АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
18 января 2021 г. Дело № А76-22275/2019
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2021 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Жернакова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Воронковой Е.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску Главного управления лесами Челябинской области, ОГРН <***>, г. Челябинск, к обществу с ограниченной ответственностью «Уральская руда», ОГРН <***>, г. Челябинск,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства, ОГРН <***>, г. Москва, Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу, ОГРН <***>, г. Екатеринбург, Федерального агентства по недропользованию, ОГРН <***>, г. Москва, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ОГРН <***>, г. Москва,
о расторжении договора аренды лесного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца – представителя ФИО1, доверенность № 14731 от 28.12.2020, служебное удостоверение, диплом,
от ответчика – представителя ФИО2, доверенность № 05/19 от 09.12.2019, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление лесами Челябинской области (далее – истец, ГУ лесами, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Круглогорский горнообогатительный комбинат» (далее – ответчик, ООО «Круглогорский ГОК») о расторжении договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2019 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.
Протокольным определением суда от 10.12.2019 на основании ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменено наименование ответчика с ООО «Круглогорский ГОК» на общество с ограниченной ответственностью «Уральская руда» (далее – ООО «Уральская руда»).
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также – Рослесхоз), Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
От ООО «Уральская руда» в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 70-74), в котором ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчик указал, что истцом не был соблюден досудебный претензионный порядок урегулирования спора. Истцом в адрес ответчика не направлялась претензия или иной аналогичный документ, в котором истец заявлял мотивированное требование о расторжении договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015.
Ответчик полагал, что срок подготовки проекта освоения лесов ни договором аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015, ни законом не установлен. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». В соответствии с указанным нормативным актом не установлено обязанности по его разработке в определенный срок, в силу чего требования договора аренды или закона ответчиком нарушены не были.
Ответчик действует добросовестно, не нарушая условий договора и действующего законодательства. Из представленного в материалы дела в качестве доказательства истцом заключения № 44-Э от 13.05.2016 экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ, следует, что замечания комиссии сводятся лишь к несоответствию категории защитности лесов намечаемой ответчиком деятельности, при этом какие-либо другие замечания и предложения (рекомендации), в том числе по охране, защите, воспроизводству лесов, по охране и защите лесов от пожаров, представленный ответчиком проект освоения лесов не получил. В результате наложения горного отвода на лесные участки категории «противоэрозионные леса» ответчик до изменения указанной категории не имеет законных оснований для разработки месторождения и использования лесного участка, в связи с чем не может исполнить обязанность по представлению истцу проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. Ответчик предпринимал и предпринимает неоднократные попытки изменить категорию защитности лесного участка, входящего в объект аренды, на иную категорию, в которой предусматривается размещение связанных с добычей полезных ископаемых объектов (карьеры, отвалы), с целью дальнейшей разработки и экспертизы проекта освоения лесов. Основная обязанность ответчика по оплате арендной платы исполняется ответчиком, что подтверждается первичными платежными документами по оплате.
По мнению ответчика, обстоятельства, указанные в исковом заявлении как основания расторжения договора аренды, не изменялись, при этом цель использования земельного участка истцу была известна с даты заключения договора. Само отнесение объекта аренды к указанной категории защитных лесов не изменялось с даты заключения договора, о расторжении которого просит истец в судебном порядке. Цель использования лесного участка изначально была указана в договоре. Таким образом, обстоятельства, на которые истец основывает свои требования, являются длящимися, не изменялись, а ответчик до смены категории защитности не имеет законных оснований для подготовки проекта освоения лесов.
Ответчик полагал, что истец неправильно применяет ст.ст. 9, 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ, на которую имеется ссылка в исковом заявлении, основанием для досрочного расторжения является невыполнение проекта, а не его отсутствие. Факта невыполнения проекта освоения лесов не имеется. Отсутствуют основания для применения п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В отсутствие нормативно установленного срока подготовки проекта добросовестное поведение ответчика по его подготовке не может квалифицироваться как существенное нарушение условий договора, предусмотренное подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ.
От Федерального агентства лесного хозяйства в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление (т. 3 л.д. 48-49), в котором третье лицо поддержало доводы искового заявления ГУ лесами, просило расторгнуть договор аренды лесного участка.
От Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление (т. 4 л.д. 20-21), в котором третье лицо полагало, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
От Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в материалы дела поступили письменные пояснения (т. 4 л.д. 68-69), в которых третье лицо указало, что не вправе вмешиваться в договорные отношения между двумя хозяйствующими субъектами.
Лица, участвующие в деле, извещены о судебном разбирательстве по делу надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о движении дела также размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
В порядке статей 123, 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Совета министров РСФСР от 03.04.1987 № 400-р (т. 1 л.д. 102-104) леса первой группы в Челябинской области отнесены к особо ценным лесным массивам на площади 73 809 гектаров, к природным памятникам - 20 гектаров, к лесам первой и второй зон округов санитарной охраны курортов - 939 гектаров, к лесам третьей зоны округов санитарной охраны курортов - 371 гектар, к лесам первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения – 103 919 гектаров и к другим лесам в лесостепных районах, имеющим важное значение для защиты окружающей среды, - 246 140 гектаров, согласно приложению № 2.
ООО «Круглогорский ГОК» выдана лицензия на право пользования недрами от 26.09.2003 серии ЧЕЛ № 01292 ТЭ (т. 1 л.д. 82) с целевым назначением и видами работ: добыча железных руд и попутных компонентов на Круглогорском месторождении. Дата окончания действия лицензии - 01.03.2017.
Согласно изменениям к лицензии на право пользования недрами от 26.09.2003 серии ЧЕЛ № 01292 ТЭ (т. 1 л.д. 82 оборот) срок ее действия продлен до 31.12.2027.
Между ГУ лесами (арендодатель) и ООО «Круглогорский ГОК» (арендатор) подписан договор аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 (т. 1 л.д. 7-12), в соответствии с п. 1.1. которого арендодатель, действующий в соответствии со
статьями 43, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации и распоряжением Главного управления лесами Челябинской области от 07.07.2015 № 377-р, передает, а арендатор принимает в аренду лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 3-2015-07 площадью 19,99 га, определённый в п. 1.2 настоящего договора.
Согласно п. 1.2 договора лесной участок, передаваемый в аренду по настоящему договору, относится к категории земель «земли лесного фонда» и имеет следующие основные характеристики:
Целевое назначение - защитные леса.
Собственность Российской Федерации.
Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 3-2015-07.
Местоположение: Челябинская область, г. Миасс, Миасское лесничество, Миасское участковое лесничество, квартал 239 (части выделов: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13), площадь 19,99 га.
Лесной участок площадью 19,99 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 3-2015-07, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, Миасское лесничество, Миасское участковое лесничество, квартал 239 (части выделов: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13), площадь 19,99 га, является частью лесного участка площадью 80 974 998 кв.м с кадастровым (или условным) номером 74:34:0000000:0082.
Схема расположения лесного участка, его границы и характеристика приводятся в приложениях 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.
На основании п. 1.3 договора лесной участок передаётся арендатору для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ с правом рубки лесных насаждений, с последующей передачей древесины для реализации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов,
расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации». Места складирования древесины устанавливаются по согласованию с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области.
В п. 2.1. договора стороны определили, что арендная плата по договору за использование лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право использования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ составляет 274 380 руб. 17 коп. за год (в федеральный бюджет).
Согласно п. 3.3.1 договора арендатор имеет право после подписания сторонами акта приема-передачи, государственной регистрации договора, предоставления проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и в соответствии с лесной декларацией приступать к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
В силу п. 3.4.1 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Согласно п. 3.4.7 договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В п. 5.2. договора установлено, что договор может быть расторгнут до истечения срока его действия:
- по прекращению действия лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ;
-по соглашению сторон;
- в судебном порядке;
- в случае отказа арендодателя от исполнения настоящего договора.
На основании п. 5.3 договора арендодатель может в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора, в соответствии с п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем договор будет считаться расторгнутым, по следующим основаниям:
- использование арендатором лесного участка без проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы и без поданной лесной декларации;
- однократное невнесение арендатором арендной платы в установленные договором сроки;
-несоблюдение арендатором требований лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов и условий договора;
- самовольное возведение арендатором построек, сооружений на арендованном лесном участке, не предусмотренных проектом освоения лесов, а также незаконной рубки;
- неиспользование лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу п. 6.1 договора срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации до 01.03.2017.
По акту приема-передачи от 16.07.2015 № 682 лесной участок был передан в аренду ООО «Круглогорский ГОК» (т. 1 л.д. 15).
Договор аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 15.12.2015, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на обороте договора (т. 1 л.д. 16).
Соглашением № 1 от 20.02.2017 об изменении и дополнении к договору аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 (л.д. 17) стороны продлили срок действия договора до 31.12.2027.
Соглашение № 1 от 20.02.2017 также зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 06.02.2018, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на обороте соглашения (т. 1 л.д. 18).
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 19.02.2016 № 69 (т. 1 л.д. 19) утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии от 19.02.2016 № 12-Э по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ (т. 1 л.д. 20-22), в котором указаны следующие замечания к проекту освоения лесов:
1. Размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» разрешено в защитных лесах относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Намечаемая хозяйственная деятельность ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ с правом рубки лесных насаждений в МиасскомучастковомлесничествеМиасскоголесничества предусматривается на территории защитных лесов, категории - ценные леса - противоэрозионные леса.
2. Неверно указаны данные по лесоустройству.
3. Таблицы 2.3.1, 2.4.1, 2.8.1, 4.1, 5.3.1 выполнены неверно.
4. Приложения № 5, 6, 7, 8 не соответствуют условным обозначениям, приведенным в план-схеме.
5. Отсутствует минерализованная полоса по периметру арендованного участка.
6. В приложении № 6 не предусмотрена минерализованная полоса по периметру места складирования древесины.
Согласно выводам, изложенным в заключении от 19.02.2016 № 12-Э, представленный на государственную экспертизу проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду OОO«Круглогорский ГОК для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ отвечает требованиям Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утверждённого приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69. Размещение объектов не соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов».
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 27.05.2016 № 279 (т. 1 л.д. 23-24) утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии от 13.05.2016 № 44-Э по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ (т. 1 л.д. 25-27), согласно выводам которого представленный на государственную экспертизу проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождении полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ № 01292 ТЭ отвечает требованиям Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утверждённого приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69. Мероприятия по использованию лесов, заявленные в проекте освоения лесов, не соответствуют целям и видам освоения лесов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Челябинской природоохранной прокуратурой в адрес ГУ лесами вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства от 11.03.2019 № 9-2019 (т. 1 л.д. 28-31) с требованием принять меры к расторжению договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 как противоречащего требованиям федерального законодательства. В представлении указано на предоставление ООО «Круглогорский ГОК» лесного участка, отнесенного к защитным лесам, категории - ценные леса - противоэрозионные леса, для разработки месторождении полезных ископаемых, а также на получение ООО «Круглогорский ГОК» двух отрицательных заключений по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, на отсутствие у ООО «Круглогорский ГОК» утверждённого проекта освоения лесов.
Согласно акту обследования лесного участка, находящегося на территории Миасского участкового лесничества ЧОБУ «Миасское лесничество», от 25.02.2019 (т. 2 л.д. 12), при обследовании спорного лесного участка установлено, что на арендуемом лесном участке работ по его использованию арендатором не производилось. Зданий и каких-либо сооружений на арендованном участке нет. Проект освоения лесов на арендованный участок не разработан, лесная декларация не подавалась.
ГУ лесами направило ООО «Круглогорский ГОК» письмо от 19.03.2019 № 3025 (т. 1 л.д. 32) с предложением расторгнуть договор аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 до истечения срока его действия по соглашению сторон.
ООО «Круглогорский ГОК» оставило данное предложение без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГУ лесами обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, а также заявленные сторонами доводы в обоснование заявленных требований и возражений по иску, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п.п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
В силу п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» при применении арбитражными судами пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, допускающего досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором, необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Как следует из материалов дела, для целей реализации предоставленной ответчику лицензии на право пользования недрами от 26.09.2003 серии ЧЕЛ № 01292 ТЭ (т. 1 л.д. 82) между ГУ лесами (арендодатель) и ООО «Круглогорский ГОК» (арендатор) был подписан договор аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 (т. 1 л.д. 7-12), в соответствии с п. 1.1, 1.3 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 43, 72 и 74 ЛК РФ и распоряжением Главного управления лесами Челябинской области от 07.07.2015 № 377-р, передает, а арендатор принимает в аренду лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 3-2015-07 площадью 19,99 га, для разработки месторождений полезных ископаемых, с правом рубки лесных насаждений, с последующей передачей древесины для реализации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов,
расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации».
В обоснование заявленного иска ГУ лесами указало на существенное нарушение арендатором условий договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015, выразившееся в непредставлении им арендодателю проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и в неиспользовании арендатором арендуемого лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов (т. 1 л.д. 5).
В возражениях на отзыв ответчика от 05.09.2019 (т. 2 л.д. 8-11) ГУ лесами также сослалось на нарушение арендатором дважды в 2016 г. сроков внесения арендных платежей по договору.
Рассмотрев заявленные истцом доводы для расторжения договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015, суд первой инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом; к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия не определены в соответствии с назначением имущества.
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу подп. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ использование лесов может быть для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В ч. 1 ст. 43 ЛК РФ установлено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 43 ЛК РФ).
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 43 ЛК РФ).
В соответствии с п. 2 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утверждённогоприказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515 (далее – Порядок № 515), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.
Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) (п. 6 Порядка № 515).
На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (п. 13 Порядка № 515).
На основании ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 88 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Согласно п. 26 Порядка разработки проекта освоения лесов, утверждённого приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее – Порядок № 69), проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В соответствии с п. 29 Порядка № 69 проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка (п. 30 Порядка № 69).
В силу п. 3.4.1 договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Согласно п. 3.4.7 договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Из материалов дела следует, что ООО «Круглогорский ГОК» был разработан и дважды представлен на государственную экспертизу проект освоения лесов в отношении предоставленного в аренду лесного участка.
В последнем случае приказом Главного управления лесами Челябинской области от 27.05.2016 № 279 (т. 1 л.д. 23-24) было утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии от 13.05.2016 № 44-Э по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ (т. 1 л.д. 25-27) только по мотиву того, что мероприятия по использованию лесов, заявленные в проекте освоения лесов, не соответствуют целям и видам освоения лесов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ввиду невозможности освоения лесного участка, относящегося к особо защитным участкам лесов. Сам проект освоения лесов признан отвечающим требованиям Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утверждённого приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
В ходе судебных заседаний представитель ГУ лесами подтвердил, что получение положительного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке возможно только в случае изменения категории защитности лесов.
При этом суд отмечает, что на момент заключения договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 категория защитности лесов уже не позволяла осваивать лесной участок для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ, о чем было известно ГУ лесами.
На основании п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Согласно п. 1 ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.
Таким образом, предоставление арендодателем арендатору имущества с недостатками не наделяет такого арендодателя правом на расторжение договора аренды только по мотиву того, что в силу названных недостатков арендатор не исполняет условия договора. Закон в таком случае наделяет арендатора, а не арендодателя соответствующими мерами защиты своих субъективных прав.
С учетом вышеизложенного и указанных правовых норм суд приходит к выводу, что ответчик исполнил условия договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015, подготовил и предоставил ГУ лесами проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Круглогорский ГОК» для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01292 ТЭ, получение положительного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе на который в настоящее время невозможно по объективным причинам, не связанным с действиями (бездействием) арендатора и выходящим за пределы его компетенции (возможностей как субъекта гражданских правоотношений).
При этом по материалам дела судом установлено, что как истец, так и ответчик продолжают работу по изменению категории защитности лесов, чтобы ответчик смог приступить к освоению лесного участка, что подтверждается представленной в дело перепиской сторон (т. 1 л.д. 94-104).
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 12.10.2020 № АВ-03-27/20005 (т. 4 л.д. 40) по результатам рассмотрения предложения ГУ лесами по распределению лесов по целевому назначению, категориям защитных лесов и установлению границ на территории Миасского лесничества по результатам лесоустроительных работ установлено соответствие представленных материалов требованиям лесного законодательства Российской Федерации.
Письмом от 10.12.2020 № АВ-03-47/24604 (т. 4 л.д. 122-123) Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило, что решение об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, а также об изменении границ земель, на которых расположены эти леса, может быть принято Рослесхозом на основании обоснованных предложений органа государственной власти, уполномоченного на ведение ГЛР па территории субъекта Российской Федерации, содержащих материалы, предусмотренные п. 146 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, а также текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются эти леса (в соответствии с требованиями статьи 110 ЛК РФ). Предложения Главного управления лесами Челябинской области по распределению лесов по целевому назначению, категориям защитных лесов и установлению их границ на территории Миасского лесничества по результатам лесоустроительных работ были рассмотрены Рослесхозом на заседании соответствующей Комиссии Рослесхоза. По результатам рассмотрения установлено соответствие представленных материалов требованиям лесного законодательства Российской Федерации, о чем Рослесхоз проинформировал Главное управление лесами Челябинской области письмом от 12.10.2020 № АВ-03-27/20005. Вместе с тем статьей 82 ЛК РФ установлено, что принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 ЛК РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. Таким образом, соответствующий приказ Рослесхоза будет издан в установленном порядке после принятия Главным управлением лесами Челябинской области решения об отнесении лесов на территории Миасского лесничества к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, в соответствии со статьями 82 и 110 ЛК РФ и уведомления о принятом решении Рослесхоза с приложением копии распорядительного документа.
При таких обстоятельствах суд не усматривает существенного нарушения ответчиком условий договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015, достаточного для принятия решения для расторжения указанного договора в судебном порядке, поскольку невозможность получения положительного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов не связана с виновными действиями (бездействием) ответчика.
Ссылка истца на нарушение сроков разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы отклоняется судом, поскольку ни действовавшим на момент заключения договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 законодательством, ни условиями указанного договора срок разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов установлен не был. Опять же, судом установлено, что невозможность получения положительного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов не связана с виновными действиями (бездействием) ответчика.
Довод истца о том, что существенным нарушением условий договора также является неиспользование арендатором арендуемого лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, отклоняется судом, поскольку при отсутствии утвержденного проекта освоения лесов в силу положений лесного законодательства ответчик не может приступить к освоению лесного участка. Иное бы означало прямое нарушением норм ЛК РФ и в силу ч. 2 ст. 24 ЛК РФ привело бы к расторжению договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015.
Дополнительный довод истца о нарушении арендатором дважды в 2016 г. сроков внесения арендных платежей по договору суд находит несостоятельным, поскольку, такие нарушения были незначительными по сроку, добровольного устранены ответчиком без направления в его адрес претензий по этому поводу, и в настоящее время ответчиком надлежащим образом исполняется условие договора в части своевременного внесения арендных платежей, что подтверждено представленными ответчиком в дело платежными поручениями и не оспаривалось истцом (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Суд также отмечает, что после допущенной в 2016 г. просрочки внесения арендных платежей соглашением № 1 от 20.02.2017 об изменении и дополнении к договору аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 (л.д. 17) стороны продлили срок действия договора до 31.12.2027.
Таким образом, заявленное ГУ лесами нарушение со стороны арендатора в части сроков внесения арендной платы для самого арендодателя не явилось существенным и препятствующим продлению действия договора между сторонами.
С учетом вышеизложенного суд отказывает ГУ лесами в удовлетворении заявленного иска о расторжении договора аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015 ввиду отсутствия существенного нарушения его условий по вине арендатора.
Довод ответчика о том, что истцом не был соблюден досудебный претензионный порядок урегулирования спора, был предметом судебной оценки. С учетом положений п. 2 ст. 452 ГК РФ и направления ГУ лесами в адрес ООО «Круглогорский ГОК» письма от 19.03.2019 № 3025 (т. 1 л.д. 32) с предложением расторгнуть договор аренды лесного участка № 735 от 16.07.2015, суд протокольным определением от 23.08.2019 отказал ООО «Круглогорский ГОК» в удовлетворении заявления об оставлении иска без рассмотрения по мотиву несоблюдения претензионного порядка ГУ лесами.
В итоговом судебном заседании 11.01.2021 ООО «Уральская руда» заявило ходатайство о вынесении частных определений в отношении Главного управления лесами Челябинской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Челябинской природоохранной прокуратуры, мотивированное допущенными указанными лицами нарушениями норм действующего законодательства (т. 4 л.д. 118-121).
На основании ч. 1 ст. 188.1 АПК РФ при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
Оценив доводы ходатайства, исходя из того, что вынесение частного определения направлено на устранение нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами, лицами, участвующими в деле, предпринимаются меры к изменению категории защитности лесов, в действиях Федерального агентства лесного хозяйства, Челябинской природоохранной прокуратуры не усмотрено нарушения законодательства Российской Федерации, принимая во внимание, что принятие указанного судебного акта является правом, а не обязанностью суда, суд в рассматриваемом случае отказывает ООО «Уральская руда» в удовлетворении ходатайства о вынесении частных определений.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Поскольку иск удовлетворению не подлежит, ГУ лесами от уплаты государственной пошлины по заявленному иску освобождено, оснований для распределения в данном случае государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176, 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Уральская руда» о вынесении частных определений в отношении Главного управления лесами Челябинской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Челябинской природоохранной прокуратуры отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья А.С. Жернаков