ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-12795/18 от 10.02.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-12795/2018

17 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  10 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 17 февраля 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Сталичновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочергиной М.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации муниципального района "Шилкинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>) (ответчик 1),

к обществу с ограниченной ответственностью "Горемнак" (ОГРН <***>, ИНН <***>) (ответчик 2),

об истребовании из незаконного владения администрации муниципального района "Шилкинский район" в пользу Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 172003 кв.м, кадастровый номер 75:24:500301:521, в граница приведенных координат,

земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 69853 кв.м, кадастровый номер 75:24:500301:559, в граница приведенных координат,

о признании отсутствующим права собственности администрации муниципального района "Шилкинский район" на земельные участки с кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559,

об исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости, координаты границ земельных участков с кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559 в связи с тем, что в границы данных участков входят участки земель лесного фонда, расположенные на частях выделов 3, 8, 11 квартала 60, выдела 3 квартала 61 Шилкинского участкового лесничества Шилкинского лесничества Забайкальского края (лесной фонд бывшего колхоза "Победа"),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,

Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) (1),

межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) (2),

управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) (3), Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (4), федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (ОГРН <***>, ИНН<***>) (5),

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель не явился, извещен;

от ответчика 1 – ФИО1, представителя по доверенности от 04.10.2021;

от ответчика 2 – представитель не явился, извещен;

от третьих лиц - представители не явились, извещены.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального района "Шилкинский район" (далее - ответчик 1)

1)об истребовании из незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу; Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 172003 кв. м, кадастровый номер 75:24:500301:521,

2)земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 69853 кв.м, кадастровый номер 75:24:500301:559,

3)о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, указав на отнесение земельных участков  к землям лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Горемнак", Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - третье лицо 1), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (далее – третье лицо 2), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - третье лицо 3), Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – третье лицо 4), федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее - третье лицо 5).

По ходатайству истца общество с ограниченной ответственностью "Горемнак" исключено из состава третьих лиц, привлечено к участию в деле в качестве соответчика (далее - ответчик 2).

В ходе рассмотрения дела произведена замена Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (третьего лица 2) его правопреемником Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

При поступлении в арбитражный суд иск распределен судье Шеретеко Н.Ю.

Определением от 10.01.2019 председателем второго судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений, Арбитражного суда Забайкальского края произведена замена состава суда в связи с прекращением полномочий судьи Шеретеко Н.Ю. Дело передано в отдел делопроизводства Арбитражного суда Забайкальского края для формирования нового состава суда посредством автоматизированной информационной системы распределения дел.

Заявление распределено судье Сталичновой М.В., принято к рассмотрению 11.01.2019.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокольным определением от 09.07.2019 судом к рассмотрению приняты уточненные требования, истец просит: 1) истребовать из незаконного владения администрации муниципального района "Шилкинский район" в пользу Российской Федерации земельный участок, расположенный по адресу; Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 172003 кв.м, кадастровый номер 75:24:500301:521, входящий в состав земельного участка лесного фонда Шилкинского участкового лесничества Шилкинского лесничества Забайкальского края (лесной фонд бывшего колхоза "Победа") в части выделов 8,11 в квартале 60,  выдела 3  квартала 61,  имеющего следующий каталог координат:

№ точки

X

Y

16

639076.86

3281698.07

Контур 1

17

638963.51

3281715.81

1

638204.84

3281796.96

18

638834.37

3281757.83

2

638126.04

3281833.96

19

638661.15

3281818.48

3

638056.00

3281824.76

20

638504.15

3281871.35

4

638048.72

3281787.82

21

638354.48

3281848.78

5

638075.60

3281791.29

22

638363.81

3281802.65

1

638204.84

3281796.96

23

638488.70

3281821.30

Контур 2

24

638575.03

3281802.45

6

639890.42

3281513.59

25

638652.64

3281755.91

7

639882.26

3281535.93

26

639098.81

3281605.10

8

639939.11

3281562.48

27

639240.91

3281557.07

9

639940.74

3281564.11

28

639431.38

3281501.54

10

639912.71

3281577.31

29

639531.60

3281501.36

11

639824.79

3281580.60

30

639643.73

3281481.81

12

639798.83

3281618.91

31

639720.04

3281439.37

13

639650.31

3281638.53

32

639797.04

3281419.83

14

639534.79

3281662.76

33

639829.49

3281452.42

15

639298.63

3281696.66

6

639S90.42

3281513.59

2) истребовать из незаконного владения администрации муниципального района "Шилкинский район" в пользу Российской Федерации земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 69853 кв.м., кадастровый номер 75:24:500301:559, входящий в состав земельного участка лесного фонда Шилкинского участкового лесничества Шилкинского лесничества Забайкальского края (лесной фонд бывшего колхоза "Победа") в части выделов 3,8 в квартале 60, выдела 3 квартала 61, имеющего следующий каталог:

№ точки

X

Y

11

640016.52

3281254.03

Контур 1

12

640001.49

3281261.96

1

640541.52

3280891.26

13

639863.00

3281409.87

2

640613.43

3281022.95

14

639832.43

32814 16.56

3

640500.39

3281015.62

15

639806.30

3281429.13

4

640378.75

3281118.00

16

639842.59

3281465.56

5

640343.38

3281 1 11.61

17

639890.42

3281513.59

6

640330.45

3281067.92

18

639892.08

3281509.05

7

640331.95

3281063.84

19

639969.27

3281498.72

1

640541.52

3280891.26

20

640018.88

3281467.09

Контур 2

21

640106.84

3281464.71

8

640123.73

3281309.02

22

640154.28

3281396.46

9

640059.90

3281334.78

23

640158.76

3281344.94

10

640021.57

3281306.46

8

640123.73

3281309.02

4)исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости, координаты границ земельных участков с кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559 в связи с тем, что в границы данных участков входят участки земель лесного фонда, расположенные на частях выделов 3, 8, 11 квартала 60, выдела 3 квартала 61 Шилкинского участкового лесничества Шилкинского лесничества Забайкальского края (лесной фонд бывшего колхоза "Победа").

Протокольным определением от 09.03.2021 к рассмотрению судом приняты уточненные исковые требования, истец просил признать право ответчика на спорные участки отсутствующим.

В ходе рассмотрения дела ответчики 1, 2 возражали против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо 4 в пояснениях указало на правомерное изменение категории земель участка с кадастровым номером 75:24:500301:559, считает требования истца необоснованными.

Третьи лица 1 и 2 в ходе судебного разбирательства поддерживали требования истца.

В судебном заседании ответчик 1 иск не признал, поддержал заявление  пропуске срока исковой давности по требованиям об участке с кадастровым номером 75:24:500301:521.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили, извещены.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, исследовав письменные доказательства, суд установил:

Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится  земельный участок лесного фонда, площадью 4776 га, расположенный в <...> Шилкинского лесничества, муниципального района "Шилкинский" Забайкальского края с кадастровым номером 75:24:000000:515 (л.д.92, 93 т.1).

На основании заключений ФГБУ "Рослесинфорг"№№4 и 5, переданных истцу  19.07.2018, при осуществлении графического наложения материалов лесоустройства выявлено пересечение земельных участков с кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559 с землями лесного фонда, в связи с тем, что в границы данных участков входят участки земель лесного фонда, расположенные на частях выделов 3, 8, 11 квартала 60, выдела 3 квартала 61 Шилкинского участкового лесничества Шилкинского лесничества Забайкальского края (лесной фонд бывшего колхоза "Победа"). Площадь пересечения 172003 кв.м и 69853 кв.м кв. м, соответственно (лл.д. 48-50 т.1).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском об истребовании спорных земельных участков и об исключении сведений о них из ЕГРН, признании права ответчика 1 на спорные участки отсутствующим.

В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с этим Кодексом и федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, при этом одной из категорий земель являются земли лесного фонда.

В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, истец указывал на то, что, согласно имеющейся лесоустроительной документации земельные участки с  кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559 частично, в объеме двух контуров каждый, пересекаются с участком земель лесного фонда с кадастровым номером 75:24:000000:515, площадью 4776 га, расположенным в <...> Шилкинского лесничества, муниципального района "Шилкинский" Забайкальского края, в связи с чем относятся к федеральной собственности и не могут быть муниципальной собственностью ответчика 1.

При этом в обоснование своих требований истец сослался на представленные им в материалы дела свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью, информацию из государственного лесного реестра в отношении спорного лесного участка, таксационные описания и карту-схему Шилкинского лесничества, муниципального района "Шилкинский" Забайкальского края, а также на заключения ФГБУ "Рослесинфорг" №№4,5.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно разъяснению пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее – постановление №10/22 от 29.04.2010) иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Неуправомоченное собственником лицо, совершая действия в отношении не принадлежащего ему имущества, нарушает права собственника, которые подлежат восстановлению на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом правовой конструкции названной статьи истцом должны быть доказаны:

- право собственности истца на спорное имущество;

- нахождение объекта виндикации во владении ответчика;

- незаконность такого владения.

Согласно разъяснению в пунктов 32, 36 постановления №10/22 от 29.04.2010, применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Истец обосновывает свое право нахождением спорных земельных участков на землях, внесенных в государственный лесной реестр, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

Между тем в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.

Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Данная позиция закреплена, в частности, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 №1793-О, 1794-О и 1795-О, а также от 28.11.2019 №3074-О.

В силу пункта 2 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положения части 3 этой статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.

Как следует из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:521 поставлен на кадастровый учет 14.10.2010. в настоящее время имеет категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, 01.11.2010 зарегистрировано право муниципальной собственности (лл.д.130-131 т.1).

Вместе с тем, из свидетельства о государственной регистрации права от 01.11.2010 следует, что земельный участок, площадью 350000 кв.м, с кадастровым номером   75:24:500301:521 был зарегистрирован с категорией земель земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования, сведений об отнесении земельного участка к землям лесного фонда не имелось (л.д.127 т.1).

Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории утверждена постановлением №1333 из земель сельскохозяйственного назначения  для сельскохозяйственного использования (л.д.26 т.2) .

Таким образом, правило о приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 75:24:500301:521 перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае является для этого участка действительным.

Кроме того, суд полагает обоснованными доводы ответчика 1 о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям относительно участку с кадастровым номером 75:24:500301:521.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 этого Кодекса.

Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В рамках дела №А78-6879/2010 рассматривалось требование Государственной лесной службы Забайкальского края к ООО "Горемнак" о взыскании ущерба за самовольное снятие почв и использование участка лесного фонда, причиненного лесному фонду Шилкинского участкового лесничества в кварталах 60, выдел 11 и квартале 61, выдел 8.

К участию в деле были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю, Администрация муниципального района "Шилкинский район".

Истец ссылался на то, что земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:521, переданный в аренду ООО "Горемнак", на момент государственной регистрации из состава федеральной собственности не выбывал. Следовательно, право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда, возникшее в силу закона, не прекращалось и все права по распоряжению участками лесного фонда, а также осуществление мероприятий по контролю принадлежат органам, осуществляющим ведение лесным хозяйством в соответствии с действующим законодательством.

При этом суд установил, что, согласно кадастровой выписке от 09.07.2009, земельный участок за кадастровым номером 75:24:0:66 площадью 135800000 кв.м, наименование ориентира колхоз "Победа", в составе которого размещен арендованный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, земель, относящихся к лесному фонду нет. Материалы дела доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда не содержат.

Решение суда по делу №А78-6879/2010 от 30.12.2010 вступило в законную силу 23.03.2011.

Доводы истца о том, что он не являлся стороной по делу, суд оценивает критически.

Как указывалось выше, истцом по делу А78-6879/2010 выступала Государственная лесная служба Забайкальского края.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение о Рослесхозе) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Рослесхозе).

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Рослесхозе).

Согласно пункту 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №671).

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Система государственного управления в области лесных отношений Забайкальского края обеспечивает осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Государственная лесная служба Забайкальского края (далее - Государственная лесная служба) образована постановлением Губернатора Забайкальского края от 27.06.2008 №136 "О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 05.06.2008 №115 "О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края" и является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим специальные (контрольные, надзорные, разрешительные) функции и управление в области лесных отношений.

Государственная лесная служба осуществляла исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в области лесных отношений, а также переданных в соответствии с федеральным законом отдельных полномочий Российской Федерации в указанной области.

Государственная лесная служба являлась правопреемником Управления лесами в Читинской области и Департамента лесного хозяйства Агинского Бурятского автономного округа.

Государственная лесная служба осуществляла свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также организациями.

Пунктом 10.6. Положения о Государственный лесной службе к ее полномочиям отнесено ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Забайкальского края; государственный лесной контроль и надзор (пункт10.7), представление документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, в Федеральное агентство лесного хозяйства (пункт 11.8.3).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в период рассмотрения дела №А78-6879/2010) установлено, что ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, уже в 2010 году о зарегистрированном праве муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:521, расположенный в кварталах 60, выдел 11 и квартале 61, выдел 8, было известно и уполномоченному органу в сфере ведения государственного лесного реестра имущества (Государственная лесная служба Забайкальского края) и органу, уполномоченному в сфере осуществления контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению, земельных участков, находящихся в федеральной собственности (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю).

С рассматриваемым иском истец обратился в суд в августе 2018 года.

Таким образом, доводы ответчика 1 о том, что срок исковой давности в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:24:500301:521 пропущен, являются обоснованными, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в указанной части.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:559 поставлен на кадастровый учет 06.06.2016 с категорией земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования. Право муниципальной собственности зарегистрировано 06.06.2016 (л.д.39-40 т.2).

О категории земель сельхозназначения участка свидетельствует и распоряжение о прекращении бессрочного пользования 28.12.2016 (л.д.121 т.1).

Сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 75:24:500301:559 к землям лесного фонда не имелось.

Как следует Единого государственного реестра недвижимости, в настоящее время категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения  (л.д.118-119 т.1).

18.01.2017 ответчик 1 согласовал перевод земель на земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:559 из категории сельхозназначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения.

Согласно утвержденной схеме территориального планирования муниципального района "Шилкинский район" от 28.12.2007, генерального плана сельского поселения "Размахнинское", утвержденного 29.05.2014 (л.д.130-132 т.2), правил землепользования и застройки сельского поселения ""Размахнинское  от 06.12.2012, земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:559 расположен на территории сельского поселения "Размахнинское" и в настоящее время соответствует утвержденным целевому назначению – земли промышленности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного Закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, в котором указываются, в том числе права на земельный участок.

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края №1111/р от 10.03.2017 участок с кадастровым номером 75:24:500301:559 в границах, определенных кадастровым паспортом переведен из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения (л.д.163 т.1).

Проект распоряжения№1111/р от 10.03.2017 получен Министерством природных ресурсов Забайкальского края 21.02.2017.

Как следует из листа согласования распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о переводе земельного участка с кадастровым номером 75:24:500301:559 из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, перевод согласован и одобрен в том числе и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края ФИО2.

В соответствии с подпунктом 12.5.19 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края №585 от 29.12.2017, он являлся уполномоченным органом по рассмотрению ходатайств о переводе земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и принятии актов о переводе либо отказе в переводе земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 75:24:500301:559 был сформирован и поставлен на кадастровый учет с категорией земли сельхозназначения, а перевод земельного участка в иную категорию произведен в 2017 году с соблюдением процедуры перевода земель с одобрения уполномоченных органов, в том числе Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Министерства природных ресурсов Забайкальского края.

О наличии пересечения земельного участка с кадастровым номером 75:24:500301:559 с землями лесного фонда уполномоченными органами не заявлялось.

Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 75:24:000000:515 поставлен на кадастровый учет без установления границ земельного участка, описание местоположения земельного участка отсутствует (л.д.93 т.1).

Информация о границах участка лесного фонда, на что указывает и сам истец, содержится именно в государственном лесном реестр, что подтверждается лесоустроительной документацией.

Вместе с тем, достоверных и достаточных доказательств того, что спорые земельные участки с кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559 входили ранее и входят в настоящее время в состав земель лесного фонда Шилкинского лесничества материалы дела не содержат.

Из межевых дел земельных участков с кадастровыми номерами 75:24:500301:521, 75:24:500301:559 следует, что на момент постановки на кадастровый учет они имели описание границ. Границы земельных участков подтверждаются межевыми планами со схемой геодезических построений, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане. Сведений о пересечении границ, наложении земельных участков на земли лесного фонда, в межевых делах не имеется.

План лесного участка от 2008 года содержит сведения о лесном участке на землях лесного фонда, включенных в Шилкинское лесничество в границах кварталов №57-80, общей площадью 4775 га (земли, ранее находившиеся во владении колхоза "Победа. Номер учетной записи в ГЛР 177-2008-10). План заверен руководителем Государственной лесной службы Забайкальского края 29.10.2008.

Как следует из плана, земельный участок лесного фонда не является единым, не имеет сплошной непрерывной границы, состоит из множества участков. План не содержит сведений о границах поворотных точек земельного участка лесного фонда

Документы о передаче колхозных лесов во владение Шилкинского лесхоза не содержат на указание передачи спорных участков внутри земель колхоза "Победа", а содержит только указание на общую площадь лесов – 56,7 тыс.га.

Кроме того, план земель колхоза "Победа", составленный Всесоюзным институтом сельскохозяйственных аэрофотогеодезических изысканий МСХ СССР на основании аэрофотосъемки 1969 года, дешифрованной в 1972 году, подтверждает нахождение спорных участков в пределах горного отвода (вложение л.д.43 т.3).

Согласно представленным в материалы дела выпискам из дела по вычислению площадей контуров земельных угодий колхоза "Победа" Шилкинского района, Читинской области от 1975 года, составленному Читинским филиалом Института "Востгипрозем" Минсельхоза РСФСР, на землях колхоза "Победа" лесов гослесфонда нет (л.д.38 т.3).

Из постановления Главы администрации Шилкинского района "О регистрации реорганизации колхоза "Победа" №269 от 30.12.1992 наличие земель лесного фонда в пользовании колхоза не следует (л.д. 41 т.3).

Как следует из Сведений о границах и количестве создаваемых лесничеств и лесопарков, в границах, включаемых в Шилкинское лесничество по состоянию на 01.01.2007 лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, не имелось.

Указанное отражено в приложении к протоколу заседания Комиссии по рассмотрению предложений в Читинской области об установлении границ лесничеств и определении их количества (л.д.89 обор., л.д.94 т.3.)

Выявление пересечения проведено путем графического наложения материалов лесоустройства на основании плана лесонасаждений колхоза "Победа" Ингодинского лесничества Шилкинского межхозлесхоза Читинской области устройства 1985 (л.д.84 т.4) с границами спорных земельных участков, указанных в кадастровом плане (лл.д.94-95,110 т.4).

Как следует из пояснений ФГБУ "Рослесинфорг", работы по выявлению пересечения границ выполнялись на основании плана лесонасаждений колхоза "Победа" Шилкинского межхозлесхоза Читинской области устройство 1985 года, картометрическим методом. В качестве картографической основы использовались государственные топографические карты, план лесоустройства.

Технология привязки лесоустроительных материалов содержит следующие этапы:

1.           Материалы ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли или космические снимки) привязываются на топографические карты масштаба 25000 и менее;

2.           На материалы ДЗЗ привязывается лесоустроительные материалы по естественным рубежам (реки, озера, дороги и т.д.);

3.           Привязанные материалы лесоустройства оцифровываются в ГИС (геоинформационной системе) программах (Панорама, Мапинфо, QGis и т.д.);

4.           Оцифрованные материалы лесоустройства совмещаются с данными полученными из ЕГРН и визуально выявляется наложение земель иных категорий по данным ЕГРН на оцифрованные земли лесного фонда по материалам лесоустройства (л.д.108 т.4).

Вызванный с судебное заседание представитель ФГБУ "Рослесинфорг" подтвердил, что наложение границ выявлено картометрическим способом, реальное установление границ на местности не производилось.

По делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).

В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП (ЕГРН). При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Факт включения названного недвижимого имущества в государственной лесной реестр, само по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

В рассматриваемом случае истец должен был доказать факт нахождения земельного участка на землях лесного фонда.

С учетом представленных ответчиком 1 документов, опровергающих нахождение спорных участков в составе земель колхоза "Победа" на землях лесного фонда, само по себе заключение ФГБУ "Рослесинфорг" не может являться надлежащими доказательствами, подтверждающими факт пересечения земель лесного фонда со спорными земельным участками, поскольку не подтверждают того обстоятельства, что на момент возникновения прав ответчика 1 на спорные земельные участки части  этих земельных участков относилась к землям лесного фонда, а не к землям сельхозназначения, как следует из документов ответчика 1.

Земельный участок лесного фонда не является сплошным, его границы определены в материалах лесоустройства без указания границ поворотных точек, очевидно, что с момента проведения лесоустройства 1985 год естественные границы могли значительно измениться, однако, как указывал представитель ФГБУ "Рослесинфорг", одним из этапов выявления пересечения является привязывание лесоустроительных материалов по естественным рубежам (реки, озера, дороги и т.д.) и лишь после этого происходит сличение границ  лесного участка с границами лесных участков, поставленных на кадастровый учет.

При таких обстоятельствах, сведения ФГБУ "Рослесинфорг" не могут считаться абсолютно точными и не допускающими погрешностей.

Истребование имущества из чужого незаконного владения является вещно-правовым способом защиты права собственности. Посредством виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество, находящееся у незаконного владельца.

Как следует из пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 №23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.

Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).

С учетом неполноты сведений государственного лесного реестра в части ненадлежащего определения границ лесных участков, а также в связи с тем, что суд не является специалистом в сфере землеустройства и лесоустройства и не может самостоятельно определять координаты поворотных точек в целях определения наложения участков и пересечение их границ, суд неоднократно выносил на рассмотрение сторон вопрос о проведении землеустроительной экспертизы (определения суда от 06.08.2019, 02.09.2019, 01.10.2019).

Истец от проведения землеустроительной экспертизы уклонился.

Ответчик 1 же, в свою очередь, утверждал, что представил достаточный объем доказательств, подтверждающих первоначальное отнесение спорных земельных участков не к землям лесного фонда, а к землям сельхозназначения.

Представленные ответчиком 1 доказательства истцом не опровергнуты.

Таким образом, истец, в нарушение требований статей 64, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил объективных, достоверных и достаточных доказательств пересечения указанных в ЕГРН границ спорных земельных участков с лесным участком, который относится к федеральной собственности.

С учетом того, что права аренды ответчика 2 на спорные земельные участки прекращены, оснований полагать, что ответчик 2 нарушает права истца, не имеется.

Ответчики 1 и 2 не являются надлежащими по требованию об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

С учетом установленных обстоятельств дела, а также, принимая во внимание тот факт, что спорные земельные участки находятся во владении ответчика 1, требование о признании права отсутствующим также не подлежит удовлетворению.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит  выводу о недоказанности истцом обоснованности заявленных требований.

В иске следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               М.В. Сталичнова