ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-27045/2015 от 12.03.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

      РЕШЕНИЕ

г. Челябинск                                                                 

19 марта 2018 года                                                            Дело №А76-27045/2015

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2018 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мосягина Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседанияХадеевой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании делопервоначальному исковому заявлениюУправления образования администрации Чебаркульского городского округа, ОГРН 1027401141536,  г. Чебаркуль, к обществу с ограниченной ответственностью СК «Квадрат», ОГРН 1127451001897, г. Челябинск, о взыскании 902 664 руб. 44 коп.,по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью СК «Квадрат», ОГРН 1127451001897, г. Челябинск, к Управлению образования администрации Чебаркульского городского округа, ОГРН 1027401141536, г. Чебаркуль, о взыскании 2 820 375 руб. 82 коп., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «АЭС Инвест», Администрации Чебаркульского городского округа, Финансового управления администрации Чебаркульского городского округа, Управления строительства и инфраструктуры администрации Чебаркульского городского округа, при участии в судебном заседании представителя Управления образования администрации Чебаркульского городского округа − Ахмедовой Н.ТК., паспорт, доверенность от 09.01.2018, представителей ООО СК «Квадрат» − Нигматзянова У.М., паспорт, решение №4 от 10.02.2017, Колотиловой О.В., паспорт, доверенность от 01.11.2017.

УСТАНОВИЛ:

Управление образования администрации Чебаркульского городского округа, ОГРН 1027401141536, г. Чебаркуль Челябинской области (далее – истец), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью СК «Квадрат», ОГРН 1127451001897, г. Челябинск (далее – ответчик, ООО СК «Квадрат»), о взыскании неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 0369300008414000483-0157805-05 в размере 362 309 руб. 49 коп., штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 0369300008414000483-0157805-05 и по муниципальному контракту от 18.11.2014 № 036300008414000588-0157805-01 в размере 512 137 руб. 99 коп.

Определением суда от 09.11.2015 исковое заявление Управления образования администрации Чебаркульского городского округа принято к производству (т. 1 л.д. 1 - 3).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2015 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «АЭС Инвест» (т. 3 л. д. 12 - 13).

03.02.2016 в материалы дела поступило встречное исковое заявление ООО СК «Квадрат» о взыскании с Управления образования администрации Чебаркульского городского округа задолженности за выполненные дополнительные объемы работ по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 0369300008414000483-0157805-05 в размере 2 820 375руб. 82 коп. (т. 3 л. д. 17-20).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2016 встречное исковое заявление ООО СК «Квадрат» принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском (т. 3 л.д. 171).

В судебном заседании 03.02.2016 представитель Управления образования администрации Чебаркульского городского округазаявил ходатайство об увеличении размера первоначальных требований в части неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 0369300008414000483-0157805-05 до 390 526 руб. 45 коп. (т. 3 л.д. 140-141).

Протокольным определением от 03.02.2016 арбитражный суд принял увеличение истцом размера заявленных требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (т. 3 л.д. 169-170).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2016 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Чебаркульского городского округа, Финансовое управление администрации Чебаркульского городского округа (т. 3 л.д. 172 - 173).

В судебном заседании 05.09.2017 представитель ООО СК «Квадрат» заявил ходатайство об уточнении предмета встречных требований, в котором просил взыскать солидарно с Управления образования администрации Чебаркульского городского округа, Муниципального образования Чебаркульский городской округ в лице администрации Чебаркульского городского округа сумму задолженности в размере 2 820 375 руб. 82 коп.

Протокольным определением от 05.09.2017 уточнение предмета заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 11 л. д. 192 – 193).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.09.2017 судом к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика по встречному исковому заявлению привлечено Муниципальное образование Чебаркульский городской округ в лице администрации Чебаркульского городского округа (т. 11 л.д. 194-195).

В судебном заседании 09.10.2017 представитель Управления образования администрации Чебаркульского городского округа заявил ходатайство об увеличении размера первоначальных требований в части неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 0369300008414000483-0157805-05 до 390 526 руб. 45 коп. (т. 12 л. д. 55-56).

Протокольным определением от 09.10.2017 арбитражный суд принял увеличение истцом размера заявленных требований на основании статьи 49 АПК РФ.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 02.03.2018 в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.03.2018 до 14 час. 30 мин.; в судебном заседании 07.03.2018 объявлялся перерыв до 12.03.2018 до 14 час. 40 мин.

Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.09.2006 №113).

В судебном заседании представитель Управления образования администрации Чебаркульского городского округа исковые требования поддержал в полном объеме, в удовлетворении встречных требований просил отказать по основаниям, изложенным вписьменных мотивированных отзывах на встречное исковое заявление (т. 4 л. д. 6 – 7, 30).

В судебном заседании представители ООО СК «Квадрат» поддержали встречные исковые требования в полном объеме, в удовлетворении первоначальных требований просили отказать по основаниям, изложенным в письменных мотивированных отзывах на первоначальное исковое заявление (т. 3 л. д. 165 – 167, т. 12 л. д. 71 – 74, 96 - 98).

Соответчик – Муниципальное образование Чебаркульский городской округ в лице администрации Чебаркульского городского округа, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ч. 2 ст. 123 АПК РФ.

Финансовое управление администрации Чебаркульского городского округа представило в материалы дела письменный мотивированный отзыв на исковое заявление, в котором поддержало позицию Управления образования администрации Чебаркульского городского округа и просило в удовлетворении встречных требований отказать (т. 4 л. д. 24 – 25).

ООО «АЭС Инвест» представило в материалы дела письменное мнение по настоящему делу, в котором разрешение спора между сторонами оставило на усмотрение суда (т. 12 л. д. 3).

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3 ст. 156 АПК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие соответчика – Муниципального образования Чебаркульский городской округ в лице администрации Чебаркульского городского округа, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что первоначальные требования удовлетворению не подлежат, встречные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 28.10.2014 между Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа (заказчик) и ООО СК «Квадрат»(подрядчик) заключен муниципальный контракт №0369300008414000483-0157805-05 (далее – контрактот 28.10.2014), согласно которому подрядчик обязуется выполнить подрядные работы, включающие строительно-монтажные работы по объекту: «Реконструкция детского сада № 25 со строительством пристроя», расположенного по адресу: г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, д. 26, а заказчик обязуется принять их результат и оплатить (п.1.1. контрактаот 28.10.2014) (т. 1 л.д. 9 - 18).

Согласно п. 2.1 контракта от 28.10.2014 стоимость всего объема работ составляет: 49 652 346 руб. 02 коп. Цена контракта включает в себя все расходы подрядчика, которые он несет при выполнении работ, в т. ч. накладные, транспортные расходы, стоимость материалов, уборка и вывоз строительного мусора, доставка, отгрузка, демонтаж, монтаж, командировочные расходы, страхование, затраты на уплату налогов, сборов, расходы на коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение, электро- и теплоэнергия и другие обязательные платежи.

В соответствии с п. 2.3 контракта от 28.10.2014 расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ, на основании предъявленных подрядчиком и принятой заказчиком к оплате счет-фактуры и справок формы КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ», составленной согласно акту о приемке выполненных работ в текущих ценах (форма КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»), через лицевой счет заказчика, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, в течение тридцати дней после окончания каждого этапа работ, запланированных графиком производства работ (приложение №2 к настоящему контракту). После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и оформления акта сверки взаимных расчетов заказчик в течение тридцати рабочих дней производит окончательный расчет с подрядчиком путем перечисления денежных средств с лицевого счета заказчика на расчетный счет подрядчика.

Подрядчик обязуется обеспечить качественное выполнение порученных работ в соответствии с требованиями строительных норм и правил, ГОСТ, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13 и ТУ, действующих нормативных документов РФ (п. 3.1.5 контрактаот 28.10.2014).

Подрядчик выполняет работы, предусмотренные разделом первым настоящего контракта, с 28.10.2014 по 10.06.2015, в соответствии с графиком производства работ по реконструкции д/с№25 (Приложение № 2) (п.4.1. контрактаот 28.10.2014).

В соответствии с п. 4.3 контракта от 28.10.2014 после получения от подрядчика документов, указанных в п.4.2. контракта, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ на предмет соответствия их объема и качества требованиям контракта, строительным нормам и правилам, и направляет подрядчику в течение 10 дней подписанный заказчиком один экземпляр акта приемки законченного строительством объекта, либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов работ, или мотивированный отказ от принятия результата выполненных работ с актом (перечнем) выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения.

Пунктом 4.4 контракта от 28.10.2014 предусмотрено, что в случае получения от заказчика запроса о предоставлении разъяснений касательно результатов работ, или мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ с актом (перечнем) выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения, подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней обязан представить заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении выполненных работ, или в срок, установленный в указанном акте (перечне), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить за свой счет выявленные заказчиком недостатки, произвести доработки и передать заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков (выполнении необходимых доработок). Подрядчик самостоятельно, за свой счет организует работу комиссии по повторной приемке объекта в эксплуатацию.

Согласно п. 11.5 контракта от 28.10.2014 за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке: 1 процент цены настоящего контракта.

Согласно п. 14.1 контракта он вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания и действует до 31.12.2015. в силу п. 13.2 контракта он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту в полном объеме.

В соответствии с п. 11.6 контракта от 28.10.2014 в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле, указанной в контракте.

Сторонами согласовано техническое задание и требования к выполнению подрядных работ, согласован и подписан график производства работ (т. 1 л. д. 19 - 21).

18.11.2014 между Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа (заказчик) и ООО СК «Квадрат» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №0369300008414000588-0157805-01 (далее – контракт от 18.11.2014), по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по осуществлению строительного контроля (технадзора) при проведении подрядных работ по объекту: реконструкция детского сада №25 со строительством пристроя (п.1.1 контракта от 18.11.2014) (т. 1 л.д. 22-28).

Цена контракта 156 145 руб. 21 коп. (п.2.1. контракта от 18.11.2014).

Срок оказания услуг – с момента подписания контракта до 30.06.2015 (п.3.1. контракта от 18.11.2014).

Соглашением от 30.06.2015 стороны расторгли контракт №0369300008414000588-0157805-01 от 18.11.2014 (т. 1 л.д. 29).

01.07.2015 между Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа (заказчик) и ООО СК «Квадрат» (подрядчик) заключен контракт на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении подрядные работ по объекту: «Реконструкция детского сада №25 со строительством пристроя» (далее – контракт от 01.07.2015), согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по осуществлению строительного контроля (технадзора) при проведении подрядных работ по объекту: реконструкция детского сада № 25 со строительством пристроя», в соответствии с техническим заданием (приложение №1). Место оказания услуг: 456440, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26 (п. 1.1 контракта от 01.07.2014) (т. 1 л. д. 30 – 35).

Согласно п. 1.2 контракта от 01.07.2014 исполнитель обязуется оказать услуги, указанные в п. 1.1. настоящего контракта и сдать результат заказчику, а заказчик принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

В соответствии с п. 2.1 контракта от 01.07.2014 цена настоящего контракта составляет 22 847 руб. 91 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом № 44-ФЗ.

Пунктом 2.3 контракта от 01.07.2014 предусмотрено, что оплата за оказанные услуги осуществляется в течение 30-ти дней после предъявления исполнителем акта сдачи-приемки оказанных услуг и счета на оплату.

Срок оказания услуг устанавливается с момента подписания контракта до 31.12.2015 (п. 3.1 контракта от 3.1. контракта от 01.07.2014).

В качестве подтверждения факта выполнения подрядчиком основных работ по муниципальному контракту от 28.10.2014 на сумму 49 599 271 руб. 91 коп. в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ: №1 от 28.11.2014 на сумму 262 286 руб. 00 коп., №2 от 28.11.2014 на сумму 1 111 865 руб 00 коп., №3 от 28.11.2014 на сумму 341 716 руб. 00 коп.,№4 от 28.11.2014 на сумму 32 147 руб. 00 коп., №5 от 28.11.2014 на сумму 14 608 руб. 00 коп.,№6 от 28.11.2014 на сумму 9 564 руб. 00 коп., №7 от 28.11.2014 на сумму 8 064 руб. 00 коп.,№8 от 16.12.2014 на сумму 4 995 056 руб. 00 коп., №9 от 26.01.2015 на сумму 2 147 210 руб. 00 коп.,№10 от 26.01.2015 на сумму 173 950 руб. 00 коп., №11 от 26.01.2015 на сумму 613 415 руб. 00 коп., №12 от 25.02.2015 на сумму 394 312 руб. 00 коп., №13 от 25.02.2015 на сумму 244 руб. 00 коп., №14 от 25.02.2015 на сумму 34 773 руб. 33 коп., №15 от 25.02.2015 на сумму 30 205 руб. 00 коп., №16 от 25.02.2015 на сумму 3 540 466 руб. 00 коп., №17 от 25.03.2015 на сумму 5 004 927 руб. 00 коп., №18 от 15.04.2015 на сумму 368 219 руб. 00 коп., №19 от 15.04.2015 на сумму 817 949 руб. 00 коп., №20 от 15.04.2015 на сумму 480 284 руб. 00 коп., №21 от 15.04.2015 на сумму 779 935 руб. 00 коп., №22 от 22.04.2015 на сумму 1 882 191 руб. 00 коп., №23 от 22.04.2015 на сумму 235 871 руб. 00 коп., №24 от 30.04.2015 на сумму 3 443 712 руб. 00 коп., №25 от 30.04.2015 на сумму 664 042 руб. 00 коп., №26 от 05.06.2015 на сумму 1 449 713 руб. 00 коп., №27 от 05.06.2015 на сумму 710 423 руб. 00 коп., №28 от 05.06.2015 на сумму 249 989 руб. 00 коп., №29 от 10.06.2015 на сумму 853 860 руб. 00 коп., №30 от 10.06.2015 на сумму 2 405 514 руб. 00 коп., №31 от 10.06.2015 на сумму 320 402 руб. 00 коп., №32 от 10.06.2015 на сумму 219 560 руб. 00 коп., №33 от 10.06.2015 на сумму 243 218 руб. 00 коп., №34 от 10.06.2015 на сумму 47 465 руб. 00 коп., №35 от 10.06.2015 на сумму 156 466 руб. 00 коп., №36 от 10.06.2015 на сумму 103 646 руб. 00 коп., №37 от 10.06.2015 на сумму 129 989 руб. 00 коп., №38 от 10.06.2015 на сумму 3 971 807 руб. 00 коп., №39 от 10.06.2015 на сумму 1 175 916 руб. 00 коп., №40 от 10.06.2015 на сумму 1 796 345 руб. 00 коп., №41 от 10.06.2015 на сумму 1 165 687 руб. 00 коп., №42  от 24.07.2015 на сумму 4 027 433 руб. 00  коп., №43 от 24.07.2015 на сумму 417 703 руб. 00 коп., №44 от 24.07.2015 на сумму 321 531 руб. 00 коп., №45 от 24.07.2015 на сумму 215 658 руб. 00 коп., №46 от 24.07.2015 на сумму 177 294 руб. 00 коп., №47 от 24.07.2015 на сумму 215 527 руб. 00 коп., №48 от 24.07.2015 на сумму 624 854 руб. 00 коп., №49 от 29.10.2015 на сумму 61 726 руб. 98 коп., №50 от 29.10.2015 на сумму 16 830 руб. 34 коп., №51 от 29.10.2015 на сумму 61 843 руб. 80 коп., №52 от 29.10.2015 на сумму 64 181 руб. 38 коп., №53 от 29.10.2015 на сумму 44 259 руб. 44 коп., №54 от 29.10.2015 на сумму 250 901 руб. 04 коп., №55 от 29.10.2015 на сумму 712 527 руб. 66 коп. (т. 1 л. д. 58-188, т. 2 л.д. 1-85, т. 3 л. д. 143 - 161). Акты подписаны сторонами без замечаний по объему и качеству выполненных подрядчиком работ.

В качестве подтверждения факта оплаты выполненных подрядчиком основных работ по контракту от 28.10.2014 в материалы дела представлены платежные поручения: №37540 от 17.12.2014 на сумму 1 780 250 руб. 00 коп., №38667 от 25.12.2014 на сумму 4 995 056 руб. 00 коп., №9800 от 09.04.2015 на сумму 2 934 575 руб. 00  коп., №9801 от 09.04.2015 на сумму 4 000 000 руб. 33 коп., №9802 от 09.04.2015 на сумму 5 004 927 руб. 00 коп., №13570 от 12.05.2015 на сумму 2 446 387 руб. 00 коп., №151958 от 26.05.2015 на сумму 2 118 062 руб. 00 коп., №16007 от 02.06.2015 на сумму 4 107 754 руб. 00 коп., №19139 от 25.06.2015 на сумму 1 449 758 руб. 00 коп., №19736 от 02.07.2015 на сумму 960 367 руб. 00 коп., №20681 от 09.07.2015 на сумму 4 246 485 руб. 00 коп., №22349 от 20.07.2015 на сумму 7 383 023 руб. 00 коп., №22530 от 22.07.2015 на сумму 960 367 руб. 00 коп., №235989 от 30.07.2015 на сумму 6 000 000 руб. 00 коп. (т. 2 л. д. 86 - 99).

Управление образования администрации Чебаркульского городского округа указывает на то, что в установленные в п.4.1. контракта от 28.10.2014 сроки ООО СК «Квадрат» работы в полном объеме не исполнил, в связи с чем заказчик начислил пени за нарушение сроков выполнения работ.

18.06.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» письмо №533, в котором сообщило, что с 11.06.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа производит расчет пени по день фактического исполнения обязательств (т. 1 л. д. 56 - 57).

30.06.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №554 с требованием перечислить сумму штрафа в размере 15 614 руб. 53 коп. (т. 1 л. д. 55).

06.07.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №707 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 30.06.2015 в размере 119 878 руб. 02 коп. (т. 1 л. д. 53 - 54).

17.07.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №707 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 17.07.2015 в размере 221 592 руб. 70 коп. (т. 1 л. д. 51 - 52).

28.08.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №724 с требованием перечислить сумму штрафа в размере 496 523 руб. 46 коп. (т. 1 л. д. 45).

28.08.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №707 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 21.08.2015 в размере 288 160 руб. 88 коп. (т. 1 л. д. 48 – 50).

28.08.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №725 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 28.08.2015 в размере 325 741 руб. 32 коп. (т. 1 л. д. 46 – 47).

07.09.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №773 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 04.09.2015 в размере 333 080 руб. 26 коп. (т. 1 л. д. 43 – 44).

15.09.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №806 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 14.09.2015 в размере 343 456 руб. 00 коп. в течение двадцати дней с момента получения настоящей претензии (т. 1 л. д. 40 – 42).

02.10.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №867 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 02.10.2015 в размере 362 309 руб. 49 коп. в течение двадцати дней с момента получения настоящей претензии (т. 1 л. д. 38 - 39).

26.10.2015 Управление образования администрации Чебаркульского городского округа направило в адрес ООО СК «Квадрат» претензию №949 с требованием перечислить начисленную неустойки за период с 11.06.2015 по 26.10.2015 в размере 476 063 руб. 08 коп. в течение двадцати дней с момента получения настоящей претензии (т. 1 л. д. 36 – 37).

Кроме того, Управление образования администрации Чебаркульского городского округа начислило ООО СК «Квадрат» по муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 штраф в размере 496 523 руб. 46 коп., ссылаясь на то, что подрядчик при выполнении работ допустил ряд нарушений строительных норм и противопожарных правил.

Управление образования администрации Чебаркульского городского округа также заявило требование о взыскании штрафа в размере 15 614 руб. 53 коп. в связи с неисполнением в полном объеме обязательств по муниципальному контракту №0369300008414000588-0157805-01 от 18.11.2014.

В свою очередь, ООО СК «Квадрат» полагая, что Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа не произведена оплата выполненных подрядчиком дополнительных работ в рамках муниципального контракта №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014, обратилось в суд со встречным иском.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии и со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтов объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ лицо исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 6 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно статье 330 ГК РФ лицо неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с п. 11.6 контракта от 28.10.2014 в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле, указанной в контракте.

Расчет неустойки, представленный Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа, судом проверен, является неправильным.

Управление образования администрации Чебаркульского городского округа представило составной расчет неустойки (том 12, л.д. 57-65)

Проанализировав представленный расчет, суд приходит к выводу о том, что истец по первоначальному иску необоснованно в нескольких составах расчета начисляет неустойку несколько раз за один и тот же период с 11.06.2015 по 17.06.2015. Указанный период у истца содержится во всех составляющих расчета.

ООО СК «Квадрат» в доводах возражений указало на то, что при выполнении работ обнаружилась необходимость переноса кабельной линии, которая проходила на месте проведения работ. В связи с чем,  подрядчик обратился в Управление образования администрации Чебаркульского городского округа 10.11.2014 с уведомлением, в котором указал на то, что подрядчик с 12.11.2014 приостанавливает строительные работы по контракту, в связи с отсутствием разрешения на вынос кабельной линии (кабельная линия проходит по участку ведения строительных работ). Работы будут возобновлены с момента получения разрешения на вынос кабельной линии и срок сдачи объекта продлевается на время приостановки работ по вине заказчика.

Судом установлено, что 18.12.2014 между ООО «АЭС Инвест» (собственник) и Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа (застройщик) заключено соглашение о выносе кабельных линий КЛ-0,4 кВ от ТП-39 до ВРУ-0,4 кВ жилого многоквартирного дома с земельного участка, необходимого для реконструкции детского сада со строительным пристроем по адресу: г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, д. 26 (далее – соглашение), в соответствии с п. 1.1 которого в связи с инициированием застройщиком процесса освобождения земельного участка по адресу: г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, д. 26, от принадлежащих собственнику сетей электроснабжения для строительства пристроя детского сада №25, застройщик обязуется осуществить реконструкцию сетей электроснабжения (кабельной линии КЛ-0,4 кВ от ТП-39 до ВРУ-0,4 кВ жилого многоквартирного дома №24А по ул. 9 Мая), путем строительства сетей электроснабжения в обход зоны застройки в срок не позднее 01.02.2015 (т. 3 л. д. 4 – 7).

Согласно п. 2.1.4 указанного соглашения застройщик обязуется получить исходно-разрешительную документацию от лица ООО «АЭС Инвест» на проведение реконструкции кабельной линии в Администрации г. Чебаркуля: ордер на земляные работы в срок до 01.12.2014; акт выбора земельного участка (части земельного участка из земель КН 74:38:0124001:2, 74:38:012401:750) для размещения (переноса) кабельной линии в срок не позднее 31.12.2014; разрешение на ввод в эксплуатацию реконструируемой КЛ-0,4кВ от ТП-39 до ВРУ-0,4 кВ жилого многоквартирного дома №24А по ул. 9 Мая в срок до 01.07.2015.

ООО СК «Квадрат» в ответ на письмо заказчика от 13.03.2015 №761 по вопросу отставания от графика работ сообщило, что отставание от графика произошло по вине заказчика, так как согласование проекта по выносу кабельной линии от ТП 39 за пределы строительной площадки было получено во второй половине января 2015 года, в результате чего все строительные работы центральной части пристроя начаты с опозданием в 2,5 месяца (т. 12 л. д. 88).

На основании пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В силу пункта 2 указанной нормы подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

В силу пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Суд приходит к выводу о том, что в период с 11.06.2015 по 24.07.2015 подрядчик допустил задержку по срокам выполнения работ по вине заказчика, в связи с чем не должен нести ответственность в виде неустойки.

Суд также отмечает, что ООО СК «Квадрат» не представило доказательств, подтверждающих наличие препятствий к выполнению работ по контракту от 28.10.2014, после 24.07.2015.

Судом установлено, что подрядчик завершающие работы после 24.07.2015 выполнил 29.10.2015.

Однако ООО СК «Квадрат» не представило доказательств, подтверждающих наличие препятствий для выполнения работ по контракту от 28.10.2014, после 24.07.2015.

Следовательно, оснований для освобождения подрядчика от ответственности за нарушение сроков выполнения работ за период с 25.07.2015 по 29.10.2015 суд не усматривает.

Пунктом 6.1 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ (действующего в спорный период) предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», действовавшего в период исполнения сторонами муниципального контракта.

В данном постановлении (подпункт «а» пункта 3) среди прочего указано на то, что отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленной суммы неустойки (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке.

Если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Данная норма является императивной и, исходя из ее буквального толкования, устанавливает обязательство заказчика произвести списание сумм неустоек (штрафов, пеней) при наличии предусмотренных Постановлениями оснований.

В рассматриваемом случае размер неустойки, начисленной истцом – 390 526 руб. 45 коп., не превышает 5 % цены контракта.

Учитывая изложенное, в данном случае имеются условия предусмотренные Постановлением №196 для списания неустойки: завершение в полном объеме в 2015 году исполнения подрядчиком обязательств и сумма неустойки составляет менее 5% от цены контракта.

Списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» спорная неустойка подлежит списанию, а требования истца по первоначальному иску не подлежат в указанной части удовлетворению.

В обоснование требования о взыскании штрафа по муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 в размере 496 523 руб. 46 коп. Управление образования администрации Чебаркульского городского округа указало на то, что 12.08.2015 в ходе проверки, проведенной Управлением регионального государственного строительного надзора Челябинской области, выявлен ряд нарушений строительных норм и противопожарных правил (т. 12 л. д. 117-119).

Согласно п. 11.5 контракта от 28.10.2014 за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке: 1 процент цены настоящего контракта.

ООО СК «Квадрат» указало на то, что замечания, выставленные по итогам плановой проверки, устранены подрядчиком по ходу строительства в установленный месячный срок, что подтверждается представленным в материалы дела актом об устранении замечаний №2 от 20.08.2015 (т. 12 л. д. 75 – 77). Акт подписан сторонами без замечаний.

В соответствии с п. 4.3 контракта от 28.10.2014 после получения от подрядчика документов, указанных в п.4.2. контракта, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ на предмет соответствия их объема и качества требованиям контракта, строительным нормам и правилам, и направляет подрядчику в течение 10 дней подписанный заказчиком один экземпляр акта приемки законченного строительством объекта, либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов работ, или мотивированный отказ от принятия результата выполненных работ с актом (перечнем) выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения.

Пунктом 4.4 контракта от 28.10.2014 предусмотрено, что в случае получения от заказчика запроса о предоставлении разъяснений касательно результатов работ, или мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ с актом (перечнем) выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения, подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней обязан представить заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении выполненных работ, или в срок, установленный в указанном акте (перечне), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить за свой счет выявленные заказчиком недостатки, произвести доработки и передать заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков (выполнении необходимых доработок).

В судебных заседаниях Управление образования администрации Чебаркульского городского округа подтвердило факт устранения замечаний подрядчиком, выявленных 12.08.2015.

Учитывая, что выявленные недостатки выполненных работ устранены подрядчиком в рабочем режиме, как это и предусмотрено п. 4.4 контракта от 28.10.2014, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что работы подрядчиком выполнены некачественно. Следовательно, основания для начисления, предусмотренные п. 11.5 контракта от 28.10.2014, отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что первоначальные требования в указанной  части удовлетворению не подлежат.

В обоснование требования о взыскании штрафа по муниципальному контракту №0369300008414000588-0157805-01 от 18.11.2014 в размере 15 614 руб. 53 коп. Управление образования администрации Чебаркульского городского округа указало на то, что ООО СК «Квадрат» не исполнило обязательства по контракту в полном объеме.

В соответствии с п. 7.5 контракта от 18.11.2015 за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке: 10 процентов от цены настоящего контракта.

Судом установлено, что цена контракта от 18.11.2014 составляет 156 145 руб. 21 коп. Срок оказания услуг – с момента подписания контракта до 30.06.2015 (п.3.1. контракта от 18.11.2014).

Соглашением от 30.06.2015 стороны расторгли контракт №0369300008414000588-0157805-01 от 18.11.2014, в соответствии с котором договор не исполнен на сумму 22 847 руб. 91 коп. (т. 1 л. д. 29).

01.07.2015 между Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа (заказчик) и ООО СК «Квадрат» (подрядчик) заключен контракт на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении подрядные работ по объекту: «Реконструкция детского сада №25 со строительством пристроя» (далее – контракт от 01.07.2015), согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по осуществлению строительного контроля (технадзора) при проведении подрядных работ по объекту: реконструкция детского сада № 25 со строительством пристроя», в соответствии с техническим заданием (приложение №1). Место оказания услуг: 456440, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26 (п. 1.1 контракта от 01.07.2014) (т. 1 л. д. 30 – 35).

Согласно п. 1.2 контракта от 01.07.2014 исполнитель обязуется оказать услуги, указанные в п. 1.1. настоящего контракта и сдать результат заказчику, а заказчик принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

В соответствии с п. 2.1 контракта от 01.07.2014 цена настоящего контракта составляет 22 847 руб. 91 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом № 44-ФЗ.

Пунктом 2.3 контракта от 01.07.2014 предусмотрено, что оплата за оказанные услуги осуществляется в течение 30-ти дней после предъявления исполнителем акта сдачи-приемки оказанных услуг и счета на оплату.

Срок оказания услуг устанавливается с момента подписания контракта до 31.12.2015 (п. 3.1 контракта от 3.1. контракта от 01.07.2014).

При рассмотрении настоящего дела стороны пояснили, что по муниципальному контракту №0369300008414000588-0157805-01 от 18.11.2014 срок оказания услуг - 30.06.2015 напрямую зависел от срока по основному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014.

Суд также отмечает, что в самом контракте предусмотрены разные сроки: срок выполнения работ – 30.06.2015, срок действия контракта – 30.12.2015.

Поскольку 01.07.2015 срок для оказания услуг по техническому надзору истек, а работы на спорном объекте продолжались, стороны пришли к соглашению о расторжении контракта и заключении нового, на оставшуюся сумму с учетом продолжения выполнения работ по реконструкции объекта.

Суд не усматривает допущенных нарушений со стороны ООО СК «Квадрат» при исполнении контракта от 18.11.2014. Следовательно, основания для начисления, предусмотренные п. 7.5 контракта от 18.11.2014, отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что первоначальные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

В свою очередь, ООО СК «Квадрат» полагая, что Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа не произведена оплата выполненных подрядчиком дополнительных работ в рамках муниципального контракта №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014, обратилось в суд со встречным иском о взыскании стоимости дополнительных работ в размере 2 820 375 руб. 82 коп.

Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

В силу пункта 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

ООО СК «Квадрат» указывает на то, что 02.06.2015 проведено совещание по объекту «Реконструкция здания детского сада №25 со строительством пристроя». На данном совещании присутствовали представители Администрации города Чебаркуль, заказчика, технического надзора заказчика, подрядчика.

Согласно протоколу совещания утверждено, что для завершения работ и ввода данного объекта в эксплуатацию необходимо выполнить дополнительные объемы работ, которые были предусмотрены Контрактом, но не были заложены в сметной документации, а именно: работы по демонтажу вентканалов и теплового узла в существующем здании, работы по молниезащите здания, земляные работы по разработке траншеи под фундамент здания, работы по оштукатуриванию цоколя, отделки оконных и дверных откосов, устройство проезда на территории ДС №25, работы по автоматизации приточных систем, работы по установке зонтов на вытяжные вентиляционные шахты, устройство пожарного проезда (т. 3 л. д. 34-35).

29.05.2015, согласно акту обследования №3-15, комиссией в составе представителей Администрации города Чебаркуль, заказчика, технического надзора заказчика, подрядчика, принято решение, что для завершения работ по реконструкции детского сада №25 и ввода объекта в эксплуатацию необходимо выполнить дополнительные работы, оплату которых произвести за счет лимита 10% предусмотренных муниципальным контрактом (т. 3 л. д. 36).

ООО СК «Квадрат» указывает на то, что дополнительно выполнило работы на объекте: «Реконструкция здания детского сада №25 со строительством пристроя» на общую сумму 2 820 375 руб. 82 коп., а именно: демонтажные работы вентиляционных каналов и теплового узла на сумму 46 594 руб. 66 коп.; работы по устройству проезда на сумму 490 649 руб. 90 коп.; земляные работы засыпка грунта на сумму 695 705 руб. 58 коп.; общестроительные работы (не учтенные в ПСД) на сумму 965 228 руб. 20 коп.; установка зонтов над вентиляционными шахтами на сумму 523 360 руб. 68 коп.; дополнительные работы по молниезащите на сумму 98 836 руб. 80 коп.

В качестве подтверждения факта выполнения дополнительных работ по муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 на общую сумму 2 820 375 руб. 82 коп. ООО СК «Квадрат» представило в материалы дела акты о приемке выполненных работ: №6 от 09.11.2015 на сумму 98 836 руб. 80 коп., №5 от 09.11.2015 на сумму 523 360 руб. 68 коп., №4 от 09.11.2015 на сумму 965 228 руб. 20 коп., №3 от 09.11.2015 на сумму 695 705 руб. 58 коп., №2 от 09.11.2015 на сумму 490 649 руб. 90 коп.,№1 от 09.11.2015 на сумму 46 594 руб. 66 коп., справку о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 09.11.2015 на сумму 2 820 375 руб. 82 коп. (т. 3 л. д. 45 – 68).

Согласно подписанному акту приемки-сдачи выполненных работ от 30.10.2015, выполненные подрядчиком дополнительные объемы работ выполнены в полном объеме. Претензий к качеству и количеству со стороны Управления образования администрации Чебаркульского городского округа нет (т. 3 л. д. 38 – 43).

ООО СК «Квадрат» указывает на то, что претензий к качеству и количеству со стороны заказчика не поступало, о проведении дополнительных объемов работ муниципальный заказчик знал.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 12 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017,.в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.

В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Назначение экспертизы (статья 82 АПК РФ) относится к праву арбитражного суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.

В связи с наличием спора между сторонами о необходимости выполнения дополнительных работ и их фактическом объеме работ, по ходатайству сторон определением суда от 11.08.2016 (т. 4 л. д. 74 - 77) назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Техническая экспертиза и оценка» Майоровой Анне Петровне, Котлубаевой Юлии Раулевне.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1. Могли ли быть выполнены работы по муниципальному контракту без выполнения дополнительных работ?

2 Предусмотрены ли выполненные дополнительные работы проектно-сметной документацией к муниципальному контракту?

3. Определить объем и сметную стоимость выполненных дополнительных работ с учетом коэффициентов, предусмотренных муниципальным контрактом?

23.03.2017 в Арбитражный суд Челябинской области от общества с ограниченной ответственностью «Техническая экспертиза и оценка» поступило заключение эксперта №2-1190-16 от 22.03.2017 (т. 11 л. д. 3 - 47).

В экспертном заключении №2-1190-16 от 22.03.2017 экспертами сделаны следующие выводы.

По первому вопросу экспертами сделаны выводы о том, что работы по муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 на выполнение подрядных работ по объекту: «Реконструкция детского сада №25 со строительством пристроя», расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26, не могли быть выполнены без выполнения дополнительных работ: работ по демонтажу вентканалов в существующем здании, работ по молниезащите здания, по разработке траншеи под фундамент здания и обратная засыпка до отм. - 0.190 мм, работ по оштукатуриванию цоколя, работ по отделке оконных и дверных откосов, по устройству проезда на территории ДС №25, работ по установке зонтов на вытяжные вентиляционные шахты.

Работы по муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 на выполнение подрядных работ по объекту: «Реконструкция детского сада №25 со строительством пристроя», расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26 могли быть выполнены без выполнения дополнительных работ: работ по демонтажу теплового узла в существующем здании.

По второму вопросу экспертами сделаны выводы о том, что работы по демонтажу вентканалов в существующем здании, работы по молниезащите здания, земляные работы по разработке траншеи под фундамент здания и обратная засыпка до отм. - 0.190 мм, работы по оштукатуриванию цоколя, отделка оконных и дверных откосов, устройство проезда на территории ДС №25, работы по установке зонтов на вытяжные вентиляционные шахты, работы по устройству пожарного проезда с северо-западной стороны от ворот детского сада №25 до жилого дома №25 не предусмотрены проектно-сметной документацией к муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 на выполнение подрядных работ по объекту: «Реконструкция детского сада № 25 со строительством пристроя».

Работы по автоматизации приточных систем вентиляции предусмотрены проектно-сметной документацией к муниципальному контракту №0369300008414000483-0157805-05 от 28.10.2014 на выполнение подрядных работ по объекту: «Реконструкция детского сада № 25 со строительством при-Ф строя».

По третьему вопросу экспертами сделаны выводы о том, что объем выполненных дополнительных работ определен в таблице №3. Сметная стоимость выполненных дополнительных работ с учетом коэффициентов, предусмотренных муниципальным контрактом, составляет: 2 364 197 руб. 00 коп.

Лица, участвующие в деле, возражений по экспертному заключению не представили.

Суд отмечает, что имеющееся в деле экспертное заключение содержит однозначные выводы по поставленному вопросу, их обоснование. Наличие противоречий в выводах эксперта судом не установлено. Экспертное заключение дано квалифицированным экспертом, обладающим необходимыми специальными познаниями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Кроме того, суд отмечает, что в рассматриваемой ситуации, необходимость проведения дополнительных работ была обусловлена действиями заказчика, в связи с неучтением соответствующих необходимых работ в муниципальном контракте; более того, инициатива на проведение дополнительных работ исходила в данном случае, от заказчика.

При изложенных обстоятельствах мотивы отказа от подписания односторонних актов суд считает необоснованными, в связи с чем в силу положений п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонние акты признает действительными.

Учитывая изложенное, на стороне ответчика в силу статей 309, 310, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации возникла обязанность по оплате выполненных дополнительных работ.

В силу п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Поскольку дополнительные работы не являлись самостоятельными работами и выполнялись в рамках муниципального контракта, следовательно, оплата дополнительных работ должна производиться в соответствии с условиями муниципального контракта в том же порядке, как и оплата основных работ.

При этом суд отмечает, что согласно выводам экспертов, только часть дополнительных работ необходима для завершения реконструкции детского сада №25 со строительством пристроя. Но, учитывая, что все дополнительные работы выполнены подрядчиком в пределах 10% от цены контракта, суд полагает, что все дополнительные работы подлежат оплате заказчиком. Заказчик пользуется результатом дополнительных работ.

Согласно заключению эксперта, его пояснениям в судебных заседаниях, оплата дополнительных работ подлежит в сумме 2 364 197 руб. 00 коп.

Таким образом, встречные требования ООО СК «Квадрат» подлежат частичному удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Устава Управление образования администрации Чебаркульского городского округа является муниципальным казенным учреждением (том 12, л.д. 23-35).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ, статьи 399 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества, основанием для привлечения собственника учреждения к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником денежного обязательства. Ответственность собственника имущества является дополнительной к ответственности должника.

Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №21 в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, в данном случае Муниципальное образование Чебаркульский городской округ.

В связи с чем требования о привлечении Муниципального образования Чебаркульский городской округ в лице администрации Чебаркульского городского округа к субсидиарной ответственности по задолженности учреждения соответствуют положениям статьи 399 ГК РФ и  являются правомерными.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что первоначальные исковые требования удовлетворению не подлежат, встречные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 2 364 197 руб. 00 коп.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Судом установлено, что ООО СК «Квадрат» платежными поручениями №165 от 17.08.2016оплатило производство экспертизы обществом с ограниченной ответственностью «Техническая экспертиза и оценка» в сумме 90 000 руб. (т.4 л. д. 79).

Поскольку суд при вынесении решения принял в качестве доказательства заключение экспертов ООО «Техническая экспертиза и оценка»Майоровой А.П., Котлубаевой Ю.Р., а экспертиза проводилась по инициативе ООО СК «Квадрат», следовательно, судебные расходы ООО СК «Квадрат» по оплате экспертизы подлежат взысканию сУправления образования администрации Чебаркульского городского округа в пользу ООО СК «Квадрат» в размере 33 530 руб. 24 коп., т.е. пропорционально размеру удовлетворенных требований.

При цене первоначального иска 902 664 руб. 44 коп., подлежит  уплате государственная пошлина в размере 21 053 руб. 00 коп.

Управление образования администрации Чебаркульского городского округа в силу пп.1.1 п.1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Поскольку в удовлетворении первоначальных исковых требований судом отказано, а истец по первоначальному иску освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина распределению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.

При цене встречного иска 2 820 375 руб. 82 коп., подлежит уплате государственная пошлина в размере 37 102 руб. 00 коп.

При обращении истца с настоящим встречным иском им была уплачена государственная пошлина в сумме 37 102 руб., что подтверждается платежным поручением №34 от 29.01.2016 (т. 3 л. д. 21).

Следовательно, исходя из размера встречных удовлетворенных требований, на ответчика по встречному иску относятся расходы по уплате государственной пошлины в размере 31 100 руб. 98 коп.

Соответственно, государственная пошлина в размере 6 001 руб. 02 коп. относится на истца по встречному иску и возмещению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

По первоначальному иску:

В удовлетворении исковых требований отказать.

По встречному иску:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью СК «Квадрат» удовлетворить частично.

Взыскать с Управления образования администрации Чебаркульского городского округа, ОГРН 1027401141536, г. Чебаркуль, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования «Чебаркульский городской округ» в лице администрации Чебаркульского городского округа основной долг в размере 2 364 197 руб. 00 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 31 100 руб. 98 коп., расходы по оплате экспертизы в размере 33 530 руб. 24 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                           Е.А. Мосягина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru