ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-24714/2017 от 22.05.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

29 мая 2018 года Дело № А76-24714/2017

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Чебаркульский рыбозавод», уточненному в порядке статьи 49 АПК РФ, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области, к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным бездействия, выраженного в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; об обязании филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; об обязании филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Черкасов К.П. (доверенность 74 АА № 3213914 от 14.12.2016, паспорт), от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области – Курленкова К.Е. (доверенность № 74/2017-05 от 18.12.2017, паспорт), от управления Росреестра по Челябинской области – Чижова Л.А. (доверенность № 40 от 25.01.2018, паспорт), от третьего лица - не явился, извещен,

установил:

закрытое акционерное общество «Чебаркульский рыбозавод» (далее - ЗАО «Чебаркульский рыбозавод», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области) по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; обязании внести в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в сумме 279839 руб. 88 коп.

Судом в порядке части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – управление Росреестра по Челябинской области).

Определением суда от 11.04.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен управление по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района.

В ходе производства по делу обществом заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, согласно которому заявитель просит признать незаконным бездействие филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы го­сударственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и карто­графии по Челябинской области, выражающееся в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; об обязании филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; об обязании филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости.

Судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения заявленных требований приняты.

В судебном заседании подлежат рассмотрению уточненные требования.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области представило отзыв на заявление и дополнение к нему, в котором заявление находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указывает, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:23:0202001:714, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский р-н, Непряхинское сельское поселение, д. Верхние Караси, ул. Свободы, 21, категория земель - населенных пунктов, вид разрешенного использования - рыбоводство (размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры), площадью 31302 кв.м, поставленном на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) 04.05.2017.

Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 № П/210, филиал наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания). В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов. Таким образом, согласно Методическим указаниям, применение минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов может применяться только в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории. При этом следует учитывать, что иного порядка определения кадастровой стоимости в указанных случаях действующим законодательством не предусмотрено. В 2015 году на территории Челябинской области проведена государственная кадастровая оценка (далее — ГКО) земель населенных пунктов по состоянию на 01.10.2014.

Результаты ГКО земель населенных пунктов, включая удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов, утверждены Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10.11.2015 № 263-П (далее - Приказ № 263-П). Земельный участок с кадастровым номером 74:23:0202001:714 расположен в границах кадастрового квартала «74:23:0202001», для которого в соответствии с Приказом № 263-П отсутствует значение удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующее виду разрешенного использования данного земельного участка. Таким образом, определить кадастровую стоимость указанного земельного участка в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, не представляется возможным. Согласно сведениям ЕГРН, категория земель земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 с момента его постановки на ГКУ - земли населенных пунктов. В связи с чем, отсутствуют основания для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний, а именно, с применением минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего виду разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов. Также указал, что филиал является ненадлежащим заинтересованным лицом и подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица. Кроме того указал, что, в соответствии со статьей 28 ГПК РФ, пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, частью 2 статьи 24 КАС РФ, заявление об установлении кадастровой стоимости должно быть направлено в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Таким образом полагает, что настоящее заявление не подведомственно арбитражному суду.

Управление Росреестра по Челябинской области представило отзыв и дополнение к нему, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Указало, что полномочиями по внесению кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка наделен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области. В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:23:0202001:714, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский муниципальный район, Непряхинское сельское поселение, д. Верхние Караси, ул. Свободы, д. 21, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — рыболовство.

Управление Росреестра по Челябинской области считает что действующим законодательством предусмотрена возможность заключения собственником вышеуказанного земельного участка соответствующего договора аренды в том числе и при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка, а также заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, используя положения, предусмотренные п. 1.2 вышеуказанного закона, в силу принципа аналогии закона.

Управление по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района представило мнение, котором указано, что отсутствие кадастровой стоимости (как следствие) не позволяет управлению исполнить свою обязанность по продаже земельного участка.

Управление по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального районао времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ посредством направления в его адрес копий определений суда заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

В судебном заседании заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении с учетом уточнения заявленных требований, просил заявленные требования удовлетворить, заинтересованные лица просили в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, указанным в отзывах и в дополнениях к нему.

В судебном заседании 22.05.2018 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 22 мая 2018 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальных сайтах арбитражных судов Российской Федерации и Арбитражного суда Челябинской области в сети интернет.

После объявленного перерыва в судебном заседании дело рассматривается по правилам частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Чебаркульский рыбозавод» является правопреемником предприятия «Чебаркульский рыбозавод».

Согласно договору № 57 о выкупе арендованного имущества к договору б/н от 19.11.1990, заключенному между комитетом по управлению имуществом города Чебаркуля и арендным предприятием «Чебаркульский рыбозавод», предприятие является собственником зданий производственного назначения в д. Верхние Караси Чебаркульского муниципального района.

Постановлением от 17.02.2017 № 142 (с учетом изменений постановлением № 332 от 11.04.2017) администрация Чебаркульского муниципального района утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании вышеуказанных документов был осуществлен кадастровый учет земельного участка, ему присвоен кадастровый номер 74:23:0202001:714, адрес: Челябинская область, Чебаркульский муниципальный район, Непряхинское сельское поселение, д. Верхние Караси, ул. Свободы, 21, общая площадь 31 302 кв.м, вид разрешенного использования - для размещения зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры).

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 указано об отсутствии сведений о кадастровой стоимости в госу­дарственном кадастре недвижимости.

08.06.2017 общество обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области с заявлением, в котором просило внести в ГКН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № 74:23:0202001:714 в размере 279 839 руб. 88 коп.

30.06.2017 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области направлен ответ на заявление от 08.06.2017, в котором указано, что определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, не представляется возможным, в связи с чем внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714, в случае невозможности ее определения органом кадастрового учета в отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости, возможно на основании решения суда, содержащего сведения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.

Полагая, что заявление от 08.06.2017 оставлено без удовлетворения, а также в связи с тем, что до настоящего времени в государственном кадастре недвижимости отсутствует сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что препятствует обществу в реализации своих прав и отстаивании экономический интересов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) административного органа прав и законных интересов возложено на самого заявителя.

Кроме того, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ на подателя заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными возлагается процессуальная обязанность подтвердить соблюдение установленных статьей 198 АПК РФ условий на обращение в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10, суды на основании части 1 статьи 133, части 1 статьи 168 АПК РФ, с учетом обстоятельств, приведенных в обоснование иска, должны самостоятельно определить характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению.

Обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов вправе заинтересованное лицо (часть 1 статьи 4 АПК РФ), которое при этом должно доказать факт нарушения его прав и законных интересов, а также то, каким образом его нарушенные права и интересы будут восстановлены в результате удовлетворения заявленных требований.

Обращение с заявлением общества к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области и управлению Росреестра по Челябинской области обусловлено намерением общества обратиться за выкупом земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714, адрес: Челябинская область, Чебаркульский муниципальный район, Непряхинское сельское поселение, д. Верхние Караси, ул. Свободы, 21, общая площадь 31 302 кв.м, вид разрешенного использования - для размещения зданий, сооружений, оборудования, необходимых для

На указанном земельном участке расположено здания производственного назначения, собственником которого является общество.

06.07.2017 общество обратилось в управление с заявлением (вх. № 8556) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714.

Отказывая в предоставлении муниципальной услуги письмом от 28.11.2017 исх. № 1297, управление указал на отсутствие данных для расчета выкупной цены земельного участка – кадастровая стоимость земельного участка не установлена.

Указанный отказ обществом не оспорен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Фактическим поводом для обращения общества в суд по настоящему делу явилось не предоставление органами местного самоуправления спорного земельного участка в собственность, что нарушает его имущественные права, имеющего преимущественное право на выкуп этого объекта в связи с нахождением на участке принадлежащего заявителю объекта недвижимого имущества, а целью является понуждение к заключению договора купли-продажи земельного участка.

Каким образом в рамках указанной административной процедуры оспариваемые решения, действия (бездействие) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области и управления Росреестра по Челябинской области нарушает права и законные интересы заявителя, суду установить не представляется возможным.

Кроме того, суд принимает во внимание, что фактической целью заявителя является получения прав на спорный земельный участок, расположенный под принадлежащей обществу недвижимостью, тогда как оспаривание бездействия регистрирующих органов не служит реализации указанной цели. Определение стоимости земельного участка в порядке предъявления соответствующих требований разрешается в суде общей юрисдикции. Отказ администрации в предоставлении земельного участка обществом также не оспорен.

Ссылка заявителя на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку указанные судебные дела касаются иных фактических обстоятельств спора, приняты с учетом конкретных обстоятельств, установленных судами и касаются иных правоотношений сторон.

Суд также исходит из того, что положениями абзаца второго пункта 2 статьи 66 ЗК РФ законодатель обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно положениям Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, государственная кадастровая оценка земель - это совокупность определенных действий, последовательно сменяющих друг друга.

Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.

Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 № П/210 кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).

Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (пункт 1.3. Методических указаний).

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не вошел в состав объектов кадастровой оценки, проводимой в Челябинской области в спорный период времени. Следовательно, кадастровая стоимость этого земельного участка подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями.

Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Иного порядка определения кадастровой стоимости земель для вновь образованных земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрено.

Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 № 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

В настоящее время на территории Челябинской области применяются результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10.11.2015 № 263-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области».

Указанный документ не содержит среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 74:23:0202001, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 74:23:0202001:714.

Таким образом, определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, не представляется возможным.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу N А76-7810/2017.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы, приведенные обществом, не могут быть учтены судом первой инстанции в качестве оснований для удовлетворения требований по указанным выше мотивам.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Командирова