда;

- за должником не зарегистрирована какая-либо техника;

- за должником не зарегистрированы какие-либо воздушные суда;

- за должником не зарегистрированы какие-либо результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- сведения об эмитентах, депозитариях и ценных бумагах в отношении должника отсутствуют.

Однако согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества ФИО3 на праве собственности принадлежит 417 объектов недвижимости (415 земельных участков и 2 нежилых помещения).

Таким образом, финансовым управляющим гражданина ФИО3 ФИО1 при проведении анализа финансового состояния должника, сведения из Росреестра не исследовались. Анализ финансового состояния должника не содержит в себе информации о недвижимом имуществе должника.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- анализ финансового состояния должника от 30.11.2020;

- выписка из ЕГРН от 08.06.2021.

Дата совершения правонарушения: 30.11.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

9. Как указано административном органом, в соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

- о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

- о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

- о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;

- о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;

- об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;

- об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

- о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

- о проведении собрания кредиторов;

- о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

- о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

- о завершении реструктуризации долгов гражданина;

- о завершении реализации имущества гражданина.

Как отражено административным органом, согласно отчету финансового управляющего ФИО1 по состоянию на 28.09.2020 признаки фиктивного и преднамеренного банкротства не выявлены.

Однако сведения в ЕФРСБ о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного, фиктивного банкротства не включены.

Арбитражный управляющий ФИО1 в своем отзыве указывает, что действующее законодательство не содержит пресекательных сроков, а также обязанности финансового управляющего отдельно публиковать вышеуказанные сведения. Данные сведения подлежат публикации после проведения полного подробного анализа должника и составления вывода на основе всех документов.

Тем не менее, как ранее указывалось, в соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.

Арбитражный суд соглашается с доводом арбитражного управляющего ФИО1, что Законом о банкротстве не установлен специальный срок, в течение которого сведения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного, фиктивного банкротства подлежат включению в ЕФРСБ.

Вместе с тем, порядок, сроки и условия включения арбитражными управляющими сведений в ЕФРСБ установлен Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178.

Согласно абзацу первому пункта 3.1. Приказа № 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Однако сведения в ЕФРСБ о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного, фиктивного банкротства не включены.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- карточка должника с сайта ЕФРСБ;

- ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 9951/22 от 17.03.2022;

- ходатайство об отложении судебного заседания;

- отчет финансового управляющего по состоянию на 28.09.2020.

Дата совершения правонарушения: 02.10.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

10. Как указано административном органом, в соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

- о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

- о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

- о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;

- о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;

- об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;

- об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

- о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

- о проведении собрания кредиторов;

- о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

- о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

- о завершении реструктуризации долгов гражданина;

- о завершении реализации имущества гражданина.

Как отражено административным органом, определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2021 финансовый управляющий ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей в деле о банкротстве гражданина ФИО3 (размещено в картотеке дела 21.09.2021).

Согласно п. 3.1. Приказа Министерства Экономического развития Российской Федерации №178 от 05.04.2013 «Об утверждении порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, указанные сведения подлежали включению в ЕФРСБ не позднее 24.09.2021.

В нарушение вышеуказанной нормы, арбитражный управляющий ФИО1 включил сведения об освобождении обязанностей финансового управляющего в ЕФРСБ 05.10.2021.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- карточка дела № А76-8894/2019

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2021 по делу № А76-8894/2019;

- ответ ЗАО «Интерфакс» от 18.03.2022 № 1Б140120.

Дата совершения правонарушения: 27.09.2021.

Выводы административного органа в указанной части признаются судом обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Место совершения административного правонарушения – место нахождения должника – <...>.

Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении подсудности необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В части первой статье 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

В силу статьи 203 АПК РФ, заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при применении названных положений следует учитывать, что статьей 203 АПК РФ установлена альтернативная подсудность дел о привлечении к административной ответственности в случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и место совершения административного правонарушения не совпадают. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связано с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, или места жительства физического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу.

 При указанных обстоятельствах, заявление подано с соблюдением правил, установленных вышеуказанными нормами, поскольку административные правонарушения сбыли совершены арбитражным управляющим на территории Челябинской области, материалы административного расследования также находятся на территории Челябинской области.

В связи с чем, арбитражным судом отказано в удовлетворении ходатайства арбитражного управляющего ФИО1 о переносе рассмотрения дела по фактическому месту жительства арбитражного управляющего.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.13 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.

Состав административного правонарушения образуют в совокупности объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, и отсутствие хотя бы одной из этих составляющих исключает наличие правонарушения.

Объектом административного правонарушения является порядок действий при банкротстве.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в противоправных, виновных бездействиях арбитражного управляющего при осуществлении процедуры конкурсного производства в отношении должника, которые нарушают установленные законодательством о банкротстве требования к процедуре банкротства и свидетельствуют о неисполнении возложенных на конкурсного управляющего обязанностей.

Действия арбитражного управляющего ФИО1 свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсного управляющего, установленных Законом о банкротстве, что образует объективную сторону административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является арбитражный управляющий.

Субъективную сторону правонарушения составляет вина в форме умысла, поскольку арбитражный управляющий, являясь лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления и необходимый опыт, позволяющий исполнять обязанности арбитражного управляющего в строгом соответствии с законодательством о банкротстве, осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), но относился к ним безразлично.

Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует, в том числе, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Доводы Управления о наличии в действиях арбитражного управляющего ФИО1 требований Закона о банкротстве нашли подтверждение в материалах дела.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

- принимать меры по защите имущества должника;

- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

Согласно пункту 4 названной статьи закона, при проведении процедур, применяемых  в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам (пункт 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона банкротстве, при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов и общества. Однако, арбитражный управляющий ФИО1, при исполнении полномочий финансового управляющего должника, допустил ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.

Учитывая изложенное, суд  приходит к выводу о наличии вины арбитражного управляющего в неисполнении вышеуказанных положений Закона о банкротстве.

Следовательно, в действиях финансового управляющего гражданина ФИО3 – ФИО1 установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Вместе с тем ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ под повторностью понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, повторность совершения правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.

В период совершения указанного в протоколе административного правонарушения от 11.05.2022 № 00357422 ФИО1 являлся привлеченным к административной ответственности на основании постановления о назначении наказания по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ:

1) Решение Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-5010/2019 от 06.09.2019 (предупреждение). На момент совершения правонарушения один год со дня окончания исполнения постановления не истек.

2) Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-1812/2020 от 27.04.2020, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2020 оставлено без изменения (предупреждение). На момент совершения правонарушения один год со дня окончания исполнения постановления не истек.

3) Решение Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-16348/2020 от 06.08.2020 (предупреждение). На момент совершения правонарушения один год со дня окончания исполнения постановления не истек.

4) Решение Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-7906/2020 от 10.09.2020, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 оставлено без изменения (административный штраф 25 000 руб.).

Штраф оплачен 28.09.2020.

Срок привлечения: с 04.12.2020 по 28.09.2020.

5) Решение Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-11957/2020 от 26.01.2021 (предупреждение). На момент совершения правонарушения один год со дня окончания исполнения постановления не истек.

6) Решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-30035/2020 от 03.11.2020, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 оставлено без изменения (административный штраф 25 000 руб.).

Штраф оплачен 23.11.2020.

Срок привлечения: с 08.02.2021 по 23.11.2020.

7) Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-52527/2020 от 16.12.2020, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 оставлено без изменения (административный штраф 25 000 руб.).

Штраф оплачен 20.05.2021.

Срок привлечения: с 08.04.2021 по 20.05.2021.

8) Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-23803/2021 от 15.06.2021 (дисквалификация сроком на шесть месяцев).

9) Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии по делу
№ А79-5160/2021 от 16.08.2021 (дисквалификация сроком на шесть месяцев).

Также арбитражным судом учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А33-20774/2021 от 17.11.2021 арбитражный управляющий ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на семь месяцев.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югра по делу № А75-13087/2021 от 12.10.2021 арбитражный управляющий ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия по делу № А61-3352/2021 от 01.12.2021 арбитражный управляющий ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.

Решением Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-1995/2022 от 20.04.2022 арбитражный управляющий ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Таким образом, арбитражный управляющий ФИО1 допустил повторное неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, и совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Вместе с тем, арбитражный суд обращает внимание арбитражного управляющего ФИО1 на то, что в данном деле отсутствуют обстоятельства, смягчающие административную ответственность арбитражного управляющего.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у суда при применении КоАП РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Кроме того, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, следовательно, ко всем обязательствам.

В соответствии с определением КС РФ от 21.04.2005 №122-О положение ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организации, должников и кредиторов.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).

Выявленные по настоящему делу административные правонарушения являются существенными в силу неисполнения ключевых обязанностей арбитражного управляющего.

Арбитражным управляющим не представлены доказательства, подтверждающие исключительность рассматриваемого случая, что несовместимо с признанием правонарушения малозначительным.

В связи с чем, те обстоятельства, на которые указывает арбитражный управляющий в своем отзыве не является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований для применения малозначительности к совершенному правонарушению арбитражным судом не усматривается.

Оснований для переквалификации правонарушения на ч.3 ст.14.13 КоАП РФ арбитражным судом также не усматривается.

Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.

С учетом обстоятельств дела, арбитражный суд полагает возможным применить меру минимального размера административного наказания, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации на срок шесть месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.         Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области удовлетворить.

2.         Привлечь ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: гор. Кандалакша Мурманской области, адрес регистрации: <...>, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная столица») к административной ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.

3.         Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                                                   А.В. Белый