ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1611/16 от 29.06.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 1 / 6

06 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Н.Ю. Шеретеко

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Суворовой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания " (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственной лесной службе Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 108215,43 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца – не было

от ответчика1 – ФИО1, представителя по доверенности от 21.03.2016.

от ответчика2 – не было

В судебном заседании суд установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"  обратилось с требованиями к Государственной лесной службе Забайкальского края о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 93971 руб. по государственному контракту №57 от 28.08.2014г. и неустойки по п.5.5 контракта в размере 14243,43 руб. за период с 01.01.2015г. по 17.02.2016г.

Определением суда от 18.02.2016г. рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

Определением от 17.03.2016г. судом осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

Истец и Министерство финансов Забайкальского края надлежаще извещено о рассмотрении дела в суде, явку представителей в суд не обеспечили, истец заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В порядке ст.156 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителей указанных сторон.

По заявлению истца 28.08.2014г. сторонами заключен государственный контракт на оказание услуг по прокату видеосюжетов на противопожарную тематику по телевидению №57. Истцом приняты обязательства исполнены в полном объеме на общую сумму 93972 руб., претензий со стороны ответчика не поступало. В соответствии с п.3.3 контракта оплата за оказанные услуги производится в течение 7 рабочих дней со дня подписания сторонами акта приемки оказанных услуг, окончательный расчет производится не позднее 31.12.2014г. Однако оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, задолженность составляет 93971 руб. В соответствии с п.5.5 контракта начислена неустойка в размере 14243,43 руб. за период с 01.01.2015г. по 17.02.2016г.

В отзыве на иск ответчик заявленные требования не признал, указав, что  в силу  ст.3 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ и в соответствии с утвержденной краевой долгосрочной целевой программы «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)» при заключении контракта  Государственная лесная служба Забайкальского края действовала от имени и по поручению публично-правового образования, в связи с чем должником по обязательствам является Забайкальский край в лице уполномоченного органа-  Министерство финансов Забайкальского края.

В отзыве на иск Министерство финансов Забайкальского края указало, что является  ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, исковые требования не признает по тем основаниям, что обязанность по оплате товара по спорному государственному контракту возложена непосредственно на заказчика, ответчик1 не был наделен статусом государственного заказчика и не выступал от имени Забайкальского края. Кроме того, в рамках исполнения краевого бюджета финансирование из бюджета края ответчика1 осуществляется в общем порядке, согласно бюджетной росписи и кассового плана, в связи с чем привлечение Министерства финансов Забайкальского края в качестве ответчика по данному делу и взыскание денежных средств на основании решения суда с Министерства финансов Забайкальского края может привести к двойной оплате работ по спорному государственному контракту. Государственный контракт не содержит обязательства по оплате товара лицами кроме заказчика, либо иными субъектами. Условие об определении источников финансирования затрагивает правоотношения ответчика и финансового органа в сфере бюджетного финансировании и свидетельствует только о порядке предоставления денежных средств на оплату контракта, а не о возникновении гражданско-правовой обязанности по контракту. В связи с чем взыскание с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края задолженности по государственному контракту не основано на нормах права., и надлежащим ответчиком по делу является Государственная лесная служба Забайкальского края, являющаяся заказчиком спорных услуг и лицом, обязанным по оплате товара в рамках государственного контракта. Отсутствие финансирования и денежных средств не является основанием для прекращения его функций как государственного заказчика.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

На основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.08.2014г. между Государственной лесной службой Забайкальского края (заказчик) и ФГУП ВГТРК (исполнитель) заключен государственный контракт  на оказание услуг по  прокату видеосюжетов на противопожарную тематику по телевидению №57 от 28.08.2014г. с дополнительным соглашением  от 01.09.2014г.

По условиям контракта исполнитель  оказывает услуги по прокату видеосюжетов на противопожарную тематику на территории всех районов Забайкальского края в соответствии с Техническим заданием ( Приложением №1 к контракту) в срок с 01.09.2014г. по  20.10.2014г.

Согласно п.3.1 цена контракта составляет 93972 руб., и оплата  производится  в течение семи рабочих дней после подписания акта сдачи-приемки, но не позднее 31.12.2014г. (пункт 3.3 контракта).

Заказчиком подписан  акт выполненных работ №1296 от 26.09.2014г. об оказании услуг по прокату видеосюжетов на противопожарную тематику на сумму 71608,54 руб. и акт №1391 от 09.10.2014г. на сумму 22363,46 руб.

В соответствии со ст.779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст.781 ГК РФ).

Заказчиком денежные обязательства по контракту не исполнены,  оплата за оказанные услуги по контракту не произведена.

Задолженность за оказанные услуги по контракту составляет 93972 руб. согласно акту сверки взаимных расчетов на 31.12.2014г.,  по иску заявлена сумма долга  93971 руб.

По условиям п.5.5 контракта за просрочку оплаты  по расчету истца начислена неустойка в размере 14243,43 руб. за период с 01.01.2015г. по 17.02.2016г.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 5.5 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Данная ответственность предусмотрена пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

За просрочку оплаты пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка России 11% годовых за период с  01.01.2015 г. по 17.02.2016г. составляет 11696,30 руб.

Согласно ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательства  или  одностороннее изменение  его условий не допускается.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.11.2009г. №414 была утверждена Краевая долгосрочная целевая программа "Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы), государственным заказчиком  программы определена Государственная  лесная служба Забайкальского края. Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края (п.3).

Пунктом  6.1 Программы предусмотрены мероприятия по прокату видеосюжетов на противопожарную тематику по телевидению.

В рамках реализации мероприятий указанной программы Государственная лесная служба Забайкальского края, осуществляя функции государственного заказчика, заключило государственный контракт №57 от 28.08.2014г.

Из содержания статей 125 и 126 ГК РФ следует, что в результате заключения контрактов заказчиками, действующими от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публичное образование, а не его учреждения.

Финансирование государственного контракта осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №24 разъяснено, что, если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно действует в этом случае в интересах и от имени публичного образования.

Таким образом, при заключении спорного контракта ответчик1 действовал от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из контракта, является само публично-правовое образование – Забайкальский край в лице уполномоченного органа - Министерства финансов Забайкальского края.

Государственная лесная служба неоднократно направляла заявки о выделении денежных средств на финансирование контракта, которые оставлены без исполнения.

Таким образом, требования истца о взыскании основного долга 93971 руб. и  неустойки в размере 11696,30 руб.  подлежат удовлетворению за счет казны Забайкальского края.

Расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требования по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) основной долг 93971 руб., неустойку в размере 11696 руб. 30 коп. и расходы по госпошлине 4146 руб. 43 коп., всего 109813 руб. 73 коп.

В остальной суме иска отказать.

В иске к Государственной лесной службе Забайкальского края отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Н.Ю. Шеретеко